пЕЙКЮЛЮ...

    


 
 
главная история авиации авиация второй мировой
   Французская страница Испанской войны
             
         n   Михаил Жирохов  


Гражданская война в Испании как никакой другой конфликт в Европе 30-х годов приобрел "интернациональный" характер - как с одной так и с другой стороны сражались многочисленные иностранные граждане - причем как военные специалисты, посланные собственным правительством, так и "идейные" добровольцы и просто "солдаты удачи". В республиканской армии кроме советских "спецов" и многочисленных американцев сражалась также большая группа "соседей" - французов. Причем и они были весьма неоднородными..

Еще в начале 1936 года испанский посол в Париже Хуан Франциско де Карденас на приеме у премьер-министра Леона Блюма сделал официальный запрос о закупке техники и военных материалов в Франции. Практически сразу был решен вопрос о поставке двадцати бомбардировщиков Потэз 54. После начала мятежа под давлением правых было принято решение поставлять самолеты без вооружения и бомбодержателей.

Таким образом первые несколько недель Потезы летали без бомбодержателей: бомбы попросту вручную сбрасывали в люк, что естественно отрицательно сказалось на эффективности таких налетов. К тому же в составе ВВС республиканцев фактически не было летчиков, которые могли летать на современных многомоторных самолетах. После того как Карденаса в Париже сменил более прогрессивный Фернандес де лос Ройос первой его основной задачей стала вербовка летно-технического персонала для французской авиатехники. Вскоре он сошелся с Андрэ Мальро - активным членом Международного Антифашистского Комитета. Их отношения были настолько двоерительными, что вскоре известный писатель занимался и финансовой стороной этого вопроса.

Нашлись сочувствующие и в Министерстве авиации и таким образом удалось на начальном этапе приобрести несколько десятков боевых самолетов, в том числе несколько прототипов истребителей Луар 46 и Спад 91\6, разведчик Бреге BR.460 'Vultur' (таким образом французские военные хотели провести полигонные испытания новых образцов) . Для обхода международного эмбарго все разрешения на экспорт были оформлены с нарушением существовашего законодательства. Так, например, Луары и два Девуатина D.510 предназначались для ВВС Арабского Эмирата Хиджаз (естественно, об этом арабские шейхи и понятия не имели)! Использовали малейшую возможность. Так, не успело литовское правительство отменить свой заказ на 14 Девуатинов D.372 на такое же количество D.500, как 14 истребителей отправились прямиком на Пиренеи (причем некоторые машины даже несли литовские опознавательные знаки!). к этому стоит добавить, что поставлены были десять D.371 только вышедших из заводских цехов и что сам самолет официально еще не состоял на вооружении Armеe de l'Air. Восемь стареньких транспортных Латекоэр 28 официально передали гражданской авиакомпании "Эйр Франс". "менеджеры" компании практически сразу перепродали машины испанскому правительству. Наравне с такими официальными поставками в Испанию широким потоком пошли и "нелегальные" самолеты. Такие машины закупались частными гражданами, а затем незаконно перелетали Пиренеи. Наиболее активным покупателем был некто Люсьен Боссоултро, заработавший на этом неплохие деньги. Продаваемые самолеты не имели никаких сертификатов летной годности и продавались по завышенным ценам. Причем в 1937 году продавать гражданские самолеты стали не только французы. Например, из Германии поступили несколько легких Клеммов, туристических Юнкерсов (причем перегнали их в Барселону несколько немецких пилотов!). Известный пилотажник Марсель Дорет продал свой акробатический Dewoitine D.53!

Дошло до того, что на Пиренеи попал старый Bleriot 111 'Sagittaire' , разработанный для гонок по трассе Лондон - Мельбурн. Всего республиканское правительство купило 400 таких самолета!

Что касается летчиков, то Жан Мулин из Министерства авиации передал в испанское посольство список летчиков-резервистов, которые теоретически могли бы согласиться на щедрые посулы и отправиться воевать. Мальро однако не полагался полностью на них и начал самостоятельный поиск. Упор в своей работе он сделал на гражданских летчиков, которые в тот период переживали не лучшие времена и хватались буквально за любую работу. Кроме того, он начал активную работу среди ветеранов Первой Мировой, "солдат удачи", вернувшихся из Абиссинии, Китая или Южной Америки.

Однако первыми пилотами, завербованными Мальро стали профессионалы: Абель Гуидэ, Жан Дарри, Виктор Венель, Жан Лабиттэ, Адриен Матерон, Кастанеда ди Кампо, Франсис Пулэйн, Франсис Буржуа, Клейн и Рэне Иссарт. Также в эту первую группу вошли и два русских эмигранта - некие "Гончаров" и "Иванов" (по всей видимости, белогвардейские летчики взяли себе псевдонимы, так как советское власти никогда не забывали старые обиды). С ними был заключен стандартный контракт на 50 тысяч франков в месяц и страховкой в 500 тысяч песет.

Практически сразу после закупки французские самолеты по большей части своим ходом перебрасывались на Пиренеи. Причем если поначалу левое правительство Леона Блюма не препятствовало поставкам, то очень скоро положение изменилось. В этом отношении характерна судьба двух Девуатинов D.510. После поставки под давлением правой прессы испанское правительство вернуло якобы секретные "пушечные двигатели" этих самолетов. Самолеты около года простояли в ангаре Сабаделя. Пока французский летчик Вильям Лабусье (из 71-й группы береговой обороны) не приспособил для них двигатель с советского бомбардировщика СБ-2 (кстати, наши движки имели французское происхождение). После облета истребители передали французу. Тут они составили звено вместе с трофейным "фиатом". Самолеты регулярно вылетали на патрулирование побережья, но встреч с противником в воздухе не было. Один Девуатин подломил шасси при посадке в конце 1938 года, но был восстановлен. Другой такой самолет был уничтожен при налете итальянцев на аэродром Баньонес.












Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  пЕЙКЮЛЮ:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100