Уголок неба ¦ Польские авиачасти в СССР

Реклама...

    


 
 
главная история авиации авиация второй мировой
   Польские авиачасти в СССР
             
         n А.Медведь  



В мае 1943 г. в Советском Союзе было начато формирование 1-й польской пехотной дивизии (ПД) имени Тадеуша Костюшко. При личной встрече со Сталиным ее командир, Зигмунд Берлинг (бывший начальник штаба 5-й дивизии армии Андерса), высказал мысль о целесообразности создания истребительной авиационной эскадрильи, укомплектованной поляками В то время как 1 -я ПД явилась краеугольным камнем новых польских сухопутных войск, отдельная эскадрилья должна была стать ядром вновь создаваемых ВВС Польши. Идея получила одобрение, и уже 7 июля по приказу Берлинга началось формирование 1-й ОИАЭ (отдельной истребительной авиаэскадрильи) Семнадцать воен- нослужащих из 1-й ПД, прежде имевших отношение к авиации, были направлены в советские авиашколы. Срок готовности эскадрильи определили жестким - уже 30 сентября ее планировали отправить на фронт. Одновременно на аэродроме Григорьевское (неподалеку от Рязани) началось формирование 1-го учебно-тренировочного отряда.

Во второй половине 1943 г руководство Советского Союза взяло курс на ускоренное создание польских частей и соединений на своей территории Так 10 августа 1-я ПД была развернута в 1-й корпус польских вооруженных сил (КПВС), а недоформированная еще эскадрилья - в 1 -и истребительный авиационный полк (ИАП) "Варшава"-(по штату №015/284 32 самолета Як-1) Первым его командиром стал капитан Тадеуш Вихеркевич Для укомплектования полка продолжили набор до- бровольцев. теперь уже из представителей всех родов войск - пехотинцев, артиллеристов, саперов . В то время Красная Армия начала освобождение Западной Украины, в связи с чем приток кадров в польские формирования значительно возрос В марте 1944 г 1-й КПВС развернули в 1-ю польскую армию, а в апреле полк "Варшава" был официально введен в ее состав. Штатную численность самолетов в нем довели до 40 машин, как в большинстве истребительных частей советских ВВС. Одновременно началось формирование 2-го польского НБАП "Краков" на самолетах У-2 (его первым командиром назначили бывшего начальника отдела боевой подготовки ВВС Северо-Кавказского военного округа полковника Йозефа Смагу) и 103-й отдельной связной авиаэскадрильи Обучение летного состава происходило с привлечением инструкторов из советского 46-го ЗАП. Весной 1944 г. уже около 600 поляков готовились в советских летных и авиационно-технических школах. 

Вместе с тем следует отметить, что создание новых польских ВВС происходило в исключительно сложных условиях Большая часть опытных летчиков, избежавших плена после оккупации Польши и оказавшихся на территории СССР, в соответствии с достигнутой с союзниками договоренностью была отправлена в Великобританию, где продолжила борьбу с немцами. Весной 1944 г в двух авиаполках имелось всего шесть пилотов из "старых" польских ВВС, остальные же были "зелеными" новичками. Для укрепления польской армии кадрами, в первую очередь командными , руководство СССР приняло решение о переводе в ее состав ряда советских военнослужащих польского происхождения Сменив униформу,в строй новых польских авиачастей и соединений встали полковник Александр Ромейко (в 1947г. он стал Командующим ВВС Войска Польского), подполковник Ержи Богдановски, майор Вацлав Козловски, капитан Филип Тышкевич и другие Подбор старших офицеров, возглавивших соединения и штабы польского союзника, лично контролировал И Сталин "Нам не безразлично кто будет стоять во главе частей и соединений польской армии," - сказал он на одном из совещаний. - "Это должны быть люди, преданные новому демократическому строю, способные постоять за интересы своего народа, показавшие себя в боях". В результате почти все без исключения руководящие должности (от командира эскадрильи и выше) в ВВС Войска Польского в годы войны были заняты проверенными советскими офицерами Подготовка экипажей для 1 -го ИАП была закончена в мае, а для 2-го НБАП - только в июле 1944 г. Следует отметить, что процесс формирования частей и обучения летно-технического состава сильно отставал от потребностей быстро расширявшихся польских вооруженных сил. Полковник Смага, возглавивший авиационный отдел 1 -й польской армии (в июле 1944 г ее преобразовали в 1-ю армию Войска Польского), пред- ставил проект плана создания национальных ВВС в составе восьми авиадивизий (660-760 самолетов). Пять из них планом предусматривалось довести до боеготового состояния всего за полгода, а полностью закончить этап комплектования к 1 мая 1945 г.

Очевидно, что столь резкое наращивание авиационной группировки только за счет новобранцев было невозможным В связи с этим руководство СССР решило сформировать "псевдопольские" авиационные части, и первой из них стал советский 611-й ШАП подполковника И.Я.Миронова, в апреле 1944г. переданный из б-й ВА в состав 1-й армии Войска Польского. Предварительно полк доукомплектовали до штатной численности самолетами и экипажами В августе все три упомянутые авиачасти были сведены в 1 -ю польскую смешанную авиадивизию (САД) под командованием полковника Турыкина, в том же месяце соединение было брошено в бой на варшавском направлении.

Между тем наращивание численности польских сухопутных войск продолжалось ускоренными темпами. В августе 1944 г было принято решение о развертывании 2-й армии, а в октябре - 3-й армии Войска Польского Тогда же принципиально был решен вопрос о создании Польского фронта. Для обеспечения авиационной поддержки фронту следовало иметь полнокровную воздушную армию (ее управление решили развернуть на базе советской б-й ВА, расформированной в связи с сокращением протяженности советско-германского фронта), и вскоре в составе Войска Польского появились три новые авиационные дивизии Одновременно 1 -я польская САД сменила номер и стала 4-й 1-ю польскую БАД вооружили самолетами Пе-2 Для ее формирования были использованы управление советской 184- й БАД и два бомбардировочных авиаполка 458-й майора Белоглазова, прежде летавший на СБ (он стал 4-м польским БАП), и 719-й майора Баженова, ранее летавший на Р-5 (он стал 3-м польским БАП). Еще один недостающий полк (5-й польский БАП майора Домобаева) сформировали из летного состава, набранного "с бору по сосенке" в частях советской 4- й авиадивизии особого назначения. Все три полка укомплектовали по 32-самолетному штату, добавив из запасных полков в общей сложности 24 экипажа. Командиром дивизии стал подполковник М.И.Мартынов.

Переучивание и подготовка к боевому применению 3-го бап производились на казанском аэроузле, 4-го БАП - на аэродроме Выползово в Московском военном округе, а 5-го БАП - при 11 -м запасном авиаполку в Кировограде. Позднее все три полка перебросили в Киевский ВО на аэродромы Миргород и Пирятин, где отрабатывалось бомбометание и полеты строем. Инструкторами в частях были представители 9- го ЗАП. В феврале 1945 г., не успев завершить подготовку из- за перебоев с горючим и нелетной погоды, 1-я польская БАД в составе 98 экипажей убыла в состав ВВС Войска Польского. По состоянию на 1 апреля 1945 г. дивизия имела на вооружении 79 бомбардировщиков Пе-2 и четыре учебных УПе-2. Однако боевые действия в Европе закончились до того, как поляки освоили "пешки". Лишь 4-й польский БАП по меркам того времени считался подготовленным для боевых действий днем, а шесть его экипажей могли действовать ночью в ПМУ.

Оргмероприятия по созданию 2-й польской ШАД на самолетах Ил-2 начались в сентябре 1944 г. в Харьковском ВО. На формирование соединения были обращены следующие советские авиационные части:

  • управление 1-й учебно-тренировочной авиабригады 1 ВА;

  • 658-й шап из 6 ВА, переименованный в 6-й польский ШАП (командир подполковник Вийк);

  • 382-й ночной БАП из 16-й ВА, переименованный в 7-й польский ШАП(командир капитан Петрищев);

  • 384-й ночной БАП из ВВС МВО, переименованный в 8-й польский ШАП (командир капитан Зимин).

Полки пришлось наполовину доукомплектовать летчиками- новичками из школ и на 70% - воздушными стрелками (поляками по национальности). Последние проходили подготовку в 67-й школе младших авиационных специалистов (ШМАС). Все три полка формировались по 32-самолетному штату, около 45% летчиков имели боевой опыт применения Ил- 2. Командиром дивизии назначили полковника Ш.А.Дзамашвили(!!).

В марте 1945 г. 2-я ШАД была направлена на Варшавский аэроузел в распоряжение командующего ВВС Войска Польского дивизионного генерала Федора Полынина (в Польше бывшего командующего советской 6-й ВА "перекрестили" в Теодора). В ее полках на этот момент имелось по пять-шесть пилотов, прибывших на доукомплектование в январе-феврале и не успевших закончить программу. Основная группа молодого летного состава получила тренировку в объеме 45-50 часов налета на Ил-2 и считалась, по военным меркам, вполне подготовленной. На вооружении дивизия имела 102 штурмовика Ил-2 и 4 учебных УИл-2.

В сентябре 1944 г. директивой Генерального штаба Красной Армии было предписано сформировать 3-ю польскую истребительную авиадивизию (ИАД) на самолетах Як-9. Также как и два другие соединения, она создавалась на основе советских частей:

  • 248-й ИАП из 16-й ВАстал 9-м польским ИАП (командир подполковник Бодрашов);

  • 246-й ИАП из 16-й ВА стал 10-м польским ИАП (командир майор Кожевников);

  • 832-й ИАП из 15 ВА-й стал 11-м польским ИАП (командир майор Полушкин).

Все эти авиаполки обладали боевым опытом. Так, 248-й ИАП имел трехлетнюю боевую историю. Полк был сформирован в октябре 1941 г. по 20-самолетному штату из личного состава Сталинградской военной школы пилотов и первое время именовался Сталинградским ИАП. В конце ноября часть, вооруженная истребителями И-16 и Як-1, была включена в состав истребительной авиадивизии "Кубань", а позднее передана в 74-ю ИАД. В период летних боев 1942 г. полк сра- жался на Юго-Западном фронте. Под стать 248-му ИАП был и полк майора Кожевникова, который в ноябре 1944г. имел почти 100% летчиков, уже "понюхавших пороху".

Возглавил 3-ю ИАД полковник И.Хлусович. Пополнив дивизию личным составом и техникой, в октябре 1944 г. ее перебросили в Харьковский ВО на аэродромы Карловка, Красноград, где пилоты приступили к выполнению плана учебно-боевой подготовки со средним налетом по 19 часов на экипаж. В отличие от большинства советских истребительных полков, в то время перешедших на 40-самолетный штат, части 3-й ИАД на момент отправки в состав ВВС Войска Польского (февраль 1945 г) имели по 32-35 машин.

Позднее они получили еще по три-шесть Як-3, предназначенных для звена управления и наиболее опытных пилотов. Летный состав полков был подготовлен к ведению боевых действий днем в простых, а 40 летчиков - днем в сложных метеоусловиях, большая часть летного состава дивизии (до 75%) обладала боевым опытом.

Все три вновь созданные "польские" дивизии объединили в 1 -и смешанный авиационный корпус (САК). Его возглавил бывший командир 9-й гвардейской ШАД генерал-майор Ф.А.Агальцов, ставший впоследствии в СССР маршалом авиации, заместителем Главкома ВВС. В октябре 1944 г. 611-й полк сменил наименование и превратился в 3-й польский ШАП, однако 3-й БАП сохранил свой номер.

Помимо боевых частей первой линии, в 1944 г. в состав ВВС Войска Польского были переданы советские 141-й санитарный (он стал 12-м польским САП, командир - подполковник Петров), 713-й транспортный (стал 13-м ТРАП, командир - майор Казаков), 233-й связной (стал 17-м АП связи, командир подполковник Тарасов) авиаполки и целый ряд других частей и подразделений. В марте 1945 г. в 46-м ЗАПе специально для польских ВВС сформировали два транспортных авиаполка на самолетах По-2: 18-йи 19-й. Большая часть пилотов и штурманов в этих полках была польской национальности из числа набранных в авиашколы осенью и зимой.

"Заключительным аккордом" стала передача в Войско Польское 93-го отдельного корректировочно-разведывательного полка майора Соловьева (в апреле 1945 г. его преобразовали в 14-й польский ОКРАП. Кроме того, с целью ускорения подготовки кадров еще в декабре 1944 г. был сформирован 15-й польский запасной авиаполк (командир подполковник Плаксий), а в районе Замостье на польской территории развернуто 1 -е объединенное авиационное летное училище, которое возглавил генерал бригады Йозеф Смага.

В боевых действиях польские авиаполки впервые приняли участие 23 августа 1944 г. В этот день совершила боевой вылет четверка истребителей Як-1 из 1 -го ИАП, которая совместно с парой советских "Яков" из 233-го полка прикрывала штурмовики 611 -го ШАП. На первое боевое задание группу истребителей "Варшавы" повел сам командир полка подполковник И.Талдыкин, ведущим второй пары он назначил начальника воздушно-стрелковой службы полка капитана О.Матвеева. Ведомыми летели "настоящие" поляки - поручик Витольд Габис и хорунжий Эдвард Хромы. Советские летчики из 233-го ИАП Жигаев и Бейзак выступали в роли инструкторов, "вывозящих" новичков в район боевых действий. Специально для этого 233-й истребительный минский авиаполк выделил десять опытных пилотов. Самолеты из полка "Варшава" несли обычные для советских ВВС опознавательные знаки и бортовые номера из одной или двух цифр (от 2 до 49). Единственным внешним отличием являлись польские бело- красные "шаховницы", нанесенные на бортах фюзеляжа впереди и чуть ниже козырьков фонарей.

В начале сентября 1-й ИАП получил необычное задание: вскрыть артиллерийскую позицию вражеского орудия особой мощности. В тот период советское командование считало, что обстрел наших войск огромными "чемоданами" ведет сама "Большая Берта". На деле это мнение оказалось ошибочным' 2 сентября, (как отмечено в документах - Прим. авт.) патрулировавшая в 20 км юго-восточнее Варшавы пара "Яков" хорунжего Романа Вержницки обнаружила на замаскированной огневой позиции в лесу два орудия типа "Адольф" калибра 406 мм В воздух были немедленно подняты штурмовики (в том числе и из 611-го ШАП), которые атаковали вражескую батарею бомбами и реактивными снарядами Вплоть до окончания варшавской наступательной операции, завершившейся 22 января 1945 г., основным типом самолета в 1 -м ИАП оставался Як-1. За пять месяцев боевых действий полк выполнил 620 боевых вылетов, в большинстве своем на прикрытие штурмовиков и авиаразведку. В 109 случаях "Яки" обстреливали с пикирования вражеские наземные цели. Потери полка за этот период составили пять самолетов, сбитых зенитной артиллерией противника В четырех воздушных боях с немецкими истребителями счет не был открыт ни одной из сторон.

В конце января 1 -и ИАП "Варшава" перебазировался в Будгощь, где получил новенькие Як-9М и Як-9Т Польские опознавательные знаки на "девятки" нанесли по-новому: на капоте под выхлопными патрубками, а бортовые номера некоторых машин перевалили за сотню. 20 января пара Жовницки-Боев из эскадрильи, сохранившей на вооружении Як-1, атаковала и повредила Не111 Н В условиях низкой облачности вражескому самолету удалось ускользнуть. В феврале полк понес первые потери от зениток и воздушного противника: погибли капитан О.Матвеев и подпоручник Й.Гощиуминский. Март тоже не порадовал в авиационной катастрофе сложил голову командир 1 -го ИАП подполковник И.Г.Талды-кин (врезался в железнодорожную насыпь при заходе на посадку в сложных метеоусловиях пос ле боевого вылета), не вернулся на свой аэродром хорунжий А.Брох. На заключительном этапе войны полком командовал майор В.Гашин Всего за период с 2 февраля по 13 апреля полк выполнил 213 боевых вылетов, в 121 из них пилоты штурмовали наземные цели. Вторая половина апреля наконец- то принесла успех в воздушных боях с истребителями- штурмовиками РЛ/190Р удалось сбить пять и повредить один неприятельский самолет без потерь со своей стороны. Первым из польских пилотов вражеский штурмовик уничтожил подпоручник Калиновский в районе Бад-Фрейвальде.

Пилоты 3-й польской ИАД приступили к боевым действиям с 24 апреля 1945 г. совместно с летчиками полка "Варшава", уже достаточно хорошо знакомыми с обстановкой на фронте. 25 и 26 апреля польские истребители сумели сбить три Fw-190 "достоверно" и еще один - "вероятно". А на следующий день группа Як-9 из полка "Варшава" была внезапно атакована одиноким Як-3, вероятно, трофейным Нападение немцу не удалось, и он предпочел скрыться в облаках. Девятый, и последний, сбитый появился на счету "Варшавы" 1 мая, когда подпоручник Александр Вербицкий сумел поджечь Вf109. Наибольший боевой счет среди летчиков-истребителей польской национальности (на советско-германском фронте) был у подпоручника Виктора Калиновского (два РМ/190, сбитые 19 и 25 апреля 1945 г.). За 136 боевых вылетов и уничтоженные вражеские самолеты летчик был награжден орденами "Виртути Милитари" и Отечественной войны 2-й степени. Отличились также и пилоты 3-й ИАД, за полторы недели боев они сбили 5 штурмовиков Fw190Р-8 и два разведчика - Нs126 и Fw156. Вскоре после окончания боев за Берлин дивизия получила почетное наименование "Бранденбургской".

Как уже упоминалось, 23 августа 1944 г штурмовики из 611 - го ШАП впервые вылетели на боевое задание с польскими "шашечками", нанесенными на капотах моторов под выхлопными патрубками. Задачей пары "Илов", которую повел на задание хорунжий Мироненко, стала разведка артиллерийских позиций неприятеля. Месяц спустя в бою над Варшавой 611-й полк понес первую после передачи в состав польских вооруженных сил потерю: с задания не вернулся штурмовик поручника Миронова. А еще через неделю воздушный стрелок сержант Жуберский "отправил в нокаут" немецкий истребитель, который не успел увернуться от 48- граммовых пуль пулемета УБТ В большинстве случаев прикрытие штурмовиков осуществляли "Яки" из состава 1 -го ИАП "Варшава".

19 января 1945 г, спустя два дня после освобождения Варшавы полк, сменивший номер на 3-й ШАП, 27 экипажами принял участие в авиационном параде над польской столицей В феврале Илы с польскими опознавательными знаками на капотах моторов под прикрытием истребителей из советской 282-й ИАД наносили удары по немецким войскам в районах Штеттин, Шнейдемюль, Ястров, Познань 1 марта 1945 г. в течение одного дня польские штурмовики 55 раз вылетали на боевые задания, обеспечивая продвижение частей 1-й армии Войска Польского. Только за этот день они уничтожили шесть артиллерийских орудий и 12 автомашин, подавили огонь двух артиллерийских и трех минометных батарей противника А в период с 9 по 15 марта в прицелах штурмовиков появились новые цели - морские 1 -я армия Войска Польского совместно с советской 1-й гвардейской танковой армией устремились на север, к побережью Балтики В порту Кольберг пилотам 3-го ШАП удалось потопить транспорт и четыре самоходных баржи Листовка, подготовленная командованием Войска Польского, отмечала особое значение выхода к морю. " .после шести лег польское знамя снова развевается над побережьем. Польша возвращается на Балтику Возвращается более сильная, чем прежде, чтобы прочно закрепиться на море".

Боевую технику для полков 2-й польской ШАД в январе- феврале 1945 г перегоняла на аэродромы Рогань и Основа группа из 30 наиболее подготовленных пилотов полковника Дзамашвили В начале апреля соединение приступило к перебазированию на польские аэродромы, а 12 апреля сосредоточилось на аэродромном узле Лодзь. 16 апреля, когда началось решающее весеннее наступление Красной Армии и ее союзников на Берлинском направлении, было принято решение ввести в бой свежие польские авиационные соединения. 24 апреля полки 2-й польской ШАД приступили к нанесению ударов по немецким войскам, прорывавшимся Берлину с северо-запада. Во взаимодействии с истребителями полковника Хлусовича штурмовики уничтожали живую силу и технику противника, ожесточенно атаковавшего передовые эшелоны 1 -и армии Войска Польского, и тем способствовали полному окружению берлинской группировки врага. Именно в этот день части 1-го Украинского и 1 -го Белорусского фронтов замкнули кольцо вокруг германской столицы В дальнейшем штурмовики 2-й ШАД громили колонны отступающих немецких войск, а 29 апреля сожгли три вражеских самолета на аэродроме Нойруппин. Последний боевой вылет "Илы" совершили 3 мая 1945 г. К этому времени на счету польских штурмовых авиачастей были 25 подбитых танков, более 1300 автомобилей, 290 железнодорожных вагонов и много другой техники врага "Кукурузники" из 2-го НБАП "Краков" приступили к выполнению боевых вылетов в августе 1944 г. Помимо бомб, По-2 с бело-красными "шашечками", нанесенными на фюзеляжах перед обрезами кабин пилотов, сбрасывали и другие грузы. Так, со второй половины сентября, вместе с экипажами 9-й гвардейской ночной бомбардировочной авиадивизии, они начали переброску вооружения, боеприпасов и продовольствия для восставших жителей Варшавы. Всего было сброшено 156 минометов, 505 противотанковых ружей, 2667 автоматов и винтовок, а также более три миллиона патронов. Надо признать, эта помощь заметно запоздала, но Сталин и не думал способствовать освобождению польской столицы силами "Армии Крайовой", руководимой из Лондона. По мнению Черчилля, "дядюшка Джо" был задет и чувствовал себя оскорбленным, поскольку ни англичане, ни польское эмигрантское правительство, инициировавшее восстание, не пожелали заранее предупредить о нем советское командование и скоординировать планы. В результате за эту авантюру политиков десятки тысячи варшавян заплатили своими жизнями, а в отношениях между СССР и Польшей появился еще один повод для взаимной неприязни. Но экипажи авиаполка "Краков" всего лишь выполняли приказы, и делали это с постоянным риском для жизни На протяжении осени 1944 г. почти каждую ночь самолеты 2-го НБАП поднимались в воздух, изматывая противника и нанося ему внезапные точечные удары. Ценой двух сбитых По-2 удалось уничтожить 30 автомобилей, 12 орудий, два прожектора и девять складов боеприпасов. В январе 1945 г. "Поликарповы" в парадном строю во главе с командиром полка майором С В.Воробьевым пролетели над освобожденной Варшавой, а затем снова вернулись к своей опасной работе и закончили ее только в конце апреля.

По состоянию на 1 мая 1945 г. польская авиагруппировка сражавшаяся на советско-германском фронте, оказалась довольно впечатляющей: 154 истребителя (117 Як-9, 24 Як-1 и 13Як-3), 140 штурмовиков Ил-2 и 39 ночных бомбардировщиков По-2 (кроме того, в отдельных подразделениях связи и обеспечения имелось еще 114ПО-2ВС!). Итоговая статистика боевого применения польских авиационных соединений на советско-германском фронте такова: в боях за Варшаву было выполнено 3937 самолето-вылетов, в Восточно-Померанской операции - 1401, при форсировании Одера и в боях за Берлин - 4492. В приказах Верховного Главнокомандующего шесть раз отмечались боевые успехи польских летчиков. По отчетам частей и соединений за период с ноября 1944 г. по май 1945 г. ими было сброшено 418 тонн бомб, уничтожены 794 автомашины, 20 танков, до 270 железнодорожных вагонов и 27 паровозов, 106 артиллерийских орудий, а в воздушных боях сбиты 16 самолетов врага. Собственные боевые потери за этот период составили 12 самолетов (еще одна катастрофа и три аварии считались "связанными с боевыми действиями"). Огромную помощь, которую оказал Советский Союз в деле возрождения польских вооруженных сил, высоко оценивали руководители послевоенной Польши. Ведь помимо самолетов, орудий и танков они получили в свое распоряжение десятки тысяч подготовленных военных специалистов, аэродромы, военные городки и многое другое. Уже в июле 1945 г. был произведен первый выпуск воздушных стрелков и стрелков- радистов для Пе-2 и Ил-2 в 1 -м объединенном авиаучилище, а в 15-м польском ЗАПе к 30 мая 1945 г. вылетели самостоятельно 111 курсантов. В беседе со Сталиным В.Гомулка как-то поинтересовался: "Сколько мы должны платить Советскому Союзу за вооружение, которое получила Польша?" "За кровь нет платы. Союзники кровью не торгуют", - ответил Сталин. Кто знал тогда, как повернется колесо истории на рубеже веков...

 

ПОТЕРИ ИАП "ВАРШАВА"

дата ФИО пилота Обстоятельства гибели
10.08.1943 Вацлав Козловский разбился в тренировочном вылете
10.08.1943 А. Коровин инструктор, разбился в тренировочном вылете
22.10.1943 мл.хорунжий Йежы Черны  
18.11.1943 Иван Бондар инструктор, погиб в тренировочном вылете
18.11.1943 хорунжий Ришард Божековский  
06.08.1944 майор Зигизмунд Киселёв  
??.04.1944 Гаврилов Андрей ??

инструктор, погиб в учебном вылете

25.07.1944 хорунжий Ян Грабаж  
24.09.1944 майор Тадеуш Вихеркевич сбит ЗА на Як-1 № 04173 б/н "4", попал в плен
 
13.02.1945 хорунжий Йозеф Гощюминский сбит в бою с двумя Bf 109G, Як-9 № 3715353 б/н "53"
 
14.02.1945 капитан Олег Матвеев сбит ЗА на  Як-9 № 3215686, б/н "86"
15.03.1945 хорунжий Александр Брох не вернулся из боевого вылета на самолёте Як-9 б/н 81. Вероятно разбился в морю около 13.00.
16.03.1945 Талдыкин Иван Г. Погиб в боевом вылете, разбился в 16.00 на самолёте Як-9 345315 б/н 15 в районе Полчына. По документам полка пилотажная ошибка.
20.04.1945 хорунжий Роман Дариуш Вежхницкий погиб во время взлета из Барнувка на самолете Як-9 33153819 б/н 19. Небоевая потеря.
 
23.04.1945 лейтенант Анатолий Широкун разбился во время посадки после боевого вылета. Самолёт Як-9 4115304 б/н 04 сгорел.


 



Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100