[an error occurred while processing this directive] Уголок неба ¦ [an error occurred while processing this directive]

Рожденные войной

История ВВС Израиля

Из коллекции Михаила Жирохова

Глава 8.Тлеющий конфликт (1973-1982)

Глава 7

После войны 1973 года израильтяне смогли наконец-то воспользоваться плодами своей победы. Начались работы по возвращению ВВС предвоенного уровня по количеству и качеству авиационного вооружения. Было решено резко усилить мероприятия по секретности подразделений, для того чтобы в будущем не допустить ситуаций подобных последней войны. Несмотря на это продолжались столкновения с палестинскими террористами на ливанской границе.

Одним из главных уроков войны 1973 года стало то, что командование стало уделять больше внимания закупкам более современных систем вооружения. Была принята новая доктрина применения вооруженных сил, которая предполагала более жесткие меры по отношению к террористам и их пособникам. Это было связано прежде всего с огромными потерями израильских ВВС. По словам Бенджамина Пеледа потери израильских в войне 1973 года в два с половиной раза превышали аналогичные показатели предыдущей войны (1967 года).

После войны израильская армия получила новые образцы вооружений как- то ракеты класса "земля-земля" и много других артиллерийских систем. Относительно ВВС основной упор был сделан на мероприятия по модернизации ударных самолетов в связи с появлениям ПЗРК типа "Стрела" в формированиях ООП на территории Ливана. Эта программа включала установку автоматов по отстрелу дипольных отражателей. Большое внимание уделялось применению средств радиоэлектронной борьбы, прежде всего подвесных контейнеров. ВВС получила большое количество управляемого оружия. Была поставлена задача за как можно короткий срок возобновить летные кадры, потерянные в ходе войны. Возрастало и количество "Скайхоков" и "Фантомов", а 14 апреля 1975 года поднялся в воздух первый полностью построенный в Израиле реактивный истребитель "Кфир". В том же году было сформировано и первая эскадрилья, полностью вооруженная ими, в некоторых частях они стали заменять "Скайхоки".

Возможности истребительной авиации были резко повышены с поступлением 10 октября 1976 года первых истребителей-перехватчиков американского производства F--15 "Игл". Израиль стал первой страной за рубежами США, получавшей эти современные истребители. В конце 1977 года Израиль разместил заказ в США на 75 истребителей-бомбардировщиков F-- 16, которые по идее должны были заменить А--4 "Скайхоки".

Как видно основной упор был сделан на увеличение ударной мощи израильских ВВС. В дополнение к этому в 1974 году были получены 6 вертолетов АН--1 "Кобра", которые вывели поддержку армии на совершенно новый уровень. Вслед за этим было заказано еще 30 таких вертолетов и 30 более легких и маневренных 500М "Дефендер", вооруженных ПТУР ТОУ.

Кфир ВВС Израиля Еще одним итогом войны стало увеличение количества тяжелых транспортных вертолетов в составе ВВС Израиля. Старые Белл 205 были проданы и взамен начались поставки более совершенных Белл 212. Также были закуплены легкие Белл 206 и увеличено количество тяжелых СН--53. Больше внимание было обращено и на средства ПВО страны. Вместо ЗРК "Хок" были закуплены ЗРК "Усовершенствованный Хок". Система была дополнена большим количеством мобильных ЗРК "Чаппарел" и 20--мм ЗА "Вулкан". На вооружение поступили также 23--мм ЗУ советского производства, в большом количестве захваченные у арабов.

Так как война 1973 года показала недостаток основной стратегической и тактической разведывательной информации, то значительно больше внимания было уделено и воздушной разведке. К уже имевшимся самолетам ДРЛО Е--2С "Хокай" были добавлено некоторое количество OV--1D "Мохаук" и большое количество беспилотных летательных аппаратов. После того как война с Сирией и Египтом практически закончилась, основной фокус боевой активности израильтян был направлен против формирований ООП, базировавшихся на территории Ливана. Хорошо вооруженные и снабжаемые палестинские формирования на территории Ливана не подчинялись центральному правительству этой страны. В 1974 году вал терроризма снова стал нарастать. В апреле было убито несколько семей еврейских поселенцев в Галилее, в мае несколько школьников стали их жертвами в Маалоте. Кроме того, в людных местах было взорвано несколько бомб. Все приводило к постоянным человеческим жертвам. В 1975 году после получения РСЗО они начали обстрелы северного Израиля реактивными снарядами. В марте 1975 года палестинскими террористами на некоторое время был захвачен отель "Савой" в центре Тель-Авива. В ответ израильское командование усилило патрули на ливанской границе и провело несколько ударных операций в Южном Ливане.

В начале 1975 года Ливан был охвачен гражданской войной, не прекращающейся до сих пор. Этот конфликт стоил ливанцам 60 тысяч убитых и полным разрушением Бейрута-жемчужины Ближнего Востока. В июне 1976 года сирийские войска в Ливан, фактически его оккупировав. В ответ на усиление Сирии и начавшуюся гражданскую войну Израиль начал спонсировать и вооружать Армию Южного Ливана.

ОПЕРАЦИЯ В ЭТНЕББЕ.

Однако самая эффектная антитеррористическая операция, проведенная израильскими спецслужбами при поддержке ВВС, была проведена за рубежом.

27 июня 1976 года четверо вооруженных людей-двое из организации "Фронт освобождения Палестины"-захватили лайнер "Эйр Фрэнс", следовавший рейсом из Парижа в Тель-Авив через Афины. После захвата по требованию террористов самолет с 246 пассажирами и 12 членами экипажа приземлился в аэропорту Бенгази (Ливия) и после дозаправки направился на Этнеббе(Уганда). Правящий в этой небольшой африканской стране режим Иди Амин Дада оказал угонщикам полное содействие. Все нееврейские заложники были отпущены и под угрозой смерти в руках террористов осталось 53 человека из Израиля, Швейцарии, Франции, Кении и Западной Германии.

Израильское правительство в переговоры с террористами не вступало и разработало план вооруженного освобождения. Для его выполнения привлекались любые средства, в том самолеты из состава ВВС. Для нужд операции использовались четыре С--130 "Геркулес", которые непосредственно перевезли ударную группу и два Боинга 707: один заправщик и один "летающий госпиталь", стоявший в аэропорту Найроби (Кения) для подстраховки.

Кроме того, применялись истребители F--15 для эскортирования транспортных самолетов. Операция закончилась блестяще. Были убиты все террористы, от 20 до 35 угандийских солдат и около100 ранено. Погибли всего двое израильских десантника.

В конце 1977 года израильтяне атаковали позиции ООП в южном Ливане. Вслед за этим террористы убили в Нахарии в ноябре трех гражданских лиц. Массированные налеты на позиции ООП привели кроме всего прочего и к гибели мирного населения. Эти акции израильских ВВС вызвали международную реакцию, по большей части негативная.

В ноябре 1977 года египетский Президент Садат начал консультации по разработке мирного договора между Израилем и Египтом. Эти действия египетского Президента стал первой ласточкой в мирном урегулировании ближневосточного конфликта.

Дэвид Ирви заменил Бенджамина Пеледа на посту командующего ВВС Израиля. Несмотря на подписание мирного договора с Египтом арабские государства не приняли его прежде всего из-за того, что в руках евреев по прежнему находились сирийские и иорданские территории, захваченные в результате войны. Был не решен и вопрос о палестинских беженцах. Первым "итогом" стало увеличение численности сирийского контингента в Ливане до 30 тысяч и усиление активности палестинцев.

ОПЕРАЦИЯ "ЛИТАНИ".

11 марта 1978 года террористы захватили автобус на прибрежном шоссе Тель-Авиа-Хайфа. Израильские спецподразделения освободили заложников и убили палестинцев, однако 34 человека, в том числе женщины и дети погибли. В ответ на атаку израильтяне начали операцию под кодовым названием "Литани".

Для вторжения в Ливан было сосредоточено около 25 тысяч солдат. Собственно операция началась 15 марта 1978 года с основной целью- уничтожение баз террористов в южном Ливане. Израильские танковые колонны быстро продвигались вдоль реки Литани. В итоге было убито больше чем 250 террористов и сотни попали в плен.

Успех операции принесло массовое использование ударных самолетов и вертолетов. Палестинские бойцы оказывали сопротивление, а если учесть, что в их руках были ПЗРК то по всей видимости были какие-то потери. Палестинцы заявили, что 14 марта им удалось сбить А--4 "Скайхок". Израильские официальные лица не признали этот факт, однако независимые наблюдатели подтверждали это.

Израильские войска находились в южном Ливане в июня 1978 года, когда были заменены частями Армии Южного Ливана под командованием майора Саада Хаддада.

США стали посредником в урегулировании взаимоотношений между Египтом и Израилем. В сентябре 1978 года в Кэмп-Дэвиде при посредничестве Джимми Картера Президент Египта Садат и Премьер-министр Израиля Бегин подписали мирный договор. Согласно ему Израиль передал окуупированный Синай.

В июне 1978 года Конгресс США ратифицировал план продажи Египту 50 истребителей-бомбардировщиков F--5 и F--15 в Саудовскую Аравию в качестве поощрения за подписание договора. США также начали переговоры о продаже истребителей F--5 и другого оборудования в Иорданию.

Израильтяне в срочном порядке забили тревогу, что поставки современного американского вооружения в арабские страны может изменить баланс сил на Ближнем Востоке. В срочном порядке американцы передали ВВС Израиля 75 F--16 и 15 истребителей F--15. Однако несмотря на проведенную операцию "Литани" налеты продолжались. Так, 22 апреля 1979 года они провели акцию в Нахарии. В ответ израильские самолеты начали регулярный облет территории Ливана, в том числе и контролированной сирийскими вооруженными силами. Обнаруженные базы террористов уничтожились либо артиллерийским огнем либо огнем с кораблей. Однако чаще всего совершался бомбово-штурмовой налет силами ВВС.

Израиль неофициально смирился с нахождением сирийцев на севере Ливана, а в ответ сирийцы "не замечали" присутствия израильтян на юге. Однако агрессивные налеты и регулярные разведполеты неизбежно привели к столкновениям. 27 июня 1979 года два звена МиГ--21 ВВС Сирии попытались помешать одному такому рейду израильской авиации. В результате пять сирийских самолетов было сбито: четыре-пилотами F-- 15 и один-"Кфиром". Шестой МиГ был поврежден, но его летчик-майор Кубис Салиба, сумел посадить подбитую машину на ливанскую авиабазу Раяк. Сирийцы подтвердили потерю четырех самолетов и заявили о двух сбитых самолетах противника. Палестинцы в подтверждение этой информации также обнародовали информацию о пленении израильского пилота с сбитого самолета. Это было первое столкновение с сирийцами с 1974 года и первые победы обеих типов самолетов ВВС Израиля. В сентябре 1979 года сирийские истребители МиГ--23 попытались атаковать израильский разведывательный "Фантом", а 24 сентября произошло серьезное столкновение, в котором евреи претендуют на четыре сбитых МиГ--21.

После Кэмп-Дэвида израильтяне спешно вывели свои эскадрильи, базировавшиеся на Синае в Израиль. По соглашению с США американцы построили в Израиле три новые авиабазы для базирования ВВС Израиля. Единственно что сказалось так это отсутствие тренировочного пространства для подготовки пилотов. Теперь основные учебные полеты проводились над Средиземным морем и пустыней Негев.

Несмотря на противодействие ВВС Сирии налеты на позиции террористов продолжались. За 1980--81 годы произошло несколько крупных воздушных столкновений. Однако стороны по разному оценивают результаты боев. Так, 31 декабря 1980 года по данным евреев было сбито два МиГ--21. Сирийцы признали потерю только одного самолете и заявили об одной своей победе.

В феврале 1981 года, когда на вооружение израильской авиации из США поступили новые истребители F-15, материализовались замыслы нескольких отработанных на практике вариантов заманивания сирийских МиГ-25 в тактическую ловушку.

Демонстративные действия - провокации на вызов - переместились в диапазон околостратосферных высот (10000--12000 м). Участились случаи преднамеренного нарушения воздушных границ Сирии со стороны моря. Ниже стоит привести выписку из журнала боевых действий одного из подразделений ВВС Сирии: "...13 февраля 1981 года над Ливаном появилась пара израильских разведчиков RF-4С, которые начали перемещаться вдоль рубежа подъема на перехват в северном направлении со скоростью 1000 км/ч на высоте 12.000 м. Навстречу нарушителям по команде с ЦКП из зоны дежурства в воздухе вышел одиночный МИГ-25. В 13:25 на эшелоне 8000 м МиГ-25 начал разгон, затем занял одну с целью высоту на дистанции 110 км. В ответ "цель" развернулась на обратный курс и оставила за собой плотное облако дипольных отражателей, образовавшее пятно засветки на экране РЛС наведения. МиГ-25 продолжал преследование отходящих на юг разведчиков. Через минуту из "облака" помех вышла еще одна цель (наземный высотомер дал первую засечку на 3.000 м). Это был израильский F-15, находившийся до этого в засаде за высоким горным хребтом.

В 13.27 расстояние между F-15 и МИГ-25 сократилось до 50 км. Сирийский летчик, полностью освоивший МиГ-25, обнаружить сближающегося снизу противника не мог из-за ограничения бортовой РЛС в обзоре нижней полусферы. Команда, поданная "с земли" на отворот, до летчика не дошла, так как в этот момент появились сильные шумовые помехи по радио.

В 13.28 на встречном сближении в наборе F-15 с дистанции 25 км произвел пуск ракеты и сбил МИГ-25. На месте падения самолета в Ливане в левой плоскости была обнаружена крупная дыра и найдены осколки ракеты, на одном из которых можно было различить надпись АIМ- 7F".

Так впервые в мире произошла встречная ракетная атака реактивных истребителей.

28 апреля 1981 года израильские разведывательные данные говорили о том, что в разгоревшемся бою между формированиями ООП и Армией Южного Ливана для поддержки палестинцев использовались транспортные вертолеты ВВС Сирии. После недолгих консультаций было решено помочь союзникам. Несколько F--16, посланные на помощь, сбили два Ми--8. Во избежание такого рода случаев было решено выдвинуть в Ливан ЗРК "Куб" в долину Бекаа. Израильтяне тщательно контролировали этот процесс прежде всего используя беспилотные летательные аппараты. Несколько таких машин было сбито сирийскими средствами ПВО.

7 июня 1981 года мир был шокирован еще одной заграничной операцией ВВС Израиля. В тот день израильские самолеты разбомбили иракский ядерный реактор около Осирака, таким образом значительно замедлив ядерную программу этой ближневосточной страны. Операция имела кодовое обозначение "Вавилон". Собственно операцию провели 14 подготовленных пилотов: восемь на F--16 и шестеро на F--15. Операция проходила под большим секретом и тщательно готовилась. 7 июня 1981 года в 15:00 ударная группа, взлетев с авиабазы Этзион на Синае и взяла курс на Багдад. Шли они на малой высоте и только перед целью набрали высоту. Было сброшено 16 бомб, которые поразили цель. Иракские расчеты видели последних нападавших однако ничего не смогли сделать. Реактор был поврежден, при этом погиб французский техник, работавший на контракту. Таким же образом (через Иорданию и Саудовскую Аравию) пилоты через 90 минут после взлета вернулись домой. Перехватчики F-- 15 не входили в воздушное пространство Ирака.

Таким образом, израильские ВВС в очередной раз продемонстрировали свою эффективность и политическую волю бороться со своими противниками по всему миру.

Штаб-квартира ООП в Бейруте была атакована израильскими ВВС 17 июля 1981 года. Сотни людей были убиты и ранены. Несмотря на это столкновения по всей ливанско-израильской границе продолжались. 29 июля 1981 года произошло очередное столкновение израильских истребителей и сирийских МиГ-25. Демонстративные маневры выполнял уже одиночный F-15. Два других (ударная группа) расположились в засаде вне зоны видимости сирийских наземных РЛС.

Начальник штаба сирийских ВВС (впоследствии защитивший у нас кандидатскую диссертацию) разработал ответный план действий, который реализовывался следующим образом.

"Верхнего" F-15 стала вызывать на себя пара МиГ-21, а два самолета МиГ-25 отправились в засаду - затемненную зону в обзоре израильского ВКП "Хокай". F-15 "клюнул" на ложный вызов. На встречный курс с ним пункт наведения вывел один МиГ-25 из пары. Второй начал маневр для нанесения удара во фланг.

Однако F-15, не меняя курса, внезапно перешел на снижение, увлекая за собой МиГ-25. Сирийский летчик в процессе боя докладывал об обнаружении цели на 80 км, захвате на 40 км и о последующем срыве захвата на снижении. Метки противников на экране РЛС наведения слились, а затем пропали. Летчик МиГ-25 катапультировался, как он доложил, "после удара" и благополучно приземлился.

Второй МиГ-25 удар во фланг уже не наносил. К месту боя не успели и израильские ударные самолеты. В непредвиденной заранее ситуации быстрее разобрались на сирийском ЦКП. Посчитав позицию более выгодной, там решили перевести МиГ-25 на сближение. Цель летчик обнаружил на 40 км, захват произвел на 25 км, пуск первой ракеты - на 18 км, второй ракеты - на 11 км (бортовые средства контроля при дешифрировании подтвердили попадание первой ракеты). Израильский летчик катапультировался над морем. Сторожевые катера подобрали спасательный жилет и пакет с сигнальными средствами, хранящийся в катапультном сидении.

Однако первый результативный бой МиГ-25 продолжения не имел: самолеты этого типа сирийское командование вывело за рамки боевых действий. Причина лежала на поверхности: в стратосфере, где раскрывались характеристики МИГ-25 как перехватчика, никто не летал ("целей" не было).

Резко возросли и потери ВВС Сирии. Вот только некоторые данные о победах ВВС Израиля за это время. 29 июля 1981 года-МиГ--25, два МиГ- -23 были сбиты 12 апреля 1982 года и два МиГ--21 26 мая 1982 года.

ОПЕРАЦИЯ "МИР ГАЛИЛЕЕ".

Особенно активизировались палестинские партизаны весной 1982 года, только в мае на севере Израиля произошло 26 вооруженных столкновений. Однако наиболее потрясло Израиль смерть от пули террориста израильского посла в Лондоне Шалмо Аргова. После этого было решено решительно уничтожить "гнезда терроризма" в Ливане. Операция, получившая название "Мир Галлилее" была спланирована Министром Обороны Ариэлем Шароном и другими высокопоставленными офицерами Генерального Штаба.

Основную роль в начавшейся вскоре крупномасштабной операции первое место сыграла авиация. Однако в этой войне им пришлось столкнуться с современными зенитно-ракетными комплексами и сопротивлением ВВС Сирии. Поэтому главной задачей стала нейтрализация позиций ЗРК в долине Бекаа. В результате мир стал свидетелем самого большого количества (и самых массовых) воздушных боев над Ливаном. По сообщениям израильтян за четыре дня ими было сбито 85 самолетов. Во вторжении в Ливан участвовало 40 тысяч человек при поддержке 500 танков и тысячи бронемашин. Операция началась 6 июня 1982 года. Наступление началось по трем разным направлениям и уничтожением террористов и их лагерей по мере продвижения. Израильские транспортные самолеты высадили тактический десант южнее города Сидон, блокируя все пути отхода. Артиллерия и самолеты начали разгром блокированной крупной группировки террористов.

Из-за внезапности атаки потери были очень небольшими в первые дни боев. В первый день вторжения ракетами ПЗРК была сбита ударная "Кобра" и "Скайхок". Пилот-Аарон Ахиаз-удачно катапультировался и провел и 75 дней в плену.

Впервые с сопротивлением в воздухе израильские пилоты столкнулись 7 июня, когда был сбит один МиГ--23. Израильские войска разгромили много лагерей террористов и впервые столкнулись с регулярной сирийской армией только на второй день конфликта недалеко от города Джеззин. 8 июня продолжались тяжелые бои. По израильским данным было сбито семь МиГов.

Обеспокоенный развитием событий в южном Ливане Президент Сирии Ассад приказал увеличить количество комплексов в районе долины Бекаа и выдвинуть бронетанковые части ближе к ливанской границе. Под конец дня 9 июня израильские танки вышли во фланг сирийских войск и вошли в долину Бекаа. По уже отработанной технике в тылу израильскими командос был захвачены позиции на горе Шоуф, перекрыв пути отступления.

Сирийская ПВО в этом районе составляла из 15 комплексов "Куб", двух С--125 и двух С--75 с двумястами ракетами и больше чем четыре сотни зенитных орудий. Уничтожение этой техники и стало опробыванием ВВС Израиля на прочность.

Несмотря на противодействие ВВС Сирии из 19 комплексов десять были выведены из строя на какое-то время, а 17 из них были повреждены или уничтожены к концу конфликта. Израильские ВВС полностью извлекли уроки из конфликта 1973 года. Все атаки на ПВО были тщательно спланированы. Во-первых, все позиции были ранее разведана с помощью беспилотных летательных аппаратов. Во-вторых, по позициям ЗРК кроме самолетов и вертолетов "работали" и артиллерия и танки. Для уничтожения РЛС широко использовались противорадиолокационные ракеты "Шрайк". Ударные самолеты широко использовали термоловушки, чтобы предовратить или свести к минимуму угрозу со стороны ПЗРК "Стрела". В воздушных боях широко использовались самолеты ДРЛО Е--2С, которые наводили ударные самолеты и наблюдали воздушное пространство в районе боевых действий. У евреев была лучше связь и контролировались все важнейшие авиационные базы ВВС Сирии. Поэтому когда сирийские МиГи появлялись над полем боя их уже ждали израильские истребители. Уже 9 июня произошли крупные воздушные столкновения (крупнейшие со времен Второй Мировой). Так, в одном из боев участвовало 60 сирийских истребителей и 90 израильских. Из-за лучшей подготовки и лучших самолетов израильские пилоты претендуют на десяток сбитых самолетов противника.

10 июня израильские колонны продолжили продвижение в центральные районы Ливана. Тогда же произошло и несколько крупных столкновений с сирийскими танками. Поврежденные комплексы ПВО Сирии были отведены для реорганизации. Поэтому основную роль сыграли сирийские истребители. Над Ливаном разыгрался крупнейший за всю историю арабо- израильских войск воздушное сражение. В небе над Ливаном сошлись где- то примерно 350 самолетов. По оценкам израильтян было сбито 25 МиГ-- 21 и МиГ--23 без потерь со своей стороны. Сирийцы признали потерю всего лишь семи своих самолетов. Советские военные специалисты (в большом количестве находившиеся в то время в Сирии) вообще привели свои цифры: сирийцы потеряли в этом бою 22 самолета, евреи--10 машин. Сирийские самолеты и вертолеты "Газель" с противотанковыми ракетами "Хот" значительно потрепали бронетанковые войска Израиля. Однако сирийцы заплатили за это огромную цену: было сбито 26 сирийских самолета и три вертолета. Сюда вошли и победы ПВО Израиля.

К 11 июня израильские войска вышли на дорогу, соединявшую Бейрут и долину Бекаа. К полудню ООН провозгласило перемирие. Сирийские ВВС попытались препятствовать дальнейшему продвижению и атаковали израильские подразделения здесь. Было сбито 18 сирийских самолета. Всего за неделю тяжелейших сражений израильские ВВС претендуют на 80 сбитых самолета противника и уничтожили сотни палестинских бойцов и сирийских солдат. Советские военные специалисты оценивают потери ВВС Сирии в 67 самолетов, из которых только 47 было сбито в воздушных боях.

Только 13 июня окончательно было подписано перемирие. 24 июня произошло несколько столкновений истребителей, в которых было сбито два истребителя МиГ--23. 1 июля израильские истребители- бомбардировщики совершили несколько переходов звука над Бейрутом, однако вообще роль авиации в осаде Бейрута была сведена к минимуму. В первые дни конфликта (6--11 июня) самолеты выполнили около двух тысяч вылетов. Не меньшим был налет и армейских вертолетов. В воздушных сражениях израильские пилоты претендуют на 85 сбитых сирийских самолета. 44 этих пилота летали на F--16, а пилоты F--15 претендуют на 40 побед. Один сирийский самолет был сбит экипажем "Фантома". Большинство сирийских самолетов было типов МиГ--21 и МиГ-- 23, однако было несколько Су--22. Большинство побед было одержано ракетами ближнего боя. Только 6 побед было одержано бортовыми пушками.

Скайхок ВВС Израиля Во время Ливанского конфликта израильские ВВС продемонстрировали то, что они извлекли итоги из тяжелых уроков войны 1973 года. Особенно это отразилось в уничтожении сирийского зонтика над долиной Бекаа. Однако израильские военные назвали эту войну "войной вертолетов". Транспортные вертолеты под огнем противника эвакуировали раненных и перебрасывали подкрепления частям. Всего вертолеты перевезли тысячу раненных в госпитали Израиля. Они понесли и самые тяжелые потери среди летательных аппаратов. Было сбито по крайней мере три транспортных вертолета.

Ударные АН--1 "Кобра" и МД--500 выполнили несколько несколько сотен вылетов в ходе конфликта. В атаках было выпущено 137 ПТУР ТОУ. Эти ракеты поразили 29 танков, 56 бронемашин, 4 позиции РЛС, один сирийский вертолет "Газель" и еще несколько дрцгих целей. По израильским данным было сбито всего четыре вертолета, при этом указывается, что два были сбито дружественным огнем с земли. Во время Ливанского конфликта ПВО работали совместно с частями израильской армии. На их счет было уничтожено несколько сирийских самолетов и вертолетов. Армейские командиры предпочитали шестиствольные установки "Вулкан", которые были очень эффективны против наземных целей.

Победа ВВС Израиля в конфликте 1982 года была достигнута за счет более современных систем вооружения, лучше подготовленных пилотов и лучшими тактическими наработками. Особенно хорошо использовалось преимущество в радиолокационном обзоре.

Израильская осада Бейрута закончилась в конце августа. В итоге формирования палестинцев покинули Ливан. После подписания перемирия место израильских войск в Бейруте стали занимать военнослужащие США, Франции, Италии и Великобритании под флагом ООН. Несмотря ни на что израильские войска на юге Ливана оставались. ВВС Израиля использовались для поддержки оккупационных войск: транспортные вертолеты и самолеты перебрасывали припасы и подкрепление, разведывательные и ударные самолеты патрулировали ливанскую и сирийскую границы.

За время войны были получены новые версии F--16: C\D. Эти новые современные самолеты были оснащены более мощными двигателями. В то же время началась разработка нового истребителя "Лави".

5 июня 1982 (Операция "Мир для Галиллеи"):

(предположительно)

Эскадрилья Тип ЛА База
69 АЭ F-4E Рамат Давид
100 АЭ Piper Super Cub? Рамлех?
101 АЭ Kfir C2 Хатцор
102 АЭ A-4 Рамон
103 АЭ C-47 Dakota, Noratlas? Лод
105 АЭ F-4E Хатцор
106 АЭ* F-15C/D Тель Ноф
107 АЭ F-4E Хатцерим
109 АЭ Kfir Рамат Давид
110 АЭ F-16A/B Рамат Давид
111 АЭ? Kfir Увда
113 АЭ Kfir Хатцор
115 АЭ A-4N Тель Ноф
116 АЭ A-4 Рамон
117 АЭ F-16A/B Рамат Давид
119 АЭ F-4E/RF-4E Тель Ноф
121 АЭ A-4N Хатцерим
133 АЭ F-15A/B Тель Ноф
140 АЭ F-16A/B Рамон
141 АЭ? A-4 Увда
201 АЭ F-4E Хатцор
253 АЭ? A-4 Увда
Летная Школа Magister/A-4 Хатцерим
? АЭ ? Лод
? АЭ вертолетов? ?
? АЭ вертолетная? ?
? АЭ вертолетная? ?
* = в стадии формирования

Глава 9

[an error occurred while processing this directive]