Уголок неба ¦ BAC. Бахчиванджи Г.Я.

Реклама...



БАХЧИВАНДЖИ 
ГРИГОРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ
(1909-1943)
<-     Главная ->

Советский летчик-испытатель, капитан, Герой Советского Союза(1973, посмертно). С 1931 года в Советской Армии. Окончил Оренбургское летное военное училище в 1934 году. Работал летчиком-испытателем в НИИ ВВС. В 1941 году участвовал в Великой Отечественной войне в составе 402-го особого истребительного авиаполка, сформированного на базе НИИ ВВС. Воевал на истребителе МиГ-3, который испытывал накануне. С 1 июля по 10 августа 1941 г. совершил около 70 боевых вылетов, при обороне Москвы сбил 6 (5) самолётов противника. В 1942 году отозван с фронта для испытаний первого ракетного истребителя БИ-1. 

Рис.1 Экспериментальный истребитель БИ-1

Первый полет на истребителе "БИ" летчик Г.Я.Бахчиванджи выполнил 15 мая 1942 г. Полет продолжался 3 мин 9 с. Самописцы зафиксировали максимальную высоту полета 840 м, скорость 400 км/ч, скороподъемность - 23 м/с. В послеполетном донесении летчик-испытатель отмечал, что полет на самолете "БИ" в сравнении с обычными типами самолетов исключительно приятен: перед летчиком нет винта и мотора, не слышно шума, выхлопные газы в кабину не попадают; летчик, сидя в передней части самолета, имеет полный обзор передней полусферы и значительно лучший, чем на обычном самолете, обзор задней полусферы; расположение приборов и рычагов управления удачное, видимость их хорошая, кабина не загромождена; по легкости управления самолет превосходит современные ему истребители. 
20 февраля 1942 года при запуске двигателя на испытательном стенде, несмотря на грамотные действия Бахчиванджи, произошел... взрыв. Струя азотной кислоты под давлением облила лицо и одежду Арвида Палло. При взрыве головка двигателя сорвалась с креплений, пролетела между баками азотной кислоты, ударилась о бронеспинку сиденья пилота и сорвала крепежные болты. Бахчиванджи ударился головой о доску приборов и рассек лоб. Но он не отказался от продолжения испытаний, а, вернувшись из госпиталя, с еще большей настойчивостью включился в работу.
15 мая 1942 г. выполнил первый полет с работающим ЖРД. Во время 7 полета 27 марта 1943 г. при испытании на максимальную скорость самолет с горизонтального полета перешел в пикирование, из которого не мог выйти. Бахчиванджи погиб. Причина затягивания самолета с прямым крылом в пикирование на скоростях выше 900 км/ч была выяснена уже позже.
В 1973 году Г.Я.Бахчиванджи посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Светлая память о нем и его полетах в неведомое отражена:
- в наименовании платформы "Бахчиванджи" пригородного сообщения по Ярославской ж.д.;
- установкой памятника в станице Бриньковской (на родине летчика) и в Кольцово (НИИ ВВС, Свердловская область), где имя Бахчиванджи присвоено школе;
- именем Бахчиванджи назван кратер на обратной стороне Луны
Известны слова Юрия Гагарина: "Без полетов Григория Бахчиванджи, возможно, бы не было и 12 апреля 1961 года".


[ЛЕТЧИКИ-ИСПЫТАТЕЛИ] [ЛЮДИ И АВИАЦИЯ]


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100