[an error occurred while processing this directive] Уголок неба ¦ [an error occurred while processing this directive]

Рожденные войной

История ВВС Израиля

Из коллекции Михаила Жирохова

Глава 6. Война на истощение (1969-1973)

Глава 5

Буквально через месяц после подписания перемирия и окончания Шестидневной войны, египетские и израильские войска оказались втянутыми в столкновения на севере Синайского полуострова в районе г. Порт Фуад. Обе стороны широко применяли авиацию. Были и потери: 4 июля 1967 года от огня ПВО был потерян египетский МиГ--17, а через восемь дней Йорам Агмон записал на свой счет истребитель- бомбардировщик Су--7. Другое большое столкновение над Каналом произошло 15 июля когда израильтяне сбили пять египетских самолетов при потере одного своего.

На конференции арабских лидеров в Хартуме в сентябре 1967 года официальные лица соседних с Израилем государств заявили о нежелании сотрудничать с Государством Израиль и решимости продолжать боевые действия. Эти громогласные заявления были подкреплены 21 октября 1967 года, когда несколькими противокорабельными ракетами был уничтожен израильский эсминец "Эйлат" (нелишне напомнить, что это был уже известный читателю египетский "Ибрагим-эль- Аваль", захваченный в ходе Синайского конфликта 1956 года). Сорок семь израильских моряков погибло и еще 91 был ранен. В ответ израильские самолеты нанесли бомбо- штурмовые удары по основным базам египетских ВМФ на Средиземном море: Александрии и Порт Саиду, а израильская артиллерия повредила нефтяной терминал недалеко от г. Суэц.

Ирокез ВВС Израиля "Масло в огонь" подлило и ООН, приняв 22 ноября резолюцию № 242, согласно которой сторонам предписывалось отвести войска на предвоенные границы. Для Израиля напомним это означало потерю захваченного такой ценой Синайского полуострова и новый виток напряженности с палестинскими беженцами. Однако несмотря ни на что ни одна из сторон не приняла этой резолюции. Для Израиля ситуация была более чем благоприятная: теперь чтобы атаковать израильтян египетская армия была бы вынуждена формировать Суэцкий Канал, что весьма непросто. Лучше были укреплены и границы с Сирией, прекратились постоянные обстрелы с Голанских высот.

Однако израильская администрация получила также более миллиона арабов, проживающих на захваченных территориях Западного берега реки Иордан и на Синае.

Вскоре после войны в Египет начали прибывать в массовом порядке советские военные советники и множество самого современного вооружения, практически бесплатно поставляемого Восточным блоком.

Израильские ВВС тоже нуждались в самолетах для замены потерянных в ходе войны. Боевой состав после войны 1967 года был таков: три эскадрильи истребителей "Мираж" 3 (65 самолетов), одна эскадрилья "Супер Мистэров"(25 самолетов), одна "Вотуров" (15 самолетов), две "Мистэров" (35 самолетов) и две "Ураганов" (30 самолетов). Учебно- тренировочные "Мажистеры" понесли тяжелые потери и теперь было нужно срочно увеличить их количество для полноценного функционирования Летной Школы.

До конфликта 1967 года основным поставщиков авиационной техники для ВВС Израиля была французская фирма "Дассо", велись переговоры об модернизации "Миража" и поставки 50 усовершенствованных "Мираж"V. Потребности ВВС оценивались примерно в 100 таких машинах, кроме того был проявлен интерес к новому проекту истребителя-перехватчика "Мираж"F.1. эти самолеты никогда не поступили на вооружение ВВС Израиля из-за того, что Президент де Голль ввел эмбарго на поставку вооружения в эту ближневосточную страну. В связи с этим резко активизировались работы в самом Израиле по разработке новой техники и модернизации старой. Так, были продолжены работы по модернизации истребителя "Мираж" и самолета "Мажистер". Выход из положения был найден с помощью швейцарского инженера Альфреда Фраункнехту. Он был главным инженером швейцарского отделения фирмы "Шульц бразерс", занимавшегося строительством истребителей "Мираж" для ВВС Швейцарии по французской лицензии. Он передал за довольно скромную цену документацию, по которой за очень короткое время удалось запустить в серию безлицензионную копию "Миража" под названием "Нешер". За свою помощь он получил в Швейцарии два года тюрьмы.

Переговоры, начатые в США еще до войны закончились поставками в конце 1967 года первых из 48 штурмовиков А-- 4 "Скайхок".

Активность террористов резко возрасла в конце 1967-- начале 1968 года. Эти столкновения стали прелюдией к последующим событиям. Огромные лагеря по подготовке палестинских боевиков находились на территории Иордании и Ливана. В лагерях преподавали кадровые военные из состава иорданской и иракской армий, оттуда же поступало и вооружение. Террористы избрали своими объектами гражданские объекты типа школ и больниц. В израильском кнессете был поставлен вопрос перед военными об уничтожении лагерей по подготовке террористов на территории сопредельных государств. Наиболее подходящим инструментом стали ВВС. За 1968--69 годы против таких лагерей на территории Иордании боевые самолеты выполнили несколько сотен боевых вылетов. Неоценимую помощь наземным войскам оказали вертолеты S--58 и новые UH--1. Однако основной головной болью для израильской армии стал Суэцкий Канал, вернее египетские войска за ним. Постоянно гремели артиллерийские дуэли, которые неизменно выигрывались арабами, которые имели на вооружении советские артиллерийские системы, которые всегда считались и считаются лучшими в мире. Противостоять им могла только авиация. После фактического разгрома египетских ВВС в войне небо над Каналом было за израильскими пилотами. Пока артиллерийские позиции прикрывались зенитными орудиями все было ничего и израильские потери в технике были незначительными, однако в 1968 году из СССР начались массовые поставки зенитно- ракетного комплекса С--75. Эти комплексы были на вооружении египтян и в годы Шестидневной войны однако подготовка расчетов была на таком уровне, что потерь среди израильских самолетов и вертолетов не было. В то же время израильская авиация уничтожила девять позиций этих ЗРК.

Около Канала египтяне сосредоточили примерно 150 тысяч солдат, поддержанные 500 танками и артиллерией. К концу 1968 года ВВС Египта не только восстановили свой потенциал предвоенный, но и значительно увеличились как качественно так и количественно. В боевом составе насчитывалось 110 МиГ--21, 80 МиГ--19, 120 МиГ--15\17, 40 Су--7, 40 Ил--28 и 10 Ту--16. Было организовано сразу несколько новых аэродромов, на которых согласно опыта предыдущей войны сооружались железно-бетонные ангары, выдерживающие прямое попадание фугасной бомбы. Сирийские ВВС тоже были значительно преобразованы, в страну прибыли сотни советских военных советников. К концу 1968 года на вооружении находилось 60 истребителей МиГ--21, 70 МиГ--15\17 и 20 истребителей-бомбардировщиков Су--7. Иорданские ВВС получили десяток "Хантеров" для возмещения своих потерь и начались долгожданные поставки истребителей F--104 из США. На первых порах на них летали пакистанские инструкторы.

Израильские же ВВС получили в свое распоряжение несколько египетских авиабаз на Синае и начали обустраиваться: было переведено несколько подразделений. Для их прикрытия были переброшено несколько сотен зенитных орудий и ЗРК "Хок". Вдоль собственно Канала израильтяне разместили ограниченное количество постов для наблюдения за активностью египтян. Основная же часть в составе двух моторизованных бригад и подразделений поддержки была размещена в центральной части Синая, вне дальности досягаемости артиллерийского огня противника. Таким образом, старались избежать ненужных в мирных условиях жертв среди солдат и офицеров.

Обстрелы продолжались. Так, 8 сентября 1968 года во время шестичасового обстрела египтяне выпустили около 10 тысяч снарядов. Погибло 10 израильских солдат и 18 было ранено. Израильтяне ответили обстрелами городов Суэц и Исмаилия. Однако для того, чтобы еще раз продемонстрировать свою решимость продолжать борьбу до конца, 26 октября погибло уже 13 израильтян. Одновременно началась эвакуация мирного населения городов в зоне Канала.

Погрузка раненых В качестве ответной меры израильские "командос" 31 октября проникли вглубь территории Египта на транспортных вертолетах и взорвали дамбу и два моста недалеко от города Наи Хаммади.

Именно этот рейд поставил перед египетскими военными и советскими советниками вопрос об усиление ПВО Канала. Кроме небольших столкновений до 1969 года все было относительно спокойно. Данных о потерях израильских ВВС за этот период нет. Известно только, что за весь 1968 года расчеты ЗРК С--75 записали на свой счет только один сбитый связной самолет Пайпер "Кэб". Столь низкие потери ВВС Израиля от этих комплексов, которые отлично зарекомендовали себя во время войны во Вьетнаме, можно объяснить только одним: во время войны 1967 года в руки евреев попал один такой комплекс. Израильские специалисты тщательно проанализировали его тактико-технические характеристики и разработали рекомендации для пилотов реактивных самолетов. Немаловажным был и тот фактор, что комплекс предназначался в основном для поражения летательных аппаратов на средних высотах, а подготовка израильских пилотов и основное применение авиации велось на малых высотах.

Эту временную передышку евреи использовали для строительства вдоль Канала некой цепи железнобетонных сооружений, получивший скорей ироничное прозвище "Линия Бар-Лева", так как реально они вряд ли могли составить реальную преграду при формировании Канала. 12 декабря 1968 года в воздушном бою был сбит МиГ--17 ВВС Египта. На протяжении всего 1968 года израильские ударные самолеты систематически учавствовали в налетах на лагеря по подготовке террористов на территории Ливана, Сирии и Иордании. Большинство вылетов легло на плечи пилотов новеньких штурмовиков А--4 "Скайхок".

Самая известная акция израильских "командос" в это время (за которую кстати Израиль и "заработал" санкции со стороны Франции) был рейд 28 октября 1968 года на аэропорт Бейрута. Стоит сказать, что это был ответ на захват тремя днями ранее самолета израильских авиалиний в аэропорту Афины арабскими террористами.

Так вот в 21:30 28--го декабря четыре вертолета "Супер Фрелон" перебросили на взлетное поле бейрутского аэропорта несколько десятков хорошо вооруженных парашютистов. Действуя быстро и слаженно, евреи за короткое время смогли взять под свой контроль основной терминал и башню. Все пассажиры из стоявших 14 лайнеров были отконвоированы в терминал и во все арабские самолеты была заложена взрывчатка. Пятый вертолет приземлился неподалек чтобы предовратить возможное противодействие частей ливанской полиции и армии. После того как парашютисты ушли через час взорвались все 14 лайнеров. Ни одного гражданского или военного в ходе операции не погибло. Этот рейд показал всему миру, что Израиль самыми жесткими методами будет бороться с теми, кто поддерживает терроризм. Однако, критика во всем мире таким жестким методам была очень велика и Франция-основной поставщик оружия в Израиль на тот момент-ввела эмбарго. Однако это не остановило набиравшую новые обороты войну.

Уже 12 февраля 1969 года начались столкновения и на сирийской границе. ВВС сторон столкнулись 24--го числа во время рейда израильской авиации на столицу этой ближневосточной страны. Тогда по сообщениям евреев было сбито три сирийских МиГа без потерь.

Новая страница в истории арабо-израильских войн началась 8 марта 1969 года. Около полудня звено египетских МиГ--21 пересекло Канал. Однако не дремала патрульная пара "Миражей" и арабы не досчитались одного самолета. Через шесть часов египетская артиллерия начала массированный обстрел израильских позиций вдоль Канала. В тот же день египетский Президент Нассер объявил о начале "Войны на Истощение" против Израиля.

Всего обычно выделяется несколько периодов активных боевых действий. Касаемо авиации их можно насчитать три.

Первый период : июль 1969 г. - март 1970 г.

В этот период израильская авиация, не встречая достаточно сильного сопротивления со стороны ПВО АРЕ, почти безнаказанно наносила удары по войскам в зоне Канала, а также по отдельным объектам в глубине страны.

Израильское командование пыталось действиями авиации нанести потери сухопутным войскам и средствам ПВО, морально воздействовать на войска и население страны с целью подрыва веры народа АРЕ в достижение победы.

В этот период около 610 самолето-вылетов было совершено для нанесения ударов по войскам и ведения воздушной разведки. По силам ПВО удары наносились, как правило, только с целью обеспечения действий авиации по сухопутным войскам.

ВТОРОЙ период : апрель - июнь 1970 г.

Этот период характеризуется прекращением налетов на объекты, расположенные В глубине страны, и резким увеличением количества ударов по объектам в зоне Канала.

Несколько сократилась интенсивность действий авиации по сухопутным войскам и резко возросло количество самолето- вылетов (до 5000) для нанесения ударов по средствам ПВО.

Ударами по радиолокационным постам, строящимся позициям ЗРК и ЗА евреи стремились создавать бреши в радиолокационном поле, ослабить зенитно-артиллерийское прикрытие войск, сорвать строительство стартовых позиций. Так как строящиеся площадки прикрывались ЗА и ПЗРК, то авиация Израиля наносила удары преимущественно с высоты 5-7 тыс. метров с пикированием до высоты 5-4 тыс. метров, что значительно снижало точность бомбометания.

Характерным для этого периода является повышение интенсивности ведения воздушной разведки. Для ведения разведки было совершено 15%. всех самолето-вылетов.

Третий период : с 5 июня по август 1970 г.

Этот период характеризуется тем, что израильская авиация вынуждена была действовать в условиях возросшей эффективности системы ПВО АРЕ.

Основными формами борьбы арабов поначалу стал обстрел позиций израильтян вдоль Канала и рейды командос на уничтожение инфраструктуры Синайского полуострова. В ответ израильская артиллерия открывала огонь, однако основным средством борьбы все же оставалась авиация. На следующий день во время ознакомительной поездки в зону боев удачным артиллерийским налетом был накрыт начальник Генерального Штаба ВС Египта генерал Абдул Монейм Риадх и несколько высокопоставленных офицеров. Как всегда эффективно сработала израильская разведка.

Артиллерийские дуэли продолжались и в течение последующих дней. В апреле египетские коммандос совершили несколько удачных налетов на израильские патрули, колонны снабжения.

17 апреля 1969 года на пресс-конференции Министр Обороны Моше Даян заявил, что за время, прошедшее после окончания Шестидневной потери составили 1600 человек. Тут же были обнародованы и потери ВВС: официальные лица признали потери только 7 реактивных самолетов и одного Пайпер "Кэб". Аналогичные потери египтян оценивались в 15 самолетов, а сирийцев-три.

Несмотря на начало крупномасштабных боевых действий на Синае, продолжались активные боевые действия в Иордании, Сирии, Ливана. Не обходилось и без потерь. Так, 22 апреля во время атаки прикрытого средствами ПВО радара в Иордании был потерян реактивный самолет. 29 мая пилот "Миража" Эйтан Нойнер ракетой сбил сирийский МиГ--21. Сирия начала переброску новых подразделений к израильской границе. Уже 8 июля произошло самое крупное столкновение в воздухе с окончания Шестидневной войны. В тот день израильские пилот-истребители записали на свой счет 7 истребителей ВВС Сирии МиГ--21.

В течение всего этого времени представители ООН не прекращали своих попыток посадить стороны за стол переговоров. Однако, все это наталкивалось на сопротивление. Уже 21 мая начались массированные египетские налеты. Однако израильтяне были на высоте, снова записав на свой счет четыре вражеских МиГ--21: три сбили "Миражи" и один стал жертвой расчета ЗРК "Хок". 17 июня два израильских "Миража" перешли звуковой барьер над родным городом египетского Президента-Гелиополисом. От звуковой волны были выбиты большинство стекол. В ответ египетские вооруженные силы только усилили свой нажим на еврейские подразделения на Синае. 20 июня ВВС Израиля всей мощью обрушились на позиции египетских ЗРК вдоль Канала. Было сброшено 159 тонн авиабомб и 72 напалмовых бака. Египтяне среагировали только через три часа.

Израильское командование решило резко поменять тактику на более агрессивную из-за того, что потери непрерывно возрастали (только за июль погибло 106 израильских военнослужащих). 19 июля спецподразделения ВМФ Израиля захватили египетские позиции на юге Синая и уничтожили все инфраструктуру здесь. Было резко увеличена и активность ВВС-впервые после окончания войны 1967 годы стали применяться массированные налеты.

Начались массовые воздушные бои над Синаем. Буквально за короткое время израильтяне записали на свой счет пять сбитых египетских реактивных самолета, включая два Су--7 и два МиГ--17 и единственный МиГ--21 (сбитый 20 июля). Собственные потери составили два самолета, причем только один "Мираж", сбитый в схватке с МиГами. Это было первое официальное подтверждение потери израильского самолета в воздушном столкновении после войны.

24 июля израильские ВВС записали на свой счет 6 сбитых Су--7 и МиГ--21. Основные тяготы атак на египетские объекты выдержали А--4 "Скайхок".

В сентябре 1969 года конфликт достиг наибольшего напряжения. В ночь на 7 сентября израильские командос уничтожили несколько египетских патрульных судов на рейде Рас-эль-Садат в заливе Суэца. Эта важная потеря помогла активизировать действия в этом районе. Для использования элемента внезапности широко использовались захваченные в войне 1967 танки и бронемашины советского производства. Было разгромлено несколько позиций египетских ЗРК. От огня ЗРК был потерян всего один израильский самолет, пилот катапультировался на заливом Суэца, однако неудачно.

В итоге после шести недель непрерывных столкновений израильские ВВС выполнили около тысячи самолето-вылетов и сбили 21 египетский самолет при потере всего трех собственных.

11 сентября египетские ВВС, в трех рейдах выполнили примерно 70 боевых вылета на штурмовку израильских позиций. Официальные израильские лица заявили о том, что было сбито 13 арабских самолета: 8--истребителями "Мираж", 3--огнем ПВО и два-ракетами "Хок".

Через два дня на пресс-конференции Министр Обороны Моше Даян заявил, что израильские силы на Синае настолько усилились, что теперь прежде чем пересечь Канал, египтяне "должны подумать дважды". С 5 сентября 1969 года начались поставки новейших американских истребителей- бомбардировщиков F--4Е. Соглашение об этом было подписано еще в конце 1968 года.

6 июня египтяне попытались взять реванш, однако потери были очень высоки: три МиГ--21 было сбито в воздушных боях и один МиГ--17 стал жертвой расчетов ЗРК "Хок". Несмотря на то, что множество египетских самолетов было сбито или повреждено, арабские пилоты продолжали самоубийственные атаки. 22--е число стало днем боевого дебюта "Фантомов", которые атаковали позиции египетских ЗРК. Пара истребителей-бомбардировщиков сбросила 11 бомб. Результаты налета неизвестны, однако пилоты наблюдали "множество дыма".

4 ноября пара "Фантомов" перешла звуковой барьер над Каиром (это стоило мирным жителям множества выбитых стекол), а через неделю пилоты "Фантомов" заработали и первую свою воздушную победу-над Джебель Атаке ракетой был сбит МиГ--21. В тот же день "Миражами" были сбиты еще два таких самолета.

Большинство позиций египетских ЗРК вдоль Канала за 1969 год был уничтожены израильскими атаками. Основными средствами поражения еврейских истребителей были французские ракеты Матра 530, американские AIM--9B "Сайдвиндер" и собственного производства "Шафрир". Эти ракеты имели инфракрасную головку самонаведения. Поэтому все воздушные бои происходили на очень небольшой дистанции-несколько километров(около 10, ведь например дальность применения американских ракет составляет 8 км). Новые "Фантомы" несли и ракеты среднего радиуса действия AIM--7 "Спарроу". Эта ракета имела уже радиолокационную системы наведения и могла применяться ночью, однако требовала постоянного радиолокационного контакта с целью. Применялись они израильскими пилотами крайне редко и неохотно из-за невозможности первичного опознания цели. Основным оружием воздушного боя оставалась пушка. Не все сбитые египетские самолеты были записаны на счет истребителей. За май-ноябрь 1969 года было сбито 51 самолет: 34--в воздушных битвах, 9--от огня ПВО и 8 были сбиты ЗРК "Хок".

За 1969 год израильские ВВС выполнили несколько сотен боевых вылетов против террористов в Ливане, Сирии и Иордании. Так, 17 ноября было выполнено несколько десятков вылетов против целей в Иордании.

Потери египетских вооруженных сил непрерывно возрастали и срочно требовалось сделать качественных и количественный скачок. В середине декабря 1969 года в Москву отправился вице-президент Египта Садат и Министр Обороны генерал Фавзи. Речь шла о возможности закупки в СССР истребителей МиГ--21 и новых ЗРК. Дело в том, что поставляемые СССР комплексы С-75 уже были не новинкой для израильтян, так как их характеристики они очень хорошо изучили еще в 1967 году, когда в их руки попал один экземпляр. И теперь после разработки эффективных методов борьбы с ними преодоление системы ПВО Египта не составляло для еврейских пилотов особого труда. Поэтому египтяне просили начать поставки новейших комплексов. Более того арабы настаивали, чтобы до обучения собственных расчетов на территорию Египта были введены советские части ПВО. С советской помощью медленно началось строительство позиций ЗРК и РЛС вдоль Канала. Это было отмечено израильскими спецслужбами и было решено нанести несколько упреждающих ударов. В ночь на 25 декабря около Рас Гхариб израильские командос на двух транспортных вертолетах СН-- 53 захватили и вывезли в Израиль новейшую радиолокационную станцию П--12. Израильскоое командование получило представление о ее возможностях. Естественно, информацией поделились со своим "стратегическим партнером"-США.

1970--й год принес новые бои на Ближнем Востоке. Уже 7 января израильтяне совершили массовый налет на несколько египетских объектов, один из которых находился всего в 50 км от столицы Египта. На следующий день во время ответной акции над Синаем было сбито 2 Су--7.

На протяжении следующих дней еврейские самолеты бомбили окрестности столицы, огнем ПВО был сбит один израильский самолет. Израильские атаки и рейды "командос" вынудили Президента Насера срочно отправиться в Москву за ускорением пролучения новых средств борьбы с израильской авиацией. Было решено поставить новейшие зенитно-ракетные комплексы С--125 "Нева" и несколько сотен истребителей МиГ. Снова прозвучало предложение о присылке советских расчетов и пилотов-добровольцев. Были приняты и ряд мер политического масштаба. Так, 31 января 1970 года Косыгин предупредил американского Президента Никсона о том, что в случае продолжения масштабной помощи США Израилю СССР оставляет за собой право на использование любых средств военного характера.

Однако пока проходили советско-египетские консультации в Москве израильские самолеты 23 января нанесли удары по объектам в Каире.

6 февраля Никсон дал согласие на поставку в Израиль 25 истребителей-бомбардировщиков "Фантом" и 80 штурмовиков "Скайхок". Эти самолеты должны были сойти со сборочных линий и попасть на вооружение ВВС Израиля до 1971 года. Через два дня во время крупного воздушного сражения было сбито два МиГ--21 при потере одного "Миража".

При налете на Каир 12 февраля ошибочно было поражен гражданский завод, на котором погибло 68 гражданских лиц и было ранено еще 98. Этот неприятный эпизод только ускорил советское вмешательство в конфликт. Уже в конце февраля в Египет стала прибывать советская техника и специалисты.

В течение марта 1970 года в Египет прибыли морем 18 зенитных ракетных дивизиона, на вооружении которых находились ЗРК С--125. Были поставлены также новейшие модификации истребителей МиГ--21, а также ЗСУ 23--4 "Шилка" и ПЗРК "Стрела--2" для прикрытия позиций зенитчиков. В Египте была сформирована дивизия ПВО под командованием генерал-майора артиллерии Алексея Смирнова в составе трех зенитно-ракетных бригады, истребительного авиационного полка (командир-полковник Константин Коротюк) и необходимые вспомогательные подразделения. Перед советскими военнослужащими была поставлена задача прикрытия основных стратегически важных районов Египта, в том числе Асуанскую плотину и основные авиабазы в районе Канала. Стоит сказать, что авиаполк был переброшен с Украины и все пилоты и техника базировались на аэродром Лиманский.

Израильская авиация продолжала бомбардировки центральных районов Египта, однако предупрежденные вездесущей разведкой, пилоты избегали районов, прикрываемых советскими расчетами ПВО. Были прекращены налеты на глубинные районы Египта из-за нежелания встречи с советскими истребителями-перехватчиками. Как отмечают советские специалисты, они все предпринимали несколько десятков вылетов чисто психологического характера. Прекрасно осведомленные о местах базирования советских пилотов, израильские пилоты (среди которых было немало и выходцев из СССР) брали курс на прикрываемые ими объекты. Советские самолеты были вынуждены подниматься на перехват непрошенных гостей. Однако израильтяне у самого Канала (который кстати советским пилотам было категорически запрещено пересекать) разворачивались и уходили назад. Всего с января 1970 года ВВС Израиля выполнили примерно 3300 боевых вылета на территорию Египта и сбросили 8000 тонн бомб, не считая НУР.

Отметились ВВС и на северной границе Израиля. 11 декабря 1969 года сирийцы потеряли три самолета в воздушном столкновении с израильскими истребителями. Другая битва произошла 8 января 1970 года и привела к потере трех сирийских МиГ--21. Всего потери сирийских ВВС с момента окончания войны 1967 года оценивались евреями в 17 самолетов. Началсь и психологическая война. 23 января пара сирийских МиГ--21 перешла звуковой барьер над Хайфой, уже на следующий день израильские "Фантомы" нанесли "визит вежливости" в Дамаск и несколько других сирийских городов. Второго февраля от огня ПВО над Голанскими высотами был потерян разведывательный "Мираж". Продолжались налеты и на лагеря террористов вдоль ливанской границы. В апреле израильтяне провели массовую акцию против сирийских позиций вдоль Голанских высот, причем в воздушных боях было сбито три сирийских МиГ--21. На египетском фронте египетские ВВС, освобожденные от задач прикрытия своей территории, полностью переключились на ударные операции. Только за период с 18 по 24 апреля 1970 года египтяне совершили несколько крупных рейдов против израильских позиций на Синае. Израильские истребители и средства ПВО сбили несколько Су--7 и МиГ-- 17 и два бомбардировщика Ил--28, которые были сбиты в глубоком тылу израильтян, под Эль-Аришем.

В начале мая египетские и советские специалисты начали создание сети ПВО вдоль Канала. За 14--16 мая было сбито семь египетских самолета. 14 мая египетские "командос" (а вполне вероятно что это были советские спцназовцы) уничтожили израильский патрульный катер в порту Эйлат, а египетские военные корабли уничтожили рыболовецкйи сейнер в Средиземном море. В ответ на такие акции израильские "Фантомы" разбомбили египетский эсминец и ракетный катер в Красном море.

Начиная с 30 мая израильтяне начали серию масированных атак против египетских позиций. Летом 1970 года ВВС Израиля имели в своем составе две эскадрильи "Фантомов" (40 самолетов), три-"Миражей"(60 самолетов), три эскадрильи "Скайхоков"(80 самолетов), одну эскадрилью "Супер Мистэров"( около 20 самолетов), одну эскадрилью "Вотуров"(10 самолетов) и одну эскадрилью "Мистэров"(20 самолетов). "Ураганы" и "Мажистеры" использовались для подготовки пилотов. Поддержку войскам осуществляли 40 "Норатласов", "Стратокрузеров" и "Дакот". Вертолетный парк был представлен 12 вертолетами "Супер Фрелон", десятью СН--53, 25 Белл 205 и 20 "Аллуэтов". Для противодействия советским системам в США были заказаны контейнеры радиоэлектронной борьбы, которые успешно применялись американскими пилотами против северовьетнамских комплексов С--75.

В июне Госсекретарь США Вильям Роджерс обратился к сторонам с предложением о заключении перемирия. Это отразилось только на интенсификации израильских налетов. Неизбежно стало и участие советских военнослужащих в боях. 22 июня советские МиГ--21 уничтожили один из "Скайхоков" из большой группы, шедшей на Исмаилию. Советскими военными специалистами была разработана и новая тактика применения ЗРК. Она заключалась в том, что кроме оборудования основных и запасных позиций для дивизиона было возможна и переброска комплексов в районы ближе к Каналу. В нояь на 29 июня к Каналу были выдвинуты 12 расчетов ЗРК С--75 и несколько новых С--125. Поэтому когда появились "утренние" "Фантомы" два были сбиты сразу. Вскоре израильтяне пришли в себя и в течение следующей недели было уничтожено семь комплексов. Тогда когда в бой вступали советские расчеты потери евреев были значительно выше. 18 июля советские расчеты Мансурова и Толлоконикова сбили два израильских самолета, один из которых "Фантом". Однако мастерство пилотов дало о себе знать и пара "Фантомов", обнаружив местоположение дивизиона, зашла с тыла. Погибло 8 советских военнослужащих, сгорела пусковая установка, взорвались ракеты, дизель. В срочном порядке подразделение отвели в тыл.

После этого снова изменили тактику: теперь подразделения ракетчиков после залпа должны были срочно менять позицию. Израильские военные разрабатывали планы внезапной переправы через Канал и уничтожение позиций ПВО. Командующий ВВС Мордехай Ход позднее вспоминал, что "русские впервые надежно прикрыли египетское небо". Советские МиГ--21 начали патрулирование вдоль Канала. 25 июля советский пилот повредил ракетой К--13 израильский штурмовик "Скайхок". О том, что это был русский не было никаких сомнений из данных радиоперехвата. Советские добровольцы потом вспоминали, что в рядах евреев было много русскоязычных и часто по громкоговорящей связи раздвались вопросы из серии "Есть ли кто-то из Москвы?". А о том, что на позиции нахоидились русские израильтяне были осведомлены очень хорошо. На следующий день израильские истребители сбили два МиГ--17. В штабе израильских ВВС было проведено несколько дебатов по поводу того, чтобы преподнести советским пилотам наглядный урок. Операция по сбитию советских пилотов получила кодовое название "Ветка". Для ее проведения было выделено звено из четырех "Фантомов" и два звена по четыре "Миража". Были собраны и лучшие асы израильских ВВС, имевшие в сумме 59 побед.

Это было практически единственное серьезное столкновение советских и израильских пилотов поэтому имеет смысл остановиться на этом конкретнее. Операция была осуществлена в полдень 30 июля 1970 года. В качестве приманки пошли "Фантомы" по тому маршруту, которым обычно "ходили" штурмовики, используя тот же профиль и параметры полета. Остальные на малой высоте находились в засаде. На перехват поднялась восьмерка МиГ--21МФ, ведомая капитаном Каменевым. Из-за потери бдительности всем им пришлось расплачиваться. Восемь "Миражей" зашли в хвост и расстреляли советские истребители. Было сбито четыре (по другим данным-пять) МиГ--21 без потерь со своей стороны. Отличились пилоты "Фантомов" Авиху Бен-Нун и Авие Селла. На "Миражах" победы одержали Ашер Смир и Абрахам Шалмон. Необычайно пестр и состав бортового оружия, примененных 30 июля: по одному самолеты было сбито ракетами "Шафрир", "Спэрроу" и "Сайдвиндер" и один самолет был сбит огнем пушки. Погибли капитаны Журавлев, Юрченко и Яковлев. Один пилот смог катапультироваться. Советские пилоты ясно видели гибель своих товарищей, однако ничего сделать не могли. Колесов и Пушкарский чуть ли не насильно заставили египтян дать им старенькие МиГ-- 21Ф, стоявшие на взлетке. Однако, пока суть да дело израильских пилотов и "след простыл". Таким оказался "черный день" советских добровольцев в Египте.

Частично отомстили за гибель товарищей ракетчики 3 августа, когда было сбито сразу пять израильских самолета. Тяжелые бои продолжались и на других фронтах Израиля. 8 августа 1970 года при посредничестве СССР и США было достигнуто соглашение о прекращении огня на египетском фронте. Противоборствующие стороны обязались не усиливать свои группировки на расстоянии 50 км по обе стороны Канала. "Война на истощение" была завершена.

Несмотря на подписанное соглашение, египтяне продолжали строительство новых позиций в 50--километровой зоне. Несколько раз евреи угрожали разорвать мирное соглашение, однако Египет, чувствуя поддержку СССР, их попросту игнорировал.

В ВВС начались поставки нового радиоэлектронного оборудования и противорадиолокационных ракет "Шрайк". Израильские авиационные фирмы начали модернизацию самолетного парка. Так, устаревавшие "Супер Мистэры" В.2 получили новые американские двигатели Пратт-Уиттни J52, стоявшие на штурмовиках А--4 "Скайхок". Были начаты работы по приспособлению к израильским условиям поступивших на вооружении американских самолетов А--4 "Скайхок" и "Фантом". Так, на "Фантомах" была внедрена новая система навигации и модифицированы закрылка, что значительно улучшило из маневренность.

Однако самой большой программой стало производство безлицензионной копии "Миража"V, названного в Израиле "Нешер". Первый экземпляр поступил на вооружение в конце 1969 года. Израильские инженеры значительно переработали двигательную установку. Из-за недостатка французских двигателей было решено установить американские Дженерал Электрик J--79, установленные на "Фантомах".

Первоначально технические решения отрабатывались на двухместных "Миражах" французского производства. Новый самолет вскоре получил официальное обозначение "Кфир" и взлетел первый раз в июне 1973 года.

Перемирие было нарушено уже 11 сентября 1971 года, когда египетские Су--7 пересекли Канал и нанесли несколько ударов по израильским позициям. Через неделю египетские расчеты ПВО сбили летающий командный пункт на базе С--97 "Стратокрузер", находившийся в 22 км от Канала. Самолет стал жертвой расчета С-75 и египетские офицеры были лично поздравлены Президентом Египта Героем Советского Союза Гамалем Абдель Насером. Стороны обменивались артиллерийскими ударами еще неделю после этого инцидента. В конце 1971--начале 1972 года в Египет прибыли разведывательные модификации МиГ--25 с советскими экипажами. Только поступившие на вооружение ВВС СССР самолеты использовались для нескольких разведывательных полетов как над Синаем так и над территорией собственно Израиля. При полетах МиГ-25,набиравшие высоту более 18000 м несколько раз обстреливались зенитными ракетами комплексов "Хок". Однако все разрывы фиксировались ниже траектории полета разведчика. Не могли также пересечься пути высотного МиГ-25 и совершенно не тяготевшего к "высоте" истребителя-бомбардировщика "Фантом".

Фантом в атаке В ответ на такие полеты израильтяне широко использовали беспилотные летательные аппараты американского производства. 13 июня 1972 года во время воздушного боя над Средиземным морем были сбиты два египетских МиГ--21. В конце 1970--начале 1971 года иорданские вооруженные силы развернули настоящую гражданскую войну против палестинских партизан, которые реально стали угрожать Королю Хуссейну и его режиму личной власти. Однако, террористы не были уничтожены, а просто переместились в соседние Сирию и Ливан. На протяжении нескольких недель израильские самолеты выполнили несколько сотен вылетов против таких лагерей.

Продолжались столкновения и на сирийской границе. В том числе и с использованием авиации. В августе 1972 года четыре сирийских самолета было сбито над Голанскими высотами. Через несколько месяцев (в августе) в результате нескольких крупных воздушных боев было сбито 8 сирийских истребителей. В январе-сентября 1973 года было заявлено о сбитии 20 сирийских самолетов при потере всего одного израильского самолета.


Глава 7

[an error occurred while processing this directive]