Реклама... |
|
![]() |
БАЛАБУЕВ ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ |
![]() |
|
(р.1931) | ||
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||
Петр Васильевич Балабуев родился 23 мая 1931 г. на хуторе Валуйск Луганской обл. С 1954 г., после окончания Харьковского авиационного института работает в конструкторском бюро О.КА.Н-тонова, а с 1984 г. возглавляет его. Участвовал в создании около 100 типов и модификаций самолетов «Ан», автор более сотни научных работ, 20 из которых защищены авторскими свидетельствами на изобретения и внедрены. П.В.Балабуев - Генеральный конструктор авиационной техники (1984), доктор технических наук (1988), профессор, Лауреат Государственной премии СССР (1974), Государственной премии УССР (1979), Герой Социалистического труда с вручением ордена Ленина (1975), Герой Украины с вручением ордена Державы (1999), заслуженный деятель науки и техники УССР (1991). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1966), орденом «За заслуги» III, II, I степеней (1992, 1996, 1998 соответственно), орденом Дружбы Российской Федерации (1998), удостоен звания «Почетный гражданин города Киева» (1998). Самолеты «Ан», получающие свою «путевку в жизнь» в Авиационном научно-техническом комплексе им. О.К.Антонова, вот уже полвека известны во всем мире. Отдавая должное значению этого предприятия, его удостаивали своим посещением первые лица страны - Хрущев, Брежнев, Подгорный, Щербицкий, Горбачев и др. Но то были, хоть и заметные, но все же эпизоды. Сейчас не проходит недели, чтобы фирму не посетила какая-нибудь солидная делегация. Особенно туда стремятся иностранцы. «Антонов» вошел в первую «обойму» достопримечательностей Киева и Украины в целом. А причина на виду. В период, когда из-за отсутствия финансирования и разрыва хозяйственных связей фактически прекратили свою деятельность многие производства, НИИ и проектные организации, фирма «Антонов» продолжала создавать новую сложнейшую авиационную технику и «подтягивала» за собой сотни других КБ, институтов и заводов самых различных отраслей, причем как в нашей стране, так и за ее пределами. Однако, как известно, само по себе ничего не происходит, все делают люди. Мы - старшее и среднее поколение, выросшее в Союзе, воспитывались на приоритетах роли коллектива в любом творческом и производственном процессе. Роль личности часто находилась в тени. Помню, в шестидесятые годы в «Правде» была напечатана большая статья под названием «Человек-буксир». Запомнилась она тем, что заметно диссонировала с принятыми тогда нормами. Речь в ней шла об одном талантливом организаторе авиационной науки, который еще в молодости проявил свои качества «человека-буксира» и был награжден орденом Ленина. Думаю, тогда это определение вполне отвечало требованиям времени, однако сегодня эта яркая метафора шестидесятых явно устарела. Героями тех времен тоже были личности невероятной устремленности и силы воли. И.В.Курчатов, С.П.Королев и другие огромным усилием своей воли добились прорыва в новую эпоху. Но на них работала огромная страна, их успехи и неудачи находились под постоянным контролем первых лиц Кремля... В наши дни ситуация радикально переменилась. Какими же качествами сегодня должен обладать руководитель такой фирмы, как АНТК им. О.К.Антонова, кроме того, что он должен быть конструктором, ученым, экономистом, психологом? Генерального конструктора современности впору сравнить с ракетой, выводящей на высокую орбиту большой груз. С земли за ее полетом наблюдают, но в управление не очень-то вмешиваются... Окончив самолетостроительный факультет ХАЙ в 1954 г., Петр Васильевич сразу прибыл в Киев и с группой таких же молодых инженеров приступил к работе в ОКБ, возглавляемом Олегом Константиновичем. Шел только второй год пребывания предприятия в столице Украины после переезда из Новосибирска, где оно было основано в 1946 г. В тот период создавали Ан-8 - первый в СССР специализированный транспортный самолет, предтеча всех машин прославленного семейства транспортников «Ан». Молодые специалисты сразу включились в эту интереснейшую, но и трудную работу. Тогда все делалось впервые, фирма расширялась, опытных конструкторов не хватало. Проявившие свои способности специалисты, несмотря на молодость, получали ответственные задания и быстро росли в должности. Балабуев стремительно прошел все ступени карьеры авиационного инженера - за свое первое трудовое десятилетие он был рядовым конструктором, начальником мастерской, начальником сборочного цеха, ведущим инженером по летным испытаниям, заместителем главного конструктора и начальником филиала ОКБ на серийном заводе в Ташкенте. Работа в столице Узбекистана стала одной из самых ярких в трудовой биографии Петра Васильевича.
Все эти годы стремительно развивается авиационная наука и техника. Совершенствуется аэродинамика, наука о прочности самолетных конструкций, появляются новейшие материалы и технологии, новые силовые установки, внедряются современные методы организации производства, планирования и управления, появляется мощная вычислительная техника. Балабуев в курсе всех новшеств. Он прекрасно ориентируется в бурном информационном потоке, выделяет главное, расставляет акценты, организовывает внедрение в повседневную деятельность фирмы важнейших научных достижений. В 1984 г. Петр Васильевич буквально из рук своего учителя, создателя фирмы, имя которого она теперь носит, берет штурвал управления предприятием.
Наверное, после распада СССР, в период перехода от одной экономической формации к другой и исчезновения единой авиационной промышленности, Генеральному конструктору и руководимому им коллективу пришлось выдержать свой самый трудный экзамен. Поступление бюджетных средств на новые проекты почти полностью прекратилось, а заказчики перспективной техники сами в момент оказались неплатежеспособными. Под угрозу было поставлено само существование прославленного антоновского КБ. Однако успешная коммерческая эксплуатация Ан-124 на международных линиях позволила смягчить удар по фирме постигшего страну жесточайшего кризиса. Доходы от международных авиатранспортных перевозок дополнялись поступлениями от других видов хозрасчетной деятельности, что дало возможность в конечном итоге сохранить уникальные кадры специалистов и продолжить создание новейших самолетов. Выход из тяжелейшей экономической ситуации Генеральный конструктор увидел в совершенствовании структуры фирмы и расширении сферы ее деятельности. В этот период создается специальное подразделение по разработке средств наземного транспорта, ведется экспорт технологических достижений фирмы, начинается обучение иностранных граждан эксплуатации самолетов «Ан», растет объем инжиниринговых услуг и грузовых воздушных перевозок. При активном участии Балабуева создается ряд международных консорциумов, ассоциаций, корпораций, авиакомпаний, куда, наряду с АНТК им. О.К.Антонова, входит ряд предприятий Украины, России, Узбекистана, Великобритании. В итоге период становления независимой Украины для фирмы «Антонов» и ее руководителя оказался не только трудным, но и богатым на урожай.
В 1994 г. Петр Васильевич выступил инициатором создания регионального пассажирского самолета нового поколения Ан-140, призванного заменить ветерана Ан-24.
Уже поступили заказчикам и успешно эксплуатируются в России и в Малайзии легкие многоцелевые самолеты Ан-38-100, оснащенные американскими двигателями. Эти машины предназначены для перевозки 27 пассажиров или почты и грузов общей массой до 2500 кг на местных воздушных линиях. Серийно Ан-38-100 производится в Новосибирском авиационном производственном объединении. В АНТК завершается программа испытаний варианта этого самолета - Ан-38-200 с российскими двигателями. Упрочились и позиции транспортного подразделения АНТК - авиакомпании «Авиалинии Антонова» на международном рынке воздушных перевозок крупногабаритных и сверхтяжелых грузов. Заказчиками услуг «Авиалиний Антонова» стали такие фирмы, как Lockheed Martin, Boeing, Loral, NASA, Volkswagen, General Electric, Siemens и др., для которых основными критериями выбора являются сроки и экономичность перевозки. В настоящее время авиакомпания получает заказы, для выполнения которых нужен самолет еще большей размерности, чем «Руслан». В связи с этим был проведен большой комплекс работ по модернизации Ан-225 «Мрия» и подготовке этого супергиганта к коммерческой эксплуатации. Говорят, что короля играет свита, не добавляя при этом, что свиту-то выбирает король. У Генерального конструктора П.В.Балабуева прекрасные заместители, руководители всех направлений авиационной науки и искусства (ведь авиация - это еще и искусство), у него много настоящих единомышленников. Этой команде не раз приходилось выводить фирму из критических ситуаций, она доказала свою способность действовать решительно, эффективно, мобилизовывать коллектив для достижения конкретного, необходимого в данный момент результата. В мае 2001 г. Петру Васильевичу исполняется 70 лет. Большую часть жизни он посвятил созданию самолетов, которые в свое время становились «самыми-самыми» не только в Советском Союзе, но и в мире. Сегодня на своих надежных крыльях они доставляют пассажиров и грузы в различные уголки планеты. Их успехи служат источником сил и энергии для того, кто навсегда связал с ними свою судьбу, которую можно назвать поистине крылатой.
|
||||||||||||
[ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВИАКОНСТРУКТОРЫ] [ЛЮДИ И АВИАЦИЯ] |
|