Уголок неба ¦ История ВВС Египта

Реклама...

    


 
главная история авиации история ввс
   История ВВС Египта
             
 
 

В конце 1928 года египетский парламент одобрил создание военно-воздушных сил Египта. Одновременно был объявлен набор добровольцев и около 200 офицеров высказало желание перейти в новый вид вооруженных сил. Однако после тщательной комиссии и экзаменов остались только трое - Abd El-Minuim Miquati, Ahmed Abd El-Raziq, Fuad Abd El-Hamid. Они были направлены в летную школу RAF №4, которая находилась в Абу Суйэре. После первоначальной подготовки эти трое были отправлены в Британию, где прошли окончательный летный курс.

2 ноября 1930 года указом Короля Египта Фуада были основаны Армейские воздушные силы Египта. В сентябре 1931 года компания De Havilland aircraft company выиграла тендер на поставку самолетов для ВВС Египта. Согласно подписанному контракту в Египет ушли 10 учебных машин DH-60 Tiger Moth.

Однако практически сразу начались трения с британскими колониальными властями и из 10 самолетов египтяне смогли получить только 5, который морем прибыли в Александрию, здесь были собраны и перегнаны в Каир.

2 июня эти самолеты эти самолеты при большом стечении народу встречал сам король. Первым командующим ВВС стал канадец squadron leader Victor Herbert Tait. Именно он и заложил основы будущих ВВС. В 1934 году британское правительство дало согласие на поставку 10 Avro-626. Это были первые боевые самолеты ВВС страны. Все эти годы основной задачей летчиков было фотографирование и борьба с наркотраффиком. В 1937 году ВВС были выделены из армии и получили название Королевские египетские ВВС. В 1938 году в их составе было две эскадрильи истребителей Gloster Gladiator и одна эскадрилья Westland Lysender. Были построены новые авиабазы в дельте Нила и в Западной пустыне.

Боевой состав ВВС Египта на конец 1938 года:

 

Эскадрилья Тип ЛА Назначение
1 аэ Westland Lysender взаимодействие с армией и флотом
2 аэ Gloster Gladiator ПВО
3 аэ Anson перевозка королевской семьи
4 аэ  Anson военно-транспортные перевозки
5 аэ Gloster Gladiator ПВО

Первый боевой опыт египетские летчики получили в ходе Второй Мировой войны. Египтяне по просьбе англичан проводили патрулирование акватории Красного моря, кроме того египетские летчики выполнили некоторое количество вылетов на перехват германских и итальянских бомбовых рейдов. В одном из таких вылетов им удалось сбить германский Heinkel He-111.В конце 1943 года из состава RAF было передано 6 P-40 Tomahawk. Планировалось также закупить целую партию таких истребителей для замены Gloster Gladiator MK-I, но в итоге просто модернизировали устаревшие истребители до варианта MK-II.

В апреле 1948 года Египет начал боевые действия с Израилем. На тот момент ВВС фактически не были готовы к крупномасштабным боевым действиям и не смогли эффективно поддержать наступление. Так, в начальный период был такой случай, когда египетские "Спитфайры" попытались атаковать аэродром Рамат Давид, но все еще находившиеся там британские истребители перехватили их и сбили 1 самолет.

В конце 1949 года Египет получил свои первые реактивные истребители – это были британские Gloster Meteor F4 и Havilland Vampire FB5. Но такая техника была еще слишком дорога и в Италии продолжили закупки поршневых Macchi MC205V. Авиация сохраняла нейтралитет в событиях 1952 года, но несмотря на это сразу после революции вся старая гвардия была отправлена в отставку. С 1955 года началось сотрудничество со странами социалистической ориентации и на вооружение стали поступать новейшие истребители МиГ-15бис и МиГ-17.

Новым испытанием для летчиков стал Суэцкий кризис 1956 года. Египтяне его встретили совершенно не подготовленными – не была освоена как следует новейшая техника, поэтому основную тяжесть войны вынесли советские и чехословацкие инструкторы. Правда, их участие в боях не афишировалось, да и большинство только прибывших самолетов было сожжено на аэродромах в первые дни конфликта.

В 1958 году ВВС Египта стали сверхзвуковыми – на вооружение стали поступать истребители МиГ-19. А в 1961 году – МиГ-21 и бомбардировщики Ту-16. Этот период отмечен участием египетской авиации в событиях в Йемене (где широко применялась прежде всего ВТА и легкие штурмовики). В конце 1966 года арабы получили первую партию истребителей-бомбардировщиков Су-7, параллельно развивалась и собственная авиастроительная программа. В частности были разработаны и приняты на вооружение учебные самолеты Ha-100 и Ha-200 (правда, программа разработки истребителя Ha-300 была остановлена из-за финансовых трудностей).

 

В 8:45 утра 5 июня 1967 года с удара по египетским аэродромам началась война, которая вошла в историю как "Шестидневная". Несмотря на практически полный разгром израильтянами в первый момент египетские летчики в ходе войны выполнили большое количество боевых вылетов, претендуя при этом на не менее чем 72 победы в воздухе. Для помощи союзнику Алжир прислал целую эскадрилью МиГ-21. Были и попытки атаковать цели на территории Израиля с борта Ил-28, но крайне неудачные (по крайней мере, один самолет был сбит).

С 1967 по 1970 годы был периодом мира для египетских ВВС. Были перестроены многие аэродромы, из СССР было получено большое количество современной техники.

С начала 1969 года начались локальные схватки вокруг Суэцкого канала. Каждая из сторон предпринимала рейды на сопредельную территорию, стараясь уничтожить инфраструктуру. В защите египетского неба приняли участие и советские летчики из состава "ограниченного контингента". Но это было только прелюдией к войне 1973 года.

С началом войны около 220 египетских истребителей и бомбардировщиков нанесли удары по пяти израильским авиабазам, включая Эль Ариш. Кроме того, ударам подверглись несколько позиций ЗРК "Хок", две батареи дальнобойной артиллерии, три РЛС и многое другое. Этот успех был оплачен потерей всего пяти самолетов.

С помощью Ми-8 были выброшены многочисленные тактические десанты, которые сеяли панику в израильском тылу. Причем вертолетчики Ми-8 отличились, так один из них сбил "Фантом" в ходе пуска НАР. Над Суэцем развернулась грандиозная воздушная битва, в ходе которой в небе встречались одновременно по 50-60 машин с каждой стороны. Всего за время войны египетские ВВС выполнили около 6815 боевых вылета, потеряв 96 самолетов (из которых только 30 в воздушных боях).

Около 30 египетских летчика получили неофициальный статус аса, сбив около 90 израильских самолета.

После окончания войны на вооружение ВВС страны стали поступать новейшие МиГ-23, но они так и не были освоены, так как в конце 1975 года произошел разрыв отношений между Египтом и СССР. Самолеты были проданы в КНР и технологии потом широко использовались при разработке китайских истребителей J-6 и J-7 (которые кстати впоследствии стали поступать и на вооружение ВВС АРЕ). В этот же период в арсенале стала появляться техника западного производства – в частности, истребители MirageV и транспортные С-130 "Геркулес".


1977 год отмечен короткой приграничной войны с Ливией, в которой широкое участие приняли и ВВС. По официальным данным потери составили три самолета, а летчики записали себе на счет 6 сбитых ливийских самолета. 14 октября 1979 года в Египет прибыла первая партия из 36 F-4E "Рhantom". Интересно, что первым египетским летчиком, освоившим этот тип самолета, стал Ahmed Atif – первый в ВВС сбивший израильский самолет этого типа !

Начиная с 1982 года на вооружение стали поступать современные F-16, а с 1986 - Mirage-2000. По лицензии было развернуто строительство таких образцов техники как Alphajet, Gazelle и EMB-312 Tucano. В начале 90-х с вооружения были сняты все Су-7\20, Ту-16 и Ил-28. В 1987 году страна получила первые самолеты ДРЛО Е-2С. Была начата модернизация F-16, с тем чтобы эти самолеты могли нести ракеты AIM-7 Sparrow и AGM-84 Harpoon, а также телеуправляемые бомбы.

Основу ВВС Египта на сегодняшний день составляют F-16 (из 220 поставленных 196 считаются боеготовыми, есть опцион на поставку дополнительной партии), в 1994 году на вооружение стали поступать вертолеты АН-64 "Апач" (ныне модернизированы до D Longbow), в 1997 – противолодочные вертолеты SH-2G (E).

Ныне египетские ВВС одни из самых многочисленных и подготовленных в регионе. Проводится и программа модернизации. Так, старые L-29 уже заменены на K-8E (производятся по лицензии в стране).
 

 


(с) М.Жирохов


Уголок неба. 2008 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100