Уголок неба ¦ Лебедев Владимир Александрович [an error occurred while processing this directive]
    


 

 
   главная люди и авиация знаменитые авиаторы
 
   Лебедев Владимир Александрович
       
Годы жизни: 18??-1947

Белоствольные березы, точно такие как и на наших погостах, ласкают плакучими ветками камни надгробий православного кладбища под Парижем... Здесь покоится прах одного из пионеров русской авиации. Кто он? Ответ находим в официальном списке пилотов-авиаторов французского аэроклуба, который опубликовал журнал "Вестник воздухоплавания" в августе 1910 года. Под номером девяносто восемь (он является и номером диплома) значится человек с крылатой фамилией, известный петербургский спортсмен Владимир Александрович Лебедев. Диплом пилота-авиатора Лебедев получил 10 июня 1910 года, став, таким образом, третьим дипломированным авиатором России. Напомним, что первым был Михаил Никифорович Ефимов, получивший диплом 15 февраля 1910 года за номером 31, вторым - Николай Евграфович Попов. Его диплом имел номер 50 от 19 апреля 1910 года. Любопытно интервью, которое Лебедев дал в своё время корреспонденту "Биржевых ведомостей": "Я родом из петербуржцев. Будучи студентом столичного университета (юридического факультета - В. К.), увлекался всякими видами спорта (Лебедев являлся чемпионом России по велоспорту, установил и всемирный рекорд, проехав на велосипеде 375 верст за 19 часов - В. К.). В 1908 году во Франции впервые увидел полет Вильбура Райта".

Из интервью можно узнать, что Лебедев побывал на русско-японской войне, некоторое время служил в канцелярии Государственной Думы. "Он худощавый, стройный, глаза круглые, большие, зоркие, как будто у птицы".- Такое описание внешности авиатора оставил корреспондент на страницах газеты. И еще, одна немаловажная строка из биографии авиатора: "Ко дню этой публикации (9 сентября 1910 года - В. К.) Лебедев совершил сорок девять полетов". По тому времени это было внушительное число. Однако возвратимся к тому дню, когда Лебедев впервые увидел полет человека на аппарате тяжелее воздуха. Окрылённый увиденным, Лебедев начинает усиленно заниматься вопросами летания. В этом ему немалую помощь оказывает брат Алексей, профессор политехнического института. Братья становятся активными деятелями Всероссийского аэроклуба и постоянными сотрудниками столичного журнала "Вестник воздухоплавания".

В начале 1909 года они проектируют и строят планер. В апрельском номере журнала "Огонек" за этот же год рассказывается о полетах Владимира Лебедева на планере над сестрорецкими дюнами. Аналогичное сообщение и фотоснимки к нему были опубликованы в 1910 году в книге Н. А. Орловского "Основы воздухоплавания". К сожалению, об этом престижном факте истории отечественного планеризма известно мало.

Надо отметить, что Владимир Лебедев был в числе пионеров постройки и испытаний аэросаней. Он также явился инициатором организации мастерской, которая занималась ремонтом и изготовлением моторных лодок. Зарождавшаяся авиация нуждалась в пропаганде. В это дело немалую лепту внес В. А. Лебедев. Так, например, 28 декабря 1909 года он выступил с докладом на XII съезде естествоиспытателей, ратуя за создание отечественной авиации и ее кадров. В это время он являлся активным деятелем столичного Аэроклуба. Затем Лебедев уезжает во Францию. Там он поступает на авиационный завод и работает механиком. Изучив досконально процессы сборки летательных машин, вновь возвращается в Петербург. К этому времени военное ведомство и столичный Аэроклуб утверждают программу строительства отечественной авиации и ее кадров.

В марте 1910 года Лебедев командируется Всероссийским аэроклубом в летную школу Анри Фармана. В архиве автора этих строк хранится выписка из библиотеки аэрокосмического музея в Ле Бурже. "8 апреля 1910 года, - значится в ней, - авиатор Даниэль Кине и ученик Владимир Лебедев продержались в воздухе 2 часа 15 минут, побив тем самым рекорд продолжительности полета с пассажиром".

Вскоре Лебедев начинает совершать полеты самостоятельно. Четырнадцатого апреля он пролетает расстояние в 15 километров, а на следующий день удваивает расстояние. Многие французские, а затем и русские газеты опубликовали сообщения о полетах Лебедева, выделив его полет с пассажиром, который проходил на "значительной высоте и продолжался более часа".

В мае Лебедев блестяще выдерживает экзамен на пилота-авиатора и 27 мая прибывает в российскую столицу. К этому времени в Гатчине открылся аэродром и была организована группа учеников из офицеров Воздухопарка. Им требовался инструктор, и Лебедев взялся за это дело. Седьмого июня он впервые совершает свой полет в небе России. В этот день авиатор поднимался в небо еще раз с учеником поручиком Рудневым.

С первого августа 1910 года на гатчинском аэродроме начинает работу аэроклубовская школа. Её шеф-пилотом и заведующим назначен В. Лебедев. Он удостаивается чести быть первым летчиком-испытателем аэропланов "Россия-А" и "Россия-Б", первых летательных машин, построенных в России фабричным способом. Немного позже он выступил и в роли пилота-сдатчика аэроплана системы Соммера, построенного авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода для военного ведомства.

В сентябре - октябре Лебедев принимал активное участие во Всероссийском празднике воздухоплавания, а затем совершал публичные полеты в Самаре. В следующем году он продолжает руководить школой в Гатчине, одновременно исполняя обязанности инструктора. В этой работе ему оказывает существенную помощь авиатор А. Раевский - один из пионеров русской и советской авиации.

Пятнадцатого мая 1911 года Лебедев совершает рекордный полет на учебном "Фармане" с четырьмя пассажирами. Его имя вместе с именем известного авиатора Сергея Уточкина вошло в историю подготовки первого в России полета гидроплана. Со второй половины 1912 года Лебедев начинает уделять все больше времени коммерческим делам. На Офицерской улице в Петербурге он открывает мастерскую по изготовлению и ремонту воздушных винтов, а также частей аэроплана "Депердюссен", строительство тележек для перевозки аэроплана "Ньюпор-IV" в разобранном виде. В апреле 1914 года, накопив опыт и сколотив соответствующий капитал, Лебедев открывает в Новой Деревне, близ Комендантского аэродрома, самолетостроительный завод. Первая продукция - аэропланы "Депердюссен", "Вуазен" и летающие лодки. В последующие годы его фирма организовала филиалы в Пензе и в Таганроге. В это время особенно известными аэропланами завода Лебедева и его филиалов стали аппараты "Лебедь" различных модификаций. Среди них - "Лебедь-12", который по своим летным качествам занимал видное место среди отечественных самолетов времен первой мировой войны. О заводах Лебедева и их продукции широко и полно излагается в трудах советских историков П. Д. Дузя, В. Б. Шаврова и других.

Небезынтересно отметить, что в разработке так называемых "аэропланов- невидимок" первым из русских конструкторов явился Владимир Лебедев. Журнал "Всемирное техническое обозрение" опубликовал в этой связи любопытный материал, в котором рассказал об изобретении прозрачного материала для крыльев и фюзеляжа аэроплана Лебедевым и испытании та- кого аэроплана на гатчинском аэродроме.

В 1917 году Лебедева избирают президентом Всероссийского аэроклуба. В справочной книге "Весь Петроград" за этот год сообщается, что Владимир Александрович жил на Каменноостровском, 59. Несмотря на огромную его занятость, Аэроклуб назначает Лебедева начальником авиашколы, заведующим Комендантским аэродромом и Гидроаэропланной станцией на Крестовском острове.

В годы гражданской войны Лебедев оказался на юге России, откуда переехал в Сербию, где представлял интересы французских фирм, в частности, вводил на местный авиационный рынок моторы "Гном" и "Рон". В 1926 году он окончательно переезжает в Париж, где многие годы работает в самолетостроении. За услуги, оказанные французской авиации, Лебедев был удостоен ордена Почетного легиона.

Годы скитаний, оторванность от России несомненно сказались на здоровье Лебедева, который скончался 22 февраля 1947 года. Крылатые имя и судьба этого человека - пионера русской авиации - не забыты в нашей стране. Его заслуги высоко оценены советскими историками авиации и публицистами.




Уголок неба. 2004 
[an error occurred while processing this directive]