Уголок неба ¦ Легион "Кондор"

Реклама...

    


 
 
главная история авиации авиация второй мировой
   Легион "Кондор"
             
         n Михаил Зефиров  


 

Первым серьезным испытанием для истребительной авиации Люфтваффе стала гражданская война в Испании. Она назревала уже давно. В январе 1930 г. король Испании Альфонсо XIII решил вернуться к альтернативной системе выборов. Однако власти не сумели удержать под контролем левое крыло социалистических республиканских партий, чье влияние в стране быстро возрастало. В апреле 1931 г. на муниципальных выборах республиканцы победили с подавляющим большинством и король покинул страну.

Премьер-министром временного правительства Испании стал Алкала Замора (Alcala Zamora). Правительство оказалось слабым и неспособным поддерживать порядок в стране. По всей Испании прокатилась волна погромов, во время которых сторонники республиканцев сжигали и грабили церкви и монастыри, сотни католических священников были распяты на дверях своих храмов.

В июне 1931 г. был избран парламент, большинство в котором получили социалистические партии. Премьер-министром стал представитель левых партий Мануель Азана (Manuel Azana), а Замора, пытавшийся проводить умеренную центристскую политику, в декабре 1931 г. был избран президентом Испании.

В августе 1932 г. генерал Хосе Санурио (Jose Sanjurjo) поднял военный мятеж, но он был без труда подавлен властями. На выборах в ноябре 1933 г. победу одержала консервативная католическая партия во главе с Хосе Мария Жил Роблесом (Jose Maria Gil Robles). В октябре 1934г. левые социалисты вместе с каталонскими националистами и шахтерами Астурии попытались свергнуть правое правительство. Попытка революции была жестоко подавлена властями, опирающимися на поддержку правых партий, а бывший премьер-министр Азана был отправлен в тюрьму.

Надеясь, что в стране сформировались умеренные центристские силы, которые смогут прекратить противостояние между непримиримыми сторонниками левых и правых партий, президент Замора назначил на 18 февраля 1936 г. новые выборы в кортессы. Однако на них снова победил левый Народный фронт, получивший 267 мест из 351, и Азана снова стал премьер-министром.

Ситуация в стране начала стремительно ухудшаться. 13 июля 1936 г. был убит бывший министр консервативного правительства и лидер правой оппозиции в парламенте Хосе Кальво Сотело (Jose Calvo Sotelo), которому за два дня до этого открыто угрожал один из левых депутатов.

Это стало последней каплей, и 18 июля 1936 г. в двенадцати военных гарнизонах на территории Испании и в пяти гарнизонах в Марокко вспыхнул военный мятеж. Первоначально мятежом руководил генерал Эмилио Мола (Emilio Mola), который видел во главе нового испанского правительства генерала Хосе Санурио. Среди заговорщиков также был и генерал Франциско Франко (Francisco Franko), который до этого был снят республиканцами с должности начальника Генерального штаба испанской армии и отправлен генерал-губернатором на Канарские острова.

Как только мятеж начался, Франко сразу же прилетел в Испанское Марокко, которое было под полным контролем националистов и где находилось около 47 тысяч хорошо обученных солдат. 19 июля генерал Санурио погиб, когда самолет, на котором он должен был вернуться из Португалии, разбился во время взлета. С этого момента Франко, оттеснивший на второй план генерала Молу, стал единственным и полновластным руководителем мятежа.

К 22 июля 1936 г. Испания оказалась разделенной на части. Под контролем республиканцев остались юго-восточные районы, включая Мадрид, Новую Кастилию, Валенсию, Арагон и Каталонию, а также Астурия и Страна Басков вдоль побережья Бискайского залива в районе Овьедо - Сантандер - Билъбао. В руках националистов, которых вскоре по имени их руководителя стали называть франкистами, была остальная территория страны - Галисия, Леон, Старая Кастилия, Наварра, Эстремадура, Испанское Марокко и часть Андалузии, включая Севилью и порт Кадис.

Большая часть испанского военно-морского флота поддержала республиканцев, что делало невозможным переброску марокканского корпуса в Испанию морским путем. Генерал Франко решил доставить свои части по воздуху, но в распоряжении мятежников не было требуемого количества транспортных самолетов. Поэтому он решил обратиться за помощью к Германии и направил в Берлин делегацию из трех человек во главе с полковником Болина (Bolina).

26 июля посланников Франко принял Гитлер, который в присутствии Геринга и военного министра Вернера фон Блом-берга (Werner von Blomberg) согласился для начала отправить в Марокко 30 Ju-52/Зm вместе с экипажами. Они должны были перебросить части Франко из Марокко в Испанию.

В конце июля 1936 г. для организации помощи франкистам был создан особый штаб «W» (Sonderstab W) во главе с генерал-лейтенантом Гельмутом Вилбергом (Helmut Wilberg) .Для маскировки были специально учреждены две транспортные авиакомпании: HISMA (Compania Hispano-Marroqui de Transportes) и ROWAK (Rohstoffe und Waren Einkaufgesellschaft). Немецкие Ju-52/3m, вылетавшие из Дессау под видом самолетов этих компаний, сначала отправлялись в Италию, а уже оттуда в марокканский город Тетуан.

Вскоре стало ясно, что для прикрытия «Юнкерсов», доставлявших из Тетуана в Севилью франкистские части, требуются истребители. Поэтому 1 августа 1936 г. из Гамбурга вышло немецкое судно «Усарамо» («Usaramo»), на борту которого находились шесть истребителей Не-51В-1, двадцать 20-мм зенитных орудий и 86 человек во главе с оберегом Александром фон Шееле (Alexander von Scheele). Среди последних были десять экипажей Ju-52, а также шесть летчиков-истребителей: обер-лейтенанты Ханнес Траутлофт, Крафт Эберхардт, Хервиг Кшоппель, и лейтенанты Вольф-Генрих фон Хо-увальд, Эккехард Хефтер и Герхард Кляйн. Все пилоты были формально уволены из Люфтваффе, носили гражданскую одежду и имели документы с испанскими фамилиями.

7 августа «Усарамо» прибыл в порт Кадис, который был в руках франкистов. Затем Не-51 В были доставлены на аэродром Таб-лада в пригороде Севильи. К 11 августа все шесть самолетов были собраны и облетаны, после чего они были направлены на аэродром Эскалон дель Прадо (Escalon del Prado) в районе Саламанки, куда 17 августа через Португалию были доставлены еще девять Не-51В. Все они должны были поддерживать наступление частей генерала Молы на Мадрид.

Первоначально немецкие пилоты выступали только в роли инструкторов, помогая испанцам освоить новые для них самолеты. В течение 18 августа испанские пилоты капитан Гарсия Морато (Garsia Morato) и лейтенант Хулио Сальвадор (Hulio Salvador) одержали свои первые победы, сбив сразу пять республиканских самолетов. Однако вскоре выяснилось, что большинство остальных испанских пилотов имеют очень низкий уровень летной подготовки.

Так, 18 августа во время посадки был серьезно поврежден один Не-51. 23 августа в ходе налета на республиканский аэродром Гетафе (Getafe) в районе Мадрида три Не-51 прикрывали восемь Ju-52/Зт. Сам вылет прошел спокойно, но при посадке испанцы повредили два из трех «Хейнкелей». Оба самолета получили такие серьезные повреждения, что уже не подлежали ремонту. 24 августа республиканцами в воздушном бою был сбит еще один Не-51. Таким образом, в течение недели из 16 Не-51 В, доставленных в Испанию, была потеряна четверть.

Оберегу фон Шееле, отвечавшему за координацию помощи франкистам, стало ясно, что если дело и дальше пойдет такими темпами, то вскоре в его распоряжении совсем не останется истребителей. В результате после коротких консультаций фон Шееле с Берлином и согласования всех формальностей с испанцами немецким инструкторам было разрешено участвовать в боевых вылетах.

Уже на следующий день, 25 августа 1936 г., Ханнес Траутлофт и Крафт Эберхардт сбили два республиканских бомбардировщика «Бреге-19» (Breguet XIX). Это были не только первые победы немецких пилотов в Испании, но и вообще первые победы истребителей Люфтваффе. В течение 26 - 30 августа Траутлофт, Эберхардт и Хервиг Кнюппель сбили еще семь самолетов: четыре бомбардировщика «Потез-540» (Potez 540), два «Бреге-19» и один истребитель «Ньюпор-52» (Nieuport 52).

30 августа Ханнесу Траутлофту выпала сомнительная честь стать и первым летчиком-истребителем Люфтваффе, сбитым в бою. Его Не-51 В-1 «2-4» был сбит в бою республиканским истребителем «Девуатин-371» (Dewoitine D.371). Выпрыгнув на парашюте, Траутлофт приземлился в районе расположения франкистских частей и возвратился на свой аэродром целым и невредимым.

Первым же немецким пилотом, погибшим в Испании, стал лейтенант Эккехард Хефтер. 28 сентября 1936 г. сразу после взлета с аэродрома, расположенного рядом с городом Витория (Vitoria), у его Не-51В-1 неожиданно отказал двигатель. Самолет, задев крылом за высокую башню городского собора, упал и сгорел на Соборной площади города.

В конце сентября 1936 г. в Испанию прибыли еще десять немецких летчиков-истребителей: Дитрих фон Ботмер, Курт фон Гилза, Вилли Гёдекке, Ковальски, Оскар Хенрици, Эрнст Мратцек, Гюнтер Радуш, Пауль Рехан, Эрвин Саваллиш и Хенниг Штрюмпелль.

Однако тайная военная помощь из-за границы оказывалась не только франкистам. Республиканцам поставляли самолеты Советский Союз, Франция, США, Голландия, Англия и Чехословакия.

Первые советские военные советники появились в Испании уже в конце августа 1936 г. Затем в сентябре туда через третьи страны начала прибывать и советская военная техника, в т.ч. бомбардировщики СБ и танки Т-26. Официальное же решение об оказании военной помощи республиканскому правительству Испании было принято 26 сентября 1936 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП (б). Проведение операции по доставке техники и военных советников было поручено Разведывательному управлению Красной Армии, которому для этого было первоначально выделено 1,91 миллиона рублей и 190 тысяч американских долларов. Затем специальными решениями Политбюро ЦК ВКП (б) на эти цели неоднократно выделялись дополнительные средства. Так, например, 13 октября было выделено 400 тысяч американских долларов, а 17 октября - два с половиной миллиона рублей.

В октябре 1936 г. Советский Союз начал массовые поставки своих истребителей республиканской авиации. 13 октября в порт Картахены прибыл транспорт «Старый большевик», доставивший республиканцам артиллерийские орудия, стрелковое оружие, боеприпасы, медикаменты, а также 31 истребитель И-15.15 октября туда же пришел сухогруз «Карл Лепин», на борту которого было 16 И-15.16 октября транспорт «Лава Менди» («Lava Mendi») доставил в Картахену еще шесть И-15. 25 октября на пароходе «Комсомол» в порт Аликанте прибыло около пятидесяти И-16.1 ноября в порт Бильбао на северном побережье Испании пришел транспорт «Андрей» с 15 И-15.

Надо отметить, что поставки советского оружия республиканскому правительству Испании отнюдь не были «безвозмездной помощью советского народа братскому испанскому народу, сражающемуся с фашизмом», как утверждала советская пропаганда. В обстановке строжайшей секретности в Советский Союз был вывезен золотой запас правительства Испании. Первоначально предполагалось, что он будет храниться там до окончательной победы республиканцев, а затем вернется обратно в Испанию. Однако, когда победили все же франкисты, то в Москве решили не отдавать испанское золото и оставили его в счет оплаты поставок советской военной техники республиканцам.

В начале ноября 1936г. на стороне республиканцев началось массовое появление интернациональных бригад, формируемых из добровольцев различных стран. Их общая численность оценивалась приблизительно в 30 тысяч человек. Если до этого Германия, Италия, Советский Союз, Франция и другие страны еще старались сохранять хотя бы внешний нейтралитет по отношению к гражданской войне в Испании, то теперь все, как говорится, окончательно встало на свои места.

В этих условиях руководство нацистской Германии приняло решение больше не скрывать своей помощи франкистам. 3 ноября 1936 г. в Германии был сформирован (Легион «Кондор», состоявший из 4500 добровольцев. Его командиром был назначен генерал-майор Хуго Шперрле, а начальником штаба стал оберет Вольфрам фон Рихтхофен (Wolfram von Richthofen).

В «Легионе «Кондор» была образована истребительная группа J/88 во главе с майором Хубертом Мерхартом фон Бернегтом (Hubert Merhart von Bernegg). В ее составе было четыре эскадрильи:

  • 1.J/88 гауптмана Вернера Пальма (Werner Palm), -2.J/88 обер-лейтенанта Отто Лехманна (Otto Lehmann),
  • 3 J/88 обер-лейтенанта Юргена Рота (J urgen Roth),
  • 4.J/88 2 обер-лейтенанта Крафта Эберхардта.

Пока подразделения «Легиона «Кондор» были еще на пути в Испанию, воздушные бои там приобретали все больший накал.

13 ноября с аэродрома Авила поднялись и взяли курс на Мадрид пять Ju-52 во главе с обер-лейтенантом Рудольфом фон Моро (Rudolf von Moreau) и три Не-46, которые пилотировали испанские пилоты. Их прикрывали девять Не-51 из 4.J/88. Вслед за ними к испанской столице направились и итальянцы - три Ro.37, которых сопровождала «тройка» CR.32. Над восточной окраиной Мадрида в районе Каса-де-Кампо (Casa de Campo) они встретились с двумя «шестерками» И-15, которые пилотировали советские летчики. Пока бомбардировщики, поспешно сбросив бомбы, уходили обратно, на высоте около 1500 метров между истребителями завязался бой.

1С 05.01.1943 г. майор Рот занимал должность начальника 2-й истребительной авиашколы, а затем с 25.02.1943 г. по 31.07.1944 г. он был командиром сформированной на ее основе учебной эскадры JG102.

2 В марте 1937 г. 4.J/88 была распущена. «Новая» 4.J/88 была сформирована 02.11.1937 г., но 17.06.1938 г. опять была распущена.

В ходе боя 4.J/88 потеряла четыре Не-51, среди которых были самолеты командира эскадрильи обер-лейтенанта Крафта Эберхардта и командира звена лейтенанта Оскара Хенрици. Эберхардт погиб, когда его «Хейнкель» столкнулся «лоб в лоб» с одним из И-15, пытавшихся атаковать Ju-52. Лейтенанту Хенрици пуля пробила легкое, но он все же смог «дотянуть» до территории, занятой франкистами, и совершить вынужденную посадку. Когда к нему прибыла помощь, Хенрици был уже мертв, скончавшись от большой потери крови. Эберхардт и Хенрици стали первыми пилотами «Легиона «Кондор» и Люфтваффе, погибшими в бою.

В том же бою были сбиты два CR.32, один итальянский пилот получил ранение, а второй пилот попал в плен к республиканцам. В свою очередь республиканцы потеряли три И-15. Погибли командир 3-й эскадрильи лейтенант К. И. Ковтун, а также лейтенанты И. Г. Нечипуренко и П. П. Петров. По воспоминаниям очевидцев, Ковтун успел выпрыгнуть из горящего самолета. Однако, когда купол парашюта раскрылся, Ковтуна от сильного рывка неожиданно перевернуло вниз головой, и он выскользнул из лямок парашюта. Вероятно, у него не был застегнут нагрудный замок подвесной системы. Пустой парашют отнесло к позициям франкистов, а Ковтун упал на одну из улиц Мадрида 2.

Спустя два дня, 15 ноября 1936 г., в порту Кадиса высадились подразделения «Легиона «Кондор» и немецкие солдаты официально ступили на испанскую землю. Одновременно в Испанию были направлены и небольшие подразделения вермахта и кригсмарине, которые соответственно получили названия «Пчеловод» («Imker») и «Северное море» («Nordsee»).

В декабре 1936 г. в «Легион «Кондор» для проведения фронтовых испытаний были доставлены четыре прототипа нового истребителя Bf-109V-3, V-4, V-5 и V-6. Обер-лейтенант Траутлофт стал одним из первых пилотов, испытавших «Мессершмитт» в бою. 8 декабря 1936 г. он одержал на прототипе Bf-109V3 W.Nr.760 свою пятую победу, сбив И-16. Объективные оценки Траутлофта, его упорство и настойчивость в рекомендациях помогли довести новый истребитель и запустить его в серийное производство. Уже 14 марта 1937 г. в 2.J/88 прибыли первые три серийных Вf-109В-1.

К октябрю 1937 г. в руках республиканцев остались только Мадрид с Новой Кастилией, Мурсия, часть Арагона и расположенные вдоль Средиземноморского побережья Валенсия и Каталония. К концу 1937 г. в составе республиканской авиации насчитывалось примерно 230 И-15 и 160 И-16.

В течение 1938 г. все эскадрильи J/88 были оснащены новыми Bf-109B. Они имели лучшие технические характеристики по сравнению с советскими И-16 и И-15, однако пилоты «Легиона «Кондор» еще не могли в полной мере использовать все преимущества «Мессершмиттов», поскольку продолжали придерживаться традиционной тактики, летая звеньями из трех самолетов.

14 апреля 1938 г. в Испанию прибыл бывший командир 2./JG334 обер-лейтенант Вернер Мёльдерс (Werner Molders), который должен был заменить обер-лейтенанта Адольфа Галланда (Adolf Galland) на посту командира 3./J88. И никто тогда не предполагал, что это рядовое, на первый взгляд, событие будет иметь такие серьезные последствия для истребительной авиации Люфтваффе.

В ходе боев в Испании Мёльдерс пришел к выводу, что прежняя тактика действий истребителей, рассчитанная на применение больших групп малоскоростных бипланов, безнадежно устарела. Летая плотными «тройками» на новых, более скоростных истребителях, пилоты большую часть времени должны были следить за тем, чтобы не столкнуться друг с другом. Поэтому Мёльдерс разработал и начал применять на практике новую тактику, в основе которой лежало использование не звена из трех истребителей (Kette), как было раньше, а пары истребителей (Rotte) или двух пар (Schwarm).

Каждая такая пара действовала в воздухе как самостоятельная боевая единица. Истребители держались друг от друга на расстоянии приблизительно двухсот метров. Такая дистанция позволяла пилотам полностью сконцентрироваться на поиске противника, не задумываясь при этом о точном соблюдении расстояния между своими самолетами. Ведущий пары (Rottenfuhrer) вел визуальный поиск противника в передней полусфере, в то время как ведомый (Rottenflieger) прикрывал его сзади. В воздухе две пары истребителей занимали позиции, напоминающие положение четырех растопыренных пальцев руки. Если же одна пара подвергалась атаке со стороны противника, то истребители второй пары имели возможность развернуться в сторону противника и открыть по нему огонь.

Новая тактика принесла свои плоды, и 5 декабря 1938 г. Мёльдерс вернулся в Германию, имея на своем счету 14 побед, еще три его победы не были официально признаны. Он стал самым результативным пилотом «Легиона «Кондор». Разработанная им тактика легла в основу действий не только истребительной авиации Люфтваффе, но затем была использована и пилотами других стран.

28 марта 1939 г. войска генерала Франко вошли в Мадрид, и командир «Легиона «Кондор» генерал-майор Вольфрам фон Рих-тхофен приказал своим подчиненным прекратить все боевые действия в Испании. С остававшимися очагами сопротивления республиканцев армия Франко могла теперь справиться и сама. 26 мая в порту Виго «Легион» погрузился на немецкие корабли, доставившие его в Гамбург. Все самолеты, за исключением Ju-87, и снаряжение были оставлены армии Франко.

После возвращения «Легиона «Кондор» в Германию командование Люфтваффе создало в Добрице специальную комиссию по награждению и организации торжеств. Восьмидневный «Фестиваль Победы» начался с вручения легионерам специальной награды -Немецкого Испанского Креста в Золоте (Deutsche Spanien-Kreuz in Gold). Кроме того, все они получили испанские награды - Medalla Militar и Medalla de la Campana. Завершились же празднества 6 июня 1939 г. торжественным прохождением «Легиона «Кондор» под Бранденбургскими воротами в Берлине. Через некоторое время девять особо отличившихся легионеров и среди них летчики-истребители Вернер Мёльдерс, Вильгельм Бальтазар, Вальтер Оесау, Вольфганг Шеллманн, Гюнтер Лютцов и Вильгельм Энсслен, были награждены Немецким Испанским Крестом в Золоте с Мечами и Бриллиантами (Deutsche Spanien-Kreuz in Gold mit Schwerten und Brillanten).

В завершение можно привести следующие цифры. К началу гражданской войны республиканцы располагали 214 самолетами. В течение 1936-39 гг. они получили от дружественных стран еще 1947 самолетов, из них 1409 поставил Советский Союз, 85 Франция, 72 США, 72 Голландия, 57 Англия и 47 Чехословакия, но при этом только СССР и Франция предоставили боевые самолеты. За это же время еще 55 И-15 были собраны республиканцами самостоятельно. Кроме того, СССР передал республиканцам 350 танков, 120 бронеавтомобилей, 1500 орудий, свыше 20 тысяч пулеметов, около 50 тысяч винтовок, несколько торпедных катеров, а также большое количество снаряжения, боеприпасов и топлива.

Со своей стороны Германия направила в Испанию около 650 самолетов, в т.ч. 131 Не-51, столько же Bf-109, 82 He-Ill, 58 Ju-52, 32 Do-17 и 27 He-59, а также 200 танков и более 700 орудий. Итальянская помощь генералу Франко включала около 1000 самолетов, 150 танкеток, 16 бронеавтомобилей, около 2000 орудий, 8 тысяч автомобилей, около 240 тысяч винтовок, 4 миноносца, 2 подводные лодки, боеприпасы и снаряжение.

На счету республиканской авиации было 345 побед, из них 213 одержали советские летчики, 85 испанцы, 23 французы, 22 болгары и две американцы. В свою очередь пилоты франкистской авиации одержали 695 побед, из них 314 были на счету «Легиона «Кондор», 205 на счету итальянских летчиков и 176 на счету испанцев. В 1936—39 гг. боевой опыт в Испании получили 405 летчиков-истребителей Люфтваффе: 125 офицеров и 280 унтер-офицеров. Из 262 самолетов, входивших в этот период в состав J/88 «Легиона «Кондор», было потеряно 40 Bf-109 и 38 Не-51. При этом потери в результате действий противника (сбиты в воздушных боях, зенитным огнем и уничтожены на земле во время налетов республиканской авиации) составили 21 Bf-109 и 34 Не-51.





(c) Михаил Зефиров. "Асы люфтваффе. Дневные истребители






Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100