главная люди и авиация асы второй мировой ссср
   Сафонов Борис Феоктистович
       
Годы жизни: 1915-1942

"Только став летчиком-истребителем, поймешь и почувствуешь всю красоту и радость полета..." - писал он в одном из своих писем.

Борис Сафонов - ярчайшая фигура советской истребительной авиации. Человек исключительного личного обаяния, счастливо наделенный редким талантом непобедимого бойца и выдающегося организатора, способного вызывать восхищение у подчиненных и уважение у начальства, он в течение всего 1941 г. оставался одним из самых результативных истребителей Красной Армии. В конце октября вчерашний командир звена был назначен командиром 78-го иап ВВС Северного флота.

Немногословный, основательный и лаконичный в формулировках, со своей спокойной уверенностью и неисчерпаемой тактической фантазией, эффектно апробируемой в боях, Сафонов был живым богом для молодых летчиков, а его организаторские способности, настойчивость и последовательность в действиях свидетельствовали о полководческой одаренности.

Он был представителем великого и жертвенного поколения, вынесшего на своих плечах жесточайшую из войн, поколения, что было воспитано в СССР в первые годы его существования. Идеалы, на которые ориентировали тогда юность советской страны, были выстраданы лучшими умами человечества: честность, отвага, личная скромность, воздержанность, нестяжательство...

Б. Сафонов родился в селе Сергиевском, ныне город Плавск, 26 августа 1915 г. Мать вспоминала его ласковым, кротким и застенчивым ребенком. Успешно окончив школу 2-й ступени - семилетку, он уехал в Тулу, где поступил в ФЗУ. Левша, он был физически очень одаренным человеком, преуспевавшим практически в любой из осваиваемых спортивных дисциплин. Вскоре в ФЗУ Борис был избран старостой кружка Осоавиахима, где удивлял сверстников и наставников отличной стрельбой с обеих рук.

В родной деревне он слыл бескорыстным умельцем, и, когда приезжал домой на побывку, односельчане спешили к нему в очередь со своим поломанным скарбом. В 1931 г. юноша пришел в Тульский аэроклуб: сначала в кружок планеристов, а через год был зачислен курсантом-летчиком. Его инструктором в аэроклубе была Валентина Гризодубова, впоследствии известная летчица-рекордсменка.

В августе 1933 г. после окончания аэроклуба Сафонов был направлен в Первую авиационную школу нилотов имени А. Ф. Мясникова. Учеба была закончена в ноябре 1934 г., при этом по технике пилотирования, воздушной стрельбе, матчасти курсант Сафонов получил высшие оценки.

Он был направлен в 106-ю авиаэскадрилью 40-й авиабригады, дислоцированной в Белорусском военном округе, где целеустремленный летчик сразу был замечен не только командиром отряда И. Якубовичем, но и командиром бригады, впоследствии начальником ВВС РККА Я. Смушкевичем. Товарищей удивляли его исключительная настойчивость, стремление к основательности во всем: преодолевая соблазны молодости, он весь свой досуг отдавал самообразованию. Круг его интересов включал как специальные дисциплины - аэродинамику, теорию пилотажа, штурманское дело, так и общеобразовательные - физику, литературу, историю... Ему был дан талант opaтopa - умение убедительно, ярко и красиво передавать свои мысли, именно мысли, другим. Это был дар, ведь у крестьянского сына, в 19 лет ставшего военным летчиком, не было возможности ни изучать риторику, ни штудировать приемы ораторов прошлого.

Здесь, в Белоруссии, Сафонов женился на Евгении, выпускнице Витебского мединститута. У них родился сын Игорь.

В начале 1938 г. большинство летчиков 106-й авиаэскадрильи были переведены в состав вновь сформированного 15-го иап. Сафонов попал в четвертую эскадрилью, вооруженную истребителями И-15, хотя уже к тому времени он освоил И-16 и был одним из лучших в полку пилотировщиков этой сложной машины. Когда приказом Наркома ВМФ СССР от 23 декабря 1939 г. был сформирован 72-й смешанный авиационный полк, включавший 2 истребительные и одну бомбардировочную эскадрильи, то заместителем военкома истребительной эскадрильи по комсомолу туда был назначен ст. лейтенант Сафонов. Сложные метеорологические и рельефные условия Заполярья требовали специальной подготовки летчиков для пилотирования в условиях ограниченной видимости и четкой ориентации на местности, характер которой почти исключал возможность вынужденной посадки.

Свой первый боевой вылет он совершил 22 июня над полуостровом Рыбачьим, атаковав вместе с В. Воловиковым He-111. Летчики вели огонь до полного израсходования боекомплекта, однако задымившему "Хейнкелю" удалось скрыться в облачности.


Вечером 24 июня Сафонов поднял свой И-16 по тревоге, вновь на перехват одиночного Хе-111 (по другим данным, это был Ю-88). Погода была безветренная, и пыль, поднятая его самолетом, задержала взлет ведомых. В двух атаках Сафонов повредил бомбардировщик и убил стрелка, а затем, сблизившись с противником до 70 метров, длинной очередью отстрелил вражескому самолету хвост. Машина упала в бухте Зеленцы. Командующий Северным флотом адмирал А. Г. Головко свидетельствует в своих мемуарах, что подошедший катер успел подобрать некоторые части сбитого самолета. Это была первая победа, одержанная Северным флотом в бою с современной грозной машиной, триумф совершился на глазах десятков людей - моряков-катерников. К концу лета на счету капитана Сафонова было уже 10 лично сбитых самолетов, и его представили к званию Героя Советского Союза. Среди сбитых им были: He-111, 5 Ju-88, 2 Hs-126, Ju-87 и Bf-109. 15 сентября Сафонов одержал сразу 3 победы (Bf-110, Ju-87 и Hs-126), доведя число личных побед на И-16 до 14.

24 октября 1941 г. он был назначен командиром нового 78-го иап. Командующий ВВС наделил Сафонова правом подбирать летчиков по собственному усмотрению. В полк были направлены 8 бывших инструкторов, имевших хорошую летную подготовку. Полк вооружили английскими "харрикейнами", на которых англичане сражались в Заполярье в сентябре. Почерк аса к тому времени стал вполне определенным: по возможности неожиданное и скрытое сближение с противником, затем атака на максимальной скорости и открытие прицельного огня по кабине или жизненно важным агрегатам самолета с дистанции не более 100 метров. "Наблюдательность, быстрая реакция, умение мгновенно принять правильное решение - главные качества летчика-истребителя", - считал Сафонов.


По его предложению, 12 пулеметов калибром 7,69 мм, установленных на английском истребителе, были заменены парой пушек ШВАК. Сказалась инженерная одаренность Сафонова: надежность бортового оружия и масса его секундного залпа существенно возросли. По его указанию пушки были пристреляны на 100 м, и он сам испытал их в воздухе.

Командирские обязанности внесли существенные коррективы в его фронтовую жизнь. Летать на задания приходилось меньше, посвящая время планированию воздушных операций и тщательному руководству ими. Особенное внимание уделяет он воспитанию молодых летчиков; зачастую сам вылетает с ними на боевое задание. Среди тех, кто обязан своим становлением Сафонову, известные асы Н. Бокий, В. Покровский, П. Климов, П. Орлов... Заметим, что условия боевой работы морских летчиков, в особенности летчиков-североморцев, отличаются особенным риском: ведь в случае повреждения над морем они лишены возможности спастись. Сафонов и его соратники воевали над Баренцевым морем, где температура воды даже летом не превышает нескольких градусов выше нулевой отметки, а зимой отрицательная. Оказавшись в ледяной воде, большинство людей погибают в течение нескольких минут...

В марте 1942 г. Сафонов вместе с А. Коваленко, А. Кухаренко и Т. Тумановым были награждены английским орденом "Ди-Эф-Си" - "Наградным летным крестом", а 27 мая, за несколько дней до гибели, в Москву ушло его представление ко второй Золотой Звезде, где, в частности, отмечалось: "Герой Советского Союза подполковник Сафонов в течение войны с немецкими захватчиками в воздушных боях сбил 19 самолетов противника, кроме того, в групповых боях Сафонов сбил вместе с другими летчиками 3 самолета противника".

20 марта он был назначен командиром полка, в составе которого начинал воевать, полк к тому времени стал гвардейским - 2-м гиап, и Сафонов принял его гвардейское знамя. В пятницу, 30 мая, он вылетел во главе четверки "Томахауков" на прикрытие печально известного каравана PQ-16. Истребители американского производства фирмы Кертис P-40 "Киттихаук" и "Томахаук", которыми, в том числе, был вооружен полк, не были приспособлены для эксплуатации в суровых условиях Заполярья - их двигатели часто выходили из строя. Неполадки случились и в этом вылете. Ведомый Сафонова А. Кухаренко из-за перебоев в работе мотора был вынужден вскоре после взлета возвратиться назад... На подходе к каравану группа Сафонова встретила 6 немецких бомбардировщиков Ю-88 и, преследуя их, разделилась. Сафонов остался один. Вскоре после начала боя он передал в эфир: "Одного сбил". Через минуту-две последовало новое сообщение: "Двух рубанул! Бью третьего... Есть третий!". Еще минуту спустя: "Прикройте с хвоста!.. Мотор!". Это были последние слова гвардии подполковника Бориса Сафонова.

На протяжении последних нескольких десятков лет в печати рассматривались лишь две версии гибели Бориса Сафонова:
- ненадежная работа мотора ╚Аллисон╩ на американском самолете Р-40Е ╚Киттихаук╩;
- убит оборонительным огнем воздушного стрелка с одного, из атакованных Сафоновым, ╚Юнкерсов-88╩.

Однако в одной из своих работ исследователь Юрий Рыбин выдвинул ещё одну версию, третью ≈ сбит немецким асом Рудольфом Мюллером. До этого в официальной печати такая версия даже не рассматривалась, считалось, что в годы войны ни один из немецких асов не заявил о том, что сбил выдающего советского аса. Но, что интересно, при первом же обсуждении этого вопросами с ветеранами, воевавшими в небе Заполярья, все как один заявили, что Бориса Сафонова сбил Рудольф Мюллер.

Тем не менее, давайте рассмотрим, какая же из трех существующих версий ближе к истине. Официальная историография Северного флота придерживается первой версии: в начале шестидесятых были опубликованы мемуары Арсения Григорьевича Головко ≈ в годы войны Командующего СФ. По его мнению, причиной гибели Бориса Сафонова были ╚технические неполадки, свойственные ╚Киттихаукам╩╩. Это утверждение стало основной версией гибели Бориса Сафонова. Но есть одно свидетельство, которое вызывает большое сомнение чтобы, можно было бы придерживаться только этой версии. Это доклад с миноносца ╚Сокрушительный╩, с которого заметили как одиночный ╚Томагаук╩ с высоты 300 ≈ 200 м на расстоянии около 30 кабельтовых от корабля перешел в отвесное пике и мгновенно затонул. Что это значит?

Дело в том, что когда выходит из строя мотор, у летчика всегда есть шанс совершить вынужденную посадку. Довольно часто такие вынужденные посадки совершались и на поверхность воды. Даже летчики, летавшие на штурмовиках Ил-2, с подбитыми моторами совершали вынужденные посадки на воду. Напомню, что у штурмовика передняя часть фюзеляжа представляла собой цельную бронированную коробку, и тем не менее, экипажу хватало времени чтобы ПОКИНУТЬ стремительно тонущий самолет. Истребитель ╚Киттихаук╩ имел довольно большую площадь крыла и хорошо планировал с остановившемся мотором, что позволяло летчику даже средней квалификации без особых затруднений совершить подобную посадку.

Но в нашем случае самолет резко перешел в пике, а это значит, что причина была не в плохой работе мотора. Самолет переходит в резкое пике обычно в двух случаях: при повреждении органов управления самолетом или при внезапном потери летчиком сознания. А это уже говорит о том, что самолет подвергся обстрелу со стороны противника. Здесь можно выдвинуть ещё одну версию: нельзя забывать и о том, что по существующим инструкциям при следовании в составе конвоя зенитные расчеты кораблей охранения и торговых судов могли открывать огонь по любому самолету, появившемуся в их зоне обстрела. Часто это имело очень печальные последствия. Так, например, 26 декабря 1942 г. был сбит зенитным огнем с транспортов на американском истребителе ╚Аэрокобра╩ над союзным конвоем в районе Кольского залива Владимир Покровский. Правда, тогда летчику удалось спастись, выбросившись из горящего самолета на парашюте.

Отсюда можно сделать вывод, что версий гибели Сафонова может быть не три, а уже четыре. Но, безусловно, более вероятной причиной перехода в отвесное пике, мог быть оборонительный огонь воздушных стрелков с Ju88, которых атаковал Сафонов и тем самым реально подвергался опасности получить повреждения самолета или ранение. Но каких либо подтверждающих или наоборот опровергающих эту вторую версию фактов до сих не было, чего нельзя сказать о третьей версии, которую свое время выдвинул автор. Хотя было бы правильнее сказать ≈ поставил в один ряд с вышеперечисленными версиями, которые официально рассматривались на страницах советской печати.

Причем в поддержку третьей версии есть ряд свидетельств. Например,  воспоминания командира 95-го ИАП Анатолия Владимировича Жатькова, где в частности говорилось: ╚Возвратившись из первого полета на задание, мы встретились с Борисом Феоктистовичем Сафоновым, о чем условились ещё до моего вылета. Я рассказал ему, где находится конвой, в каком порядке он идет и каким курсом, с какой скоростью следует к берегам Кольского залива. Но эта встреча с Сафоновым была последней, он вылетел в одной из первых четверок и сразу вступил в бой с большой группой Ю-88 <...> Только позже, когда летчик Бокий подбил фашистский самолет Ме-109 и летчик Рудольф Мюллер был вынужден сесть на лед Средне-Ваенгского озера, а затем взят в плен, то при допросе, на котором мне пришлось присутствовать вместе с капитаном Животовским Н.С., стали очевидны обстоятельства гибели Сафонова. Оказывается, когда завопили о помощи фашистские бомбардировщики и торпедоносцы, были подняты с аэродрома Луостари одномоторные истребители, среди которых был и Мюллер. Он, придя к о.Кильдин для перехвата наших самолетов, заметил дымящийся одиночный самолет Киттихаук и сбил его. Это событие было трауром не только для авиации СФ, но и для всего флота...╩.

В польском журнале ╚Militaria╩ Vol. I, No 4 в статье, рассказывающей о боевой деятельности Рудольфа Мюллера, опубликован список воздушных побед немецкого аса. Против даты 30 мая 1942 года зарегистрирована 38-я воздушная победа этого немецкого пилота. И хотя сбитым самолетом значится ╚Харрикейн╩, есть все основания предполагать, что это был ╚Киттихаук╩ североморского аса.

Но это лишь версии, а окончательный ответ на вопрос при каких обстоятельствах погиб Борис Сафонов, можно будет дать лишь тогда, когда самолет знаменитого североморского аса будет поднят с морского дна и непредвзято обследован специалистами. Это вполне реально, так как ╚Киттихаук╩ по всей вероятности упал недалеко от входа в Кольский залив, в местах, где относительно не глубоко. Было бы только желание и, конечно, средства.

Боевые донесения того времени, воспоминания ветеранов и исследования свидетельствуют о зрелости решений Сафонова, продуманности его поступков и высочайшей ответственности. Сознание рисует этакий образ мэтра, умудренного большим ратным опытом воина. А ведь Сафонов не прожил и 27 лет, провоевал менее года, половину этого срока в должности командира полка, при этом около месяца проболел и находился в госпитале. Он сражался на машинах, в техническом плане существенно уступавших самолетам противника, ему не довелось оценить боевой мощи "лавочкиных", "яков" или "кобр". Он успел провести 234 боевых вылета и с учетом побед в последнем бою лично сбил 22 и в группе 3 самолета противника.

Его имя стало синонимом воинской доблести, самоотверженности и мужества.

Дважды Герой Советского Союза (16.9.41; 14.6.42). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, иностранным орденом.

СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ПОБЕД:

  • Дата Время Тип сбитого Обстоятельства Примечания
    1 24.06.41 19:15-19:35 Хе-111 Вылетел один ╚по-зрячему╩ Ju 88 WNr.8173
    6./KG 30, эк. ПБВ
    * 27.06.41 16:35-17:25 Хш-126 3 И-16: Губанов, Сафонов, Антипин атаковали и сбили в группе Хш-126. Hs-126 WNr. 3395
    2 16.07.41 17:50-18:30 Хш-126 2 И-16: Сафонов и Антипов над линией фронта атаковали 1 Хш-126 Не подтверждается
    3 17.07.41 19:25-19:55 Ю-87 3 И-16. Сафонов, Виниченко и Покровский
    4 17.07.41 23:00-23:45 Ю-88 7 И-16. Сафонов и Раздобудько сбили 2 Ю-88. Самолет, сбитый Сафоновым, упал в 15-20 км восточнее от аэродрома
    5 25.07.41 12:50-13:25 Ю-88 4 И-16. Сафонов и Виниченко атакова-н 2 Ю-88. С-нт атакованный Сафоновым ушел из боя со снижением в напр. на Шук-озеро. Предпол. сбит, упал в море в р-не Цып-Наволок. 1 Ю-88 в группе сбили Юдин, Комиссаров и Адонкин. Ju 88 WNr. 3387
    6 5.08.41 13:55-14:20 Ме-109 3 И-16. Сафонов, Раздобудько и Семененко, атаковали 1 Ме-109, пред-но тот имеет повреждения. Не подтверждается
    7 6.08.41 17:04-17:30 Ю-88 3 И-16. Сафонов атаковал 1 Ю-88, который со снижением ушел в море. Раздобудько и Ульянов атаковали 2 Ю-88, которые скрылись в облачности. Ju 88 WNr. 2424
    8 9.08.41 05:20-05:55 Ю-88

    3 И-16. Сафонов в районе к юго-востоку от оз.Кядел-явр сбил Ю-88.
    1 Ю-88 сбил л-нт Сорокин и 4 Ю-88 в группе.

    Ju 88 WNr. 3468
    * 9.08.41
    9 23.08.41 19:40-20:20 Ю-88

    9 И-16. В р-не оз.Кядел-явр Сафонов и Раздобудько пред-но сбили 1 Ю-88.

    Не подтверждается
    * 23.08.41 19:40-20:20 Ю-88

    9 И-16. В р-не оз.Кядел-явр Сафонов и Раздобудько пред-но сбили 1 Ю-88. Коваленко преследовал 3 Ю-88, которые ушли в облака

    * 26.08.41 14:05-14:50 Ю-88

    9 И-16. Летчики Коваленко, Коган и Романов в районе Челнопушка атаковали 4 Ю-88. Группа рассеялась, уйдя в облачность.

    10 27.08.41 16:40-17:10 Хш-126

    6 И-16. Группа вела воздушный бой с 3 Ме-109 и 1 Хе-126.

    Hs-126 WNr. 4262
    * 27.08.41 16:40-17:10 Ме-109

    6 И-16. Группа вела воздушный бой с 3 Ме-109 и 1 Хе-126.

    Не подтверждается
    * 2.09.41 18:35-19:15 Ме-109

    6 И-16. Группа вела воздушный бой с 2 Ме-109 и 2 Ме-110, прикрывавшие 3 Ю-88.

    11 9.09.41 14:05-14:45 Ю-87

    6 И-16. В р-не юго-западнее оз.Ура-Губское в бою Сафонов, Коваленко, Максимович, Покровский и Семененко сбили 5 Ю-87

    Ju 87 WNr. 5962
    Ju 87 WNr. 6304
    12 15.09.41 10:17-11:00 Ме-110

    7 И-16. В р-не Зап.Лица в бою Сафонов, Коваленко, Животовский сбили 3 Ме-110.

    Bf 110 WNr. 2215
    13 15.09.41 14:15-15:00 Хш-126

    7 И-16. На подходе к линии фронта Сафонов сбил 1 Хш-126. Во время патрулирования над линией фронта в р-не оз.Куырк-Явр в бою сбил Ю-87.
    2 Ю-87 сбили Коваленко и Покровский.
    3 Ю-87 сбили летчики 145 ИАП ВВС 14А Гальченко, Миронов, Кузьмин.

    Не подтверждается
    14 Ю-87 Ju 87 WNr. 5423
    Ju 87 WNr. 6231
    Ju 87 WNr. 6262
    15 17.12.41 12:46-13:46 Ме-109

    5 Харрикейнов. В бою с 7 Ме-109 Сафонов, Синев, Маркевич, Волков сбили 4 Ме-109.

    Bf 109 WNr. 4081
    16 31.12.41 13:20-14:45 Хе-111

    4 Харрикейна атаковали 3 Хе-111. В бою Сафонов и Реутов сбили 2 Хе-111

    He 111 WNr. 4357
    17 17.05.42 09:40-10:20 Ю-88

    1 Киттихаук и 9 Харрикейнов. В бою Сафонов, Алагуров сбили 2 Ю-88 и 1 Ме-109.
    2 Томагаука 20 ГИАП и 3 Харрикейна 197 ИАП ВВС 14А сбили 1 Ю-88. Два члена экипажа выбросились на парашютах.

    Ju 88 WNr. 142062
    18 30.05.42 09:20 Ю-88

    3 Киттихаука. В бою над конвоем согласно доклада по радио Сафонов сбил 3 Ю-88.
    Всего заявлено в этот день о 5 сбитых Ю-88. (Сафонов, Покровский, Стрельцов, Орлов √ пр-но)

    Ju 88 WNr. 1760
    Ju 88 WNr. 430244

    19
    20
  •  

    Hurricane Mk.II Бориса Сафонова



    Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )


     

      Реклама:



                 Rambler's Top100 Rambler's Top100