главная история авиации авиация второй мировой
   Бомбежка Кошице
             
         n Михаил Жирохов  


Двадцать шестого июня 1941 года в 13 часов 8 минут над принадлежавшим тогда Венгрии городом Кошице появились три бомбардировщика с желтыми полосами вокруг фюзеляжей. Они прилетели с юго-востока и, сделав на небольшой высоте круг, сбросили на город бомбы. Дома на центральной улице были сильно разрушены. Несколько человек погибли.

Зенитная артиллерия кошицкого гарнизона безмолвствовала. Посты воздушного наблюдения и оповещения решили, что самолеты "свои": как известно, желтые полосы обозначали принадлежность машин к авиации стран "оси"- тогдашних союзников Венгрии. Офицеры Кошицкого военно-авиационного училища капитан Адам Круди и старший лейтенант Ене Чирке, как и другие очевидцы, заметили на бомбардировщиках желтые полосы. Хоть Круди и Чирке по долгу службы должны были разбираться в самолетах, они не смогли точно определить тип бомбардировщиков. Круди заявил, что они походят на итальянские "Савойи", а Чирке утверждал что они напоминают немецкие "Юнкерсы".

Но венгерские власти, не утруждая себя расследованием, в тот же день объявили, что Кошице бомбили ... советские ВВС.

Версию о "советском нападении" доложили главе страны регенту Хор-ти,и тот немедленно санкционировал объявление войны СССР, приказав нанести ответный удар по советским военным объектам.

В ночь на 27 июня 1941 года старшего лейтенанта Чирке разбудил телефонный звонок из Будапешта. Секретарь премьер-министра, узнав, что летчик подозревает в налете немецкие самолеты, недвусмысленно дал понять, что тот ошибается.

На следующий день венгерская пресса сообщила об объявлении воздушной тревоги в нескольких других городах, к которым якобы приближались советские самолеты. Делалось все, чтобы убедить общественное мнение в том, что Кошице бомбили именно русские.

Подполковника Юлиана Боршани убеждать в этом не было необходимости. Начальник отделения в управлении противовоздушной обороны венгерского военного ведомства привык верить старшим по званию. Получив в день бомбежки задание расследовать произошедшее, он следующим утром с одним из своих офицеров прибыл в Кошице. Посланцы из Будапешта установили, что зенитная артиллерия открыла огонь только после того, как самолеты отбомбились, сбросив "около 30" стокилограммовых фугасок. На развалинах домов работали саперы и пожарные команды. Несколько неразорвавшихся бомб вывезли за город и подорвали.

Бургомистр и начальник пожарного расчета утверждали, что бомбы советского производства. Обещали даже привезти к поезду, которым Боршани вечером того же дня возвращался в Будапешт, образец боеприпаса. Но не привезли, а затем и не прислали в Будапешт обещанные фогографии осколков авиабомб якобы с клеймами советских военных заводов.

27 июня 1941 года Совинформбюро сообщило об объявлении Венгрией войны Советскому Союзу, попутно заявив, что "советская авиация никаких налетов на города Венгрии не производила". Москва возложила ответственность на венгерское правительство, которое сделало это "по приказанию Гитлера и еще потому, что венгерские правители не прочь при случае пограбить чужое добро".

Не лучшим образом выглядела и советская послевоенная версия об обстоятельствах вступления Венгрии в войну против СССР. Она опиралась на свидетельские показания генерал-фельдмаршала Паулюса, данные на Нюрнбергском процессе. Паулюс говорил о тесном сотрудничестве германского генерального штаба с военным руководством стран-сателлитов, в том числе и с венгерским генштабом. Эти слова германского офицера должны были подкрепить письменное признание бывшего шефа венгерской военной контрразведки генерал-майора Уй-саси. Однако показания последнего были даны в лубянском застенке и сам документ не содержал никаких конкретных фактов, как и слова Паулюса об этом инциденте. Сам же генерал был в таком состоянии, что забыл даже дату бомбежки Кошице.

На процессе военных преступников в Будапеште была сделана попытка разоблачить организаторов провокации, назвать ее виновников и вообще добавить к делу хоть какие-нибудь факты.

Адам Круди, который к тому времени служил в новой венгерской армии в звании майора и имел орден за участие в антифашистском движении Сопротивления, показал, что город бомбили самолеты германских ВВС. На суде было заявлено, что за штурвалом бомбардировщиков сидели венгерские летчики. Прозвучала и фамилия одного из них - капитан венгерских ВВС Чекмек.

Советскую версию в этом исполнении попытался развить бывший генерал вермахта Рудольф Бамлер, живший после войны в ГДР. В 1957 году на заседании комиссии историков ГДР-СССР Бамлер заявил, что "немецкая тайная служба дала старт немецким самолетам без опознова-тельных знаков со словацкого аэродрома. Они бомбили населенные пункты Венгрии, расположенные вблизи венгеро-советской границы". Однако у немецких военных историков не нашлось каких-либо документов, подтверждающих его слова.

Тем временем на Западе поначалу тоже склонялись к мысли, что Кошице могли бомбить самолеты, поднявшиеся со словацких аэродромов. Венгерская пресса в 1941 году высказывала такие предположения. Зная о натянутых отношениях между Словакией и Венгрией накануне войны, можно допустить, что город бомбили словацкие летчики. К тому же в 1937 году советское правительство передало Чехословакии 40 бомбардировщиков СБ и лицензию на их производство. Чехи быстро организовали постройку туполевских бомбардировщиков под обозначением В-71, атак-же выпуск боеприпасов по советской лицензии. Некоторое количество этих машин после распада Чехословакии досталось словакам.

И все же "словацкая" версия представляется несостоятельной, хотя бы потому, что бомбардировщик СБ мог нести только шесть стокилограммовых бомб, следовательно, звено из трех машин могло сбросить не более 18 таких боеприпасов.

А в версии, предложенной на суде в Будапеште, большие сомнения вызываетдовольно странная для венгра фамилия летчика - Чекмек, которой к тому же нет ни в одном списке личного состава венгерских ВВС Венгрии 1939 - 1941 годов.

Видимо этим руководствовались и венгерские авиационные историки, которые в конце 70-х годов решили более активно заняться поисками истинного виновника кошицкой драмы. При этом не исключалась возможность, что город случайно бомбили советские самолеты, так как Кошице находится всего в семи километрах от границы со Словакией, а она к 26 июня уже объявила войну СССР. Однако, понятное дело, в советские архивы никого из них не пустили, и расследование закончилось ничем.

Зато продолжалось исследование этого вопроса на Западе. В ФРГ была издана книга Юлиана Боршани "Кошицкая прелюдия венгерской трагедии". Того самого Боршани, который 27 июня 1941 года расследовал результаты бомбардировки.

После войны он бежал в ФРГ, где более двадцати лет работал комментатором на радиостанции "Свободная Европа" под псевдонимом "полковник Белл". Выйдя в начале 70-х на пенсию, он занялся сбором материалов о кошицкой провокации. В результате и появилась его книга, в которой он склонялся кхортистской версии бомбардировки Кошице советскими бомбардировщиками. В подтверждение в книге приводились фотографии неразорвавшихся бомб и их осколков - якобы советского производства...

Лишь в последнее время стали доступны многие документы той эпохи, благодаря которым сейчас можно попробовать пролить свет на давнюю провокацию.

Прежде всего, стоит отметить, что в сохранившихся документах штабов ВВС армий Южного и Юго-Западного фронтов за 26 июня 1941 года приказа о налете или какого - либо распоряжения на этот счет нет. Все наличные бомбардировщики согласно оперативной сводке были задействованы для поддержки наземных войск. Ближайшие цели располагались в 250 - 300 километрах от Кошице. Согласитесь, что случайно сбросить бомбы на столь дальнюю цель просто невозможно. Кроме того, такое отклонение от курса чревато последствиями, прежде всего - обыкновенной нехваткой топлива на обратный путь. И это не учитывая "разбора полетов" с командованием. Находившийся же на территории Одесского военного округа корпус дальнебомбардировочной авиации тоже был привлечен к решению тактических задач - его летчики пытались остановить немецкое наступление.

Стоит обратить внимание и на помещенные в книге Боршани фотографии авиабомб и их осколков. Специалисты, видевшие их, сошлись во мнении, что они сфальсифицированы.

В частности на одном из взрывателей аббревиатура АПУВ (авиационный пневматический ударного действия взрыватель) довольно грубо нацарапана от руки прямо поверх фотографии! В заметке под фотоснимком неразорвавшейся "советской" авиабомбы утверждается, что "в соответствии с маркировкой" она изготовлена на Путиловском заводе. Однако Путиловский завод с 1921 года носил другое название.

Венгерский военный историк Йо-жеф Тажи на конференции, посвященной вступлению Венгрии во вторую мировую войну, рассказал, что ему известны результаты анализа металла от осколков бомб, доставленных в свое время из Кошице в Военно-технический институт хортист-ской армии. Боеприпасы,как следовало из экспертизы, были изготовлены из крупповской стали...

В этой связи я хотел бы высказать еще одну версию событий 26 июня. Я думаю, есть основание предположить, что Кошице бомбили румынские бомбардировщики по согласованию с германскими спецслужбами. Приведу некоторые факты в подтверждение этой версии. Лет двадцать тому назад венгерский военный историк Игнац Эльведи опубликовал письмо, написанное бывшим венгерским военным летчиком Иштваном Зольчаком, жившим в Бразилии.

Все письмо приводить нет смысла, но в нем говорилось, что в бытность военнопленным на территории СССР Зольчак познакомился в госпитале под Казанью с румынским полковником Ионом Чернояну, занимавшим одно время высокий пост в генштабе Румынии.

Однажды в споре о вкладе Венгрии в войну против СССР полковник Чернояну упрекнул венгерского офицера: "Вы даже тогда не хотели встать рядом с Германией, когда немцы вернули вам Трансильванию. Антонеску (тогдашний румынский диктатор, - прим. ред.) пришлось бомбить Кошице, чтобы вы приняли участие в борьбе за христову веру",

В письме Зольчак рассказывал, что Чернояну подтвердил свое заявление в беседе с советским офицером, уговаривавшим румынского полковника прекратить голодовку, которую тот начал по какому-то поводу. Зольчак присутствовал при разговоре в качестве переводчика и слышал заявление Чернояну о том, что "Антонескудал приказ о бомбардировке Кошице. Ее осуществили самолеты, поднявшиеся с военного аэродрома в Сучаве".

Интересно, что в архиве, где хранятся дела иностранных граждан, находившихся в советских лагерях военнопленных, имена Иштвана Зольчака и Иона Чернояну действительно присутствуют.

Вот, например, содержание карточки, заведенной НКВД на Чернояну: "Полковник румынской армии Ион Чернояну, 1883 года рождения (Турнус-Эверин), житель Бухареста, кадровый офицер. В 1938-1942 годах работал в генштабе начальником отдела по связи с германской миссией. Пленен 22 ноября 1942 года. Лежал в спецгоспитале Зеленодоль-скас 17 апреля по 6 июня 1946. Умер от туберкулеза легких".

Тесно контактируя с германской миссией, Чернояну, несомненно, знал многое о ее деятельности.

На основе этих данных я пришел к выводу, что следы кошицкой провокации надо искать где-то в румынских архивах...










Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100