Реклама...

    


 
главная история авиации авиация второй мировой
   "Тандерболты" в Советском Союзе (II)
             
         n Владимир Котельников  


Впервые советская сторона заинтересовалась этим тяжелым истребителем конструктора Александра Картвели в 1943 году. 17 июля наш военный атташе в США попросил американцев предоставить для ознакомления по несколько экземпляров новых боевых самолетов. Среди них упоминались В-24, В-29, Р-38 и Р-47. Последний интересовал нашу сторону двумя его особенностями: большой дальностью полета и хорошими высотными характеристиками, полученными за счет применения турбонаддува. В сентябре 1943-го в ответ на это обращение ВВС армии США выделили три P-47D-10-RE (с номерами 42-75201, - 75202 и - 75203). Эта истребители специально дооборудовали радиополукомпасами, поскольку им предстоял долгий путь через Берингов пролив. Для перегонки «Тандерболтов» в Москву сформировали специальную группу из трех летчиков 1-й перегоночной авиадивизии, старших лейтенантов Д.Чуланова, И.Бурмистрова и капитана А.Бачкова. В ноябре группа начала переучивание в Фэрбенксе. Совершив более 20 учебных полетов, пилоты в достаточной мере освоили Р-47, чтобы отправиться в путь.

16 ноября все три машины поднялись с аэродрома Лэддфилд и взяли курс на Ном. Перелет задерживали сильные морозы. Из-за них «Тандерболтам» пришлось отклониться от основной трассы и пойти запасным маршрутом через Магадан, Николаевск-на-Амуре и Читу. Не обошлось и без приключений. 15 февраля 1944-го самолеты прибыли в бухту Аян, в 800 км к югу от Магадана. Ночью началась подвижка льда, который ветер уносил в открытое море вместе с самолетами. Пилоты заняли места в кабинах и срочно взлетели. Успел подняться и лидер - С-47 И.Мазурука. Лишь 20 марта три Р-47 приземлились на Центральном аэродроме в Москве. Два самолета в апреле-мае 1944-го прошли полный комплекс испытаний в НИИ ВВС и ЛИИ НКАП (в ЛИИ, в частности, на нем летал М.Галлай), а третий попал на изучение в ЦАГИ. Из положительных черт испытатели отметили высокую скорость полета на больших высотах (до 661 км/ч на 8500 м). При этом практический потолок достигал 11 800 м - значительно больше, чем у отечественных Як-9 и Ла-5ФН. Дальность полета с подвесными баками доходила до 2300 км.

Р-47 оказался устойчив, хорошо вел себя на критических углах атаки, не проявляя большой склонности к срыву в штопор. Немалым плюсом стала простота пилотирования - он оказался вполне доступен среднему летчику военного времени. Кабина истребителя была просторной и удобной (американские конструкторы весьма рационально скомпоновали приборы, оборудование, органы управления). Приборная доска выглядела куда богаче, чем на советских истребителях того времени. Самолет оснастили отличной радиостанцией. И, наконец, он располагал очень мощным пулеметным вооружением (8 стволов калибра 12,7 мм), а его бомбовая нагрузка достигала 1135 кг - больше, чем у нашего двухмоторного Пе-2. В то же время «Тандерболт» оказался довольно неуклюж, намного уступая другим истребителям в показателях горизонтального и особенно вертикального маневра. Машина вяло реагировала на работу рулями - сказывались большие размеры и вес. Из-за этого же Р-47 медленно разгонялся, демонстрируя непривычную инертность.

Специалистам понравились некоторые конструкторские решения американского самолета. Отмечалась технологичная конструкция крыла с широким применением открытых профилей, удобство обслуживания узлов и агрегатов через рационально размещенные лючки, оригинальное приспособление, предохраняющее фюзеляж от повреждений при посадке на «брюхо» (в виде сварной рамы, упрятанной под обшивкой в нижней части машины). Особое внимание наши инженеры уделили системе турбонаддува, существенно отличавшейся по компоновке от советских образцов. К моменту проведения испытаний уже приступили к массовой отправке Р-47 в Советский Союз. Отгрузка истребителей с завода в Фармингдейле началась в конце 1943-го. Всего по протоколу о ленд-лизе (охватывавшему период с июля 1943-го по июнь 1944-го) в СССР должны были послать 200 «Тандерболтов».

На этот раз отправлялись истребители модификаций Р-47D-22 и Р-47D-27-RE. D-22 отличался от D-10 наличием подкрыльевых пилонов для крупнокалиберных бомб и широколопастным винтом «Гамильтон», улучшившим скороподъемность на малых и средних высотах. На D-27 срезали гаргрот и установили новый каплевидный фонарь кругового обзора. Всего из США отправили сто D-22 и сто D-27. Большая часть самолетов этого типа шла по южному маршруту. Разобранные истребители в контейнерах плыли морем в Персидский залив, затем их перевозили для сборки в Абадан в Иране. Оттуда «Тандерболты» перегоняли в Азербайджан советские летчики. По южному морскому пути проследовали 196 самолетов, до Абадана благополучно добрались 189, советские ВВС приняли 188 (одна машина разбилась при облете). Еще четыре истребителя прибыли через северные порты. Таким образом, всего наша авиация получила 195 Р-47 (считая с первой тройкой). Почти все они были приняты в 1944 году (в 1945-м - только 5 машин).

Встал вопрос о рациональном использовании прибывших истребителей. Первоначально их стали распределять по частям ПВО. Учитывали при этом хорошие высотные характеристики и продолжительность полета. Большой практический потолок, высокая скорость и мощное вооружение делали Р-47 достаточно эффективным для перехвата бомбардировщиков, пытающихся прорваться в наш глубокий тыл. Однако в качестве перехватчиков Р-47 страдали одним очень существенным недостатком: плохой скороподъемностью. На малых и средних высотах по этому показателю они проигрывали советским истребителям, а на больших - английским «Спитфайрам» Мк.IX, которые в этот период начали поступать в СССР. В результате «Тандерболты» не получили широкого распространения в ПВО, и к концу весны 1945-го их там уже не было. Каких-либо фактов боевого применения Р-47 в ПВО автору не известно.

Использовала «Тандерболты» в СССР и морская авиация. Пионерами здесь стали летчики 255-го ИАП, входившего в 5-ю МТАД Северного флота. В октябре 1944-го в распоряжение ВВС флота поступили двенадцать Р-47D-22. Один из них проходил войсковые испытания на аэродроме Ваенга-1. Летал инспектор ВВС флота капитан Богданов. Морских летчиков интересовали возможности применения «Тандерболта» как истребителя-бомбардировщика для поражения береговых и надводных целей. На испытаниях самолет нес до трех ФАБ-250 или двух ФАБ-500. С двумя ФАБ-250 машина могла бомбить с пикирования (угол до 50°) или работать как топмачтовик. По результатам испытаний сделали вывод, что «Тандерболт» вполне пригоден для дальнего сопровождения бомбардировщиков и торпедоносцев, бомбовых ударов с горизонтального полета и топмачтовым методом и штурмовых действий по кораблям охранения.

13 ноября 1944 г. командующий ВВС Северного флота отдал приказ вооружить Р-47D-22 первую эскадрилью 255-го ИАП. Она получила прибывшие к этому времени 14 машин. Впоследствии в Москве решили перевооружить весь полк, направив туда еще 26 машин. Надо сказать, что летчикам 255-го нелегко давалось освоение «Тандерболта». Переход с легких и довольно маневренных «Аэрокобр» на тяжеловесные Р-47, по отзывам пилотов, выглядел «как смена торпедного катера на линкор». Тем не менее, эскадрилья успешно завершила переучивание и обрела боевую готовность. Однако к этому времени военные действия на севере закончились. А вот на Балтике, куда «Тандерболты» попали чуть позже, боевые вылеты они совершали. Так, 15-й ОРАП имел пять Р-47D-22, обеспечивавших прикрытие дальних разведчиков. «Тандерболты» прибыли на Балтику в ноябре 1944-го. Первоначально их использовала 29-я ДРАЭ, базировавшаяся в Паланге. Одновременно начали направлять подобные машины и в ВВС Черноморского флота. К 1 ноября 1944 г. там уже имелось 5 Р-47. Но с вступлением Болгарии и Румынии в войну против немцев боевые действия на Черном море прекратились. На Тихий океан «Тандерболты» не поступали.

Большую часть американских тяжелых истребителей морская авиация сосредоточила в запасных полках и учебных заведениях, однако и там их карьера была недолгой. Самолеты передавали из одного места в другое. 30 «Тандерболтов» числились за училищем им. Сталина, 20 - за Высшими офицерскими курсами. В конце концов почти все Р-47 сосредоточили на севере, где их и уничтожили. Отдельные экземпляры Р-47 долгое время (до середины 50 годов) служили в качестве учебных пособий в ВВИА им. Жуковского и МАИ в Москве, а также ВВИА им. Можайского в Ленинграде, но, к сожалению, ни один «Тандерболт» в нашей стране не сохранился.



Уголок неба. 2006 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100