Реклама...

https://wearelove.ru баду сайт знакомств отзывы - badoo сайт знакомств.

Рожденные войной

История ВВС Израиля

Из коллекции Михаила Жирохова

Глава 4.Модернизация

Глава 3

Через несколько недель после окончания Синайского конфликта под давлением ООН, также СССР и США (невиданное дело в годы "холодной войны") Израиль был вынужден начать отвод своих войск с захваченных территорий на Синае и замену их на войска ООН. Так как израильские военные и политики были недовольны результатами войны, то изначально началась подготовка к следующей войне. Прежде всего, впервые в военной доктрине стала рассматриваться возможность превентивного удара по арабским ВВС на аэродромах. По всей видимости, эта мысль была доказана войной 1956 года, когда из-за постоянных бомбардировок аэродромов базирования, египетская авиация практически не оказывала противодействия в воздухе. Для уничтожения арабских ВВС началась плановая работа. Прежде всего, было решено начать регулярную разведывательную работу, направленную на раскрытии структуры ВВС, а также мест базирования.

Сведению к нулю в стратегическом плане победы Израиля в войне 1956 года добавила популярности Президенту Нассеру в арабском мире. Сразу после окончания войны СССР произвел поставки вооружения взамен потерянной. Большое количество советников стало прибывать не только из СССР, но из других стран Восточного блока. Несколько сотен египетских пилотов отправилось на обучение.

Супер Мистэр ВВС Израиля ВВС Израиля тоже начали модернизацию: поршневые "Мустанги", "Москито" и В--17 стали постепенно выводиться из эксплуатации. Взамен стали поступать реактивные самолеты: в основном это были "Мистэры" и "Ураганы". В конце 50--х-начале 60--х годов именно две эскадрильи "Мистэров" составляли основу истребительного потенциала Израиля. В 1957 году во Франции был размещен заказ на 18 истребителей- бомбардировщиков "Вотур" ПА для замены "Москито". Этот самолет выпускался в вариантах истребителя-бомбардировщика, разведчика и ночного истребителя. Кроме всего прочего, Израиль закупил семь двухместных ночных истребителя (для замены "Метеоров" в единственной эскадрилье ночных истребителей) и два разведчика.

В то же время значительное внимание стало уделяться подготовке пилотов. В Израиле был самый строгий отбор за все время его существования и примерно 90 % поступающих в Летное Училище не проходили психологические тесты. Это помогло в будущем иметь самых квалифицированных пилотов в мире, однако отрицательно сказывалось на количестве пилотов.

Еврейский юноша (в обязательном порядке имевший среднее образование) после сдачи сложнейших тестов проходил двадцатимесячные курсы, которые помогали понять: подходит ли ему служба в ВВС. На этом этапе кроме 10 часов полетов на Пайпер "Кэбе" курсанты изучали математику, физику, метеорологию, электронику и другие специальные дисциплины. Причем занятия в аудитории чередовались с общевойсковой подготовкой, зачастую на каком-нибудь "горячем" участке границы.

Следующей частью обучения были собственно летные курсы. В конце 50--х годов курсант начинал на РТ--17, продолжал на Т--6, а заканчивал (в зависимости от специализации) на "Мустанге" или реактивном "Метеоре". В начале 60--х годов с принятием на вооружение новых реактивных учебно-тренировочных самолетов СМ.170 "Мажистер" открылись новые возможности для качественной подготовки именно пилотов реактивных самолетов. На всех этапах обучения пилотам, летающим на реактивных машинах, уделялось гораздо больше внимания.

Новое поколение реактивных самолетов требовало подготовки и большего числа квалифицированных техников, причем как по обслуживанию собственно самолета, так и радиоэлектронного оборудования. Поэтому кроме собственно подготовки техников в обязательном порядке все инженеры и технический персонал гражданской авиакомпании Эл-Ал проходили переподготовку для обслуживания военных самолетов. В июле 1958 года новым командующим ВВС стал Эзер Вейцман. Этот бригадный генерал приложил много усилий для поддержания боеготовности ВВС. В годы Войны за Независимость он служил в первой истребительной эскадрильи и имел несколько воздушных побед. После войны он занимал ряд командных должностей, а последнее время был заместителем командующего ВВС. Его позицию насчет применения ВВС ярко характеризует его любимая фраза: "Лучшая израильская защитная позиция-в небе над Каиром". Еще больше внимания стало уделяться подготовке превентивного удара по ВВС арабским стран. Арабские ВВС в то время тоже возросли как качественно, так и количественно. Иордания, Ливан и Ирак получили из Великобритании истребители-бомбардировщики Хаукер "Хантер", а Египет-сотни МиГ--15, МиГ--17 и бомбардировщиков Ил--28. Кроме советской помощи в Египте продолжала работать группа немецких ученых и техников. Основные усилия разработчики обратили на легкий сверхзвуковой истребитель НА-- 300, проводились работы по улучшению качеств управляемых ракет.

В 1958 году Израиль сделал заказ на сверхзвуковой "Супер Мистэр" В.2. Этот истребитель стал первым реактивным самолетом ВВС Израиля, реально перешедшим звуковой барьер. Эволюционно он восходил к "Мистэру" IVA и первые такие самолеты поступили на вооружение ВВС Израиля в 1959 году.

В конце 50--х годов фирма "Бедек" достигла договоренности о лицензионном производстве СМ. 170 "Мажистер". Причем большинство должно было быть собрано в Израиле и из израильских комплектующих. В 1958 году французы облетали новые истребителе "Мираж"Ш. Установленное на нем вооружение и оборудование было самым прогрессивным в то время. Кроме завоевания превосходства в воздухе, самолет мог использоваться для поддержки наземных войск. Уже в 1959 году во время посещения Франции Эзером Вейцманом шеф-пилот испытатель израильских ВВС Дэнни Шапиро облетал этот французский истребитель. Кроме всего прочего, пилот достиг скорости 2 Маха. В то время Шапиро стал всего двенадцатым пилотом, достигшим такой скорости на этом типе истребителе. Командование ВВС было поражено его характеристиками и сразу же разместило на французских предприятиях первоначальный заказ на 24 таких самолета.

Истребители "Мираж" ШС поступили на вооружении ВВС Израиля 7 апреля 1962 года и к 1967 году их количество находилось в пределах 72 самолетов, из которых было сформировано три эскадрильи. Для подготовки пилотов было приобретено три двухместных варианта этого самолета.

Конфликт 1956 года показал важность транспортного компонента ВВС. В 60--е годы основу составляли С--47. Однако поврежденные и отслужившие свое самолеты постепенно заменялись более современными моделями из гражданских источников и непосредственно из состава ВВС Франции. Однако единственным типом тяжелого транспортного самолета в Израиле оставался Норд "Норатлас". Только они на тот момент могли обеспечить перевозку крупногабаритных грузов для потребностей израильской армии. Было увеличено количество таких самолетов за счет поставок из Франции и ФРГ. Значительно увеличился тоннаж перевозимых грузов с получением пяти четырехмоторных Боингов "Стратокрузер", полученных как из гражданских авиакомпаний, так из состава ВВС США (где они имели обозначение С--97). Несколько таких машин в Израиле были переоборудованы в заправщики.

В конце 1956 года на вооружение стали поступать первые из шести вертолетов Сикорский S--55. Первоначально они использовались для патрулирования побережья страны, а также для перевозок. Однако маломощные двигатели были малопригодны для использования в жарком климате Израиля. Гораздо лучше подходил пятиместный французский многоцелевой вертолет "Аллуэт" П. Разработанный для войны в французских североафриканских колониях этот винтокрыл идеально подходил для использования ВВС Израиля. В 1958 году из США стали поступать более мощные вертолеты S--58, которые могли перевозить 18 человек или тонну грузов на расстояние 320 км. Скоро их количество возросло за счет поставок из ФРГ.

В середине 60--х годов были получены и первые вертолеты "Супер Фрелон". Девять таких машин принимали активное участие в войне 1967 года. Появление таких вертолетов открыло новые возможности перед израильскими вооруженными силами. Так один вертолет мог вместить 30 десантников или "джип". Экипажи крупных вертолетов непрерывно тренировались в аэромобильных операциях. Была разработана специальная тактика ухода от встреч с вражескими истребителями. Первоначальное обучение вертолетчиков осуществлялось на вертолетах Белл 47 и "Аллуэт". Налет их был значительно выше чем даже пилотов- истребителей.

В 60--е годы значительно модернизировался и парк легких самолетов. Старые самолеты постепенно выводились из боевого состава и заменялись более современными Пайпер "Супер Кэб" и Цессна 185. Для легкотранспортной авиации было приобретено небольшое количество Дорнье До--27 и Пилатус РС--6.

Годы после Синайского конфликта были несколько более мирными для населения Израиля. Войска ООН, размещенные на Синае, служили неким буфером на границе Израиля с Египтом. Поэтому наземные сражения продолжались только на границах с Иорданией, Сирией и Ливаном. Однако если на земле ситуация была благоприятной, то в воздухе война продолжалась. 20 декабря 1958 года египетский МиГ--17, вторгнувшийся в воздушное пространство Израиля был сбит героем Синайской кампании- Яковом Нево. Однако удача не всегда сопутствовала еврейским пилотам-- 14 февраля 1959 года арабские МиГ--17 во время столкновений на сирийской границе вогнали в землю один "Мистэр".

Противником еврейских пилотов в этот период были не только арабские пилоты. В марте 1958 года по тревоге взлетел с авиабазы Хатцор на истребителе "Супер Мистэр" пилот 105-й эскадрильи майор Алон. Так как РЛС не смогли достаточно точно определить тип нарушителя воздушного пространства, то пилот вышел на предельный потолок своей машины. К своему удивлению он смог только увидеть мерно проплывающий черный силуэт вражеского самолета вдали. Гораздо позже израильтяне выяснили, что это был сверхсекретный американский самолет-разведчик У-2, совершавший облеты территории Израиля. Больше всего ЦРУ интересовал, конечно, ядерный центр "Димона". ПВО страны было зарегистрировано еще несколько таких "визитов", однако противопоставить было нечего. Еще один интересный факт: в этих вылетах самое активное участие принимал печально знаменитый Фрэнсис Пауэрс, сбитый через пару лет под Свердловском.

"Супер Мистэры" одержали свою первую победу 28 апреля 1961 года, когда в приграничной полосе сошлись два МиГ--17 ВВС Египта и столько же "Супер Мистэров". Один из египетских пилотов допустил ошибку в пилотировании и не справившись с управлением на малой высоте был вынужден катапультироваться и попал в плен.

Сообщавшиеся до этого стычки израильских самолетов с арабскими истребителями либо заканчивались безрезультатно, либо командование ВВС Израиля не засчитывало эти победы. Так, капитан Агарон претендует на один сбитый самолет противника в бою 25 мая 1960 года, однако из- за того, что обломки самолета упали на вражеской территории, победа не была засчитана.

В это время воздушная мощь Египта значительно возросла. Пилоты получали боевой опыт в начавшейся гражданской войне в Йемене. Основную опасность для Израиля представляли 30 Ту--16 и сорок Ил--28, которые могли сбросить на Израиль 350 тонн бомб только за один вылет. ВВС Ирака тоже располагали несколькими такими самолетами, в то время как Сирия имела несколько Ил--28.

Тем временем в израильском штабе полным ходом шла подготовка превентивного удара: рассчитывалось количество необходимых вылетов, необходимого вооружения. Для каждой эскадрильи была поставлена определенная тактическая задача. Приходилось решать и задачи с количеством вылетов, так как разные типы самолетов несли разное количество бомб: "Вотуры"-по 1800 кг, "Миражи" и "Супер Мистэры"-по 907 кг, "Мистэры"--450 кг, "Ураганы"--227 кг. Для того, чтобы увеличить количество вылетов за один раз много усилий было направлено на подготовку механиков для быстрого перевооружения и заправки ударных самолетов.

Основными целями были выбраны аэродромы базирования Ту--16 и Ил--28. Второстепенный удар был нанесен по местам базирования истребителей МиГ--19/21. Таким образом, для ПВО Израиля оставалась всего одна эскадрилья, а все самолеты могли использоваться для ударных миссий. Для отработки основных тактических приемов в пустыне Негев были построены макеты всех основных объектов. Здесь пилоты проходили подготовку по преодолению ПВО противника. Массовые вылеты давали возможность для подготовки техников для обслуживания большого количества самолетов одновременно.

Одновременно истребительные пилоты отрабатывали тактику воздушного боя. Дезертирство (не без помощи израильских спецслужб) двух пилотов: ВВС Сирии-на МиГ--17 и ВВС Ирака-на МиГ--21 позволило военным специалистам оценить слабые и сильные стороны самолетов противника. В начале 60--х годов начались массовые столкновения на сирийской границе, так как израильтяне были недовольны вылазками палестинских партизан с ее территории. К тому же в 1964 году сирийцы начали военную операцию с целью недопущения строительства обводного канала. С обеих сторон применялись самолеты и вертолеты.

Мистэр ВВС Израиля 14 июля 1964 года израильские "Миражи" одержали свою первую победу в воздухе. Во время прикрытия ударных самолетов Йорам Агмон обнаружил и атаковал звено сирийских МиГ--21, один из которых он сбил. Через месяц второй пилот-Иехуда Корен-сбил еще один МиГ--21, пытавшийся атаковать израильское патрульное судно в Галлилейском море. В ответ на усиление активности со стороны Иордании было решено провести некую "акцию устрашения" и против этой арабской страны. Огнем ПВО было повреждено несколько самолетов и вертолетов ВВС Израиля. Так,14 июля 1966 года во время штурмовки позиций сирийской артиллерии пара МиГ--21 сбила один "Мистэр". После двух недель боев в Иордании, основной упор был смещен на египетскую границу.

29 ноября 1966 года во время патрульного облета границы легким Пайпером "Кэбом" был атакован парой египетских МиГ--19. Снизившись на малую высоту и преследуемый египтянами, пилот вышел в эфир с просьбой о помощи. Вскоре сюда подошли пара патрульных "Миражей". Пилот одного из них-Михаэль Хабер-обнаружил один из самолетов противника на радаре своего самолета и вскоре поступило сообщение, что головка наведения ракеты R.530 захватила цель. Вскоре он запустил ракету и наблюдал огромный взрыв (по всей видимости, ракета попала в топливный бак). После сближения пилот расстрелял ("Мираж" мог нести только одну ракету этого типа) второй МиГ из бортовых пушек. Таким образом, этот день стал первым случаем успешного применения ракет класса "воздух- воздух".

В 1966 году на место Эзера Вейцмана пришел Мордехай Ход. Пилот- истребитель в войне 1948 года, он командовал единственной эскадрильей "Ураганов" в войне 1956 года и был заместителем Вейцмана в начале 60- -х годов.

Таким образом, за время прошедшее после окончания Синайского конфликта, ВВС Израиля значительно усилили свой потенциал, получив на вооружение истребители нового поколения со скоростью 2 Маха. Весной 1967 года продолжались столкновения на сирийской границе. 7 апреля произошло крупнейшее со времен войны 1956 года воздушное столкновение. В тот день израильские самолеты попытались уничтожить позиции тяжелой артиллерии на Голанских высотах. Подошедшие арабские МиГи попытались помешать этому. По израильским данным было сбито по крайней мере шесть самолетов противника. Все победы были записаны пилотам "Миража". О собственных потерях ничего не сообщается,кроме одного "Мистэра".

18 мая 1967 года Президент Нассер заставил войска ООН на Синае свернуть свою деятельность и начать эвакуацию. Одновременно в Египте начались мобилизационные мероприятия. Это означало войну.

Через два дня и в Израиле начался призыв резервистов, а ВВС были приведены в состояние полной боевой готовности. Египетские ВМФ блокировали Тиранский пролив, перекрыв в очередной раз судоходство в израильском порту Эйлат. Таким образом, вооруженное столкновение было неизбежно.

31 декабря 1959 :

Эскадрилья Тип База
100 АЭ Piper Super Cub Сде Дов
101 АЭ Mystere IVA Хатцор
103 АЭ C-47, Noratlas Тель Ноф
105 АЭ Super Mystere B.2 Хатцор
109 АЭ Mystere IVA Рамат Давид
110 АЭ 15 x Vautour IIA, 4 x Vautour IIBR Рамат Давид
113 АЭ/УБ Ouragan Хатцор
116 (резервная) АЭ Mustang Тель Ноф
117 АЭ Meteor Рамат Давид
119 АЭ 7 x Vautour IIN, 5 x Meteor NF.13 Тель Ноф
124 АЭ S-58, 2 x S-55, 1 x Alouette II Тель Ноф
Летная Школа Harvard Тель Ноф
"hr>

Глава 5



 

  Реклама:




            
Rambler's Top100 Rambler's Top100