Уголок неба ¦ История ВВС Болгарии

Реклама...

    


 
главная история авиации история ввс
   История ВВС Болгарии
             
 


История ВВС Болгарии начинается в 1912 году. Потом была Первая и Вторая Балканские войны, Первая и Вторая Мировые войны.

Во время ВМВ у нас на вооружения были Ме-109 разных модификациях (до Bf-109G-6 включительно), Девуатин Д-520 и т.д. До 1944 Болгарские ВВС участвовали на стране Оси, главным образом обороняя Болгарии от английских и американских бомбардировщиках - интересно, что на  территории страны упали более 100 из них (Б-17, Б-24, несколько П-38). По большей части эти самолеты были повреждены зенитками или истребителями во время налетов на румынские нефтепромыслы, хотя несколько самолетов были сбиты и болгарскими летчиками.

После сентября 1944 Болгария встала на стороне СССР. ВВС использовались для штурмовых действиях - участие принимали Ju-87, Do-17 и Bf-109G-6. В этот период ВВС совершили 3744 боевых вылетов, уничтожили 25 немецких самолетов (на земле), 85 батареях, 694 боевых машинах, 23 паровозов, 496 вагонов.

После войны началось перевооружение Болгарских ВВС с советской техникой - Як-9, Ил-2 и 10, Ту-2. Потом появились реактивные Як-23, Як-17УТИ, МиГ-15 (УТИ), МиГ-17, Ил-28. В 1955-ом году два болгарские МиГ-17 уничтожили пассажирский Констелейшн C-69 Израиля - самолет нарушил воздушное пространство, не выполнил многократные команды со земли и с воздуха и попытался удрать.

В начале 60-ых началась эра МиГ-21. Болгарские ВВС имели МиГ-21Ф-13, М, МФ, ПФ, ПФМ, У, УМ, Р, бис до конца 80-ых - около 220 самолетов. В 70-х поступил МиГ-23 в вариантах МФ, БН, УБ, МЛА, МЛД (5 из которых ВВС Болгарии получи из Росии в 1991 г. в замен на 3 МиГ-25РБТ) - около 80-90 самолетов. В 1989-ом получили 22 МиГ-29 (18 изд. 9-12 и 4 УБ). Бомбардировочная и штурмовая авиация представлена была Ил-28, МиГ-17 (летели до середине 80-х), Су-22 (М3, М4, УМ3), Су-25К и УБК (больше 40). Транспортная - Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30, L-410УВП и УВП-Е. Учебная - L-29, L-39. Вертолеты - Ми-1, 2, 4, 8, 17, 14БТ и 14ПЛ, Ми-24В и Д.

Отдельная строка в истории ВВС представляет использование 3 МиГ-25РБТ и 1 МиГ-25РУ. Один из них разбился в 1984 г. (потеря ориентации пилота и недостаток топлива), остальные - вернули в России в замен на 5 МиГ-23МЛД.

Сегодня.

Все варианты МиГ-23 выведены из вооружения, подобная судьба и у Су-22-х.

У ВВС есть несколько баз - истребительная - Граф Игнатиево (МиГ-29 и МиГ-21бис), штурмовая - Безмер (Су-25К и УБК), транспортная - Враждебна, Учебная - Каменец, вертолетная - Крумово и морская вертолетная - Чайка.

На вооружение остаются 21 МиГ-29 (17 МиГ-29 и 4 МиГ-29УБ) - в начале марта подписана договоренность о ремонте с РСК МиГ стоимостью 48 млн евро - новую жизнь получат 12 9-12 и все 4 УБ. Остаются и около 30 МиГ-21бис. Штурмовая - около 40 Су-25 из которых летают только около 12. Несколько штук получили GPS и ILS-системы. Учебная авиация - L-29 выводятся, остались около 30 L-39 разных вариантов, 6 Pilatus PC-9M.

Транспортная - заключен договор о покупке 5 C-27J Spartan на стоимостью 91 млн. евро, остаются L-410, Ан-26, Ан-30.

Вертолеты - несколько штук Ми-24 - есть договор о их модернизации с израильской фирмой Ельбит, Ми-8 и Ми-17, 6 Бел-206.

В составе ПВО - С-300П, С-200, С-125, С-75, Куб, Оса-АК, Стрела-10, ПЗРК - Стрела-2М (производятся также Стрела-3 и Игла, но на вооружение не поступали), 23-мм, 57-мм и 100-мм зенитные пушки.

Опознавательные знаки

 

 


Выражаем огромную благодарность за помощь в подготовке статьи Калояну Стоеву (Болгария)

 Уголок неба. 2008 



 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100