Реклама...

    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой ссср
   Якушин Михаил Нестерович
       
Годы жизни: 1910-1999

Гражданская война в Испании 1936-39 годов прочно вошла в судьбы целого поколения советских летчиков. Без преувеличения можно сказать, что именно советские летчики вписали самые замечательные страницы в историю воздушной войны над Пиренеями. Не последнее место в списке асов этой войны занимает Михаил Нестерович Якушин - автор первой в истории советской авиации победы в ночном бою.

Михаил Якушин родился в 1910 году недалеко от Москвы. Как и многие советские юноши того времени выбрал популярную тогда судьбу военного летчика.По окончании военной авиационной школы он был распределен в 70-й отдельный отряд, базировавшийся в Баку. Здесь летал на истребителях конструкции Поликарпова И-16 с моторами М-22 и М-25. Как вспоминали сослуживцы, по натуре Якушин был человеком сдержанным, привыкшим выражать свои мысли кратко и ясно.

Летом 1937 года из Баку направилась группа добровольцев для участия в войне в Испании. Туда кроме Якушина вошли И. Еременко, Л. Рыбкин,И.Трофимов, М.Петров, С.Шелыганов и И.Карпов. Добирались они через Францию с голландскими паспортами, причем никто не владел в необходимом объеме ни одним иностранным языком !

Не без приключений советские летчики прибыли к месту назначения в мае 1937 года. Как и все Михаил получил псевдоним, под которым они был известен в Испании, - Rodrigo Mateu.

Из прибывших организовали вооруженную И-16 1-ю эскадрилью, которой командовал Иван Еременко. Первоначально эта часть несла боевое дежурство под Картахеной, прикрывая республиканские боевые корабли и транспорты от налетов авиации мятежников.

Вскоре правда период вынужденного бездействия закончился - в середине июня группа была переброшена на аэродром Лос-Алькасарес, где была перевооружена на бипланы И-15. Эскадрилья получила новое название - 1\26. Само подразделение было интернациональным, в ее состав входили: советские добровольцы Леонид Рыбкин, Михаил Якушин, Сергей Шелыганов, Иван Карпов, Михаил Петров, Анатолий Серов, Виктор Кузнецов, Владимир Сорокин, а также испанцы Jose Redonto, "uis Sardino, австрийцы Walter Corrows и Tom Dobiash.

Полностью боеготовой эскадрилья стала готова буквально за два дня до начала Брунетской операции, в которой авиация сыграла значительную роль. Мятежники значительными темпами наращивали свое присутствие в воздухе, бросив в бой немецкие и итальянские части, вооруженные новейшими истребителями. Советские летчики добивались здесь значительных успехов, записав в свой актив немало сбитых самолетов противника. Открыл свой боевой и Якушин: 30 июня он сбил итальянский истребитель. В тот день эскадрилья получила задачу провести разведку всех шоссейных дорог, идущих к Мадриду с западного направления. С утра начались плановые вылеты, однако обнаружить выдвижение вражеских частей не удалось. В то же время обострилась ситуация в воздухе: все чаще стали попадаться немецкие и итальянские истребители, с которыми происходили короткие безрезультатные стычки.

День клонился к вечеру и командование решило осуществить последний в этот день вылет всей эскадрильей. 12 машин направились вдоль дороги, ведущей к Авиле. В 30-40 км от линии фронта в районе Толедо встретились с примерно равных количеством истребителей CR.32. Завязался бой. Вот что вспоминал потом сам Якушин:" Не буду описывать бой, да это и невозможно. Сцепились двадцать четыре истребителя на небольшом пространстве. Кругом серые бипланы с черными крестами и зеленые бипланы с республиканскими знаками. Горящие самолеты и раскрытые парашюты. Но чьи ? Постепенно наших становилось все больше, а вскоре в этой круговерти остались только наши И-15. Один из них энергично подавал сигналы пристроиться к нему. Это был самолет капитана Еременко, который, взяв курс на восток, перестраивал эскадрилью...."

В целом эскадрилья добилась в этом бою шести побед без собственных потерь.

Основной задачей эскадрильи Еременко на этом этапе операции было прикрытие столицы для чего базировались они на Campo Soto. И на этом направлении Якушин одерживает победы: 6 июля он вместе с Анатолием Серовым сбил итальянский истребитель Фиат CR.32 в районе Брунете. А за следующие два дня боевой счет советского летчика вырастает сразу на два самолета противника ( и снова это "фиаты" ).

Активность республиканской авиации вынудила мятежников перейти к действиям ночью. Основной тактикой стали бомбардировки одиночными самолетами городов, аэродромов и позиций республиканских войск. Поначалу ничего, кроме средств пассивной обороны (маскировка и затемнение), этому не противопостовлялось. Даже инициатива наших летчиков использовать их истребители ночью, была поддержана не сразу. Только после совещания у начальника Генерального Штаба Испанской республики полковника Винсенте Рохо попробовать разрешили - вдруг что и получится. И получилось !

Проблему освещения аэродрома решили благодаря использованию фар автомобилей, свет которых не был виден с воздуха. В ночные вылеты командование первоначально разрешило только летчикам более тихоходных бипланов. Была разработана и тактика, согласно которой в полет отправлялась пара. Причем патрулировать рекомендовалось одному на высоте 2000 метров, а другому - 3000 метров. Именно по такому плану и прошел вылет на ночной перехват пары Якушин - Серов. Однако в тот день удача была благосклонна к Михаилу - в результате атаки был сбит вражеский бомбардировщик.

На следующий день было найдено место падения "воздушного пирата" и было выяснено , что четыре человека из состава экипажа Ju-52 были убиты еще в воздухе, пятый выбросился с парашютом и был взят в плен - удар оказался на редкость точным. Известны и фамилии: "eutenant "eo Falk, Feldwebel George Ubelhack, Unteroffizier Friz Berndt,Unteroffizier Walter Brutzmann and Unteroffizier August Heyer from 3.K\88.

Вслед за ним одержал победу Анатолий Серов (27 июля) - правда, не подтвержденную данными противной стороны. За эти победы Республиканское правительство наградило Якушина и Серова именными золотыми часами и легковыми автомобилями, а советское - орденами Красного Знамени.

Эти первые победы подняли дух всех летчиков. Не только на Центральном фронте, но и на других участках стали организовывать группы ночных истребителей на самолетах И-15. И дело пошло. Все чаще ослепительным факелом стали падать в ночи вражеские машины.

Еще одну победу - в августе Михаил одержал над Юнкерсом Ю-52, использовавшихся как известно мятежниками в качестве бомбардировщиков. Казалось бы переделанный из транспортного самолета такой "бомбардировщик" должен быть легкой добычей для истребителей. Однако в отчетах советских летчиков-истребителей неоднократно отмечалось , что самолеты этого типа обладают отменной живучестью, обусловленной прежде всего тем, что крыльевые двигатели прикрыты 5-мм стальными листами, входившими в силовую конструкцию. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и довольно мощное вооружение, состоящее из нижней, верхней и двух бортовых пулеметных точек.

Всего же, в небе Испании с мая по октябрь 1937 года Михаил Якушин одержал 6 воздушных побед ( 5 лично и 1 в составе группы ), став таким образом асом.

По возвращении из "служебной командировки" в Советский Союз ( в октябре 1937 года ), он продолжил службу в ВВС. Стоит отметить тот факт, что все летчики, воевавшие на И-15 подлежали обязательной замене после полугодового пребывания на войне. В этом был свой резон: многие летчики не выдерживали тогда длительных по времени воздушных боев ( а с Ме-109 воевать было тяжело прежде всего в психологическом плане ).

Как и многие участники войны на Пиренеях Якушин резко пошел на повышение, их опыт использовался для подготовки ВВС РККА к будущей войне. Участвовал в полетах пилотажной пятерки истребителей И-16, сформированной под руководством Анатолия Серова. Самолеты, окрашенные полностью в красный цвет не раз отмечались в различных торжественных мероприятиях, включая парады на Красной площади. В 1938 году он был назначен в Главную Инспекцию ВВС РККА. 22 июня 1941 года Михаил Якушин, будучи в составе инспекционной группы Генерального штаба, прилетел на один из аэродромов 11-й Смешанной авиационной дивизии в районе Старого Двора. Там размещался истребительный авиаполк под командованием Николаева. Узнав о нападении Германии на СССР, он приказал командиру полка перебазировать половину самолетов на запасной аэродром в районе Лиды, и тем самым сохранил часть техники.

Его однокашник по летному училищу командир 9-й Смешанной Авиационной Дивизии генерал-майор Сергей Черных ( тоже участник войны в Испании ) успел вывести из-под удара противника только летно-технический состав своей дивизии - почти все самолеты были уничтожены на земле (Герой Советского Союза С.А.Черных был расстрелян 27 июля 1941 года вместе с группой других военачальников, обвиненных в провале начального периода войны).

В то время, когда на аэродромах уже горели советские самолеты, командиры частей еще находились под гипнозом сурового предупреждения - не поддаваться на пограничные провокации со стороны немцев. Проявление личной командирской инициативы было равносильно тому, что добровольно предстаешь перед военным трибуналом. Тем весомее выглядит поступок Якушина, рискнувшего нарушить этот приказ и вывести часть техники из под удара, пусть даже ценой собственной жизни. В июле 1941 года майор Якушин был назначен начальником одного из секторов ПВО Москвы, затем заместителем командующего 6-м Истребительного Авиационного Корпуса ПВО.

Войну закончил командиром 215-й Истребительной Авиационной Дивизии, входящей в состав 8-го Истребительного Авиационного Корпуса, командиром которого был еще один герой Испании - А.С.Осипенко. Летчики 215-й ИАД особенно отличились осенью 1944 года в период тяжелых боев за Восточную Пруссию.

После войны был на ответственных командных должностях. Из авиации Михаил Нестерович ушел в звании генерал-майора. Умер 5 июля 1999 года в возрасте 89 лет.




Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:




             Rambler's Top100 Rambler's Top100