Уголок неба ¦ Французские летчики в Испании

Реклама...

    


 
 
главная история авиации авиация второй мировой
   Французские летчики в Испании
             
         n Михаил Жирохов  



Еще в начале 1936 года испанский посол в Париже Хуан Франциско де Карденас на приеме у премьер-министра Леона Блюма сделал официальный запрос о закупке техники и военных материалов в Франции. Практически сразу был решен вопрос о поставке двадцати бомбардировщиков Потэз 54.

После начала мятежа под давлением правых было принято решение поставлять самолеты без вооружения и бомбодержателей.

Таким образом первые несколько недель Потезы летали без бомбодержателей: бомбы попросту вручную сбрасывали в люк, что естественно отрицательно сказалось на эффективности таких налетов. К тому же в составе ВВС республиканцев первоначально не было летчиков, которые освоили данный тип.

После того как Карденаса в Париже сменил более прогрессивный Фернандес де лос Ройос первой его задачей стала вербовка летно-технического персонала. Вскоре он сошелся с Андрэ Моруа - активным членом Международного Антифашистского Комитета - и перепоручил ему финансовую сторону этого вопроса.

Нашлись сочувствующие и в Министерстве авиации и таким образом удалось на начальном этапе приобрести несколько десятков боевых самолетов, в том числе 20 Потэз 54, несколько прототипов Луар 46 и Спад 91\6, разведчик Бреге BR.460 'Vultur'. Для обхода международного эмбарго все разрешения на экспорт были оформлены на подставные фирмы. Так, например, Луары и два Девуатина D.510 предназначались для ВВС Арабского Эмирата Хиджаз!

Литовское правительство отменило свой первоначальный заказ на 14 Девуатинов D.372 на такое же количество D.500. Но бумаги то остались и 14 истребителей отправились прямиком на Пиренеи. Стоит сказать, что были поставлены десять D.371 только вышедших из заводских цехов и что истребитель официально еще не состоял на вооружении Armеe de l'Air. Восемь стареньких транспортных Латекоэр 28 официально передали гражданской авиакомпании "Эйр Франс". Естественно, что ни дня эти самолеты не возили пассажиров..

Наравне с такими официальными поставками в Испанию широким потоком пошли самолеты и через гражданских лиц, наиболее активным покупателем был некто Люсьен Боссоултро, заработавший на этом неплохие деньги. Продаваемые самолеты не имели никаких сертификатов и продавались по завышенным ценам. Причем в 1937 году продавать гражданские самолеты стали не только французы. Например, из Германии поступили несколько легких Клеммов, туристических Юнкерсов (причем перегнали их в Барселону сами немцы), из Франции два Caudron Aiglon, Moth, Puss Moth и несколько Potez 36, Марсель Дорет продал свой акробатический Dewoitine D.53! Дошло до того, что на Пиренеи попал старый Bleriot 111 'Sagittaire' , разработанный для гонок по трассе Лондон -Мельбурн. Всего республиканское правительство купило 400 таких непригодных самолета!

Что касается летчиков, то Жан Мулин из министерства авиации передал в испанское посольство список летчиков-резервистов, которые теоретически могли бы согласиться на щедрые посулы и отправиться воевать. Мальро однако не полагался полностью на них и начал самостоятельный поиск. Упор в своей работе он сделал на гражданских летчиков, которые в тот период переживали не лучшие времена и хватались буквально за любую работу. Кроме того, началась вербовка и среди ветеранов Первой Мировой, "солдат удачи", вернувшихся из Абиссинии, Китая или Южной Америки.

Однако первыми пилотами, завербованными Мальро стали профессионалы: Абель Гуидэ, Жан Дарри, Виктор Венель, Жан Лабиттэ, Адриен Матерон, Кастанеда ди Кампо, Франсис Пулэйн, Франсис Буржуа, Клейн и Рэне Иссарт. Также в эту первую группу вошли и два русских эмигранта - Гончаров и Иванов. С ними был заключен контракт на 50 тысяч франков в месяц и страховкой в 500 тысяч песет.

Практически сразу после закупки французские самолеты по большей части своим ходом перебрасывались на Пиренеи. Причем если поначалу "левое" правительство Леона Блюма не препятствовало поставкам, то очень скоро положение изменилось. В этом отношении характерна судьба двух Девуатинов D.510. После поставки под давлением правой прессы испанское правительство вернуло якобы секретные "пушечные двигатели" этих самолетов. Самолеты около года простояли в ангаре Сабаделя. Пока французский летчик Вильям Лабусье (из 71-й группы береговой защиты) не приспособил для них двигатель с советского бомбардировщика СБ-2 (кстати, двигатели этого самолета имели французское происхождение). После облета истребители передали французу. Тут они составили звено вместе с трофейным "фиатом". Истребители регулярно вылетали на патрулирование побережья, но встреч с противником в воздухе не было. Один Девуатин подломил шасси при посадке в конце 1938 года, но был восстановлен. Другой такой самолет был уничтожен при налете итальянцев на аэродром Баньонес.

Escadra Espagna

В начале августа Escadra Espagna прибыла на свое первое место базирования - Барселону, но уже 16-го числа их перебросили в Мадрид. Стоит отметить, что прибытие такого полунезависимого подразделения наемников было воспринято республиканскими военными что называется "в штыки". Так им передали только пять Потезов 54 (на которых Мальро сразу нарисовал буквы E,S,P,A,С) и несколько истребителей Ньюпор 52. Впоследствии их парк пополнился несколькими Девуатинами, вооруженными в полевых условиях. Однако что это было за вооружение! Под крыльями смонтировали два старых 7 мм Виккерса, причем можно было сделать только одну (максимум две) очереди, пока механизм не отказывал. Также передали и один Луар 46 (тактический номер "6", французский N-093), однако на нем летали только Абель Гуидэ и Виктор Венель.

Но этот самолет был уничтожен вместе с несколькими другими самолетами во время бомбардировки аэродрома Хетафе националистскими Юнкерсами в октябре 1936 года. В конце сентября французские летчики смогли опробовать и прототип другого истребителя Спад 91\6.

Интересно проследить и судьбу каждого Потеза.

Итак, самый известный 'A'. Именно с этой машиной и связан один из спорных моментов в боевой биографии "Потезов" в Испании. Дело в том, что 10 ноября 1936 года этот самолет был сбит франкистскими истребителями, но существует несколько (по крайней мере, три) версий этого боя.

Самая последняя по времени реконструкция событий 10 ноября опубликована в испанском журнале "Historia Militar" за ноябрь 2000 года - статья "El macabro cajуn".

Автор впервые вводит в научный оборот найденный им в архиве города Авилы документ: "Boletin de operaciones nє233bis" of the Jefatura de las Fuerzas Aйreas" датированный 10 ноября 1936 года. Документ очень любопытный и стоит того, что привести его полностью:

"Вылеты с Алькалы и неизвестного аэродрома: В 8:30 два Потеза взлетели с задачей бомбардировки целей, намеченных командованием на день. Во время пролета к востоку от Алькорсина (Alcorcуn) они были обстреляны из зенитных орудий. Потез "А" в результате был сбит. Из его экипажа не один человек не парашютировался. Самолет разбился к северо-востоку от Алькорсина, между городом, железной дорогой и домом маркиза Бальдераса. Другой самолет вернулся на аэродром, не выполнив бомбометания.

Экипаж сбитого самолета - первый пилот "Кордеро", второй - с-нт Paъl, стрелки Sgt.Maj. Chardel, Sgt. Gamero, Sgt. Soto, Corporal Virgilio Gonzбlez, и штурман Montilla.

С неизвестного аэродрома в 07:30 поднялись восемь истребителей для прикрытия рейда Потезов. Но они не смогли найти подопечных и отправились в район Мадрида и Casa de Campo. После атаки наземных вражеских войск, они приземлилсь успешно в 8:20."

Испанский автор собственно свою статью построил на опровержении версии Мальро, который подробно описал все проишедшее в своем романе 'L'Espoir'. Так, вот по версии француза Потезов было три. Однако самое главное в чем расходятся все так это в судьбе первого пилота "Кольдеро", то есть итальянца "советского происхождения", кадрового летчика ВВС РККА Примо Джибелли. Так вот единственным фактом есть то, что на следующий день националисты сбросили на аэродром базирования французов ящик с телом Примо и запиской - предупреждением "Так будет с каждым иностранцем". Мальро пишет, что итальянец попал в плен и после пыток был умерщвлен.

Испанский же автор говорит о том, что самолет после падения разломился на две части и экипаж погиб мгновенно. И только потом после того как нашли место падения и опознали тела (а то что Примо не испанец определить были чрезвычайно просто, тем более что у него в карманах было много интересных вещей) кому-то из командования пришла в голову идея таким кощунственным способом предупредить иностранцев. То есть в ящик положили уже тело!! А только потом республиканская пропаганда раздула этот неприглядный случай для очернения сторонников Франко.

2-я эскадрилья "Лаффайет"

14 августа было организовано и второе добровольческое подразделение "Escuadrilla Internacional" под командованием капитана Мартина-Луна Лерсунди. Базировалась эскадрилья на Хетафе (вместе с 11-й Группой, вооруженной "ньюпорами" и "фьюри"). Кроме французов в состав входили британцы Брайан Гриффин (кстати, первый иностранный пилот в республиканских ВВС) и Коллинз, итальянец Локателли и несколько советских летчиков. Как и Мальро эскадрилья получила несколько Потезов 54, Луаров 46 и Девуатинов.

Дебют 2-й эскадрильи произошел 25 августа когда летчики D-371 сбили два итальянских истребителя Fiat CR.32. Один итальянец (Эрнесто Монико) разбился при вынужденной посадке около Герники), второй (Бруно Кастеллани) приземлился в зоне, контролированной правительственными войсками. Сам он смог избежать плена, а вот самолет был захвачен республиканскими солдатами. Однако этот успех был оплачен потерей в воздушном бою одного Девуатина, который пошел на счет капитана Мигуэля Гарсия Пардо.

С прибытием большого количества хорошо подготовленных итальянских кадровых летчиков и новых самолетов потери стали расти. Так, 13 сентября итальянцы сбили два Ньюпора 52. А через несколько дней был сбит и погиб Хейлман (он стал первым в скорбном списке погибших летчиков добровольцев). А всего в течение сентября погибли еще британец "Смит-Пиггот" (Эдвард Доунес-Мартин) и француз Мулинэ. Таким образом к 28 сентября в центральной зоне у республиканцев не осталось ни одного Ньюпора-52.

С самого начала французам стали доверять довольно ответственные задания (прежде всего из-за уровня подготовки) как например бомбардировка Генерального Штаба Франко в Талавере де ла Рейна. Эта акция была проведена 27 октября 1936 года. Тогда тройка Потезов 54, пилотируемая Абель Гуидезом, Рено Дарри и Виктором Венелем, атаковала аэродром Талаверы. Бомбардировщик Дарри повредил бомбами взлетную полосу, а остальные занялись строениями.

Во время возвращения домой националисты пытались перехватить их, но безуспешно. Уже при подлете к линии фронта их взяли под прикрытие три Девуатина D.372 из их родного подразделения. Этот налет вместе с разгромом колонны в Меделлине стал самым большим успехом французских летчиков в республиканских ВВС. Кроме повседневной боевой работы были и "экзотические" задания. Как-то перегонка в Барселону вражеского Junkers F.13, по ошибке совершившего посадку в Барахасе. Для того чтобы избежать перехвата истребителями националистов Венель всю дорогу летел на малой высоте, при этом подвергаясь обстрелу республиканскими солдатами. Дело в том, что отправляя самолет из Мадрида в Барселону никто не догадался перекрасить опознавательные знаки!

Михаил Кольцов в своем "Испанском дневнике" приписывает Абель Гуидезу десять побед в воздухе. Однако к этой информации стоит отнестись с недоверием, впрочем как и к коммюнике националистов, по которым за два дня их авиация сбивала половину всего самолетного парка Республики! Виктор Венель говорит о четырех или пяти победах Гуидеза и нескольких победах у Гуинэ, Дарри, Матерона и чеха Яна Ферака. Как пример можно привести случай 14 августа, когда Дарри и Гуинэ заявили о двух сбитых Брэге мятежников в районе Мадрида. Однако данные противной стороны твердят о том, что в этот день потерь авиации не было, а тем более в районе столицы..

Несколько Ньюпор-52 были переброшены в Табернас, около Алмерхи. Эти то истребители и имели несколько схваток в воздухе с Хейнкелями и Фиатами. Через эскадру "Испания" прошло примерно 300 человек (включая и обслуживающий персонал) и 50 самолетов. Но с массовым прибытием в октябре 1936 года советских военнослужащих роль подразделения резко упала. К тому же несколько самолетов было сбито в боях и потеряно в катастрофах, а возобновлять было нечем.

К тому же произошло несколько весьма неприятных инцидентов, связанных с нарушением дисциплины наемниками. Поэтому в ноябре 1936 года Мальро был вынужден распустить весь состав. Причем французские летчики, за редким исключением , вернулись домой. Жан Дарри, Абель Гуидез и еще несколько человек перешли в республиканскую авиацию.

Мальро же набрал некоторое количество летчиков среди бойцов Интербригад, однако такое положение вещей сохранялось недолго и в феврале 1937 года эскадра прекратила свое существование.












Уголок неба. 2004 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100