Уголок неба ¦ Боевые применение Blackburn Skua и Roc

Реклама...

    


 
 
главная история авиации авиация второй мировой
   Боевые применение Blackburn Skua и Roc
             
         n    Михаил Быков, Сергей Алексеев  


 


БОЕВОЙ ДЕБЮТ

3 сентября 1939 г. Великобритания объявила Германии войну, начало которой было тяжелым для британских авианосцев. В значительной мере из-за тактических просчетов командования им пришлось испытать на себе сокрушительную мощь ударов германского подводного флота. 14 сентября «Арк Ройал» был атакован субмариной, торпеды которой едва не достигли цели. Эту лодку удалось потопить эсминцам эскорта. Вечером того же дня патрульное звено «Скуа» обнаружило и пыталось атаковать U-30, но результат этого удара оказался плачевным для англичан: высота сброса бомб оказалась слишком мала и две машины были потеряны от взрывов собственного груза! Одним из рухнувших в воду оказался L2957, пилот которого лейтенант Терстон (Thurston) был подобран немецкими подводниками и попал в плен, а стрелок петти-офицер МакКэй (МсКау) погиб. Такая же судьба постигла и членов экипажа второго «Скуа». Но этот урон может показаться пустяком по сравнению с участью, которую судьба уготовила «Корейджесу»: 17 сентября он был торпедирован субмариной U-29 и пошел на дно вместе со всеми самолетами. После этого командование отстранило авианосцы от участия в противолодочных операциях.

Но не все было потеряно, и «Скуа» еще вписали несколько строк в книгу славы британской авиации. Спустя всего несколько дней после вышеописанных событий именно им удалось одержать первую официально подтвержденную воздушную победу Великобритании во Второй мировой войне. Соединение боевых кораблей Королевского флота, так называемая (Force К), в составе авианосца «Арк Ройал», линкоров «Нельсон» (HMS Nelson) и «Родней» (HMS Rodney), линейных крейсеров «Худ» (HMS Hood) и «Реноун» (HMS Renown), а также нескольких легких крейсеров и эсминцев осуществляло морскую блокаду Германии. 26 сентября 1939 г. во время патрулирования в Северном море корабли получили приказ сместиться в сторону острова Гельголанд (Heligoland) для принятия в эскадру и сопровождения домой поврежденной британской субмарины. Флот вошел в пределы досягаемости немецкой гидроавиации, и «гости» не заставили себя долго ждать: в 10.45 разведывательная летающая лодка Do-18 появилась недалеко от эскадры. На перехват с палубы «Арк Ройала» были выпущены 9 «Скуа» 800-й и 803-й эскадрилий. Пока англичане набирали высоту, к первому «германцу» присоединились еще два таких же. Перехватчики разделились на три тройки, каждая из которых атаковала свою цель. Двум «Дорнье» удалось благополучно уйти, а третьему не посчастливилось: пули «Браунингов», выпущенные «Скуа», в кабине которого находились пилот лейтенант Б.С.МакЮэн (B.S.McEwen) и стрелок петти-офицер Б.М.Сеймор (B.M.Seymour), пробили радиатор одного из двигателей, который загорелся и гидроплан «плюхнулся» в море. Поскольку высота была небольшой, экипаж немецкой машины уцелел и его подобрал британский эсминец. Сбитым оказался Do-18 с бортовым кодом K6+YK из состава 2-й эскадрильи 506-й Береговой авиагруппы (2./Ku.FI.Gr.506).

Вскоре после этого славного эпизода «Арк Ройал» был направлен в южную Атлантику для защиты океанских коммуникаций от германских рейдеров «Граф срон Шпее» (Graf von Spee) и «Дойчланд» (Deutschland), угрожавших судоходству союзников. Перед уходом авианосца, 1 октября, 803-я эскадрилья высадилась на берег и приступила к патрулированию над Северным морем. 23 октября в одном из таких вылетов пропал без вести «Рок» L3063 с экипажем в составе петти-офицера Трегилиса (Tregilis) и навал-эйрмэна Истона (Easton). Для пилотов 800-й потекли однообразные дни длительных полетов над пустынными водами Атлантического океана. Спокойное течение службы (немцы так и не появились в этом районе) было 8 декабря омрачено тяжелым происшествием: во время посадки «Скуа» L2880 не смог зацепиться тормозным крюком за трос и рухнул с палубы авианосца в воду. При этом пилот самолета суб-лейтенант Бетхолл (Bethall) погиб, стрелка петти-офицера Тейлора (Taylor) удалось спасти.

Когда угроза морским коммуникациям миновала («Граф фон Шпее» был затоплен командой после боя с английскими крейсерами у берегов Бразилии; «Дойчланд» вернулся в Германию), »Арк Ройал» получил приказ идти в Средиземное море для тренировок экипажа. 800-я эскадрилья покинула палубу авианосца и перебазировались на береговой аэродром Хатстон (Hatston) на Оркнейских островах у северной оконечности Великобритании. В начале 1940 г. строй частей первой линии FAA пополнили еще две части, вооруженные «Скуа»: 15 января была сформирована 801-я эскадрилья из шести машин; 1 февраля - 806-я эскадрилья, экипированная восемью «Скуа» и четверкой истребителей «Рок». Все четыре подразделения приняли активное участие в трагических событиях на европейском континенте весной и летом 1940 г.

НОРВЕЖСКАЯ КАМПАНИЯ

Нападение гитлеровцев на Данию и Норвегию явилось полной неожиданностью для союзников. Нужно было срочно принимать ответные меры. 10 апреля 1940 г. авианосцы «Арк Ройал» и «Глориэс» (HMS Glorious) вошли в Гибралтарский пролив и на следующий день получили приказ присоединиться к основным силам «Хоум Флита». Однако у эскадрилий FAA не было времени дожидаться свои «плавучие аэродромы». Германские Люфтваффе быстро наращивали силы в районе противостояния, что требовало адекватного ответа со стороны авиации англичан. «Скуа» начали действовать с береговых площадок, несмотря на то, что районы приложения их усилий находились на пределе дальности полета этих одномоторных машин. Тем не менее, поначалу британцам сопутствовал успех.

Рано утром 10 апреля группа из 16 аппаратов - 5 из 800-й эскадрильи и 11 из 803-й под общим командованием лейтенанта У.П.Луси (W.P.Lucy) вылетела из Хатсто-на для нанесения удара по германским кораблям в только что захваченном гитлеровцами порту Берген (Bergen). По пути у одного из самолетов 803-й эскадрильи (L2923) отказал двигатель, во время вынужденной посадки на воду машина разрушилась, члены экипажа - лейтенант Смитон (Smeeton) и мидшипмэн Уоткинс (Watkins) - погибли. Остальные без проблем достигли Бергена, где на якорной стоянке был обнаружен крупный военный корабль, идентифицированный как германский легкий крейсер «Кенигсберг» (Koenigsberg), днем ранее поврежденный огнем норвежских береговых батарей. В 8.05 последовала классическая атака с пикирования на неподвижную цель. Крейсер поразили три 500-фунтовые бомбы, еще две разорвались в непосредственной близости от корабля. Именно они сыграли роковую роль в судьбе «Кенигсберга»: вода хлынула сквозь пробоины в корпусе и к 10.50 крейсер

затонул. Одной из бомб, не попавших в корабль, в гавани был уничтожен гидросамолет Ju 52/3mW из 108-й транспортной авиагруппы Люфтваффе (K.Gr.zbV.108). Прикрытие порта от атак с воздуха осуществляли орудия 33-го зенитного полка (Flak.Reg.33), огонь которых оказался губителен для трех британских пикировщиков. Один из «Скуа» 803-й эскадрильи разбился непосредственно на территории порта, пилот капитан МакАйвер (Mclver) и стрелок петти-офицер Барнард (Barnard) погибли. Второй аппарат (L3037) приводнился в 10 км к западу от Бергена, его экипаж - суб-лейтенант Фарэгат (Faragut) и мидшипмэн Оубридж (Owbrige) был подобран британским кораблем и спустя несколько дней вернулся в Хатстон. Наконец, третья машина из 803-й эскадрильи совершила вынужденную посадку близ городка Аской (Askoy) на территории, пока еще контролируемой норвежцами. Члены ее экипажа петти-офицер Гарднер (Gardner) и навал-эйрмэн Тодд (Todd) около месяца оставались на Скандинавском полуострове, после чего вернулись в Великобританию.

Уцелевшие «Скуа» на последних каплях горючего благополучно добрались до Хатстона. Англичанам было чем гордиться: «Кенигсберг» стал первым крупным надводным кораблем, уничтоженным Королевской авиацией во второй мировой войне.

Далее боевые вылеты эскадрилий «Скуа» продолжались с возрастающей интенсивностью. Свободе действий британцев способствовало то, что они оперировали в районе, находившемся вне пределов досягаемости немецких фронтовых истребителей. 12 апреля 19 самолетов из всех трех частей бомбили портовые сооружения и корабли в гавани Бергена, но без особых успехов. Через день состоялся очередной налет силами 800-й и 803-й эскадрилий (15 машин), в результате которого был потоплен войсковой транспорт «Баренфельс» (Baerenfels) и еще три германских корабля получили повреждения. Англичане также заявили об уничтожении на воде одного гидроплана и повреждении двух других. Впоследствии немцы подтвердили потерю Не 115 из 1./Ku.FI.Gr.106. Один английский самолет сбила зенитная артиллерия, пилот капитан Мелвер (E.D.Melver) и его стрелок пропали без вести. Берген снова атаковали 16 апреля, причем экипажи 803-й эскадрильи записали себе в актив потопление вооруженного траулера и повреждение подводной лодки, но на самом деле противник никакого урона в этот день не понес, правда, и собственных потерь у британцев тоже не было.

17 апреля две тройки «Скуа» 801-й эскадрильи последовательно прикрывали с воздуха на пути домой от берегов Норвегии тяжелый крейсер «Саффолк» (HMS Suffolk) с эскортом эсминцев, осуществлявший артиллерийский обстрел порта Ставангер (Stavanger) и поврежденный немецкими бомбардировщиками. На протяжении долгого времени корабли сопровождали гитлеровские гидросамолеты-разведчики, несколько раз наводившие на англичан группы «хейнкелей». Одну из летающих лодок (Do-18 из 1./Ku.FI.Gr.406, бортовой код K6+FH) удалось сбить. Победу «на троих» поделили пилоты «Скуа» лейтенант-комман-дер Брэмвелл (H.P.Bramwell),лейтенант Мартин (W.H.Martyn) и суб-лейтенант Уиггинтон (B.Wigginton). Они же общими усилиями повредили один Не 111.

Все то время, пока палубные авиачасти героически воевали на пределе дальности своих самолетов над побережьем Норвегии, «Арк Ройал» и «Глориэс» находились на пути к метрополии. Последний прибыл на главную базу Королевского флота в Скапа Флоу (Scapa Flow) 20 апреля, первый - на следующие сутки. В этот же день 803-я эскадрилья с 12 «поморниками» перебазировалась на «Глориэс». «Арк Ройал» 22 апреля принял на палубу 800-ю и 801-ю эскадрильи FAA. В каждом подразделении было по 9 «Скуа», а также 2 и 3 «Рока» соответственно. Изначально «поморникам» отводилась роль ударных самолетов, а их «башенные собратья» совместно с «Си Гладиаторами» должны были осуществлять ПВО кораблей, но все сложилось несколько иначе.

24 апреля оба авианосца с эскортом приблизились к норвежским берегам. Кроме палубных самолетов, на «Глориэсе» находились еще 18 «сухопутных» истребителей «Гладиатор» 263-й эскадрильи Королевских ВВС, которые планировалось перебросить на норвежский ледовый аэродром(замерз-шее озеро) Аандальснес (Aandalsnes). Когда корабли находились на расстоянии около 150 миль от земли, бипланы двумя группами по 9 машин стартовали с палубы «Глори-эса». Их лидировали две пары «Скуа» 803-й эскадрильи FAA. Все самолеты к 18.00 благополучно достигли пункта назначения и произвели посадку. После этого британские корабли продолжили движение к берегу, но после старта первой группы другие довольно долго не могли взлететь, так как погода внезапно испортилась. Наконец, ближе к вечеру, с «Арк Ройала» поднялись две шестерки «Скуа», в задачу которых вменялось патрулирование и «зачистка» воздушного пространства над Тронхеймом (Trondheim). Одна из групп в 17.55 на высоте 2500 м встретила пару Не 111 из состава 4-й бомбардировочной эскадры Люфтваффе (KG 4) и после короткого боя отправила на землю оба бомбардировщика. В схватке участвовали все 6 машин (причем каждая тройка атаковала «свой» самолет противника), экипажи которых поровну разделили победы. В 18.20 эта же группа встретила еще одного «немца», который был ощибочно идентифицирован как «Do 17» (на самом деле-Не 111). В атаку пошли два «Скуа» (пилоты лейтенанты Луси и Кристиан (Christian)). Потрепанный «Хейнкель» сумел ускользнуть от англичан и вернуться на свою базу, но был списан как не подлежащий ремонту. На обратном пути британцы потеряли один самолет, который упал в море из-за преждевременной выработки горючего, погибли суб-лейтенант Лайвер (S.Lyver) и петти-офицер Смитерс (Smeathers) из 803-й эскадрильи. Остальные благополучно возвратились на авианосец. Совсем не таким богатым на события выдался вылет у другой шестерки, так и не встретившей противника в воздухе, но, тем не менее, потерявшей один самолет: «Скуа» 800-й эскадрильи (L3050), также из-за нехватки бензина, совершил вынужденную посадку на воду к западу от городка Намсос (Namsos), пилота мидшипмэна Трина (Тгееп) и стрелка навал-эйрмэна Гобла (Goble) подобрал британский эсминец.

25 апреля палубная авиация снова была активна. Пять «Скуа» 803-й эскадрильи в 3.15 вылетели с «Глориэса» на бомбардировку базы германских гидросамолетов в Тронхейме. Удар получился полностью неудачным, один из аппаратов, поврежденный зенитным огнем - L2905, экипаж - лейтенант Фрэйзер-Харрис (Fraser-Harris) и лидинг-эй-рмэн Расселл (Russell) - совершил вынужденную посадку в Сторфьорде (Storfjord). Больше повезло другой группе из 803-й (три самолета; ведущий - суб-лейтенант Брокин-ша (Brokinsha)), стартовавшей в 4.15, которая сумела поджечь два танкера в порту Тронхейма. Спустя 5 минут после звена Бро-кинши с «Арк Ройала» стартовала девятка (семь самолетов 801-й эскадрильи и два из 800-й) для атаки кораблей в порту, той же гидроавиабазы и «сухопутного» аэродрома Люсртваффе рядом с городом. Каждая машина несла одну 250-фунтовую бомбу и 8 «двадцаток» (именно такой состав вооружения чаще всего использовался на «Скуа»). Две первые цели поразить не удалось, но на летном поле мелкими бомбами и пулеметным огнем был уничтожен один Ju 88 и повреждено еще несколько немецких самолетов. Британцы потерь не имели. Главную опасность для «Скуа» во время выполнения боевых задач, как это ни странно, представляли не самолеты и зенитные средства противника, а недостаточный запас топлива. Стоило потратить несколько лишних минут на маневрирование перед атакой или ведение воздушного боя и пилот рисковал попросту не долететь до своего авианосца. По этой причине возвратившаяся на «Арк Ройал» группа не досчиталась трех машин, одна из которых упала в море, экипаж - лейтенант Пардоу (A.A.Pardoe) и петти-оффицер Ллойд (L.M.Lloyd) из 800-й эскадрильи - погиб. Второй самолет приземлился на ледовый аэродром Лесъяског (Lesjaskog). Наконец, третий аппарат (L3046 из 800-й эскадрильи) сел в Аандальснесе. В 7.00 того же дня девятнадцать Не 111 совершили налет на этот объект, уничтожив все пять находившихся там «Скуа». Экипаж L3046 - суб-лейтенант Кир-ели (R.W.Kearsley) и лидинг-эйрмэн Эккле-шелл (Eccleshall) некоторое время считался пропавшим без вести, пока 29 апреля оба авиатора неожиданно не объявились на «родной» авиабазе в Хатстоне.

Еще три машины 803-й эскадрильи взлетели с «Глориэса» в 4.30. Группа под командованием лейтенанта Коллингема (G.R.Collingham) несколько сбилась с пути, но в конце концов достигла Тронхейма, где сбросила бомбы на транспорт в порту. Когда тройка уже легла на обратный курс, ей встретился германский гидроплан Не 115 из состава 2./Ku.FI.Gr.506, который спустя несколько минут с горящим мотором рухнул вниз, а его экипаж спасся на парашютах. Индивидуальную победу одержал ведущий звена, причем огонь по «Хейнкелю» велся только из пары пулеметов в правой консоли (слева оружие отказало). Однако последствия эпизода оказались плачевными не только для «немца»: самолет Коллингема (L3048) выработал почти все горючее и пилоту пришлось срочно искать место для посадки. Слив остатки бензина, он удачно приземлил «Скуа» на узкую полоску песчаного пляжа. Подразделение французских альпийских стрелков оказало помощь экипажу. Самолет оставался на месте под охраной французов до 1 мая, когда стало ясно, что эвакуировать машину не удастся, и ее уничтожили.

Наконец, последний в это утро вылет «Скуа» состоялся в 4.45: три аппарата 800-й эскадрильи поднялись с «Арк Ройала» на боевое патрулирование. Эта группа дважды встречалась с воздушным противником, преследуя Не 115 и еще один германский самолет, ошибочно идентифицированный как «Ju 89»(на самом деле это был транспортный Ju 90), но побед не было; потерь тоже.

Боевая работа 26 апреля началась в 10.30 вылетом с «Арк Ройала» шести «Скуа» 801-й эскадрильи на патрулирование в район Аандальснеса. Группа перехватила тройку Не 111, один из которых, как и 17 апреля, сбилисовместными усилиями экипажи лейтенанта Мартина и лейтенант-коммандера Брэмвелла. «Хейнкель» (KG 4, бортовой код 5J+CN) упал в труднодоступном районе Норвегии и был найден и восстановлен спустя много лет после окончания войны. Лейтенант Уиггинтон повредил другой бомбардировщик, который «ушел со снижением и шлейфом дыма».

Три самолета 803-й эскадрильи покинули палубу «Глориэса» в 11.00. В районе Сторфьорда в 13.08 они встретили тройку «стоодиннадцатых» из I группы 26-й бомбардировочной эскадры (I/KG 26). Ведущий звена лейтенант Луси атаковал один из самолетов врага, но из-под капота двигателя его «Скуа» внезапно начало выбиваться масло, которое забрызгало лобовое стекло. Луси был вынужден прекратить атаку и отвернуть от противника. Один из его ведомых последовал за командиром, а второй - лейтенант Филмер (Filmer) - решил расправиться с бомбовозом в одиночку. Подобная несогласованность дорого стоила англичанам: Филмер успеха добиться не смог, потеряв в результате неудачной атаки стрелка петти-оффице-ра Болдуина (K.G.Baldwin), а в конце концов и свой «Скуа», разбившийся во время вынужденной посадки (пилот уцелел). Так что итог столкновения на этот раз был явно не в пользу британцев. Два оставшихся экипажа продолжили полет (Луси кое-как очистил стекло от масла) и смогли в конце концов «отыграться» на другом Не 111 из состава 9./LG 1. Этот бомбардировщик в силу каких-то причин шел ниже остальных, что дало возможность нападающим выполнить несколько атак с пикирования, после чего «немец» задымил и сел на воду. Через три минуты он скрылся под волнами. День закончился двумя безрезультатными боями: тройки из 803-й эскадрильи с одним Не 111 и шестерки из 800-й с одиночным Не 115.

27 апреля действия начались вскоре после полудня. Тройка «Скуа» 800-й эскадрильи атаковала и сбила «стоодиннадцатый» из IN/KG 26. Значительные повреждения при этом получил и один британский самолет (L2940), в кабине которого находились капитан Партридж (Partrige) и лейтенант Босток (Bostock). Летчик сумел произвести посадку на замерзшее озеро (этот «Скуа» был найден после войны и в 1974 г. передан в музей FAA). Экипаж остался невредим. Победу с Партриджем и Востоком разделили пилоты двух других машин лейтенант Тэйлор (E.Taylour) и суб-лейтенант Харл-Хоббс (Hurle-Hobbs), а также стрелки навал-эйрмэн Галифакс (Halifax) и петти-оффицер Харт (Hart). Вскоре после этого произошел еще один воздушный бой, в результате которого к земле отправился очередной Не 111. Совместную победу одержали два экипажа 803-й эскадрильи - петти-оффицер Джонстон (Johnston) со стрелком лидинг-эйрмэном Ко-стоном (Coston) (L2992) и лейтенанты Луси и Хансон (Hanson). Взлетевшей в 15.15 пятеркой самолетов 800-й (три) и 801-й (два) эскадрилий через час после старта была атакована большая группа бомбардировщиков Не 111 и Ju 88. Лейтенант-коммандеру Брэм-веллу удалось сбить один «юнкере». В 17.35 - очередная схватка. Тройка «Скуа» 801-й эскадрильи перехватывает одиночный Не 111 из KGr 100, теряя при этом одну свою машину (L2931), экипаж - лейтенант Черч (Сгшгсп)/суб-лейтенант Уиллис (Willis) - погибает. Пилоты оставшейся пары лейтенант Хэй (R.C.Hay) и петти-оффицер Кимбер (G.Kimber) совместными усилиями сбивают «хейнкель». День венчает еще одна победа: «стоодиннадцатый» из 4./LG 1 с горящим мотором идет вниз после атаки трех «Скуа»

801-й эскадрильи (пилоты - лейтенант Стрэндж (R.LStrange), суб-лейтенант Марш (Р.Е.Marsh) и миршипмэн Болдуин (G.С.Baldwin). Немецкий экипаж пленен. В то время, когда происходят все описанные события, «Глориэс» согласно приказу командования покидает эскадру и уходит «домой». Вернувшиеся с задания самолеты 803-й эскадрильи садятся на «АркРойал».

Ранним утром 28 апреля шесть «Скуа» (три из 800-й эскадрильи и три из 801-й) удачно атаковали Тронхейм, добившись нескольких попаданий 250-фунтовых бомб в транспорт и уничтожив пять (!) Не 115 на стоянке гидросамолетов. Один британский самолет, поврежденный зенитным огнем, вынужденно сел на побережье, контролируемом норвежцами. Продолжились и столкновения в воздухе, причем основные бои разгорелись над английскими кораблями. Все началось с пролета над эскадрой пары разведчиков Не 111. На перехват поднялись три «Рока» из 801-й эскадрильи (вероятно, сей случай стал первым боевым столкновением с участием этих машин), но ни одного из «германцев» даже не повредили. В 11.05 на патрулирование взлетели три «Скуа» из 803-й эскадрильи, чуть позже к ним присоединилась тройка из 800-й (L3000, L2934, серийный номер третьего не известен). В 12.18 первое звено провело удачный бой против одиночного Ju 88. Горящий вражеский самолет врезался в воду, экипаж погиб. Победу разделили пилоты двух «Скуа» лейтенанты Луси и Джонсон. Еще через полчаса в районе патрулирования появились восемь Не 111 из 4./KG 26. Два экипажа - суб-лейтенант Бро-кинша/петти-оффицер Эндрюс (Andrews) на L2905 и лейтенанты Луси и Хармон (Harmon) - совместными усилиями «свалили» ведущего вражеской группы, причем каждый из атакующих поджег по одному мотору «хейнкеля». Гибель командирской машины вызвала панику у пилотов остальных бомбовозов и они, освобождаясь от груза, стали спешно покидать место боя. Один самолет на обратном пути перехватило и уничтожило звено из 800-й эскадрильи (пилоты -лейтенанты Финч-Нойес (Finch-Noyes), Тэйлор и Маркс (Marks)). Немецкий экипаж погиб. Новая группа бомбардировщиков (из KG 30 и LG 1) появилась спустя всего несколько минут после предыдущей. Все «Скуа»  вступили в бой, хотя у англичан уже заканчивались боекомплект и топливо. Расстрелявшие все патроны пилоты 800-й эскадрильи продолжали имитировать атаки, успешно вынуждая немцев сворачивать с боевого курса и неприцельно сбрасывать бомбы. Побед британцам в этой схватке одержать не удалось, но и враг свою задачу не выполнил. Наконец, последняя волна атакующих (13 Не 111 из HI/KG 26) подошла в 13.50, ей противостояла только тройка 803-й эскадрильи, у которой еще оставались боеприпасы и бензин. Луси и Брокинша сбили один самолет, расстреляв последние патроны... В заключение богатого событиями дня над кораблями снова появилась пара разведчиков, которую опять пытались перехватить «Роки», но снова безрезультатно. Вечером «Арк Ройал» на два дня отошел подальше от берега дабы дать отдых экипажам и привести в порядок оставшиеся самолеты.

1 мая случается конфуз: «Скуа» L2905 сбит собственными зенитчиками. К счастью, пилоту Брокинше удается благополучно «приводнить» машину и его вместе со стрелком Эндрюсом подбирает эсминец «Нубиан» (HMS Nubian). В тот же лень «Арк Ройал» уходит из района боевых действий в Скапа-Флоу для пополнения матчасти. 4 мая авианосец снова отправляется к берегам Норвегии, на его борту 12 «Скуа» 800-й эскадрильи и 11 803-й. Все доказавшие свою бесполезность «Роки» оставлены на берегу-С монопланами на палубе соседствуют торпедоносцы Фейри «Свордфиш» (Fairey Swordfish) 810-й и 820-й эскадрилий FAA. Теперь район их применения - северный порт Нарвик (Narvik).

Боевая работа началась 6 мая, а первая стычка с Люфтваффе состоялась на следующий день. Два «Скуа» 800-й эскадрильи -L3030 (лейтенанты Грэй (Gray) и Уэбб (Webb)) и L2878 (мидшипмэн Мартин (Martin)/ лидинг-эйрмэн Клэйтон (Clayton))- вылетели на патрулирование в 13.30. В 14.50 к ним присоединились два самолета из 803-й -L2925 (лейтенанты Луси и Хэнсон) и L2918 (лейтенант Расселл (Russell) /лидинг-эйрмэн Пиккеринг (Pikkering)). В 16.30 в районе Офотфьорда они все вместе атаковали четверку Не 111 из HI/KG 26. Ведущему первой пары удалось сильно повредить один «бомбовоз», который, как стало известно позже, разбился рядом с собственным аэродромом, но за этот успех англичане дорого заплатили: L2918, пострадавшему от огня германских воздушных стрелков, пришлось срочно садиться на воду фиорда. Расселла и Пиккеринга подобрал британский эсминец. Еще один «Скуа» был потерян в этот день: при посадке на палубу «Арк Ройала» потерпел аварию L2912, но для экипажа -петти-оффицера Кимбера и навал-эйрмэна Майлза все закончилось благополучно.

8 мая в 16.15 в районе Нарвика трем самолетам 803-й эскадрильи повстречалась «крупная рыба» - четырехмоторная летающая лодка Do-26 (бортовой код Р5+ВН), один из пяти гидропланов этого типа, использовавшихся немцами для перевозки солдат и снаряжения. Серьезно поврежденный британцами «Дорнье» с одним работающим мотором вынужден был срочно опуститься в горловине Вестфьорда (Vestfjord). Экипаж успел сжечь машину, прежде чем его вместе с десятком пехотинцев взяли в плен норвежские моряки. Победу поделили экипажи L2920 (лейтенанты Харрис (Harris) и Медликотт-Вереккер (Medlicott-Verecker)), L2992 (петти-офицер Джонстон/лидинг-эйрмэн Костон) и L2926 (суб-лейтенант Чарльтон (Charlton)/ навал-эйрмэн Каллифорд (Culliford)). Когда звено уже направлялось «домой», у последней машины возникли перебои в работе двигателя. Пилот совершил вынужденную посадку на воду Офотфьорда. Экипаж был подобран эсминцем.

9 мая трио «Скуа» в 8.00 вылетело на сопровождение «Свордфишей». Так как противника в воздухе не было, самолеты 800-й эскадрильи обстреляли из пулеметов группу транспортных «юнкерсов», стоявшую с пустыми баками на льду замерзшего озера Хар-твигванн (Hartvigvann). «Скуа» L3055 был поврежден зенитным огнем и его пилот мидшипмэн Трин посадил машину «на брюхо» в Грондалене (Grondalen), после чего он и стрелок навал-эйрмэн Гобл несколько часов пешком добирались до Ромбакена (Rombaken), чтобы вернуться в свою часть.

Днем ранее из Хатстона начала действовать 806-я эскадрилья. В 16.00 восемь «Скуа» с полной бомбовой нагрузкой отправились в свой первый рейд на Берген. Их сопровождала шестерка двухмоторных истребителей «Бленхейм» IVF 254-й эскадрильи RAF. В порту Бергена группа потопила сторожевой корабль «Юнгинген» (Jungingen). Все самолеты вернулись на базу, но во время посадки один «Скуа» разбился. Экипаж не пострадал. 11 мая, несмотря на плохую погоду, 6 машин снова появились над Бергеном в сопровождении трех «Бленхей-мов». На этот раз их целью был большой склад горючего на острове Струссхамн (Strusshamn). Британцы «отработали» на славу: после налета 7 огромных резервуаров с топливом пылали 5 дней! 12 мая шестерка «Скуа» снова бомбила порт, но на этот раз обошлось и без успехов, и без потерь. В тот же день у Нарвика произошел любопытный случай: тройка из 800-й эскадрильи атаковала Не 111, но никто из экипажей не заявил о победе, которая, скорее всего, все-таки была одержана: при возвращении с задания врезался в гору «хейнкель» командира 1-й эскадрильи 122-й группы дальних разведчиков. Гораздо чаще в ходе войны бывало наоборот: заявленные победы впоследствии не подтверждались...

Рано утром 14 мая самолеты с «Арк Ройала» прикрывали высадку англо-французских войск в районе Нарвика и в 11.00 снова обстреляли злосчастные Ju 52 на озере Хартвигванн. Вдобавок чуть позже три «Скуа» 803-й эскадрильи сбросили на трех-моторники бомбы. Ни одна из них не попала в цель, но взрывы проломили лед и взлет немецких машин стал невозможен... На обратном пути тройка встретила группу Не 111 из KG 26 и повредила один бомбардировщик, который разбился при посадке на своем аэродроме. Победу записали экипажам L2918 (Грэй/Клэйтон) и L2925 (Луси/Хансон). Но эта стычка имела плачевное продолжение и для британцев: самолет лейтенанта Луси, поврежденный огнем немецких стрелков, неожиданно взорвался в воздухе в районе городка Траной (Тгапоу). Тело пилота позже обнаружил экипаж эсминца «Уайрлуинд» (HMS Whirlwind), наведенный на место падения обломков L2925 лейтенантом Грэем. Сам он, потратив все горючее, был вынужден посадить свой «Скуа» на песчаный пляж у Брейвика (Breivik). Самолет пришлось бросить, а летчика и стрелка забрал с берега эсминец «Энкаунтер» (HMS Encounter).

Гибель командира 803-й эскадрильи Луси, героя атаки на «Кенигсберг» и одного из самых результативных летчиков на «Скуа» (он участвовал в уничтожении по меньшей мере шести германских самолетов) стала тяжелым ударом для английских экипажей. Трагическое событие явилось своеобразным предвестником грядущих неудач... Тяжесть потери лучшего пилота не могла компенсировать очередная победа, одержанная парой самолетов 803-й эскадрильи (L2910 и L2992, пилоты Хэррис и Джонсон), перехватившей над озером Хартвигванн Не 111 из II/KG 26. Немецкий бомбардировщик совершил вынужденную посадку, экипаж пленили норвежцы. В ходе боя L2992 получил повреждения, а летчик и стрелок были легко ранены.

16 мая схватки в воздухе продолжились с переменным успехом. Тяжелый бой провели два экипажа 803-й эскадрильи: пытаясь перехватить пару «Мессершмиттов» Bf 110 (которые они ошибочно приняли за Do-17), англичане сами неожиданно попали под удар двух тяжелых истребителей Ju 88C. В результате был потерян L2910 лейтенанта Хэрри-са, который приводнился в Ромбаксфьорде (Rombaksfjord). Пилота и стрелка подобрал эсминец «Матабеле» (HMS Matabele). В 14.15 803-я смогла «отыграться» на бомбовозах Ju 88A из 6./KG 30, шестерку которых над Офотфьордом атаковало звено «Скуа».

Было сбито два «Юнкерса», один врезался в воду, а другой - в одну из береговых скал. По победе записали на свой счет экипажи L3010 (суб-лейтенант Итон (Еа1оп)/лидинг-эйрмэн Хэйман (Hayman)) и L2961 (мидшип-мэн Гриффите (Griffithsj/навал-эйрмэн Дули (Dooley)). Вечером еще один вражеский самолет - Не 111 из II/KG 26 - упал в море после атаки мидшипмэна Кирсли из 800-й эскадрильи. В это же время на юге продолжает действовать 806-я, девять аппаратов которой наносят новый эффективный удар по топливным резервуарам в Бергене и без потерь возвращаются в Хатстон.

Для «Арк Ройала» наступает срок «зализывать раны». За время норвежской кампании потеряно 9 «Скуа» и один экипаж при 6 сбитых и 9 поврежденных самолетах врага. 17 мая авианосец покидает сектор для ремонта, пополнения запасов топлива и отдыха экипажа. Перед уходом 4 «Скуа» 800-й эскадрильи наносят «прощальный визит» противнику, и не без успеха: в Бейсфьорде (Beisfjord) бомбами и пулеметным огнем уничтожены два гидроплана BV-138, приводнившиеся для выгрузки солдат и

амуниции. «Арк Ройал» возвращается в Ска-па-Флоу, откуда вновь выходит к берегам Норвегии 30 мая, на его борту 24 «Скуа» 800-й и 803-й эскадрилий. 801-я оставлена на берегу и позднее перведена на юг, где ситуация на континенте становится все более угрожающей для союзников. 806-я эскадрилья покидает Хатстон и 25 мая также перелетает южнее, в Уорти Даун (Worthy Down). 2 июня «Арк Ройал» и «Глориэс» присоединяются к флоту у Лофотена (Lofoten), а день спустя начинается эвакуация союзных войск из Нарвика. «Скуа» патрулируют воздушное пространство и бомбят немецкие войска. 9 июня «Арк Ройал» подвергается нападению шести Не 111. Авианосец защищают два звена «Скуа», по одному из эскадрильи. Тройке из 803-й удается «свалить» один бомбардировщик. На следующий день самолетами того же подразделения сбит поплавковый Не 115. Эти успехи важны уже только для поддержания престижа Королевской авиации и флота. Наземная операция проиграна и генерал Отто Руге (Otto Ruge) подписывает акт о капитуляции норвежских войск...

Но для экипажей «Скуа» дела на севере на этом не закончились. Появление у берегов Норвегии немецких линкоров «Шарнхорст» (Scharnhorst) и «Гнейзенау» (Gneisenau) серьезно изменило соотношение морских сил в секторе не в пользу Хоум Флита. 8 июня германские корабли артиллерийским огнем потопили «Глориэс», перевозивший войска и самолеты RAF из Нарвика. Эсминец «Акаста» (HMS Acasta) сумел поразить «Шарнхорст» торпедой и «немец» ушел в Тронхейм для ремонта. Британское командование решило во что бы то ни стало добить поврежденный линкор. Для удара по нему были выбраны «палубники» с «Арк Ройала». 12 июня, вскоре после полуночи, 14 самолетов (9 из 803-й эскадрильи и 5 из 800-й) с 500-фунтовыми бомбами стартовали с палубы авианосца. К несчастью для англичан, повторить «фокус» с «Кенигсбергом» не удалось.

С самого начала все пошло не так, как планировалось. Большинство бомбардировщиков Бристоль «Бьюфорт» (Bristol Beaufort) 22-й эскадрильи RAF, задачей которых было нанесение удара по аэродрому Люфтваффе в Вернесе (Vaernes), на котором базировались истребители Bf 109 из II/JG 77 и Bf 110 из 3./ZG 76, не смогло найти цель. Отбомбились только 4 машины, но почти не причинили вреда. Группа германских самолетов взлетела на перехват. «Бьюфорты» она не догнала, но зато обнаружила «Скуа», летевшие без прикрытия, так как «Бленхеймы» 254-й эскадрильи опоздали на точку встречи, а из-за малого ресурса топлива пикировщики не могли их ждать. Лишенные маневренности из-за бомб, «поморники» стали легкой добычей для немецких пилотов. Половина палубных самолетов была сбита. Те же, что сумели прорваться к «Шарнхорсту», сбросили свой груз неточно. В линкор попала только одна 500-фунтовка, да и та не взорвалась. Только 7 машин вернулись на «Арк Ройал» в сопровождени бесполезных теперь «Бленхеймов»... Таким образом, над Тронхеймом для «Скуа» прозвучал своего рода тревожный звонок. «Спецы» FAA могли воочию убедиться, что аппарат уже не отвечает современным требованиям: он не способен ни на равных бороться с самолетами противника, ни служить эффективным ударным средством. Но пока не было ничего лучшего, и машина продолжала служить в частях первой линии.

Описанный выше неудачный рейд не стал последним для «Скуа» на северном театре военных действий. В начале осени 1940 г. 801-я эскадрилья на борту авианосца «Фьюриэс» с девятью самолетами возвратилась к берегам Норвегии после участия в заключительной фазе «Битвы за Францию» (об этом будет рассказано ниже). 13 сентября «палубники» бомбили резервуары с горючим в Склаалевике (Sklaalevik). Один «Скуа» (L3030) сбили зенитки, лейтенанты Грэй и Айлифф (Iliffe) попали в плен. Еще один аппарат потеряли 22 сентября: пилот L2942 лейтенант Уиггинтон заблудился в тумане и посадил машину на территории Швеции, где самолет вместе с экипажем (стрелок - навал эйрмэн Кинг (King)) интернировали. Этот эпизод, по сути, завершил боевую карьеру «Скуа» на норвежском ТВД.

ДЮНКЕРКСКАЯ ЭПОПЕЯ

Катастрофа - так с точки зрения союзников одним словом можно назвать ситуацию, сложившуюся на севере Франции в конце мая 1940 г. Значительные франко-британские силы оказались в так называемом «дюнкеркском мешке», где им в скором времени грозило полное уничтожение. Готовилась срочная эвакуация войск, получившая кодовое название «операция «Динамо». Для прикрытия Дюнкерка с воздуха требовалось значительное количество самолетов, которым командование не располагало: французская авиация уже практически не существовала, а сил RAF в районе не хватало. На усиление «сухопутников» направили несколько подразделений FAA. Как уже говорилось выше, 25 мая на авиабазу Уорти Даун прибыла 806-я эскадрилья. 801-я появилась 31-го в Детлинге (Detling) с шестью «Скуа» и таким же количеством «Роков». На них возлагался весьма разнообразный спектр задач: сопровождение бомбардировщиков, патрулирование и перехват самолетов противника, а также так называемая «свободная бомбардировка» наземных целей.

28 мая состоялся первый боевой вылет. Результат его оказался ужасен: три «Скуа» 806-й эскадрильи, в том числе и самолет ведущего группы, были по ошибке сбиты истребителями RAF. Армейцы не получили вовремя информацию о присутствии в секторе новых английских самолетов и расстреляли «соотечественников» как на учениях. Как выяснилось впоследствии, пилоты «Спит-файров» 610-й эскадрильи приняли самолеты FAA за... американские палубные пикировщики Vought V-156!!! (Аппараты этого типа состояли на вооружении авиации французского флота. Летчики Королевских ВВС, возможно, посчитали, что теперь их используют немцы). К счастью, всем пилотам удалось «приводнить» поврежденные машины и экипажи были подобраны шедшими на Дюнкерк британскими кораблями. В этот же день эскадрилья покинула Уорти Даун и присоединилась к 801-й в Детлинге. 29 мая тройка «Скуа» 806-й эскадрильи, совершая патрульный полет вдоль бельгийского побережья, наткнулась на несколько Ju 88, один из которых после атаки англичан упал в море. Другой «с дымом и потерей высоты» ушел в сторону берега, но падение его впоследствии не подтвердилось.

31 мая большую группу самолетов 801-й эскадрильи, бомбившую объекты в Ньюпоре (Nieuport), перехватили немецкие «Мессершмитты» Bf 109E. Неспособность «Скуа» эффективно бороться с истребителями врага проявилась в полной мере: три аппарата были сбиты, все пилоты и стрелки - лейтенант Стрэндж/петти-оффицер Рейд (Reid) (L3005); суб-лейтенант Марш/навал-эйрмэн Николсон (Nicholson) (L2917); мид-шипмэн Мартин/навал-эйрмэн Хеджер (Hedger) - погибли. Со своей стороны один «Эмиль» уничтожил экипаж L3030 -У.Г.Мартин(У\/.Н.Маг{уп)/лидинг-эйрмэн Л.У.Майлз (1.\ЛШ1е8)(стрелок, собственно, и одержал победу). Немецкий летчик погиб.

После 4 июня положение несколько облегчается, поскольку основные силы Люфтваффе оттянуты на юг. Операции продолжает только 801-я эскадрилья, поскольку 806-я начинает в Уорти Даун перевооружаться на двухместные истребители Фейри «Фулмар» (Fairey Fulmar), откуда, уже с новыми самолетами, 11 июня отправляется на борт авианосца «Илластриэс» (HMS Illostrious).

18 июня пара "Скуа" в разведывательном полете производит фотографирование занятых немцами морских портов Кале (Calais) и Булонь (Boulogne). В районе Булони самолеты попадают под интенсивный зенитный огонь, оба получают серьезные повреждения, но пилотам все-таки удается «доковылять» до берегов Британии и посадить израненные машины в Манстоне, при этом один из летчиков - лейтенант Коллетт (Collett) получает травмы.

Еще через три дня один «Рок» сбит зенитным огнем при атаке германских артиллерийских позиций на мысе Блан-Не (Blanc Nez) (между Булонью и Кале), члены экипажа - пилот суб-лейтенант Дэй (Day) и стрелок навал-эйрмэн Берри (Berry) - погибли. Спустя несколько дней после этого все оставшиеся «рухи» передаются в учебные части и ни один самолет этого типа в боях больше не участвует.

Эскадрилья обескровлена: из строя выведена большая часть аппаратов. В качестве пополнения часть получает несколько «Скуа», хранящихся в резерве в Хатстоне и снова переводится на север. «Французская» часть биографии «Скуа» завершена. А 800-й и 803-й эскадрильям предстоит в скором времени действовать против вчерашних союзников...

В СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ

27 июня 1940 г. Уинстон Черчилль получает «добро» от британского кабинета на проведение операции «Катапульта». Под этим названием скрывался план удара по французскому флоту в алжирском порту Мерс-эль-Кебир в Северной Африке, который, как всерьез опасались англичане, мог быть с согласия коллаборационистского правительства Петена использован Германией против «владычицы морей». Для участия в операции задействутся мощная эскадра, созданная для замены флота вышедшей из войны Франции в противодействии Италии на средиземноморском ТВД (Force H) под командованием вице-адмирала Джеймса Сомервилла (James Somerville): авианосец «Арк Ройал»; линейные крейсера «Худ», «Резолюшн» (HMS Resolution), «Вэлиант» (HMS Valiant); несколько легких крейсеров и эсминцев. На борту «Арк Ройала» - 800-я и 803-я эскадрильи FAA (24 «Скуа»).

3 июля 1940 г. с палубы авианосца взлетели 12 «Свордфишей» в сопровождении шестерки «Скуа». Их целью был линкор «Страсбур» (Strasbourg), покинувший порти пытавшийся прорваться к французскому побережью. Торпедоносцы и эскорт разделились на две «волны» по 9 (6+3) машин. Одна из этих групп при подходе к цели была перехвачена шестью французскими истребителями Н.75 из состава GC Н/5. В завязавшемся бою англичане потеряли один «Скуа» (L2915). Впоследствии французские пилоты утверждали, что они вообще не открывали огня, а только «маневрировали с целью наблюдения», а британский самолет врезался в воду при неудачном развороте, пытаясь атаковать «Кертиссы»... Как бы там ни было, пилот петти-оффицер Риддлер (Riddler) и стрелок навал эйрмэн Чаттерли (Chatterley) погибли. Французы без потерь улетели в Оран (Огап). Им на смену поднялась другая шестерка (ведущий - капитан Монресс (Monraisse)). Разделившись, «Хоки» приступили к патрулированию. Пути одной из троек и двух оставшихся «Скуа» пересеклись, причем противники сначала сошлись в лобовой атаке. Англичане сумели повредить «Кер-тисс» лейтенанта Тремоле (Tremolet), и тот покинул схватку, продолжившуюся без особого успеха кого-либо из соперников: французы имели превосходство в скорости и маневренности, британцы были опытнее и их машины могли защищать хвост. В общем, хотя сержант-шеф Легран (Legrand) и заявил после стычки о победе, оба «Скуа» благополучно вернулись к своей эскадре. Неподалеку от кораблей им в третий раз в этом вылете встретился воздушный противник, на сей раз - трехмоторная разведывательная летающая лодка Бреге «Бизерт» (Breguet Bizerte) (бортовой код Е2-1). Британцы немедленно атаковали гидроплан, выпустив в него остатки боезапаса. «Бреге» убрался восвояси. Позже выяснилось, что из-за пожара двигателя он разбился рядом с Ораном. На этом вылет, наконец, завершился. В этот день был потерян еще один «Скуа» 803-й эскадрильи, совершивший с пустыми баками вынужденную посадку в море около Орана. Экипаж (петти-офицер Гловер (GloverJ/навал-эйрмэн Берки (Burkey)) взял на борт английский эсминец.

Новая встреча с французскими истребителями произошла 6 июля. Шестерка машин 803-й эскадрильи снова сопровождала «Свордфиши», целью которых теперь стал поврежденный 3 июля линкор «Дюнкерк». На сей раз противник был застигнут врасплох. Торпедоносцы атаковали дредноут, не попали, но зато сумели поразить стоявший с «Дюнкерком» борт к борту сторожевик, на котором сдетонировал запас глубинных бомб, отчего линкор получил-таки серьезные повреждения. Англичанам также удалось потопить один буксир. «Скуа» снова «сцепились» с французскими истребителями. В ходе боя несколько самолетов с обеих сторон получили повреждения, но все британские машины благополучно вернулась на «Арк Ройал». На этом операция «Катапульта» закончилась. Командование удовлетворилось достигнутыми результатами и больше не беспокоило французский флот в Мерс-эль-Кебире.

С 7 июля 1940 г. соединение британских кораблей во главе с «Арк Ройал ом» прикрывало большой конвой на маршруте Мальта-Александрия. Наперерез англичанам продвигалась итальянская эскадра, сопровождающая свои транспорты, идущие в Северную Африку.

9 июля силы противников вошли в соприкосновение, завязался артиллерийский бой. Повоевали с «макаронниками» и обе эскадрильи «Скуа». Несколько итальянских поплавковых бомбардировщиков CANT Z.506B из 31 Stormo предприняли попытку атаковать английский флот. Самолеты с «Арк Ройала» поднялись на перехват. Один из гидропланов был сбит общими усилиями трех «Скуа»: L2900 и L3015 из 800-й эскадрильи и L2927 из 803-й. В тот же день несколько налетов на корабли совершили группы бомбовозов SM-79 (30,34, 36 и 41 Stormo). Одну из этих машин сумел «завалить» экипаж L3017. В ночь с 13 на 14 июля британское соединение приблизилось к Александрии.

Боевые действия против итальянцев мало-помалу продолжались. 1 августа в задачу кораблей было поставлено обеспечение безопасности конвоя, доставлявшего самолеты на «непотопляемый авианосец» -остров Мальта (операция «Харри» (Hurry)). Пара «Скуа» лидировала 12 «Харрикейнов», взлетевших с палубы авианосца «Аргус» (HMS Argus). Самолеты 800-й эскадрильи сбили бомбардировщик SM-79 из 8 Stormo. На следующий день пятерка, в которую входили L2927 (лейтенанты Смитон и Карвер (Carver)) и L3007 (петти-оффицер Берстон (BurstonJ/навал-эйрмэн Холмс (Holmes)) перехватила и сбила разведывательный гидроплан CANT Z.506B. Еще один «итальянец» такого же типа и летающая лодка Z.501 пали жертвами экипажей 800-й и 803-й эскадрилий 31 августа 1940г.

Следующим достойным упоминания эпизодом с участием «Скуа» стал удар 24 сентября по линкору «Ришелье» (Richelieu) в порту столицы французского Сенегала Дакаре. Монопланы снова выступали в качестве эскорта и провели несколько безрезультатных воздушных боев с французскими истребителями. Итогом торпедных и бомбовых атак стали лишь небольшие повреждения линейного корабля. 26 сентября британское командование свернуло операцию в связи с отсутствием заметных успехов и большими собственными потерями. «Арк Ройал» на некоторе время вернулся в Скапа Флоу, но уже в начале ноября авианосец снова был в Средиземном море, участвуя в проводке конвоев на Мальту. 7 ноября машины из 800-й эскадрильи сбили один CANT Z.506B. А 10 дней спустя во время очередной доставки самолетов на Мальту (операция «Уайт» (White)) британцы крупно оскандалились: из-за неправильного определения расстояния и направления до пункта назначения смогли долететь только четыре «Харрикей-на» из двенадцати и один «Скуа» из двух. Остальные истребители упали в море, а второй лидер с сухими баками «плюхнулся» на сицилийское побережье у мыса Пассьеро (Capo Passero). Экипаж попал в плен.

На излете своей карьеры «поморники» изредка привлекались и к штурмовым ударам. Одним из таких случаев стала бомбардировка итальянского флота у Монте Куччи-оли (Monte Cuccioli) 27 ноября 1940 г. Экипажам не удалось добиться ни одного попадания, только две бомбы упали достаточно близко от кораблей. На обратном пути англичане расправились с гидропланом Ro-43 (это был разведчик с линкора «Витторио Венето» (Vittorio Veneto)). Победу разделили экипажи L3015, L2900, L3017 и L3007 из 800-й эскадрильи.

В конце 1940 года из Великобритании в Западную Африку отправился большой транспортный конвой, в который вошли два авианосца - «Аргус» и «Фьюриэс». На последнем находились 6 «поморников» - всё, что осталось в штате 801-й эскадрильи FAA, остальные аппараты к этому времени были уже сданы в учебные подразделения. «Плавучие аэродромы» выполняли двойную задачу: палубные машины (на «Аргусе» находилась пара «Свордфишей») регулярно вылетали на боевое патрулирование; основную же «полезную площадь» на палубах авианосцев занимали сухопутные самолеты, предназначенные для пополнения частей RAF, воюющих в Северной Африке. В канун Рождества когда конвой находился возле северо-западного побережья Пиренейского полуострова, "Скуа" с "Фьюриэса" обнаружили германский тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер" (Admiral Hipper). Для удара по нему на втором авианосце срочно стали готовить "Свордфиши", но эта работа затянулась и задачу по отражению атаки на британский конвой на рассвете 26 декабря пришлось решать артиллеристам крейсеров эскорта, которые несколькими удачными залпами отогнали "Адмирала Хиппера". Экипажи "Скуа" в бою участия не принимали, ограничившись ролью "сопровождающих" вражеского рейдера.

Последним достойным упоминания эпизодом боевой биографии «Поморника» может являться, очевидно, победа над CANT Z.506B, одержанная тройкой аппаратов 800-й эскадрильи 9 февраля 1941 г. Служба самолета в частях первой линии FAA заканчивалась. Еще в октябре 1940 г. сменила «Скуа» на «Фулмары» 803-я эскадрилья, 800-я перевооружилась на тот же тип в апреле 1941-го, а в следующем месяце и «последняя из могикан» 801-я эскадрилья тоже «пересела» на истребители Фейри, сменив к тому же и название на «800Х Flight».

«Уволенные» самолеты поступили в части второй линии FAA и использовались еще несколько лет как тренировочные и буксировщики воздушных мишеней.

Конечно, будет преувеличением сказать, что «Скуа» являлся хорошим истребителем и первоклассным пикирующим бомбардировщиком. Фактически, он устарел уже к моменту своего появления в строю FAA. Вооружение машины было слабовато, скорость недостаточна, бомбовая нагрузка мала и т. д. Впрочем, все это не помешало экипажам «Скуа» добиться неплохих результатов, особенно на фоне удручающих неудач союзников по антигитлеровской коалиции в первые годы Второй мировой войны.
 





Отрывок из статьи "Хроника пикирующего истребителя" ("Авиация") 
(С) Михаил Быков, Сергей Алексеев (e-mail)




Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100