Уголок неба ¦ Нгуен Ван Бай

Реклама...

    


 

 
   главная люди и авиация асы послевоенного периода
 
   Нгуен Ван Бай 
       
Страна: Вьетнам
Годы жизни:

Одним из самых известных северо-вьетнамских асов был Нгуен Ван Бай. Он воевал с американцами на МиГ-17, одержал 7 побед, но более известен как автор первой победы ВВС СРВ.

В сентябре 1963 года один из летчиков ВВС Лаоса перегнал свой Т-28 «Троян» к северо-вьетнамцам. После полугодичных мытарств самолет ввели в строй и он стал истребителем новых ВВС. Его решили использовать для «охоты» на американские и лаосские самолеты, регулярно нарушавшие воздушное пространство страны. Долгое время все попытки перехвата были безрезультатными.

Удача улыбнулась 15 февраля 1964 г. Радиолокационная станция в 22.30 обнаружила американский са­молет в районе Сонькойнг, провин­ция Ньиань. Самолет шел вдоль тропы Хо Ши Мина на север в направ­лении Хоиксуаня. В 1.07 16 февраля Нгуен Ван Бай получил команду на взлет. На высоте 500 м в свете, про­бивающимся через облако луны, лет­чик обнаружил двухмоторный самолет, он дал по нему две очереди. Са­молет упал в лес недалеко от вьетна­мо-лаосской границы, им оказался транспортный С-123 «Провайдер». Из экипажа самолета уцелел только один человек (южновьетнамец). ВВС ДРВ одержали первую победу в воз­душном бою

О его боевой деятельности известно немного. Он был в числе вьетнамских летчиков, прошедших обучение в СССР.

Приведем только некоторые эпизоды той войны.

24 апре­ля 1967 года когда 24 американских самолета появи­лись над Ханоем, на отражения на­лета были подняты два звена МиГ-17 из 923-го полка. Летчики первого звена (Во Ван Ман, Нгуен Ба Дич, Нгуен Ван Бай, Нгуен Тхи Хон) до­ложили о двух сбитых ими «Фанто­мах», третий «Фантом» занесли на счет второго звена (Май Дак Тоай, Лаа Хай Чао, Хоанг Ван Ки). В на­лете принимали участие самолеты из авиакрыла авианосца «Китти Хок», согласно американским данным был потерян один F-4B BuNo 153000 с бортовым кодом «NH-210» из эскадрильи VF-114; янки отнес­ли его на счет боевой работы вьет­намских зенитчиков. Самолет полу­чил повреждения, из-за которых не смог принять топливо от самолета-заправщика, а горючего в баках ма­шины, чтобы дотянуть до «Китти Хока» не хватало. Самолет рухнул в Тонкинский залив, экипаж в составе летчика лейтенанта Чарльза Соузвика и оператора вооружения энсина Джеймса Лэйнга катапультировался (их вытащил из воды поисково-спа­сательный вертолет).

Весной 1967 г. Хо Ши Мин лично наградил семь летчиков истребителей за отличия в воздушных боях, среди этой семерки был и  Нгуен Ван Бай.

Кроме участия в воздушных боях, отметился он и в атаках на американский флот.

Вот что после войны вспоминал сам Ван Бай:

« Утром мой командир, Ли Ксуан Ди, и я заняли места в кабинах МиГ-17, мы были готовы к атаке. В 9 ч 30 мин расчет РЛС 403-й радио­локационной роты засек четыре корабля в 40 км от Литхай и три корабля в 80 км от устья реки Сот. Стоял туман, поэтому мы не могли взлететь.

К полудню расчет РЛС проинформировал наше командование о том, что корабли ушли на юг, однако две «посудины» остались на прежнем месте. К 15.00 четыре корабля подошли к берегу в районе Лихоа на расстояние 15 км, еще два корабля находились в семи км от Куангтрача, еще три - в 18 км от Лихоа. Но­вую группу морских целей обнару­жил в 16.00 в 16 км от Ньятли.

В 16.05 мы получили приказ на взлет. Наши МиГ-17 под руководством инженера Труонг Кхань Чау были специально подготовлены к выполнению задания на сброс бомб. После взлета мы взяли курс на высоту 280, расположенную в десяти километрах от берега. После пролета высоты, мы развернулись вправо. Пролетая над Лихоа мы увидели дымки кораблей, видимо, они обстреливали побережье. Ли Ксуан Ди передал на КП о том, что он наблюдает два корабля прямо по курсу на удалении 10-12 км. С земли ответили: «Атаковать!»

Над морем командир развернулся влево в направлении эсминца «Хайгби» (DD-806 «Higbee»), увеличив скорость до 800 км/ч. Когда до цели оставалось 750 м, Ди сбросил бомбы. Обе 250-кг бомбы попали в эсминец. Ли Ксуан Ди доложил на КП о поражении цели, в 16.18 его МиГ-17 уже приземлился на аэродроме Гат. Посадочная скорость была слишком велика - самолет выкатился за пределы полосы, к счастью ни летчик, ни МиГ не пострадали.

Пока Ди атаковал «свой» эсминец, я обнаружил два корабля северо-западнее устья реки Динь. Они находились так близко, что у меня не оставалось времени точно построить заход в точку сброса бомб, я проскочил их. Атаковать пришлось со второго захода, бомбы я сбросил в 750 м от кораблей. Ли Ксуан Ди запросил меня по радио: «Порядок?» Я ответил: «Не видел». На самом деле, я был уверен, что промахнулся. Я при­землился в 16.22. На море хорошо был виден столб черного дыма высотой 30 м, в дыму проблескивали языки пламени».

Вся атака заняла 17 минут. Вьетнамские летчики сбросили четыре бомбы, осколки которых ранили четырех моряков. Надстройка эсминца «Хайгби» получила сильные разрушения, кормовая двухорудийная башня была практически уничтожена. Флагманский корабль 7-го флота «Оклахома Сити» (CLG-5 «Oklahoma City») получил не такие значительные повреждения.

 Американская пресса живо отреагировала на атаку кораблей 7-го флота. Выходившая в Лонг-Биче, (шт. Калифорния), газета «The Daily Independent» писала:

 «...Северо-вьетнамские МиГи, торпедные катера и береговые батареи в среду нанесли удар по эсминцам американского флота, действовавшим недалеко от побережья ДРВ. Командование сообщило, что при отражении ударов удалось сбить один самолет и потопить два торпедных катера. Одни МиГ сбросил 250-фунтовую (на самом деле 250-кг) бомбу на кормовую часть палубы эсминца «Хайгби», приписанного к военно-морской базе Лонг-Бич. В результате взрыва бомбы было ранено трое моряков и разрушена кормовая 5-дюймовая артиллерийская установка. Представители командования также сообщили, что повреждения от огня береговой артиллерии получил крейсер «Оклахома Сити». В момент воздушной атаки американские корабли вели обстрел побережья. Атака торпедных кораблей была отбита артиллерийским огнем фрегата УРО DLG-31 «Стиритт»..».

МиГ-17 Ван Бая, на котором он летал в апреле 1972 года

 

 



Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100