Игорь Иванович Сикорский родился в
Киеве в 1889 г. в семье известного врача-психиатра.
С детства тяготеющий к технике, он
выбрал себе профессию инженера. Но
увлечение зарождающейся авиацией
оказалось сильнее и, не доучившись в
Киевском политехническом институте, он
полностью отдался конструированию
летательных аппаратов. История их
создания и испытаний подробно описана в
книге.
Революционные события 1917 г. и
последовавшие за ними репрессии и хаос в
стране явились переломным моментом в
судьбе тысяч наших соотечественников, в
том числе и Сикорского. В 1918 г.,
отчаявшись найти применение своему
конструкторскому таланту на родине, он
эмигрировал на Запад, - сначала во
Францию, затем, в 1919 г. - в США.
Когда 29-летний И. И. Сикорский покидал
Россию, он уже был авиаконструктором с
мировым именем, прославившимся как
создатель первых многомоторных
самолетов. Однако в Америке все пришлось
начинать сначала, т. к. война закончилась
и из-за перепроизводства военной
авиационной техники найти заказчиков на
новые самолеты было практически
невозможно. После нескольких лет
мытарств Сикорскому все же удалось
создать собственную авиастроительную
фирму. Ее костяк составили российские
эмигранты - инженеры, рабочие, бывшие
офицеры русской армии. Поэтому в США ее
часто называли “русской фирмой”.
Успех пришел в конце 20-х годов, когда
фирма Сикорского занялась
строительством гидросамолетов - так
называемых “летающих лодок”. Это была
новая для Сикорского область, но талант
конструктора и врожденная инженерная
интуиция позволили ему и здесь добиться
выдающихся результатов. Достаточно
сказать, что с закупок гидросамолетов
Сикорского начала свой путь крупнейшая
авиакомпания “Пан Америкен”, а на
четырехмоторной “летающей лодке” S-42 в
1934 г. было установлено сразу 10 мировых
рекордов.
В конце 30-х годов Сикорский круто
изменил направление своей деятельности,
неожиданно для всех переключившись на
создание вертолетов. В то время этот тип
летательного аппарата еще не применялся
на практике, а испытания немногих
экспериментальных образцов, как правило,
не давали повода для оптимизма. Поэтому
решение Сикорского было весьма
рискованным. Но, будучи по натуре
конструктором-новатором, он решил
рискнуть и не ошибся. Выбрав для своих
винтокрылых машин малоизученную в то
время одновинтовую схему, которая затем
стала классической для вертолетов,
Сикорский и его сотрудники выпустили
целую гамму удачных аппаратов. Они нашли
самое широкое применение не только в США,
но и в целом ряде западноевропейских
стран; на них установлены мировые
рекорды скорости, скороподъемности,
грузоподъемности, продолжительности и
дальности полета. За заслуги в
вертолетостроении Сикорский даже
получил в США прозвище “мистер Вертолет”.
Несколько штрихов к портрету
Сикорского как человека. К концу своей
творческой карьеры он был осыпан
всевозможными наградами за вклад в
развитие авиации. Но это не мешало ему
оставаться интеллигентным, скромным
человеком. Официальным встречам “на
высшем уровне” Сикорский предпочитал
беседы с пилотами своих вертолетов,
внимательно выслушивая их мнения о
достоинствах и недостатках той или иной
машины.
Когда Сикорский приступил в США к
созданию своих первых самолетов, ему
помогли деньгами некоторые наши
эмигранты, в частности, С. В. Рахманинов.
Позднее авиаконструктор сам активно
участвовал в жизни русской колонии в
Стратфорде — городе, где находилась его
фирма. Он морально и материально
поддерживал своих соотечественников в
США, жертвовал на православную церковь,
на поддержку российского культурного
наследия в эмигрантских кругах. Он был
глубоко религиозным человеком и даже
опубликовал в США ряд своих
богословских трудов.
Сикорский никогда не симпатизировал
коммунистическому режиму, о чем
свидетельствует его холодность по
отношению к А. Н. Туполеву во время
визита на фирму в 1935 г. советских
авиационных специалистов. Но он не
затаил обиды на свою отчизну. “Воздушный
путь” пропитан гордостью за достижения
русской авиации. В заключении книги, где
говорится о путях развития самолетов в
будущем, Сикорский пишет о значении
авиации для освоения севера европейской
части России и Сибири, по-прежнему
называя при этом Россию “родиной”.
Позднее, в годы Второй мировой войны, он
всегда искренне радовался победам СССР
в борьбе с Германией.
Первый американский
экспериментальный вертолет VS-300,
созданный Сикорским, оторвался от земли
14 сентября 1939 года. По существу, это был
модернизированный вариант его первого
российского вертолета, созданного еще в
июле 1909 года.
Вскоре последовал заказ
на армейский вертолет связи и
наблюдения. Двухместный S-47 был готов в
декабре 1941 года и стал первым вертолетом,
запущенным в крупносерийное
производство. Он был единственным в
антигитлеровской коалиции, принявшим
участие во Второй мировой войне.
После войны Сикорский построил
универсальный S-51, широко применявшийся
как для военных, так и для гражданских
целей.
С покупки лицензии на S-51 началось
развитие вертолетостроения в
Великобритании, а на S-56 - и во Франции.
Последним вертолетом,
построенным Сикорским до ухода на
пенсию, стал S-58, поднявшийся в воздух в
1954 году. Кроме США, этот вертолет
строился в Великобритании, Франции и
Японии. Он по праву считается лучшим
вертолетом первого поколения.
Скончался Игорь
Иванович в 1972 году в городе Истоне, штат
Коннектикут.
|