Уголок неба ¦ Томагауки в СССР

Реклама...

    


 
 
главная история авиации авиация второй мировой
   Томагауки в СССР
             
         n Владимир Котельников, Олег Лейко  

 



Осенью 1941 г. «Томагауки» появились на новом театре военных действий - советско-германском фронте. В сентябре из США была отгружена партия из 20 истребителей Р-40 и одного Р-40G. Это еще не было ленд-лизом, который начал распространяться на СССР только с ноября; самолеты были куплены в Америке за золото. Параллельно из Англии с первыми конвоями, шедшими в Архангельск, была отправлена партия «Томагауков» II. Их собирали на площадке в 25 км южнее Архангельска с помощью английских техников и американских летчиков-инструкторов, а затем перегоняли в Вологду. Англичане выбирали для поставки в СССР ту технику, которая им самим была не очень нужна. Поэтому весь 1941 г. из Великобритании в Советский Союз поступали только «Томагауки» и «Харрикейны». В 1942 г. «Томагауки» стали переплавлять и через Иран. Всего наша страна получила 146 «Томагауков» II из Англии (еще 49 в счет английских обязательств были отгружены прямо с американских заводов).

Первым освоил заокеанскую технику 126-й истребительный полк ПВО. Он приступил к боевым операциям на «Томагауках» 12 октября 1941 г. Действуя на Западном и Калининском фронтах, полк участвовал в обороне Москвы. За месяц боев (до 15 ноября) наши летчики на американских истребителях совершили 685 боевых вылетов и сбили 17 самолетов врага. Старший лейтенант С. Г. Ридный, летавший на этой машине, получил звание Героя Советского Союза.

Чуть позже, в ноябре под Ленинградом на самолетах «Томагаук» начал воевать 154-й, а в декабре - 159-й полки. Оба они вошли в состав Восточной оперативной группы, которая обеспечивала прикрытие транспортных самолетов, доставлявших через Ладогу грузы в осажденный Ленинград.

Немцы пытались разрушить «воздушный мост». В отражение ожесточенных ударов немецкой авиации внесли свою лепту и «Томагауки». Например, 17 декабря 1941 г. П. А. Покрышев из 154-го полка (впоследствии дважды Герой Советского Союза), защищая транспортные машины, вместе с пятью «Томагауками» принял бой против девяти «мессершмиттов».

Наши летчики оценивали «Томагаук»» в целом выше, чем английский «Харрикейн», который действительно уступал американской машине по всем основным показателям, кроме взлетно-посадочных. Однако все сходились на том, что эта машина во многом хуже и новых советских, и немецких истребителей. Недостаточная скорость, плохая скороподьемность рекомендовали ее не лучшим образом. Горизонтальная маневренность была хуже, чем у всех советских и немецких истребителей, но лучше, чем у «Харрикейна». Отмечались, конечно, и положительные качества - удобная кабина с хорошим обзором, фонарь хорошей прозрачности с устройством аварийного сброса, неплохое вооружение (секундный залп «Томагаука» IIB почти вдвое превышал таковой же у МиГ-3), приемнопередающая радиостанция.

Особенно выделялась значительная дальность полета - до 1100 км. Мотор «Аллисон» при работе на пониженных оборотах и бедной смеси отличался хорошей экономичностью, и самолет мог долго держаться в воздухе. Это позволяло эффективно использовать «Томагаук» как истребитель сопровождения. Положительно оценивались также прочность и надежность планера самолета, хорошая защита летчика (бронестекло на наших истребителях тогда практически не применялось).

Немаловажным считалось и то, что самолет был вполне доступен летчику средней квалификации, устойчив и «предупредителен» в полете. Известен случай, когда в 1942 г. приемщик майор Н. И. Храмов в Архангельске за несколько часов ознакомился с «Томагауком» и взлетел на нем, выполнив комплекс фигур высшего пилотажа.

Заслуженно высоко оценивались прочность и живучесть машины. Свидетельство тому - многочисленные удачные тараны, совершенные советскими летчиками на «Томагауках» и «Киттихауках». Первым, по-видимому, был А. В. Чирков из 154-го полка:

20 января 1942 г. он на «Томагауке» таранил немецкий самолет в районе Погостья. А Герой Советского Союза А. С. Хлобыстов из 147-го полка таранил трижды, причем два раза - в одном и том же бою! Более того, и бил он одной и той же правой плоскостью! А произошло это так. Шестерка истребителей встретилась с большой группой «юнкерсов» и «мессершмитгов», шедшей на Мурманск. Израсходовав в бою боеприпасы, Хлобыстов ударом сзади разбил хвостовое оперение одного из немецких истребителей. Продолжая управлять машиной, он второй раз пошел на таран, уже лобовой, - и сломал крыло «мессершмитту». Отказавшись прыгнуть с парашютом, герой благополучно дотянул до родного аэродрома. Это случилось 8 апреля 1942 г. В этом же бою еще один таран совершил капитан А. Поздняков. А в марте 1943 г. два «Киттихаука» из 768-го полка вступили в бой с двенадцатью «мессершмиттами». Лейтенант Б. Николаев протаранил немца и спасся, прыгнув с парашютом. Столь высокая прочность крыла была обусловлена прежде всего его необычной конструкцией. В то время как практически на всех истребителях того периода применялось одно - или двухлонжеронное крыло, на Р-40 оно было пятилонжеронным. При этом две консоли стыковались между собой по оси самолета болтами через уголковые профили (фланцевое соединение), а затем уже собранное крыло крепилось к фюзеляжу. Правда, в эксплуатации Р-40 из-за этого доставляли обслуживающему персоналу одни мучения. И если для замены поврежденной консоли, например, на истребителе «мессершмитт» ВП09 требовалось отвернуть лишь три стыковочных болта, и всю работу могли проделать 1-2 человека, то на Р-40 надо было сначала отсоединить от фюзеляжа все крыло (а это несколько десятков болтов), а затем уже отстыковывать требуемую консоль.

С технической эксплуатацией «Томагауков» в Советском Союзе было немало хлопот. Ломались электрогенераторы (шестерни и хвостовики), и их заменяли на отечественные ГС-650. Отказывали моторы «Аллисон» - плавились и заклинивали подшипники (предполагают, что именно это было причиной гибели Б. Ф. Сафонова), перегревалось масло. Из-за дефектов маслосистемы на борту случались пожары. В частях маслосистему часто дорабатывали. «Аллисоны» нередко «стреляли шатунами», что приводило к тяжелым авариям.

Поначалу не хватало боеприпасов: первые машины комплектовались боезапасом всего на четыре-пять вылетов. Трудно было и с запчастями - в основном их снимали с разбитых самолетов.

Особенно тяжело приходилось «Томагаукам» зимой - они были совершенно не приспособлены к эксплуатации при низких температурах. От холода разрывались соты маслорадиатора, лопались камеры колес, загустевала и замерзала смесь «Локхид № 5» в гидросистеме. Боролись с этим по-разному. Масло и гидросмесь на ночь сливали, врезав для этого в магистрали сливные краны. Заменяли импортную смесь отечественными, которые лучше переносили морозы. А механикам 154-го полка для пайки разорванных радиаторов даже пришлось собирать у местных жителей серебряные ложки...

Из-за нехватки запасных двигателей много «Томагауков» весной 1942 г. оказалось «на приколе». Поэтому в Ленинграде по инициативе подполковника А. А. Матвеева (командира 154-го полка) и инженер-полковника А. Маликова была предпринята переделка Р-40 под советский мотор М-105П. Некоторое количество таких машин было изготовлено 1-й авиарембазой (они использовались в 196-м полку под Ленинградом).

С весны 1942 г. «Томагауки» на нашем фронте стали вытесняться «Киттихауками». «Томагауки» постепенно начали использовать для решения иных задач. Так, их получил 964-й полк ПВО, располагавшийся восточнее Ленинграда. В этом полку из одного «Томагаука» сделали учебную «спарку» с весьма тесной второй кабиной. В системе ПВО эти самолеты служили до конца войны (даже в 1945 г. здесь оставалось еще 27 «Томагауков»). В 12-й отдельной корректировочной эскадрилье под Ленинградом с июня 1942 г. четыре «Томагаука» применялись для корректировки артиллерийского огня при контрбатарейной борьбе.








Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100