главная люди и авиация асы второй мировой ссср
    Речкалов Григорий Андреевич
       
Годы жизни: 1920-1990

Будущий советский ас Григорий Речкалов родился 9 февраля 1920 года в деревне Худяково Ирбитского уезда, в обычной крестьянской семье. Главу семейства звали Андреем Алексеевичем (1896 - 1944 гг) - до наших дней сохранилась его фотокарточка, на которой он изображен в солдатской форме, когда служил в царской армии. Мать Григория - Татьяна Петровна (1898 - 1974 гг), была простой уральской крестьянкой.

Надо сказать, что личность Григория Речкалова еще ждет своего биографа - до сегодняшнего дня многие факты из жизни дважды Героя неизвестны. Учиться Григорий начал в Зайковской школе, а когда семья переехала из Ирбитского района в Бобровку, продолжил учебу в школе поселка Большой Исток. Самостоятельную трудовую жизнь он начал в четырнадцать лет. Живя в Бобровке, устроился электромонтером на мельзавод ╧ 4, а затем перебравшись в Свердловск, пошел учиться в фабзавуч Верх-Исетского завода. Есть сведения, что парень собирался стать металлургом, но попал в кружок  планеристов, где и проводил все свободное от работы время. Затем поступил в Свердловский аэроклуб.

В конце 1937 года по комсомольской путевке Речкалов был направлен в военную школу летчиков в Перми, которую и закончил в 1939 году.

После распределения Речкалов в звании младшего лейтенанта был направлен для прохождения службы в 55-й истребительный авиаполк. Эта истребительная часть, расположенная в Кировограде (Украинская ССР), в то время только формировалась, и Речкалов является одним из немногих старожилов полка, начавших в нем службу и прошедших в его составе через всю войну. В то время 55-й ИАП был укомплектован самолетами И-15 бис, УТИ-4 и И-16 и входил в состав 1-й скоростной бомбардировочной бригады Киевского особого военного округа (КОВО). В январе 1940 года 55-й ИАП был переведен в состав 43-й истребительной бригады ВВС Одесского военного округа, а с апреля вошел в состав 20-й смешанной авиационной дивизии ВВС Одесского военного округа (4-я ВА). Принимал участие в "освободительном" походе в Бессарабию и Молдавию и к 22 июня 1941 года дислоцировался на аэродроме совхоза "Красный Маяк", в селе Семеновка, на окраине города Бельцы.

22 июня 1941 года Григорий вернулся в расположение полка из Одессы, где врачебно-летная комиссия списала его с летной работы. В полку к тому времени уже были первые жертвы, вовсю кипела боевая работа. Доложив о прибытии в часть и списании, он тут же получил свое первое боевое задание - на своей "Чайке" отвезти документы в соседнюю часть. На заключение ВЛК о негодности младшего лейтенанта Речкалова к летной работе начальник штаба полка майор Матвеев даже не обратил внимания. Было не до того. Таким неожиданным образом разрешилась для летчика тяжелая задача, которой он терзался по пути в полк - как жить дальше. Ответ пришел сам собой - летать и воевать. В первом же вылете он встретился с врагом, уцелел и еще выручил товарища.

В последующем в летную судьбу Речкалова еще не раз будет вмешиваться случай, предоставляя ему возможность вернуться в небо. Но рассказать здесь обо всех эпизодах из жизни одного из самых известных в мире летчиков-истребителей невозможно. Скажем только, что через месяц после начала войны, уже имея на своем счету три сбитых самолета, Речкалов раненым привел свой И-16 на аэродром, тут же был отправлен в госпиталь, где перенес сложную операцию на правой ноге. В апреле 1942 года, сбежав из запасного авиаполка, где переучивался на Як-1, он вернулся в родной, уже 16-й ГИАП. И вновь приступил к своей основной работе - защищать Родину.

С этого момента начинается новый этап в боевой карьере пилота с позывным "РГА". Впереди у него - переучивание на истребитель "Аэрокобра", грозное небо Кубани, первая Золотая Звезда Героя, бои под Яссами, вторая звезда и, наконец, небо Берлина. Было также и противостояние с Покрышкиным, получившее неожиданное развитие уже после войны, о чем раньше предпочитали не говорить вслух.

Прославленный РГА (именно таким был позывной летчика в воздухе, он даже стоял вместо бортового номера на его "Кобре") завещал, чтобы его похоронили на Урале, рядом с матерью, на кладбище Бобровки, ныне поселка Бобровский Сысертского городского округа. На обычном поселковом кладбище один из лучших истребителей России покоится под скромным памятником прямо у дороги.

СПИСОК ПОБЕД АСА

Вид Дата Тип сбитого Часть
1. личная 26.06.41 Ме-109 55 иап \ 16 гиад
2.   27.06.41 Хш-126  
3.   11.07.41 Ю-88  
4.   25.05.42 Ме-110  
5.   27.05.42 Ме-110  
* четверкой 02.07.42 ФВ-189  
6. личная 09.07.42 Ме-109  
7.   10.07.42 Ме-109  
8.   10.07.42 Ме-109  
9.   11.04.43 Ме-109  
10.   12.04.43 Ме-109  
11.   15.04.43 Ю-88  
12.   16.04.43 Ме-109  
13.   17.04.43 Ме-109  
14.   21.04.43 Ме-109  
15.   21.04.43 Ме-109  
16.   29.04.43 Ме-109  
17.   04.05.43 Ме-109  
18.   04.05.43 Ме-109  
* в паре 04.05.43 Ме-109  
19. личная 05.05.43 Ме-109  
20.   06.05.43 Ме-109  
21.   08.05.43 Ме-109  
22.   08.05.43 Ю-87  
23.   14.05.43 Ме-109  
24.   28.05.43 Ме-109  
25.   16.08.43 Ме-109  
26.   17.08.43 Ме-109  
* тройкой 23.08.43 Хе-111  
* тройкой 23.08.43 Хе-111  
27. личная 26.08.43 Ю-88  
28.   29.08.43 Ме-109  
29.   29.08.43 Ме-109  
30.   30.08.43 Ю-87  
31.   02.09.43 Ме-109  
32.   19.09.43 Хе-111  
33.   26.09.43 Ме-109  
34.   01.10.43 Ю-87  
35.   01.10.43 Ю-87  
36.   01.10.43 Ю-87  
37.   16.10.43 Ю-88  
38.   24.10.43 Ме-109  
39.   24.10.43 Ме-109  
40.   26.10.43 Ю-88  
41.   01.11.43 Ю-87  
42.   01.11.43 Ю-87  
43.   01.11.43 Ю-87  
44.   01.12.43 Ю-87  
45.   08.12.43 Ю-52  
46.   12.12.43 Ю-52  
47.   29.12.43 Хе-111  
48.   29.12.43 "Шторьх"  
49.   30.05.44 Ме-109  
50.   31.05.44 ФВ-190  
51.   31.05.44 "Шторьх"  
52.   03.06.44 Ю-87  
53.   03.06.44 Ме-109  
54.   16.07.44 Ю-87  
55.   22.07.44 ФВ-190  
56.   02.08.44 ФВ-190  
57.   31.08.44 Ме-109  
58.   24.10.44 Ю-52  
59.   26.01.45 Ме-109  
60.   20.02.45 ФВ-190  
61.   20.02.45 ФВ-190  

 


P-39Q-15 "Airacobra" Г.А.Речкалова, 16-й ГвИАП, весна 1945 г.

 

текст (с) Александр Родионов (с сокращениями)

список побед (с) М.Быков



Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100