Советский лётчик, комбриг. Герой
Советского Союза (1936). С 1919 в Красной
Армии. Учился в Егорьевской военно-теоретической
школе лётчиков (1921-22), прошёл полный курс
в Борисоглебской школе военных лётчиков
(1922-23), учился в Московской военно-авиационной
школе высшего пилотажа и одновременно
окончил Серпуховскую высшую
авиационную школу стрельбы,
бомбометания и воздушного боя (1923-24).
|
Рис.1 Истребитель
И-16 |
Лётчик-испытатель НИИ ВВС (1930-33), завода
опытных и экспериментальных
конструкций (1933-35). Чкалов испытал свыше
70 типов самолётов (И-15, -16, -180, ВИТ-2, НВ-1),
разработал и внедрил новые фигуры
высшего пилотажа: восходящий штопор и
замедленную "бочку". Совместно с Г.
Ф. Байдуковым и А. В. Беляковым совершил
перелёты: Москва - о. Удд (ныне о. Чкалов),
1936; Москва - Северный полюс - Ванкувер (США),
1937. Депутат ВС СССР с 1937. Награжден 2
орденами Ленина, орденом Красного
Знамени, медалью.
Погиб 15 декабря 1938 при испытании
истребителя И-180-1. Это был первый полет
истребителя конструкции Н.Н.Поликарпова,
который должен был заменить знаменитый,
но устаревающий И-16. Полет готовился в
страшной спешке - успеть до конца года.
Поликарпов даже отказался подписать акт
о готовности самолета к первому вылету.
В этот день был мороз 24о С. Уже при
заходе на посадку двигатель М-88, не
оснащенный лобовыми жалюзи,
переохладился и при попытке изменить
режим его работы заглох. Чкалов пытался
дотянуть до аэродрома. Но уже на подходе
видя, что самолет не перелетит через
жилые бараки, где могли быть люди, Чкалов
отвернул и врезался центропланом в
высоковольтную опору... Пилота при
столкновении выбросило из кабины вместе
со штурвалом в полусогнутом состоянии.
Падая, он ударился головой о торчащий
рельс и перебил себе мозжечок. Через 2
часа он скончался в Боткинской больнице
не приходя в сознание.
|
Рис.2 Истребитель
И-180 |
Вероятно, при расчете захода на посадку
Чкалов не учел, что на И-180, в отличие от
"ишака", поставили винт изменяемого
шага ВИШ-3Е. Так как механизм поворота не
был доведен, лопасти винта
зафиксировали в положении малого шага. И
после остановки двигателя винт
превратился в мощный тормоз... К тому
же шасси, которые в первом полете не
убирались, были законтрены - Чкалов не
смог бы их убрать.
Как потом подтвердили официальные
испытания мотора М-88 на станке в мае 1939 г.
у него "отсутствует приемистость с
малого газа при различном тепловом его
состоянии". Т.е. при быстром
перемещении рычага управления мотором с
малого газа (малых оборотов) на
увеличение оборотов (при даче газа)
независимо от температурного режима,
мотор М-88 останавливался.
Урна с прахом Чкалова установлена в
Кремлёвской стене. Его именем названы
города в Нижегородской области России и
Худжанской области Таджикистана, высшее
авиационное училище лётчиков в
Оренбурге, Центральный аэроклуб,
авиационные заводы в Ташкенте и
Новосибирске. Есть улица Чкалова в
Канаде, в Ванкувере. Город Оренбург с 1938
по 1957 носил имя Чкалов (правда Чкалов
здесь никогда не был).
|