Уголок неба ¦ Губенко Антон Алексеевич

Реклама...

    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой ссср
   Губенко Антон Алексеевич
       
Годы жизни: 1908-1939

Антон Губенко родился 12 февраля 1908 г. в селе Чичерино, ныне Волновахского района Донецкой области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ в Мариуполе. Сменил несколько профессий, пока в мае 1927 года не был призван в ряды Советской Армии и год спустя окончил Военно - теоретическую школу лётчиков в Ленинграде, а в 1929 году - 1-ю Качинскую военную авиационную школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова. После окончания был распределен служить на Дальний Восток. Тут он последовательно был младшим и старшим лётчиком, командиром звена.

В апреле 1934 года старший лейтенант Губенко был назначен командиром отряда 116-й истребительной авиационной эскадрильи Московского военного округа. Вскоре он стал инструктором по технике пилотирования бригады.  

Летом 1935 года его назначили ведущим лётчиком по проведению войсковых испытаний истребителя И-16. На заключительном этапе испытаний Губенко выполнил полёт на определение предельных перегрузок. Вечером накануне последнего испытательного полета к летчику Губенко зашел Валерий Чкалов.  
- Волнуешься, Антон?  
- Машина хорошая. И в себе я уверен. А думаю только о том, чтобы не подвела какая-либо случайность.  
- Если уверен в машине и в себе, случайности исключены.  
- Значит, все будет в порядке.  

Трудный полет прошел успешно. Испытания были закончены на полтора месяца раньше срока, за что его наградили орденом Ленина. Всего же А.А.Губенко на тот момент освоил 12 типов самолётов.  

Однажды Губенко стал свидетелем одной аварии: во время проведения полётов молодой лётчик при взлёте не заметил находящийся впереди самолёт и изрубил его хвост винтом. При этом самолёт виновника остался цел. Этот случай навёл Губенко на мысль применить это при крайней необходимости в бою.  

С марта по август 1938 года, в составе группы добровольцев, он выполнял задания правительства в Китае. Служил в Наньчакской истребительной группе под командованием подполковника А. С. Благовещенского. Крепыш, с приятным, серьезным лицом, спокойный, рассудительный, с быстрой реакцией, способный моментально оценить воздушную обстановку и принять нужное решение, виртуоз воздушного пилотажа - таким он запомнился товарищам по оружию.

Одержал несколько побед. Так, 29 апреля 1938 года в воздушном бою Губенко заметил, как японский истребитель преследует подбитый самолёт старшего лейтенанта Григория Кравченко. Несмотря на то, что боеприпасы к этому времени у него кончились, Губенко пошёл в атаку и отогнал японца. После этого сопровождал самолёт Кравченко до места вынужденной посадки.  

31 мая 1938 года старший лейтенант Губенко вылетел на И-16 в составе группы на перехват японских самолётов из 18 бомбардировщиков и 36 истребителей, приближающихся к городу Ханькоу. На подступах к городу завязался воздушный бой. В конце боя, когда Губенко уже израсходовал все боеприпасы, он заметил отставший истребитель A5M2 и решил привести его на свой аэродром. Подойдя к противнику вплотную, он знаками предложил ему садиться. Японец попытался оторваться переворотом через левое крыло. Губенко догнал его и повторил своё требование. Видимо японец догадался, что у советского лётчика нет патронов, и спокойно повернул в свою сторону.  

Тогда Губенко решил сбить его таранным ударом. Он подошёл к самолёту противника вплотную и винтом ударил снизу по элерону левого крыла. По послеполетным докладам A5M2 потерял управление и упал на землю, что вскоре было подтверждено китайским командованием. Губенко благополучно приземлился на своём аэродроме. За этот бой он был награждён Золотым орденом Китайской республики.

Справедливости ради необходимо отметить, что якобы "сбитый" Антоном Губенко японец уцелел - летчик Касимура сумел привести свой А5М на аэродром, хотя треть его левой консоли и была отрублена.  

26 июня 1938 года, отражая налёт японской авиации на Ханькоу, Губенко вступил в бой с истребителями сопровождения и был сбит. Приземлился на парашюте возле своего аэродрома. В Китае он воевал до августа 1938 года и всего, в 7 воздушных боях, уничтожил 7 японских самолётов.

После возвращения на Родину Антон Губенко начал готовиться к поступлению в Военно-Воздушную Академию.  

В этот период Губенко предложил маневр на повторные атаки выполнять не в горизонтальной, а в вертикальной плоскости на предельно малой высоте, что позволит сократить временный интервал между ударами до минимума.  

Прежде чем рекомендовать это летному составу, полковник решил лично убедиться, насколько эффективен и сложен маневр. Бывший тогда руководителем полетами летчик-истребитель Н. И. Алабин вспоминает: "Полковник Губенко, сделав над аэродромом небольшой круг, вышел на боевой курс. Летчик изумил нас точностью и беспримерной дерзостью, па протяжении полета держал всех в крайнем напряжении. Истребитель, устремленный на мишень, в крутом пикировании несется к земле так близко, что захватывает дух.  

Мгновение - и у стволов пулеметов вспыхивают ярко-красные языки мечущегося пламени. Трассирующие пули мерцают в сером небе огненным пунктиром. Дробно гремят пулеметные очереди. Лишь у самой земли самолет выходит из пикирования, на бреющем полете с ревом проносится мимо нас и тут же вихрем взмывает вверх. В перевернутом полете вплотную прижимается к облакам, словно утюжит их. Прошло всего несколько секунд, и истребитель вновь атакует цель. Снова гремят пулеметные очереди. Под проливным дождем пуль вскипает промерзшая земля.  

Неожиданно обвислая седая прядь облака накрыла самолет, и он исчез в серой мгле. Не дойдя до расчетной точки, истребитель вынырнул из облаков и тут же в третий раз ринулся вниз на штурм цели. Однако мишень оказалась позади. Губенко отклонил самолет. Отыскал цель. Пулеметы выбросили стайку пуль. В следующее мгновение краснозвездный самолет, круто выгибая глиссаду полета, рванулся из пикирования, вышел в горизонтальное положение, но, проседая, с большой скоростью ударился о землю, подпрыгнул и взорвался..."  

Так ценой своей жизни летчик Губенко подтвердил правильность предложенного им маневра выполнять повторные атаки не в горизонтальной, а вертикальной плоскости на предельно малой высоте.

Его опыт сослужил нашим летчикам добрую службу во время Великой Отечественной войны.  

За период службы Антон Губенко был награжден Орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени, китайским Золотым орденом.  

 

И-16 тип 5, предположительно А. Губенко, 1938 г.



(с) М.Жирохов, 2003-09-06  



Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100