Реклама...

    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой ссср
   Покрышев Петр Афанасьевич
       
Годы жизни: 1914-1967

Петр Покрышев родился 24 Августа 1914 года в селе Голая Пристань, ныне гор. Голопристанский Херсонской обл, в семье крестьянина. Окончил школу ФЗУ. В 1934 году поступил в ВВС и закончил Одесскую школу пилотов, год спустя. Боевое крещение принял во время Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 гг.

18 Декабря 1939 года у Выборга финские истребители атаковали группу советских бомбардировщиков. Им на помощь вылетела эскадрилья 7-го ИАП КБФ. Не найдя противника, она занялась штурмовкой железнодорожных составов. Неожиданно в воздухе появились 3 финских "Фоккер Д-21". Лейтенант Покрышев первым заметил опасность и развернул свое звено навстречу противнику. После упорного боя ему удалось сбить ведущего финской группы. Бой проходил над территорией противника, который открыл по нашим самолетам сильный зенитный огонь. Один снаряд попал в машину Покрышева - она загорелась. Но летчик сумел посадить ее на лес и остался жив.

Упорный бой эскадрилья 7-го ИАП во главе с Ф.И.Шинкаренко провела с группой финских истребителей 23 Декабря. В этом бою Петр Покрышев добился новой победы. По одному самолету сбили также А.Д.Булаев, Г.П.Ларионов и другие летчики. Всего же противник потерял в этом бою 10 машин.

Петр Покрышев22 Июня 1941 года, Старший лейтенант Покрышев встретил в 154-м ИАП, расположенном под Ленинградом. Уже 25 Июня, на своем И-16, он одержал 1-ю победу в этой войне - сбил разведчик Ju.88. Две последующие победы были одержаны 29 Июня и 3 Июля 1941 года.

Лето и осень 1941 года были тяжелым временем для Советских ВВС. Под командованием Майора Йоханнеса Траутлофта, эскадра JG 54 "Gruneherz" - одна из лучших в Luftwaffe, вела тяжелейшие бои над Ленинградом. Но одно из Советских Истребительных подразделений - 39 ИАД, довольно успешно действовало даже против таких опытнейших немецких летчиков. В течение Августа 1941 года, 39-я ИАД претендовала на половину из 213 сбитых немецких самолетов в этом районе. Петр Покрышев содействовал этому - 4 личными победами. За успехи в течение первых, самых трудных месяцев войны, его назначили Комэском 154-го ИАП (Командир - Полковник Матвеев А.А.), одним из первых получивший по Ленд-Лизу Американские истребители Curtiss P-40 "Томахаук".

17 Декабря 1941 года, пять "Томахауков" P-40B под командой Покрышева вылетев на сопровождение группы транспортных самолетов, были атакованы девятью Bf.109F. В ходе боя, Покрышеву удалось сбить один самолет. Пилот немецкого истребителя (командир I-й Группы JG 54, хауптман Юлиус фон Селла) имел 15 побед, отметки о которых были нанесены на руле поворота его машины.

В течение зимы 1941 - 42 гг, "Томагавки" 154-го ИАП занимались прикрытием "Дороги жизни", связывающей Ленинград с Большой Землей. В течение 1942 года, полк получил новые P-40E "Warhawk". Одна из машин, с "Белым номером 50", досталась и Покрышеву. 24 и 25 Апреля 1942 года "uftwaffe предприняли массированные налеты 165 бомбардировщиков и истребителей прикрытия на гавани Кронштадта. Им противостояли пилоты 154-го ИАП. В напряженных воздушных боях за эти дни, было сбито и повреждено 35 немецких самолетов при потере 5 наших истребителей. Это поражение заставило Немецкое командование отказаться от дальнейших налетов на Кронштадт.

Петр Покрышев не только воевал, он экспериментировал, искал возможности повышения эффективности боевого применения истребителей, в частности пары. Так, Главный Маршал авиации А.Новиков, бывший в первые месяцы войны Командующим ВВС Ленинградского фронта, рассказывая о рождении нового боевого порядка истребителей, вспоминал:

"Первыми систематически применять боевой порядок "пары" стали Петр Покрышев и Андрей Чирков. Кстати, Покрышев предложил перейти на пару еще во время войны с Финляндией, доказывая преимущества пары перед звеном из 3-х самолетов. Но тогда этот вопрос повис в воздухе - переход к "паре" во многом менял тактику воздушного боя, требовал от ведущего и ведомого абсолютной синхронности и согласованности в действиях...".

Покрышев довел эти элементы до совершенства. Он был одним из первых, кто ратовал за широкое применение единой системы наведения и оповещения истребителей по радио: "...без твердой связи в парах и группах между собой и землей, нечего и думать о завоевании господства в воздухе..." Все о чем мечтал Петр Покрышев, уже вскоре было внедрено в боевую практику нашей истребительной авиации.

К Июлю 1942 года, Покрышев совершил 211 боевых вылетов, провел 38 боев и сбил 11 самолетов лично и 7 в группе. В течение лета и осени 1942 года, он удвоив свой счет, внес достойную лепту в деятельность полка, который в Ноябре 1942 года получил звание "Гвардейского" (29-й ГвИАП). Успехи Покрышева были впечатляющими: в течение 282 боевых вылетов до Февраля 1943 года, он провел около 50 воздушных боев, в которых сбил 29 самолетов противника (7 из них, в группе с другими пилотами).

10 Февраля 1943 года, ему было присвоено звание Героя Советского Союза за победы одержанные к Июлю 1942 года. Весной 1943 года, все P-40 были переданы в 196-й ИАП, а полк получил новые Як-7Б. 13 Июля 1943 года комэск 29-го ГвИАП Петр Покрышев сбил в районе Ленинграда Fw.190 из JG 54. Его пилотом оказался 32-летний оберфельдфебель Петер Бремер (имевший 40 побед), из штабного штаффеля, прозванный "лисом" за соответствующие качества характера. Он попал в плен, после вынужденной посадки на советской территории.

В Июне 1943 года, Петр Покрышев, теперь уже Майор, принял командование 159-м ИАП летающим на истребителях Ла-5. В этом полку он и закончил войну, заработав репутацию не только отличного пилота, но и грамотного руководителя. Примером проявления личного мужества, выдержки и самообладания в воздушном бою, мастерского владения маневром и огнем может служить следующий эпизод из боевой практики Покрышева.

Он летел принимать полк один, без прикрытия, и встретил звено вражеских бомбардировщиков. Стремительная атака - и "Хейнкель", объятый пламенем, пошел к земле. В это время со стороны солнца появилось 6 FW.190. Теперь Покрышев атакует истребители. И один из них разделяет участь бомбардировщика. Но к оставшейся пятерке подходит еще пара вражеских истребителей. И они все устремляются к самолету Покрышева. Связав их боем, летчик постепенно подвел "Фоккеры" к своему аэродрому, где по ним ударили зенитки. Сам же он благополучно приземлился.

6 Сентября 1943 года, во главе двух пар истребителей, Покрышев прикрывал наши наземные войска. В это время в небе появилось 12 "Юнкерсов" под прикрытием четверки Bf.109. Обманув вражеских истребителей, Покрышев атаковал бомбардировщики и сбил 2 "Юнкерса". Наша группа потерь не имела.

"Маневр и огонь ! - писали фронтовые газеты, - в этом сила Покрышева." Сам он называл маневр своей левой рукой, которой "хватал врага за горло", а огонь - правой, которой "насмерть пронзал его".

В своих последних 27 боях, Покрышев уничтожил еще 18 немецких самолетов. 24 Августа 1943 года он был представлен ко второй Золотой Звезде Героя Советского Союза за победы одержанные к Февралю 1943 года. Вскоре после этого, Петр Покрышев получил серьезную травму. В одном из учебных полетов на самолете УТИ-4 (двухместный вариант И-16) вместе с пилотом Кудрявцевым, двигатель неожиданно загорелся на высоте 400 метров. Они попытались дотянуть до аэродрома, но не сумели...

А.Яковлев передает П.Покрышеву новый истребитель

Но карьера Петра Покрышева на этом не закончилась. Авиационный конструктор Александр Яковлев, на присужденную ему премию, приобрел специально подготовленный Як-9 для травмированного Покрышева и, уже в Октябре 1943 года, торжественно вручил его отважному летчику (фото слева).

На этой машине Петр Афанасьевич провоевал до конца войны. Под его командованием, 159-й ИАП стал одним из лучших в наших ВВС. Среди его пилотов были такие известные Асы, как Владимир Серов (41 победа) и Петр Лихолетов (25 сбитых лично и 5 в группе). За активное участие в боях за Эстонию и освобождение ее столицы, 159-й ИАП получил наименование - Таллинский.

Петр Покрышев был награжден Орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Красной Звезды (дважды) и Отечественной Войны 1-й Степени. Войну закончил с 38 персональными и 8 групповыми победами (в т.ч. 2 сбитых в Финскую), одержанными в более чем 300 боевых вылетах и 77 воздушных боях.

Петр Покрышев оставался на службе и после окончания войны. В 1954 году он закончил Военную Академию Генерального Штаба. Затем, служил в войсках ПВО. С 1961 года Генерал - Майор Покрышев - в отставке. Работал Начальником Ленинградского Аэропорта. Был Депутатом Верховного Совета СССР 3-го созыва. Умер 22 Августа 1967 года. Похоронен в Голой Пристани.

Список известных побед аса

Дата тип сбитого Место Примечание
18.12.39 Фоккер Д-21    
23.12.39 вражеский истребитель    
29.06.41 He-111 ст. Черская в паре
03.07.41  Ju-88  Минино  
20.07.41 Bf-110  Красногвардейск  
17.12.41 Bf-109  Маяк (Ладожское оз.)  
17.02.42 "Хе-113"  Погостье - Бараки  
20.03.42 Bf-109 вост. Погостье В группе из 6 самолетов
22.03.42 Ju-88 Виняголово - Кондуя В группе из 6 самолетов
28.03.42 Bf-109 юго-вост. Дубовик  
01.04.42 Ju-88 вост. Кордыня В группе из 6 самолетов
01.04.42 Ju-88 вост. Кордыня  
01.04.42  Ju-88 сев.-вост. Кордыня В группе из 5 самолетов
04.04.42 Hs-126  юж. Малиновка В группе из 5 самолетов
05.04.42 Bf-109  Смердыня  
30.06.42 Bf-109  юго-зап. Волховстрой  
30.06.42  Bf-109 юго-зап. Морозово В группе из 5 самолетов
30.08.42 Bf-109 Куровицы - Вырица  
01.09.42 Bf-109 Шум - Войбакало  
02.09.42 Ju-88  Залесье - Хотовское  
02.09.42  Ju-88  Чернецкое - Твердово  
11.09.42 Bf-109 сев.-зап. Синявино  
11.09.42 Bf-109 сев.-зап. Синявино  
31.10.42 Bf-109   зап. Кобона  
09.11.42 Bf-109  юго-зап. ст. Новый Быт  
09.06.43  Fw-190 Тосно  
19.06.43 Ju-88 Ленинградская обл  
19.06.43 Fw-190  Ленинградская обл  



  • Як-7Б П.А.Покрышева, Ленинградский Фронт, 1943 г.



  • Уголок неба. 2009  (Страница:     Дата модификации: )


     

      Реклама:




                 Rambler's Top100 Rambler's Top100