Реклама...

    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой ссср
   Бикмухаметов Ибрагим Шагиахмедович
       

Ибрагим Бикмухаметов до войны работал в Казани на заводе синтетического каучука. Одновременно учился в городском аэроклубе Осоавиахима. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Здесь стал коммунистом. С первых дней - на фронте. Воевал отважно, самоотверженно. Об этом говорит и характеристика в личном деле: "Ибрагим Бикмухаметов - смелый, решительный летчик-истребитель. Дерзко вступает в бой с превосходящими силами противника, своим личным примером увлекает подчиненных", - писал о нем командир.


Вот, что вспоминает о нем полковник в отставке Н. Ильин: Рано утром 4 августа 1942 года шесть ЛаГГ-З нашего 5-го гвардейского истребительного авиаполка во главе с гвардии майором Григорием Онуфриенко вылетели на прикрытие наземных войск в районе Ржева. В составе группы был и командир звена гвардии старший лейтенант Ибрагим Бикмухаметов.

За линией фронта они встретили восемь "Мессершмиттов-109". Фашисты шли параллельным курсом. На левой стороне фюзеляжей их самолетов отчетливо видны выстроившиеся в ряд черные кресты, означавшие число сбитых самолетов, а также ядовито-желтые изображения змей - символа гитлеровских асов.

Завязался скоротечный воздушный бой. Он закончился победой наших летчиков: было уничтожено три вражеских самолета. Один сбил командир эскадрильи Григорий Онуфриенко. Два других - Ибрагим. Первый Ме-109 он атаковал на боевом развороте, полоснув по нему из пушки и двух пулеметов. Удар был точен. "Мессер" медленно опустил нос и под крутым углом пошел к земле. В азарте боя Бикмухаметов поздно заметил другого фашиста, который сверху зашел в хвост его самолета. Однако командир звена не растерялся. Энергично выполнил горку и с резким разворотом пошел на Ме-109. Враг не выдержал лобовой атаки, пытался отвернуть свою машину. Ему едва удалось избежать встречи с лопастями воздушного винта самолета Бикмухаметова. Но гвардеец изловчился и, резко довернув самолет, нанес сильный удар хвостом своего "мига" по крылу Ме-109. Тот свалился в штопор и скоро рухнул в чащу густого леса.
- Молодец, Ибрагим! - раздался голос Онуфриенко.
Бикмухаметов выровнял самолет. Мотор работал ровно. Попробовал ручку управления, она двигалась плавно. Тогда он осторожно, "блинчиком", развернул истребитель и взял курс на свой аэродром. Машину мотало из стороны в сторону. Она то входила в пикирование, то наоборот, задирала нос, а затем медленно сваливалась на крыло. Летчик всякий раз мастерски переводил ее в горизонтальный полет.

Когда на аэродроме, немного не дотянув до посадочного знака, самолет коснулся земли, к Ибрагиму подбежали друзья. Они окружили его плотным кольцом, засыпали вопросами. Затем стали внимательно рассматривать чудом уцелевшее после тарана хвостовое оперение самолета. В киле зиял огромный пролом, была срезана консольная часть стабилизатора, исковеркан лонжерон.

Это был одиннадцатый стервятник, сбитый отважным гвардейцем. К двум боевым орденам Ибрагима прибавился третий -- орден Красного Знамени. 


Стал командиром звена. Старший лейтенант Бикмухаметов погиб 16 декабря 1942 года. В районе деревни Верхний Мамон Воронежской области его Ла-5 был тяжело поврежден и во время аварийной посадки самолет перевернулся, похоронив пилота.

 


(с) М.Жирохов, 2005



Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100