Реклама...

    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой ссср
   Бринько Петр Антонович
       
Годы жизни: 1915-1941

Имя Петра Бринько стоит в одном ряду с именами прославленных Асов Второй Мировой войны. К 14 Сентября 1941 года на его личном счету было 15 сбитых самолетов противника, причем два из них - тараном. И это всего лишь за 2,5 месяца с начала войны.

Петр Бринько родился 17 Сентября 1915 года в пос. Мандрыкино, ныне в черте гор. Донецка, в семье рабочего. Окончил 10 классов и Аэроклуб в Запорожье. В ВМФ с 1935 года. Окончил Ейскую школу морских летчиков. Участник боев с японцами у озера Хасан в 1938 году и реке Халкин - Гол летом 1939 года, Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С первых дней Великой Отечественной войны на фронте. Воевал в составе 13-го ИАП ВВС БФ, под командованием Героя Советского Союза Майора Романенко. Защищал небо Ленинграда, Таллина. Оборонял полуостров Ханко. Тогда то и раскрылся в полной мере боевой характер этого человека.

3 Июля 1941 года два вражеских истребителя неожиданно напали на аэродром. Бринько сумел под огнем поднять свою машину в воздух и набрать высоту. Тут же, над аэродромом, он сбил один из вражеских самолетов. Через день он уничтожил "юнкерс". Вражеские бомбардировщики приблизились в этот раз к аэродрому, используя низкую облачность. Считанные секунды - и самолет Бринько взмыл в воздух. Он дерзко атаковал противника, и вскоре один из самолетов упал на землю.

8 Июля, возвращаясь на аэродром после штурмовки вражеских войск, Бринько встретил и атаковал вражеский бомбардировщик незнакомой конструкции. Моторные гондолы придавали ему вид Ju.88, а двухкилевой хвост - Bf.110. Петр Бринько со второй атаки сбил этот воздушный гибрид, и тот плюхнулся в воду. Летчики погибли. Затонувший самолет был извлечен из воды и установлен на центральной площади Ханко. Как потом выяснилось, это был разведчик Ju.86.

24 Июля 1941 года в воздушном бою на дальних подступах к Ленинграду ( в районе полуострова Лагсберг ) Петр Бринько, исчерпав боеприпасы, таранным ударом сбил вражеский самолет Bf.110. Товарищи восхищались храбростью и боевым умением Петра, учились у него летному мастерству. Таким же отважным и умелым пилотом был и его боевой товарищ - ведущий пары Алексей Антоненко, с которым Бринько летал с первых дней войны. 14 Июля 1941 года, за мужество и героизм, проявленные в боях с противником, им обоим было присвоено звание Героя Советского Союза.

А через 2 дня это памятное событие было отмечено новыми победами отважных летчиков. На рассвете 16 Июля в землянку, где спали Антоненко и Бринько, вбежал дежурный и сообщил, что два финских "фиата" приближаются к аэродрому. Через несколько минут друзья были уже в воздухе. А еще через 10 минут оба "фиата" догорали на земле ( однако финские источники этот факт не подтверждают )...

Почти все свои победы Балтийский Ас провел на одном истребителе - И-16 тип 18, с бортовым красным номером "5". Самолеты этого типа вынесли на себе самый тяжелый - начальный - период войны. Тогда они уже не были самыми современными, обладали скоростью не более 465 км / час. Однако довольно высокая маневренность и хорошее вооружение давали им возможность успешно противостоять новейшим вражеским истребителям.

23 Июля Антоненко и Бринько вылетели на разведку. Выполнив задание, они решили заглянуть на базу вражеских гидросамолетов. Сделав несколько стремительных заходов, друзья подожгли 4 гидроплана, а вернувшись домой доложили своему начальству о результатах разведки. Вечером, в сопровождении двух "Чаек", они повторили налет на морскую базу противника.

2 Августа Петр Бринько одержал свою очередную победу - сбил финский истребитель Fokker D-XXI ( бортовой номер FR-126 из LLv 30 ), а 7 Августа, в районе аэродрома Даго, уничтожил бомбардировщик Ju.88.

5 Сентября Петр Бринько, совершив свой второй воздушный таран, уничтожил очередной самолет противника. Это была его 12 личная победа, за которую он был награжден Орденом Красного Знамени.

Петр Бринько погиб 14 Сентября 1941 года когда, получив ранение осколком зенитного снаряда, не справился с управлением и врезался в высоковольтную линию. К тому времени он совершил более 100 боевых вылетов, имел на своем боевом счету 15 вражеских самолетов сбитых лично, еще 2 - в составе группы, сжег 1 аэростат - корректировщик.

Похоронен в братской могиле летчиков, погибших при защите Ленинграда. Награжден Орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. В поселке Жилгородок, неподалеку от деревни Низино Ломоносовского района Ленинградской обл, установлен памятник - обелиск, на котором первой высечена его фамилия. Именем Героя названа одна из улиц в Донецке и Ленинграде. На шахте N:29 установлена мемориальная доска.

список побед:

Вид Дата Тип сбитого Место победы Самолет Часть Примечания
? 03.07.41 Bristol Bulldog р-н а/д Ханко И-16 13 иап КБФ  
в паре 04.07.41 Ju 88 р-н а/д Ханко И-16 13 иап КБФ  
в паре 08.07.41 Ju 86 п-ов Ханко И-16 13 иап КБФ  
? 16.07.41 Brewster 239 р-н а/д Ханко И-16 13 иап КБФ  
лич. 24.07.41 Bf 110 п-ов Лагсберг И-16 13 иап КБФ сбит тараном
? 25.07.41 Ju 88 р-н а/д Ханко И-16 13 иап КБФ  
? 02.08.41 Fokker D.21 ? И-16 13 иап КБФ FR-126, LLv-30
? 07.08.41 Ju 88 р-н а/д Даго И-16 13 иап КБФ  
лич. 05.09.41 Bf 110 ? И-16 13 иап КБФ сбит тараном
? 08.09.41 Hs 126 ? И-16 13 иап КБФ  
? 09.09.41 Ju 88 ? И-16 13 иап КБФ  
лич. 14.09.41 аэростат ? И-16 13 иап КБФ  


И-16 тип 29 лейтенанта П. Бринько. 13 иап КБФ, п-ов Ханко, июль 1941



Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100