Уголок неба ¦ Федосеев Михаил Андреевич

Реклама...

    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой ссср
   Федосеев Михаил Андреевич
       
Годы жизни: 1912-1942

Михаил Андреевич Федосеев родился в Казани 20 сентября 1912 года. Подобно большинству своих сверстников, он рано начал трудовую жизнь. Михаилу довелось поработать на нижегородском судостроительном заводе "Красное Сормово", на лесозаготовках и на строительстве химкомбината в Пермской области.

Карьера рабочего была прервана лозунгом 30-х годов "Комсомольцы - на самолет". По комсомольской путевке Федосеев отправился в Оренбургскую военную школу летчиков. Успешно пройдя обучение, он до лета 1938 года служил инструктором в Борисоглебской школе летчиков, а затем - в 4-й эскадрилье 56-й истребительной авиабригады Киевского военного округа.
Тем временем в Европе уже становилось "жарко" - в огне гражданской войны полыхала Испания. В этой войне Советский Союз выступил на стороне законного республиканского правительства. В Испанию направлялись советские военные советники, летчики, танкисты. Но обстановка на фронтах складывалась не в пользу республиканцев. Антиправительственные повстанцы под руководством Франсиско Франко, получавшие обильную военную помощь от Гитлера и Муссолини, владели стратегической инициативой как на земле, так и в воздухе.

Документы скупо констатируют: "Со второй половины 1937г. обстановка в воздухе стала резко меняться не в пользу республиканцев". Потери были весьма велики. Прибывшая в начале апреля 1938 года в Испанию очередная группа из сорока двух советских летчиков-истребителей всего за 23 летных дня в период с 10 апреля по 23 мая 1938 г. потеряла выбывшими из строя по различным причинам 25 человек. Из них четверо погибли в боях, один - в тренировочном полете, двое пропали без вести, 10 были ранены, двое заболели и еще шестерых пришлось отчислить, как непригодных к боевой работе на фронте.

Для поправки положения из Союза спешно прислали новую группу из 34 истребителей. На этот раз руководство ВВС отнеслось к подбору пилотов более тщательно. В состав труппы вошли опытные строевые летчики и шестеро инструкторов из 8-й школы пилотов, расположенной в Одессе, чей уровень летной подготовки был значительно выше чем у большинства других советских пилотов. 20 июня 1938 года эта группа, в состав которой вошел и лейтенант Михаил Федосеев, прибыла в Испанию.

К тому моменту обстановка в небе над фронтом для республиканцев еще более ухудшилась. Авиация франкистов продолжала увеличивать свою мощь. В частности, в составе пресловутого "Легиона Кондор" появилась еще одна, третья эскадрилья "Мессершмиттов" - наиболее грозного противника республиканской авиации.

Неблагоприятное для республиканцев соотношение сил могла исправить очередная партия из 90 истребителей И:16, прибывшая в Каталонию в первых числах августа. Однако, судя по архивным документам, все прибывшие самолеты имели множество дефектов, главный из которых - ненадежность двигателей. Документ, названный "Боевое использование ВВС в последний период войны в Испании" и составленный в штабе ВВС РККА в 1939 году, констатирует: "В августе - сентябре 1938 г. имело место много аварий новых моторов. Летчики стали бояться летать на самолетах с этими моторами. В каждом полете в бою сдавали моторы, но заменить плохие моторы было нечем. Летчики очень тяжело переживали это, ибо знали, что некоторые из их товарищей погибли в боях, по предположениям, только из-за сдачи мотора в бою".
Все эти причины вызывали упадок духа у многих испанских республиканских летчиков: советник А.П. Андреев так характеризовал сложившуюся обстановку: "На фронте Эбро имели место случаи ухода истребительных эскадрилий с фронта раньше положенного срока, патрулирование на большом расстоянии от передней линии фронта и боязнь друзей (испанцев - прим. авт.) перед полетами над фронтом и территорией, насыщенной зенитным огнем. Имел даже место случай, когда, увидев количественное превосходство фашистов, две эскадрильи "И-16" ушли с фронта, оставив на фронте одну нашу эскадрилью в невыгодном положении".

Основная нагрузка в такой ситуации выпадала на наших ребят, которые, несмотря ни на что, до конца исполняли свой интернациональный и воинский долг. Основное время группой руководил летчик-инструктор Сергей Иванович Грицевец, впоследствии ставший одним из первых дважды Героев Советского Союза и так нелепо погибший в авиакатастрофе в сентябре 1939 года.

В период с 25 июля по 15 ноября 1938 г. излучина реки Эбро стала главной ареной боевых действий испанской гражданской войны. Республиканцы, форсировав реку, перешли в наступление, но были остановлены и в конечном итоге под воздействием контрударов были вынуждены вернуться на исходные позиции.

В этом сражении и пришлось принимать участие последней группе советских добровольцев. С 4 июля новички стали постепенно втягиваться в боевую работу. 13 июля восемь летчиков из новой группы, в том числе и М.Федосеев, впервые участвовали в воздушном бою. Прикрывая свои бомбардировщики, советские пилоты, без потерь, записали на свой счет два сбитых итальянских истребителя "Фиат" CR.32. В дальнейшем испанский опыт, полученный Михаилом в прикрытии своих самолетов, спасет жизнь еще многим экипажам, ну а пока предстояли упорные бои.

Испытания, выпавшие на долю этой группы советских добровольцев, превосходили все, что было испытано нашими летчиками в Испании раньше. В течение трех месяцев почти ежедневных воздушных схваток, с 4 июля по 5 октября, летчики группы записали на свой счет 80 побед. Наибольших успехов добились Грицевец и Федосеев, проведшие в Испании соответственно 42 и 40 воздушных боев, в которых лично сбили шесть и пять вражеских самолетов.

Но и потери были весьма велики: к концу сентября в строю оставались только 14 человек. 9 летчиков погибли, еще 11 выбыли из строя по ранениям и болезням. Зато "выкристаллизовавшиеся" в ходе боев пилоты, обрели бесценный опыт и навыки воздушных бойцов. К концу своей "командировки" они почти перестали нести потери, при этом продолжая наносить противнику серьезный урон. Так, 4 октября пятеро наших летчиков (С.Грицевец, М.Федосеев, Н.Герасимов, И.Свергун и М.Онищенко) "не дойдя до Эбро, завязали бой с ЮюМ./Шмидтами ("Мессершмиттами", - прим. ред.), бой длился 45 минут, в результате боя сбит 1 (один) М/Шмидт, с нашей стороны потерь не имеется. Задание выполнено".

Немецкий летчик выпрыгнул с парашютом и был взят в плен. Сбитым оказался не кто иной, как сам Отто Бертрам - командир эскадрильи, один из наиболее опытных и результативных асов Легиона "Кондор", имевший на счету 8 побед.

23 сентября 1938 г. на сессии совета Лиги Наций премьер-министр Испании Хуан Негрин объявил об одностороннем выводе из Испании всех республиканских бойцов, не имеющих испанского гражданства, после чего большинство "интербригадовцев" покинули страну. Республиканцы напрасно надеялись, что после этого жеста доброй воли немецкие и итальянские войска тоже прекратят свое участие в войне на стороне франкистов.

Лишь группе советских истребителей испанцы попросили продлить срок спецкомандировки. Однако с такой постановкой вопроса советское руководство не согласилось. Видя, что война в Испании фактически уже проиграна, оно стремилось спасти ценные летные кадры.

5 октября 1938 года в 7:40 утра семеро советских пилотов, вылетев по тревоге, перехватили вражеские бомбардировщики и вынудили их сбросить бомбы мимо цели. Вернувшись в 9:05 на аэродром, пятеро пилотов во главе с Федосеевым уже через 15 минут вновь взлетели по тревоге, но на этот раз противника обнаружить не удалось. В 9:50 самолеты вернулись на аэродром. Это был последний вылет советских летчиков-истребителей в небе Испании. Вскоре они уже плыли на пароходе, увозящем их на родину.

О том, насколько вольготно почувствовали себя вражеские летчики после отбытия наших истребителей, можно судить по воздушному бою, произошедшему спустя пять дней -10 октября 1938 года.

В тот день шестерка СБ с советскими экипажами вылетела на бомбардировку войск противника. На подходе к аэродрому истребителей прикрытия у одного СБ из ведущего звена сдал мотор, бомбардировщик развернулся на обратный курс, а его место занял самолет из ведомого звена.

На прикрытие взлетело 24 И-16 с испанскими летчиками, и группа пошла к линии фронта. Однако там республиканцев уже ждали. На фоне большого облака экипажи бомбардировщиков заметили шесть "Мессершмиттов" (правда, один из наших авиаторов заявил, что было только 4 вражеских самолета), которые атаковали и связали боем истребители прикрытия. К цели бомбардировщикам пришлось идти одним. В результате уже на боевом курсе, открыв бомболюки, СБ подверглись внезапной атаке пары Ме-109, выскочившей из-за облака.

С ходу атаковав ведущее звено, сбив один бомбардировщик и сильно повредив два других, немцы развернулись и атаковали замыкающую пару. Во время второй атаки стрелкам СБ удалось повредить самолет одного из нападавших. "Мессерш-митт" вышел из боя и произвел аварийную посадку на своей территории. Напарник немца также прекратил бой и прикрыл возвращение подбитого самолета.

В сбитом СБ погиб стрелок Захар Скутов (последний павший в Испании советский доброволец). Два других члена экипажа спаслись на парашютах. Два СБ не из-за полученных повреждений не смогли долететь до своего аэродрома и сели на площадках истребителей. Еще один тяжело поврежденный бомбардировщик, с застрявшей в бомболюке бомбой, сумел-таки вернуться на свой аэродром. При посадке этот самолет загорелся, на пробеге его развернуло, шасси подломилось, а бомба сорвалась с замков. К счастью, взрыва не последовало, но бомбардировщик пришлось списать. Три человека из состава экипажей СБ были ранены.

Тем временем, в бою между истребителями Вернер Мёльдерс, руководивший шестеркой "Мессершмиттов", подбил один И-16. Раненому республиканскому пилоту с трудом удалось сесть на вынужденную вне аэродрома. Не сложно догадаться, что после столь неудачного вылета наши летчики-бомбардировщики больше в боях уже не участвовали и вскоре тоже отправились на родину.

В начале следующего, 1939 года состоялось награждение авиаторов, принимавших участие в заключительной фазе боев и Испании. Троим пилотам С.И.Грицевцу, Н.С. Герасимову и П.Т.Коробкову присвоили звание Героев Советского Союза. Интересно, что, согласно сохранившимся в архиве отчетам пилотов, наивысшую оценку своих товарищей получили только двое пилотов - Грицевец и Федосеев. Однако Михаил Федосеев почему-то не получил звезду Героя, а был удостоен ордена Ленина (для своего времени высокой, но не очень любимой военными награды, поскольку этот же орден вручался и передовикам социалистического строительства, то есть - не за боевые заслуги).

После возвращения из Испании теперь уже капитан Федосеев командует 6-й отдельной истребительной эскадрильей, затем - 88-м истребительным полком, а в апреле 1941 года принимает формируемый 247-й истребительный полк. Полк базировался на аэродроме Черновцы (Черновицы) и входил в состав 64-й смешанной авиадивизии Киевского особого военного округа.

В конце мая 1941 года полк начал переучивание на новый тип истребителей, но "Ввиду отсутствия матчасти - самолетов МиГ-3 - полк переучивание не закончил и с 22 июня 1941 г полк, вооруженный самолетами И-153 принял непосредственное участие в Отечественной войне".

Относительно участия полка в боях первых дней войны точных данных найти пока не удалось. Часть источников вообще не упоминает 247-й полк как боевую единицу. Однако встречается информация, что полк в первый день войны потерял 42 самолета. Столь большие потери представляются маловероятными. Гитлеровская авиация в первую очередь наносила удары по тем аэродромам, где имелась новая авиатехника, а аэродромы, где базировались самолеты старых типов (в том числе И-153), часто просто игнорировались. В статье известного военного историка Д.Б.Хазанова на приведенной карте дислокации приграничной группировки ВВС СССР аэродром Черновцы отмечен как не подвергшийся воздушным атакам 22.06.41, потери же указанного числа самолетов в воздушных боях за один день выглядят просто фантастическими.

В любом случае полковые документы так подвели итог происшедших в тот период событий: "Из-за отсутствия должного руководства боевыми действиями свыше, внезапности вероломного нападения немецко-фашистских войск и невысокого качества материальной части полк, самостоятельно отражая налеты вражеской авиации, к 5.7.1941 г. потерял значительную часть своих самолетов. Передав оставшиеся самолеты другим частям ВВС Киевского округа, личный состав был собран и отправлен для переучивания и получения новой материальной части на тыловой аэродром ст. Сейм МВО".

Успехи полка в первые дни войны выразились, по всей видимости, только в четырех сбитых самолетах: "В июле месяце на Юго-Западном направлении в р-не ЗАЛЕЩИК, майор ФЕДОСЕЕВ сбил два самолета противника Ю-88. Лейтенант Адольф сбил один Ю-88 и один ME-109".
Переучивание прошло в сжатые сроки и уже 2 сентября полк, войдя в состав ВВС 51 -и армии, действовавшей на южном участке советско-германского фронта, перебазировался на аэродром Новониколаевка. В состав полка на тот момент входило 18 самолетов ЛаГГ-3 и 19 летчиков, из которых только трое были уже "понюхавшими пороху". 4сентября полк совершает первые боевые вылеты, а через день перебазируется на крымский аэродром Джанкой.

Осенью 1941 года за Крым разгорелись тяжелые бои, как на земле так и в воздухе. Командир действовавших на этом направлении немецких войск фельдмаршал Манштейн так описывал происходящее: "Господство же в воздухе принадлежало советской авиации. Советские бомбардировщики и истребители непрерывно атаковали всякую обнаруженную цель. Не только пехота на переднем крае и батареи должны были окапываться, нужно было отрывать окопы и для каждой повозки и лошади в тыловой зоне, чтобы укрыть их от авиации противника. Дело доходило до того, что зенитные батареи не решались уже открывать огня, чтобы не быть сразу же подавленными воздушным налетом. Только когда армии был подчинен Мёль-дерс с его истребительной эскадрой, ему удалось очистить небо, по крайней мере, в дневное время. Ночью и он не мог воспрепятствовать воздушным налетам противника".

В дополнение к имевшимся на этом направлении двум группам 77-й истребительной эскадры Люфтваффе, немцы перебросили еще три группы из других эскадр. Надо отметить, что история "замкнула круг": также, как и затри года до этих событий, в одном небе встретились "старые знакомые" Михаил Федосеев и Вернер Мёльдерс, воевавшие друг против друга еще в Испании. Только к этому моменту, немец, сделав блестящую карьеру и первым в истории авиации достигнув отметки в 100 побед, занимал должность генерал-инспектора истребительной авиации.

Положение советских ВВС осложнялось нехваткой современной техники - в бой кроме И-16, И-153 пошли такие "древние" истребители как И-5 и даже поставленные на колеса корабельные разведчики КОР-1. ЛаГГ-3 на фоне более старых машин считался современным типом, однако и он не отвечал требованиям времени. С характерным черным юмором летчики расшифровывали его название как "лакированный гарантированный гроб".

Потери нашей авиации были значительны. Заместитель командующего 51-й армии П.И.Батов в своих мемуарах так характеризовал сложившуюся на тот момент обстановку: "Под сильным давлением с воздуха мы особенно остро ощущали в те дни слабость нашего авиационного прикрытия. Меньше всего хочу укорять в этом наших героических летчиков. Они сделали все, что могли для помощи сухопутным войскам, но им пришлось драться с врагом в исключительно трудных условиях. Им было не легче, чем нам на земле.

Количественное соотношение нашей и немецкой авиации на крымском направлении составляло один к шести, а иногда и один к десяти". Надо заметить, что в количественном отношении оценки генерала Батова, безусловно, завышены, но вот что касается качества авиатехники, тут превосходство Люфтваффе не вызывает сомнений.

В конечном итоге советским войскам не удалось задержать противника и к середине ноября они вынуждены были покинуть полуостров. Исключение составил лишь Севастополь, продержавшийся в осаде 250 дней. Вынужден был покинуть территорию Крыма и 247-й полк, 9 ноября перебазировавшийся из Керчи в станицу Киевская.

Основной задачей, выпавшей полку майора Федосеева, стало прикрытие наземных войск и сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков. Главое в таких заданиях - не допустить потерь у тех, кого прикрываешь. О том, как немцы умели действовать, если истребительное прикрытие не справлялось со своей миссией, было уже рассказано выше.

Но 247-й полк эту задачу решал достойно. В выводах, сделанных в конце 1941 года по полку, указывалось: "все задания на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков выполнялись без единой их потери, за исключением одного самолета Ил-2, которого подбили на нашей территории в момент, когда наши истребители отвалили на свой аэродром после сопровождения".

Причину этих весьма успешных действий можно найти также среди выводов, сделанных по полку за период крымских боев: "В целях подготовки молодого летного состава к боевой работе все было сделано для того, чтобы иметь наименьшие потери, как то: детально проработаны методы и тактика ведения воздушного боя с истребителями и бомбардировщиками противника, изучены летно-тактические свойства его авиации, а также проработано, исходя из последних опытов боевой работы, применение истребительной авиации и ее тактики в воздушном бою, при штурмовых, разведывательных полетах и полетах на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков".
Кроме того, "Молодой летный состав вводился в боевую работу постепенно с опытными в боевом отношении и крепкими в технике пилотирования командирами". Также в  документах отмечена хорошая маскировка самолетов(противниктак и не смог обнаружить аэродром базирования) и "исключительное внимание" при работе с радиосвязью. Несомненно, большую роль в достижении этих успехов сыграл испанский опыт командира полка Михаила Федосеева.

К сожалению, без потерь все же не обходилось, однако они были меньше, чем в других фронтовых частях. Многие авиаполки, понеся тяжелый урон,отводились в тыл на переформирование, передавая в полк Федосеева оставшиеся самолеты и летчиков. Таким образом, 5 октября полк пополнился восемью пилотами и восемью ЛаГГ-3 из 253-го иап, а 4 декабря - четырьмя пилотами и шестью Як-1 из 13-го иап. В 1941 году в Крыму полк безвозвратно потерял семерых пилотов: двоих в воздушных боях, двое сбиты огнем с земли и трое не вернулись с задания (пропали без вести), а также 20 ЛаГГ-3 (все - по боевым причинам).

Начало 1942 года полк встретил, имея в своем составе 12 летчиков, шесть ЛаГГ-3 и шесть Як-1. К этому времени в результате Керченско-Феодосийской десантной операции (25. 12.1941 г.-2.01.1942 г.) советские войска освободили Керченский полуостров. В результате 247-й полк 31 декабря вновь вернулся на аэродром Багерово под Керчью, на котором базировался до 13 марта 1942 года.

Подготовился к новым боям и противник. С 1942 года наши летчики перестали встречать в небе Крыма "Мессершмитты" ранней модификации "Е", на смену которым пришли более совершенные машины серии "F".

Но повышение качественного уровня вражеской авиации оказалось не единственной трудностью. Не все ладно было и с организацией боевого применения советской авиации вышестоящими штабами. Так, ветеран полка Герой Советского Союза Василий Михайлович Шевчук вспоминал в своих мемуарах: "Зго хорошо, когда мы прикрываем войска. Невыносимо тяжело летчикам ощущать свою беспомощность: так было в трудные дни прошлогоднего ноябрьского отступления с полуострова и во время десантной наступательной операции, когда даже малочисленные силы авиации 51-й армии не использовались в полную силу".

С 6 по 24 января в полк вошли четыре эскадрильи из других частей, в общей сложности 29 летчиков и 27 Як-1. Времени на полноценное введение в строй пополнения, видимо, не было, и полк в тяжелых январских боях понес серьезные потери: семь самолетов и четверых летчиков. Но, уже начиная со следующего месяца баланс вновь стал выправляться.

Основная задача полка оставалось прежней - прикрытие и сопровождение. Судя по имеющимся данным, полк продолжал также успешно выполнять эти задания. Тем временем, начиная с февраля, пополнение в полк стало поступать все реже. К тому же практически все попадавшие в полк машины были не новые, а уже в той или иной степени изношенные, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, к концу января в составе 247-го иап было 33 пилота, но всего 23 истребителя (22 Як-1 и один ЛаГГ-3), а также связной У-2. В дальнейшем число самолетов еще более сократилось.

Трагическая развязка в судьбе командира полка наступила во второй половине марта. Вновь обратимся к мемуарам В.М.Шевчука:

"В тот день майор Федосеев поднял в воздух почти все свои наличные силы: две пары истребителей. Командиром группы и ведущим первой пары был Степан Карнач, ведомым - Алексей Шмырев. Вторую вел я. После взлета Алексей Шмырев стал отставать. Передал, что не убирается правая нога шасси. Вскоре он возвратился на аэродром. В это время на нас навалилась шестерка "мессеров". Завязался упорный бой. Майор Федосеев по радиопереговорам сразу понял, что нам тяжело. Как только Шмырев приземлился, командир полка вскочил в кабину истребителя и пошел в воздух. Он был уверен, что с его опытом и мастерством можно вести бой даже на неисправной машине.

Нам он помог. Пара "Мессершмиттов" бросилась в его сторону. Тогда Степан Карнач, которого мы прикрывали с Виктором Головко, меткой очередью свалил одного фашиста. Теперь ясно - нужно выручать командира, но сразу из боя выйти невозможно. Тут подбили и мой самолет. Очередь попала в мотор, перебила маслопроводы. Горячее масло заливало фонарь, прорывалось в кабину, обжигало лицо, руки. Мотор заклинило. Пришлось идти на вынужденную посадку. Посадил самолет на своей территории, но, .совсем рядом с передним краем. Бойцы из окопов криком предупредили, чтобы не выходил из кабины. Оказалось, что я - на минном поле и только чудом не подорвался. Вскоре подошли саперы и сделали проход, по которому вывели меня, а потом, под прикрытием темноты, вывезли самолет.

Но минное поле, возможность подрыва, обстрел вражеской артиллерии - все это было не самым страшным. Трагическое произошло на моих глазах. На помощь фашистам подошли еще восемь Me-109. И как ни старался Степан Карнач подтянуть карусель боя, в которой они крутились с Головко и Федосеевым, ближе к командиру, силы были слишком неравными. Не раз истребитель нашего командира уходил из-под удара противника, больше того, он сам старался атаковать и был близок к тому, чтобы настичь врага. Но вот несколько очередей "мессеров" прошили фюзеляж и плоскости его машины. Мотор задымил. Самолет терял управление. Однако пока летчик был жив, он сражался. Сражался до последней возможности.

Много раз у человека на войне бывают трудные минуты. И самым тяжелым мне кажется момент, когда ты ничем не можешь помочь товарищу в смертельной схватке. Бессильно сжатые кулаки, стиснутые зубы и одна мысль: "Прыгай! Прыгай!..."

Большие потери понес полк сначала войны. Но это была невосполнимая утрата. Не каждый командир в неразберихе первых военных дней, в трудный период отступления сумел организовать боевые действия полка так, как сделал это майор Федосеев. За личное мужество и отвагу, за умелое руководство полком Михаил Андреевич Федосеев посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза".

Однако согласно документам происходило все немного не так:

Оперативная сводка № 81. Штаб ИГ ВВС Крымфронта, Огуз-Тобе к 18.00 22.03.42:

"247 ИАП. В р-не ВЛАДИСЛАВОВКА вел воздушный бой 5 Як-1 с 7 Ме-109. В результате боя сбит 1 Ме-109 л-том КАРНАЧ. 1 с-т Ме-109 подбит л-ком ШЕВЧУК, с-т Ме-109 пошел со снижением. Л-т ШЕВЧУК на с-те Як-1 подбит, произвел вынужденную посадку в р-не АК-МАНАЙ. С-т подломан, л-к здоров.

Один с-т Як-1 к-р 247 ИАП м-р ФЕДОСЕЕВ в 17.15 вылетевший на опробование работы мотора, по докладу постов ПВО принял участие в воздушном бою, который проходил между 5 И-153 и 3 Ме-109. В результате боя с-т Як-1 был подожжен одним Ме-109 и горящим упал на территории противника 1,5 км юго-западнее КОРПЕЧЬ."
 

Как это ни удивительно, но Михаил Федосеев при жизни так и не удостоился никакой награды за боевые успехи в Великой Отечественной войне. Согласно приказу Народного Комиссара Обороны "0299 от 19.08.1941 г. летчик-истребитель за 10 сбитых самолетов противника представляется к званию Героя Советского Союза. Федосеев перевыполнил эту норму вдвое (не считая пяти самолетов, сбитых в Испании), но высшая награда была присвоена ему только указом от 6 июня 1942г. -посмертно.

А 247-й полк продолжил участие в войне. С 1 сентября 1941 года по 1 сентября 1943-го летчики выполнили 6508 боевых вылетов, и в 1436 воздушных боях сбили 187 самолетов противника. Собственные боевые безвозвратные потери за этот период составили 34 пилота, 22 ЛаГГ-3 и 46 Як-1.

За достигнутые успехи 6 февраля 1944 года полк был преобразован в 156-й гвардейский.
 


Список побед Михаила Федосеева

N Дата Время Место Сбитый
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
июль 1941
июль 1941
12.09.1941
18.09.1941
18.09.1941
21.09.1941
24.09.1941
26.09.1941
27.09.1941
28.09.1941
29.09.1941
29.09.1941
19.10.1941
19.10.1941
14.01.1942
15.01.1942
09.02.1942
21.02.1942
14.03.1942
15.03.1942


17:45-19:05
13:20-14:35
13:20-14:35
15:30-17:17
7:35-8:50
15:05-15:45
11:48-12:40
7:25-8:05
11:55-12:55
16:25-17:15
16:25-17:15
12:30-13:40
12:10-13:30
16:35-17:52
12:28-13:56
17:00-18:15

Залещик (Юго-Западный фронт)
Залещик( Юго-Западный фронт)
Григорьевка
поселок Октябрь
поселок Октябрь
Хлебодаровка
Ишунь(Юшунь)

Ишунь
АсканияНова
Червоный Чабан
Константинове
Перекоп
Воронцовка
Кулеча Мечето (?)
Феодосия
Казантип
Владиславовка
Арибат
ОузТобе
Ю-88
Ю-88
Ю-88
Me- 109
Me- 109
Ме-109(Ме-110)
Ю-88
Ю-88
Хе-111
Me- 109
Ме-109
Ме-109
Ме-109
Ю-88
Хе-113*
Хе-111
Ю-88
Ме-109
Ме-109
Хе-111

       *   Так в тексте, возможно, Me-109F
 


 


Авиамастер. Сергей Абросов. Судьба "испанца".



Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100