главная люди и авиация асы второй мировой ссср
   Покрышкин Александр Иванович
       
Годы жизни: 1913-1985

Родившись в 1913 году в Новониколаевске (ныне Новосибирск), в семье бедных переселенцев, А. Покрышкин рано познал нужду и с 14 лет уже начал работать. Мечта подняться в небо привела его в авиашколу, которая, как оказалось, выпускала только авиатехников. Закончив заведение и хорошо изучив мат-часть, Покрышкин на этом не остановился и вскоре сдал экстерном на "отлично" экзамены в аэроклубе. Затем с блеском завершил обучение в Качинском училище летчиков и получил направление в 55-й ИАП, дислоцировавшийся в районе города Бельцы поблизости от советско-румынской границы. За два месяца до начала войны этот полк был перевооружен на новейшие истребители МиГ-3.  


Истребитель МиГ-3 А.И.Покрышкина, 55-й ИАП, лето 1941 г.

Стремясь достигнуть максимальных высот в освоении самолета, Покрышкин все силы и знания отдавал совершенствованию своего боевого и летного мастерства. Например, вначале он плохо стрелял по "конусу" но постоянные тренировки вывели его в ряд лучших снайперов полка. Учитывая то обстоятельство, что летчики в воздухе хуже выполняли правые развороты избегая их, он намеренно тренировался именно в резких маневрах в правую сторону Вообще резкому маневрированию в схватках Покрышкин уделял большое внимание, и, чтобы выдерживать значительные перегрузки в полете, он усиленно занимался спортом. В перерывах между тренировками Покрышкин даже подсчитал, сколько времени уходит на изменение положения истребителя с момента воздействия летчиком на ручки управления - в бою все представлялось важным.  

Свой первый самолет Покрышкин сбил 22 июня 1941 года - к сожалению, это был советский ближний бомбардировщик Су-2, приземлившийся на фюзеляж в поле. Хаос первого дня войны спас будущего аса, и он отделался только крупным нагоняем. На следующий день в разведывательном вылете он одержал победу над немецким Bf.109, но, засмотревшись на падающий самолет, тут же сам был подбит и едва дотянул до аэродрома. Командование высоко оценило донесения летчика, и его все чаще стали посылать на разведку. Несмотря на строгие указания, Покрышкин постоянно ввязывался в бой, считая зазорным возвращаться с полным боекомплектом. Однажды он прилетел назад с разбитым козырьком фонаря кабины - пуля хвостового стрелка Ju.88 попала прямо в прицел и летчик чудом избежал гибели.  

Пролетая над Прутом, Покрышкин атаковал понтонный мост, был сбит осколками зенитного снаряда и, парашютируя истребителем, упал прямо на лес, потеряв сознание. Очнувшись, он трое суток добирался через линию фронта до своего аэродрома, где его уже вычеркнули из списков живых. Вновь включившись в боевые действия, летая на штурмовку вражеских позиций и сопровождение бомбардировщиков, Покрышкин все чаще стал задумываться о методах воздушных схваток, занося свои мысли в дневник под названием "Тактика истребителей в бою". Осенью 1941 года он писал: "Главной причиной неудач при сопровождении СБ была малая скорость истребителей. И как следствие этого - ведение боя на горизонтальных маневрах. Вывод следовал один: сопровождение бомбардировщиков, особенно устаревших конструкций, надо выполнять только на большой скорости. Для получения ее необходимо сопровождающим звеньям и парам полет производить змейкой, выше и сзади бомбардировщиков, эшелонируясь по высоте. При этом пары и звенья истребителей, по моим взглядам, должны строить змейку навстречу друг другу, для взаимного прикрытия. Это способ сопровождения методом "ножниц".  

5 октября пара Покрышкина во время выполнения разведывательного полета была внезапно атакована четверкой Bf.109. Лишившись ведомого, советский летчик в одиночку сумел сбить один истребитель противника и на подбитом самолете попытался выйти из боя. Три оставшихся "Мессершмитта" бросились в погоню, один за другим расстреливая беззащитный МиГ. "Перед самой землей, - вспоминал А. Покрышкин, -мотор заглох, выравниваю самолет и иду на приземление "на живот". В поле зрения земля, железнодорожная будка, девочка гонит прутом корову. Такая мирная картина. И вдруг дробь по бронеспинке. Но подныривать под трассу уже нельзя - не позволяет земля. В самолете раздаются взрывы, и он, с перебитым управлением, идет к земле. Грохот... Удар головой о приборную доску - и я теряю сознание..."  

После тяжелых сражений 1941 года 55-й ИАП был отведен в тыл на переформирование и вскоре был переименован в 16-й гвардейский истребительный авиаполк. Пополненная новыми самолетами Як-1, эта часть снова попала на фронт в июне следующего гола В течение шести месяцев Покрышкин одержал на "Яке" не менее семи побед. Среди сбитых вражеских самолетов были два Ju.88 и четыре Bf.109.  

Но это так сказать традиционная версия. Хотя в последнее время многие исследователи стали говорить о меньшем количестве побед аса в начальный период войны. Кроме того, появились мемуары его однополчан, которые не могли увидеть свет при жизни трижды ГСС, в которых он предстает мягко говоря не совсем так как в своих мемуарах: "Александр Покрышкин был старше нас, молодых летчиков и молодых командиров звеньев, по стажу службы в армии и по воинскому званию ≈ мы были младшие, а он старший лейтенант. Александр продолжительное время работал авиамехаником, но летать стал в 1939 году. Что касается участия в боях против немецко-фашистских захватчиков, то все летчики полка в один день начинали войну и вместе приобретали боевой опыт. Воевал он как все, ничем особым не выделяясь среди других летчиков полка. В воздушных боях соблюдал осторожность, избегал риска, бесшабашно не ввязывался в схватку с врагом.

Отличался Александр от некоторых летчиков превосходной техникой пилотирования, ориентировкой в воздухе, хорошо видел воздушное пространство и тем самым своевременно обнаруживал вражеские самолеты в воздухе. Все это позволяло ему избежать опасных ситуаций в сложной воздушной обстановке. Однако же он не смог уберечься от ошибок, допускаемых в воздушном бою, но не признавал этого в силу своего самолюбивого характера.

Он утверждал, что с ним трудно летать, это подразумевало, что при полетах с ним в качестве ведомого трудно держаться в строю. Ведомый летчик должен был рассчитывать только на свои силы". [В.Карпович "На "Ишаках" и "МиГах"! - Яуза, 2007]

Весной 1943 года полк получил новую матчасть - американские истребители Р-39 "Аэрокобра". На этих машинах летчики 16-го ГИАП попали в эпицентр воздушных сражений - на Кубань. Именно здесь проявились недюжинные способности А. Покрышкина как летчика-истребителя. Он первым широко использовал боевой порядок под названием "Кубанская этажерка" и способствовал его внедрению во все подразделения истребительной авиации СССР Он разработал и внедрил также и другие элементы воздушного боя, такие как выход из-под удара противника на вираже нисходящей "бочкой" с потерей скорости. Зазевавшийся враг проскакивал мимо цели и оказывался в прицеле. "Ищи противника, - учил Покрышкин. - Не он тебя, а ты его должен найти. Внезапность и инициатива - это победа. Атакуй смело, решительно. Маневрируй так. чтобы обмануть, перехитрить врага. Если не сбил - сорви его замысел. Этим ты уже достигнешь многого".  

По официальным данным, Покрышкин сбил в небе Кубани 16 вражеских самолетов, но фактически это число было гораздо больше. Только 12 апреля в районе станицы Крымской он уничтожил в воздухе 4 Bf.109, а 28 апреля в одном бою сбил целых пять немецких "лаптежников" Ju.87. Во время патрулирования советский ас никогда не летал по прямой, чтобы не терять скорость в небольшой зоне. Его истребитель передвигался волнообразно, по траектории наклонного эллипса.  

24 мая Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза. К этому времени на его счету оказалось уже 25 сбитых самолетов противника. Через три месяца он был награжден второй Золотой Звездой. Сражаясь с Люфтваффе на юге Украины, Покрышкин записал на свой счет еще 18 "Юнкерсов", включая два высотных разведчика. В ноябре 1943 года, используя подвесные баки, он устроил охоту за Ju.52, действующими на воздушных коммуникациях над Черным морем. За четыре вылета в условиях переменчивой морской погоды советский летчик отправил на дно пять трехмоторных транспортников.  

В мае 1944 года Покрышкина назначили командиром 9-й гвардейской авиадивизии, но, несмотря на высокую должность, он не прекратил боевых вылетов, одержав до конца года очередные семь побед. Боевая деятельность самого известного аса СССР завершилась в Берлине. Всего за годы войны он совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 - в группе.  

После войны осваивал реактивную технику. Одним из первых начал летать на МиГ-9. В совершенстве овладел и другими типами реактивных истребителей. В 1948 году окончил Военную Академию им. Фрунзе, в 1968 - 1971 гг. был заместителем главнокомандующего Войсками ПВО страны. С 1972 года - Маршал Авиации. В 1972 - 1981 гг. председатель ЦК ДОСААФ СССР. С 1981 года - в Группе генеральной инспекции МО СССР. Депутат Верховного Совета СССР девяти созывов. Член Президиума Верховного Совета СССР в 1979 - 1984 гг.  

Умер 13 ноября 1985 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.  

Список известных побед

Вид Дата Тип сбитого Самолет Место победы Часть Примечание
1. личная 26.06.41 Ме-109Е МиГ-3 над р.Прут 55 иап  
2. личная 03.07.41 ПЗЛ-24 МиГ-3 сев. Яссы    
* групповая 05.07.41 Хш-126 МиГ-3 ??   в паре с Ивановым
3. личная 09.07.42 Ме-109 МиГ-3 Кодым    
* групповая 02.08.42 Ме-110 Як-1 Славянск 16 ГвИАП группой из пяти л-ков
* групповая 02.08.42 Ме-110 Як-1 Славянск   группой из пяти л-ков
* групповая 02.08.42 Ме-110 Як-1 Славянск   группой из пяти л-ков
4. личная 09.04.43 Ме-109Г Р-39 станица Крымская    
5. личная 12.04.43 Ме-109Г   Краснодар    
6. личная 12.04.43 Ме-109Г   Краснодар    
7. личная 12.04.43 Ме-109Г   Краснодар    
8. личная 15.04.43 Ме-109   ??    
9. личная 16.04.43 Ме-109   Новороссийск    
10. личная 20.04.43 Ме-109   Новороссийск    
11. личная 21.04.43 Ме-109   Новороссийск    
12. личная 24.04.43 Ме-109   ст. Крымская    
13. личная 30.04.43 Ме-109   Новороссийск    
14. личная 04.05.43 Ю-87   п-ов Керчь    
15. личная 04.05.43 Ю-87   п-ов Керчь    
16. личная 04.05.43 Ме-109   п-ов Керчь    
17. личная 05.05.43 Ме-109   Тамань    
18. личная 06.05.43 Ме-109   Крымская - Киевская    
19. личная 08.05.43 Ю-87   Крымская - Киевская    
20. личная 08.05.43 Ме-109   Крымская - Киевская    
21. личная 14.05.43 Ю-87   полуостров Керчь    
22. личная 29.05.43 Ю-88   Крымская - Киевская    
23. личная 31.05.43 Ме-109   Тамань    
24. личная 14.06.43 Ме-109   Крымская - Киевская    
25. личная 14.06.43 Ме-109   Крымская - Киевская    
26. личная 22.07.43 Ме-109   Крымская - Киевская    
27. личная 23.07.43 Ме-109   Крымская - Киевская    
28. личная 17.08.43 Ю-88   Изюм    
29. личная 22.08.43 Ме-109   Миус    
30. личная 23.08.43 Ю-87   Миус    
31. личная 19.09.43 Ю-88   южнее Мелитополя    
32. личная 21.09.43 Ю-87   Большой Токмак    
33. личная 21.09.43 Ю-87   Большой Токмак    
34. личная 21.09.43 Ю-88   Большой Токмак    
35. личная 21.09.43 Ю-88   Большой Токмак    
36. личная 07.10.43 Ю-88   Каховка    
37. личная 05.11.43 Ю-52   Черное море    
38. личная 06.11.43 Ю-52   Черное море    
39. личная 19.11.43 Ю-52   Черное море    
40. личная 28.11.43 Ю-87   Каховка    
41. личная 14.12.43 "Шторх"        
42. личная 16.07.44 Ю-87        
43. личная 16.07.44 Ю-87        
44. личная 14.01.45 Ю-87        



Знаменитая "Сотка" Александра Покрышкина, 1944 г.


(с) М. Жирохов



Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100