Реклама...

Рожденные войной

История ВВС Израиля

Из коллекции Михаила Жирохова

Глава 5. Шестидневная война 1967 года

Глава 4

В 8:45 5 июня 1967 года израильские истребители--бомбардировщики нанесли упреждающий удар по основным авиабазам ВВС Египта: Эль Ариш, Джебель Либни, Бир Тамада, Бир Джилгафа, Кабрит, Инчас и другие. Прежде всего уничтожались взлетные полосы и находившиеся на земле самолеты и вертолеты. Отдельными строкой выступали позиции сил ПВО. Эта атака стала полной неожиданностью для арабов и поэтому практического никакого сопротивления они не оказали. Однако когда после первой волны пришли самолеты второй их уже ждали немногие оставшиеся в летном состоянии истребители . В нескольких воздушных боях и от огня ПВО евреи потеряли четыре самолета. В то же время египетские потери были несоизмеримо больше: только за первые 45 минут было уничтожено около сотни арабских самолетов и вертолетов. Еще 10 самолетов было сбито в воздушных боях, еще несколько взлетающих истребителей попали под бомбы.

Уже в 9:30 начались атаки самолетов второй волны. По большей части эти машины участвовали и в первом налете и в короткий срок были дозаправлены и довооружены. По израильским данным второй волной было выполнено 115 самолето-вылета. Начался и разгром и второстепенных аэродромов Египта: Мансура, Алмазы, Луксора, Хургады и других. Эта серия атак стоила ВВС Египта еще сотни уничтоженных и поврежденных самолета при потере единственного самолета израильских ВВС.

Атакующие Миг 17 В 13:00 израильские атаки прекратились. Всего за первые несколько часов новой войны ( по израильским данным ) было уничтожено 300 самолетов и вертолетов ВВС Египта, причем были уничтожены большинство Ту--16 и Ил--28, составлявшие реальную угрозу для безопасности собственно Израиля. Кроме того, большинство баз были основательно разрушено, погибло и множество обслуживающего персонала.Союзники Египта пытались оттянуть часть сил на себя. Так,иорданские "Хантеры" атаковали ближайшую израильскую авиабазу Кфар Сиркин, однако из-за того, что все ударные самолеты находились на египетском фронте, они уничтожили всего один транспортный самолет. Сирийские МиГи атаковали нефтяной терминал в Хайфе и обстреляли аэродром Меггидо. Израильские перехватчики (из-за полного их отсутвия) на перехват не поднимались. Иорданская артиллерия также начала обстрел позиций израильтян вокруг Рамат-Давида. В сязи с таким развитием событий Генеральный Штаб Вооруженных сил Израиля перенаправил часть сил ВВС против Иордании. Это стало концом для ВВС этой арабской страны. Самолеты, базировавшиеся на Мафрак и Амман уже в 12:45 были подвергнуты массированной атаке.

Основа ВВС--18 "Хантеров" были уничтожены, причем только один в воздушном бою. Было также повреждено множество вспомогательных самолетов и вертолетов. В числе прочих была выведена из строя радарная станция в Аджуне. Однако не везде все прошло гладко: во время отхода "Мистэры", атаковавшие авиабазу Король Абдаллах, были перехвачены иорданскими истребителями (еще не уничтоженными к тому времени "Хантерами"). В разгоревшемся воздушном бою арабские пилоты претендуют на сбитие двух израильских штурмовиков. Однако противоборствующая сторона признала потерю всего одного своего самолета. Были и от досадные проишествия. Во время налета на Мафрак получил повреждения от столкновения с проводами "Ураган" капитана резерва Йорама Харпаца. Вместе со своим ведущим вышел из атаки и лейтенант Израэль Бахарав. Однако к несчатью пара по возвращении попала в запретную для полетов зону вокруг ядерного центра Димона и были обстреляны расчетами ЗРК "Хок"израильских же вооруженных сил. Бахарава был сбит и погиб, а второй самолет получил тяжелейшие повреждения, однако пилот смог посадить "Ураган" на полевую площадку в пустыне Негев.

Не остались без "внимания" и сирийские военные объекты. Около 13:00 были атакованы авиабазы ВВС Сирии в Дамаске, Сейдкале и другие. Из-за удаленности аэродром Т--4 был атакован только через два часа после начала общего наступления против Сирии. Сирийские потери составили 61 самолет, причем 10 МиГов (7 МиГ--21 и 3 МиГ--17) были сбиты израильскими пилотами-истребителями. Два "Мистэра" стали жертвой сильной ПВО столицы, еще один самолет этого типа был сбит четверкой МиГ--17. Всего же официально признанные потери ВВС Израиля на этом направлении составляют четыре самолета.

В 14:00 иракские бомбардировщики Ту-16 атаковали военные объекты в Натанье. В ответ тройка ударных "Вотуров" была направлена для удара по авиабазе Н-3. Эти самолеты смогли пройти незамеченными над Иорданией, так как указывалось ранее радиолокационный контроль командованием ВВС Иордании был потерян в первые же минуты войны.

Было уничтожено или значительно повреждено 16 позиций египетских РЛС на Синае и вдоль Канала. Операция "Фокус", как именовалась она в планах израильских военных, полностью удалась. Только за первый день войны 25 арабских аэродрома подверглось атаке.

Внезапность стала тем фактором, который помог такому успеху. Арабы не ждали такого массированного по нескольким причинам. Прежде всего непосредственно перед вторжением несколько дней израильские самолеты вдоль границы Египта устраивали демонстративные массовые пролеты самолетов, поэтому египетские зенитчики и пилоты дежурных перехватчиков несколько "привыкли" к этому. Очень удачно было выбрано и время налета: утренние патрульные самолеты только-только приземлились, большинство летного персонала и штабных офицеров находились по пути из дома на работу.

Ударные группы самолетов шли на малой высоте, полностью соблюдая режим радиомолчания. Тщательно был проложен и курс, чтобы избежать обнаружения РЛС, позиции которых были хорошо известны. Отлично поработала и израильская разведка, несколько лет по крупицам собирая разрозненные сведения о системе ПВО и расписании работы. Для этого использовались специально переоборудованные С-47 "Дакота", которые совершали облеты позиций вдоль границы.

Немаловажную роль сыграло и применение новых видов вооружения. Впервые были применены специальные бетонобойные бомбы, разработанные в Израиле. Эти бомбы не причиняли вреда низколетящим самолетам, как бывало в случае с обычными бомбами. После отделения от носителя при помощи парашюта бомба становилась перпендикулярно полосе, а после взрыва образовывалась более значительная воронка по сравнении с другими видами вооружения. В первых налетах "Миражи" несли по две таких бомбы и подвесные топливные баки, а "Супер Мистэры" по 2 445-- кг бомбы и топливные баки. Для атак использовалось буквально все, в том числе и весьма устаревшие на тот момент "Ураганы", которые несли по 2 90--кг бомбы или НУРы. Когда пилоты сбрасывали свой смертоносный груз они делали еще несколько заходов, расстреливая стоявшие самолеты из своих пушек.

Внезапность атаки была однако далеко не полной как представляется сейчас. В 8:05 экипаж Ил--14,на борту которого находился маршал Амер и советские советники, летя из Сирии в направлении Египта, обнаружил большое количество самолетов противника над Синаем с направлением на запад. В конце-концов появление "транспортника" тоже " сыграло на руку" израильтянам (и скорей всего и этот фактор учитывался при разработке плана), так как во избежание недоразумений (а уровень подготовки египетских зенитчиков оставлял желать лучшего и это не было секретом для командования ПВО) был отдан приказ не открывать огня по любому самолету, летящему со стороны Синая. Когда начался налет, этот самолет долго не мог приземлиться, так как не было ни одной безопасной площадки. А над Фаийдом он был даже атакован капитаном Авиху Бен-Нуном на "Мистэре", однако все обошлось. Утром иорданские локаторщики в Аджуне также обнаружили необычную активность на израильских авиабазах. Уже в 8:38 сообщение об этом попало в Министерство Обороны Египта, однако это было уже поздно. Поздней египетские генералы свернули все на "особенности национальной связи".

После воздушного наступления активные действия начали и подразделения сухопутных войск. Для наступления только на египетском фронте израильское командование выделило две бронетанковые, одну механизированную дивизии и несколько бригад общей численностью в 70 тысяч человек при 750 танках.

На Синае было дислоцировано примерно 90 тысяч человек при 900 танках. Как и в предыдущем конфликте 1956 года большинство войск было дислоцировано в центральных и северных приграничных районах. Кроме налетов израильские ВВС также выполняли вылеты на поддержку выдвигающихся подразделений. Из-за нехватки ударных самолетов были приспособлены учебные СМ.170 "Мажистер" с пилотами-инструкторами летной школы и курсантами выпускных курсов. Транспортные самолеты начали плановые перевозки в интересах войск. Впервые в массовом порядке стали использоваться вертолеты, причем не только для перевозки подкреплений, но и для выполнения специальных операций. Так, несколько "Супер Фрелонов" и S--58 перебросили подразделения парашютистов на позиции недалеко от Абу-Авегейлы. Эти "коммандос" уничтожили несколько артиллерийских позиций, чем значительно облегчили наступление в этом районе. Хотя первоначальным планом и предусматривалось, что в войну вступят и другие арабские союзники, однако основной целью был все же Египет. В то же время иорданцы смогли сконцентрировать на границе девять бригад, правда в основной своей массе пехотных, однако поддержанных танками и артиллерией. Практически сразу развернулись бои за обладание Иерусалимом. Из-за большой культурной ценности города--святыни во время боев за него евреи применяли ограниченно авиацию и артиллерию. В основном усилия пилотов были сконцентрированы на колоннах войск, спешно перебрасываемых из глубины страны и Ирака.

За первый день войны потери ВВС Израиля составили 19 самолетов: 2 "Миража", 4 "Супер Мистэра", 4 "Мистэра", 4 "Урагана" и 4 "Мажистера". Как можно видеть основные потери понесли устаревшие самолеты, брошенные практически в самоубийственные атаки. Потери летного состава за 5 июня оцениваются в 8 погибших и 11 пропавших без вести. Ночью 5\6 июня египетские, сирийские и иорданские командиры пытались перегнать уцелевшую авиатехнику на уцелевшие аэродромы и посадочные площадки, а основные силы технического состава были направлены на ремонт поврежденных самолетов и строений.

С утра 6 июня начались попытки взять реванш. Пара египетских Су--7 попыталась атаковать израильские части на севере полуострова. Однако после отхода они были перехвачены дежурной парой "Миражей" и оба были сбиты.

С утра иракский Ту--16 сбросил три бомбы на Натанью. Этот же самолет попытался атаковать и авиабазу Рамат-Давид, но был перехвачен одиночным "Миражем". Летчик истребителя выпустил одну ракету, которая, однако, только повредила огромный бомбардировщик и не стала фатальной. Уже при подлете к границе самолет был добит расчетом ПВО. Около 9:00 пара ливанских "Хантеров" попыталась атаковать позиции израильтян, однако и в этот раз не дремали экипажи патрульных "Миражей" и оба самолеты были сбиты.

За первые 24 часа боев израильские части на Синае захватили Эль-Ариш, однако натолкнулись на упорное сопротивление на севере и в районе Абу Авегейлы. Все попытки египтян перебросить подкрепления из-за Канала закончились неудачей из-за активного противодействия израильской авиации: с утра основной задачей стало уничтожение колонн войск. На второй день конфликта был отдан приказ на отход египетских подразделений за Канал во избежании больших потерь. Из-за блокированной северной дороги, египтяне смогли отходить только по трем направлениям. К концу дня в руки еврейских подразделений перешел сектор Газа.

В ответ на налет Ту--16 израильские ВВС провели акцию возмездия против иракского аэродрома под кодовым названием Н--3.Четверка "Вотуров" под эскортом двух "Миражей" натолкнулась на мощное истребительное прикрытие. Несмотря на это израильские пилоты смогли сбить два иорданских "Хантера" и МиГ--21 и уничтожить 10 стоящих иракских самолета. Была также повреждена взлетная полоса базы. Воздушные победы записали на свой счет Бен-Зион Зохар (на "Вотуре") и Ехуда Корен (на "Мираже").

Тяжелые бои вокруг Иерусалима продолжились и на этот день и на Западном берегу реки Иордан. Потери ВВС составили 7 самолетов, а суммарные потери составили 26 самолетов за два дня. Используя светящиеся бомбы, израильская авиация продолжала атаки египетских колонн на Синае даже ночью. В свою очередь ряд израильских объектов были атакованы египетскими истребителями-бомбардировщиками. К концу дня небольшая группа израильских танков смогла прорваться и удержать стратегически важный перевал Митла. Второй раз за историю арабо-израильских войн здесь развернулись тяжелые бои. Только непрерывная поддержка израильской авиации обеспечила успех на этом направлении. Это стоило несколько сбитых самолета. Так, в полдень из вылета в этот район не вернулись два "Супер Мистэра": они были сбиты огнем с земли. Около Бир Джилгафы 7 июня началось основное наземное сражение этой войны. После шести часов ожесточенного встречного танкового сражения израильские части нанесли поражение частям египетской 4--й танковой дивизии. Израильтянам кроме всего прочего в очередной раз досталась огромная авиабаза ВВС Египта. Ночью египетские Т--55, оснащенные приборами ночного видения, смогли нанести ощутимый урон израильским танкистам. Египетская контратака была остановлена только с прибытием нескольких "Вотуров", которые сбросили на поле боя несколько светящихся бомб, которые помогли соориентироваться экипажам "Центурионов".

7 июня израильские торпедные катера атаковали Шарм-эль-Шейх. Когда экипажи не встретили ни малейшего сопротивления, в район подтянулись подразделения парашютистов, которые обнаружили, что город оставлен гарнизоном. После непродолжительного времени все ключевые объекты города, в том числе и авиабаза, оказалась в руках израильтян. В этот день основными были бои на иорданском фронте. Израильские парашютисты сбили иорданцев с позиций вокруг Иерусалима и смогли войти в Старый Город. Израильские самолеты же смогли рассеять колонну, спешащую на помощь осажденному гарнизону. К концу дня Иерусалим был в руках евреев. Израильские танки атаковали иорданскую бронетанковую бригаду на западном берегу реки Иордан недалеко от г. Кубатия. После четырехчасового боя иорданцы начали вынужденный отход, постепенно освобождая для израильских подразделений Западный берег.

В 16:00 под эгидой ООН противоборствующие стороны подписали перемирие. За три дня напряженных боев иорданские потери составили 3 тысячи убитыми, 187 танков, сотни бронемашин и 20 самолетов. На этом же направлении израильтяне потеряли 550 человек убитыми, 2400 раненными, несколько десятков бронемашин и несколько самолетов. Во время третьего дня боев израильтяне провели несколько крупных воздушных боев, во время которых было сбито несколько египетских самолета. К этому времени арабские потери оценивались в 400 уничтоженных самолета, из которых только 50 было сбито в воздухе. Четвертый день конфликта израильские части продолжали наступление вглубь Синая. Египетские истребители-бомбардировщики потеряли несколько самолетов в попытках остановить его.

В полдень 8 июня недалеко от побережья Израиля патрульными судами было обнаружено неизвестное судно. Было решено послать несколько самолетов для опознания цели. Посланные "Миражи" и "Мистэры" (число которых в разных источниках оценивается по-разному) после неудачных попыток выйти на контакт с судном, совершили несколько заходов, обстреляв его НУРами. Присланный торпедный катер отконвоировал тяжело поврежденное судно в ближайший порт. Уже в ходе атаки над ним взвился американский флаг. Это оказалось американское разведывательное судно "Либерти". Секретность стоила американцам 34 убитых и 168 раненых моряков ВМФ США. Израильтяне официально принесли извинения, однако никаких дальнейших осложнений не последовало.

Мираж ВВС Израиля Сражения на Синае, несмотря на подписанное соглашение, закончились только утром 9 июня. Египетские потери к этому дню составили 10 тысяч убитых и раненых. Еще 5500 египтян попало в плен. Заявленные же израильские потери составили 300 убитых и тысячу раненых. Несмотря на кратковременность конфликта потери сторон были очень велики, что говорит о ожесточенности всех столкновений.

За первые четыре дня войны участие Сирии были минимальным: сирийские самолеты атаковали несколько целей на территории Израиля, а также было проведено несколько значительных военных операций против еврейских поселенцев на совместной границе. В то же время только за первый день израильские самолеты уничтожили на аэродромах 60 сирийских самолета и вертолета. Также нескольким налетам подверглись позиции сирийской артиллерии на Голанских высотах. После перемирия на юге вскоре основная часть сил была направлена против Сирии. Израильско-сирийская граница к войне 1967 года проходила от Галилейского моря до ливанской границы недалеко от горы Гермон и Миела протяженностью порядка 80 км. На границе находились Голанские высоты-идеальное оборонительное сооружение для сирийцев. Начиная с Войны за независимость основные усилия инженерных частей сирийской армии под управлением советских инструкторов были направлены для укрепления позиций здесь. К этому времени здесь находилось 30 тысяч сирийских войск при поддержке нескольких сотен танков и артиллерии. 8 июня израильские самолеты провели несколько удачных вылетов на позиции сирийцев, правда, без особого успеха. За следующие два дня здесь было выполнено столько ударных миссий, сколько не было на других фронтах за четыре дня боев.

Для атаки на Голанские высоты был собран ударный кулак в составе двух бронетанковых бригад, механизированную бригаду и подразделения поддержки общей численностью 20 тысяч человек при 250 танках под командованием бригадного генерала Давида Элазара. На пятый день конфликта около 7:00 с тяжелыми боями израильтянам удалось захватить город Кунейтра, штаб-квартиру сирийских вооруженных сил на Голанских высотах.

С утра 10--го числа сирийцы предприняли отчаянную попытку отбросить наступающие части, тем более что ООН уже поставило вопрос о перемирии и на этом участке фронта. Израильские вертолеты смогли перебросить несколько парашютных десантов, которые и перерезали сирийские коммуникации. Продвижение израильских частей было так стремительно, что к исходу дня позиции евреев оказались всего в 60 км от столицы- г. Дамаска. В 18:30 было заключено перемирие. На тот момент израильские потери составили 127 убитых, 625 раненых, 160 танков и несколько самолетов. Потеря Голанских высот стоила сирийцам гибели 600 военнослужащих и 700 раненных.

В войне 1967 года израильтяне одержали блестящую победу. За 6 дней активных боевых действий израильским вооруженным силам удалось практически разгромить три арабских государства-Египет, Сирию и Иорданию. Был захвачен Синайский полуостров, Западный берег реки Иордан и Голанские высоты. Немалая заслуга в этом была и пилотов ВВС Израиля.

Впервые в истории воздушных войн внезапным ударом удалось буквально за несколько часов получить превосходство в воздухе одной стороны. Благодаря этому меньшие по численность ВВС Израиля смогли эффективно поддерживать наступающие части. Какие же основные составляющие этого ошеломляющего успеха ? Первое и основное-это конечно подготовка внезапного удара, которая велась с методичностью несколько предшествующих лет. Во-вторых, были собрано максимальное количество ударных самолетов, даже в ущерб ПВО страны. И в-третьих, большинство арабских самолетов находилось вне ангаров, что значительно облегчило работу пилотов. Кроме того, командование арабских ВВС уделяло очень мало внимания организации собственно обороны аэродромов.

Израильские ВВС совершили за время конфликта на всех фронтах 3279 истребительно-бомбардировочных вылета. Было уничтожено 469 арабских самолета:391--на земле, 60--в воздухе, 3--сбито средствами ПВО Израиля и еще 15--потеряно по собственным причинам (как-то израсходование топлива, неумелый пилотаж вблизи земли и т. д.). Израильские же потери официально оцениваются в 46 самолетов и 23 поврежденных. Потери летного состава были очень высокими и выглядят так:24 пилота погибло, 18 ранено и семеро попало в плен. В процентном отношении за 6 дней боев было уничтожено 20% израильского парка самолетов и 8.4% летного состава. Согласно общепринятым стандартам такие потери являются более чем критическими.


Глава 6



 

  Реклама:




             Rambler's Top100 Rambler's Top100