Реклама...

    


 
главная история авиации авиация второй мировой
   Эстонцы в ВВС РККА и Люфтваффе в 1939-45 гг.
             
         n Михаил Жирохов  

 

С оккупацией Эстонии советскими войсками в 1940 году ВВС этой страны разделили судьбу других балтийских государств. На части эстонских машин, включенных в авиаэскадрилью 22-го Корпуса, появились красные звезды.

С началом ВОВ часть самолетов, а это в основном Авро "Энсон" и Хеншели-126, были эвакуированы в Россию, а большая часть летчиков и техников ушла в леса - ожидать прихода немецкой армии для того, чтобы начать свою войну с большевизмом.

Первым по своей инициативе занялся созданием эстонского авиационного подразделения в составе Люфтваффе эстонец немецкого происхождения Герхард Бушманн, который до войны был инструктором в национальном авиаклубе.

Так называемая 'Sonderstaffel Buschmann' была организована 12 февраля 1942 года в Улемисте. Причем степень подчинения была весьма своеобразной: подразделение было частью Кригсмарине, но оперативно подчинялось командованию 1-го Воздушного флота Люфтваффе, а довольствие личный состав получал из фондов СС (как "специальное полицейское подразделение")!!! Часть получила код SB+_ и первые вылеты совершило на патрулирование Финского залива. Стоит сказать, что на вооружении состояли весьма пестрые машины:

  • четыре легких самолета эстонского происхождение РТО-4 (SB+AA, +AB, +AC, +AD);

  • Майлз "Магистр" (SB+AF);

  • RWD-8 (SB+AJ);

  • DH-89A (ранее принадлежал латышской авиакомпании, SB+AН);

  • четыре SV-5 (из партии из 10 машин, построенных в Латвии до войны по бельгийской лицензии);

Все носили форму старой эстонской армии или гражданскую одежду с эстонскими нашивками, а обозначение самолетов никак не отличалось от принятых в Люфтваффе (единственно, что было позволено, так как это раскрасить коки в цвета эстонского флага).

 Летом 1942 года эстонским добровольцам было передано несколько Хейнкелей Не-60 и Арадо Ар-95.

В июле 1942 года подразделение стало 15./ AGr 127. Потом было еще несколько перетрубаций, но в принципе организация была стандартной для Люфтваффе. 18 октября 1943 года из двух штаффелей организовали новое подразделение - NSGr 11. Для ночной работы в 1944 году были переданы двадцать Фоккер CVe, ранее состоявших на вооружении ВВС Дании. В этот момент подразделение действовало в районе Курляндии.

После советской оккупации эстонские летчики в массовом порядке стали перелетать в нейтральную Швецию (тут они получали статус политических беженцев, так как Швеция формально так и не признала вхождение прибалтийских государств в состав СССР): 22.09 - три Арадо, 1.10 -два Фоккера и один Не-50. В конце концов подразделение было расформировано 4 октября 1944 года в виду отсутствия персонала и матчасти.

Немало эстонцев воевало в составе ВВС РККА. Так, Эндель Пусеп в конце 30-х гг служил в Полярной авиации, а с началом войны летал в различных подразделениях дальней авиации. Участвовал в знаменитом налете 1941 года на Берлин. 19 мая и 13 июня 1942 года именно его экипаж отвозил Молотова в США на переговоры. Был награжден званием ГСС 20 июня 1942 года. В октябре 1942 года стал командиром 890 АП АДД. После войны занимал должности в кабинете министров Эстонской ССР.

99 ББАП с января 1943 года командовал другой эстонец - Александр Якобсон, а командиром 159-го иап с марта 1945 года был Карл Керро.

Из других известных летчиков стоит отметить командира 215 ШАП Леонида Рейно, 6 ШАП Эдуарда Вийка.

 Были попытки создания и чисто эстонского подразделения, коим стала 87 онбаэ, которая подчинялась командованию 13 ВА и самолеты которой были куплены на деньги советских эстонцев. Но столько эстонских летчиков и летнабов не нашли и подразделение было по большей части укомплектовано русскими. Интересно, что осень 1944 года эскадрилья сражалась в районе Йохви и Куремае - там где действовало NSGr 11.



Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100