Реклама...

    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой ссср
   Баклан Андрей Яковлевич
       
Годы жизни: 1917-1989

Родился в семье бедняка в деревне Калиновка Херсонской губернии 23 июля 1917 г. Во время голода 14-летним мальчишкой приехал он в Николаев, где поступил в ФЗУ. Крепкого и спортивного, "классово близкого" парня (братья Баклана погибли в борьбе с петлюровцами) приняли в аэроклуб, который он окончил в 1936 г. и получил направление в Одесское военное летное училище.  

Он начал службу в 49-м иап под командованием майора Неделина. В 1939г. полк был направлен на Карельский перешеек, где Баклан совершил 40 боевых вылетов на И-153, на штурмовку финских войск, был награжден орденом Красного Знамени.  

Войну он встретил на западной границе, в кабине истребителя. 23 июня чуть не погиб при бомбежке - шальная бомбочка-"лягушка" угодила между его спиной и спинкой кресла. Спас парашют, хотя и весьма необычным образом. Полк потерял матчасть в первые дни войны и был выведен на переформирование. В июле на Як-1 при штурмовке аэродрома в Новгороде-Северском Баклан сбил на взлете свой первый "мессер". В августе над Бахмачом уничтожил Хш-126, выбросившийся с парашютом летчик был взят в плен... К февралю 1942 г., когда Баклан был переведен в 521-й иап, в эскадрилью И. Клещева, на его счету было 6 побед (3 Ме-109, 2 Ю-88, Хш-126). В марте, атаковав во главе звена большую группу Ю-87, прикрытых истребителями, он в долгом маневренном бою сбил Ю-87 и Ме-109 и на высоте около 8000 метров потерял сознание. Придя в себя, сумел вывести самолет из пикирования. Эволюции были столь резки, что у него лопнули барабанные перепонки. Через несколько дней, пытаясь взлететь после вынужденной посадки, вдребезги разбил машину. Невредимый и обескураженный сидел некоторое время в кресле среди обломков самолета.  

В апреле 1942 г. Баклан вместе с Клещевым, Алкидовым, Карначенком и Бабковым прибыл в Москву, где по штату 015/74 комплектовался из 32 самолетов особый 434-й иап трехэскадрильного состава.  

Летчики полка отличились в боях под Сталинградом, где летом 1942 г. сбили 90 самолетов противника. В день своего 25-летия Баклан сбил Ме-109, сам подвергся атаке тройки, был ранен в руку, уходил на столь малой высоте, что один из преследователей задел за землю и взорвался. В солнечный Февральский день 1942 года звено советских истребителей из 434-го ИАП одержало победу в воздухе над 27 фашистскими самолетами. Случай уникальный, вызвавший в те дни восторженную реакцию не только авиаторов Калининского фронта, но и наших наземных войск.  

В тот день, выполнив боевое задание по защите важного объекта, звено лейтенанта Алкидова возвращалось на свой аэродром. Внезапно они увидели большую группу пикировщиков Ju.87, приближающихся к позициям наших наземных войск. И тройка отважных летчиков - Владимир Алкидов, Андрей Баклан и Семен Селищев, ринулись на врага. С первой же атаки ими было сбито 3 "лапотника". Пикировщики моментально развернулись и стали удирать на запад.  

В это время подоспели и Bf.109, их было 9 против 3 наших летчиков. Но друзья не отступили, они вертелись среди "мессеров" юлой, выжимая из своих "яков" все возможное, отбивались отчаяно, дерзко, используя лобовые атаки. В результате Алкидов с Бакланом сбили еще по одному самолету и противник, потеряв в этом сражении 5 машин - 3 пикировщика и 2 истребителя, оставил поле битвы... Через несколько дней Командующий Воздушной Армией М.В.Громов, в торжественной обстановке, вручил отважным летчикам Ордена Ленина. В начале сентября полк пересадили на Як-7Б. В первом же вылете на новой машине летчик сбил "экзота" - Макки-200 из состава итальянского экспедиционного корпуса.  

К октябрю на его счету было 400 боевых вылетов, 13 личных и 23 групповые победы. В конце 1943 г. Баклан переводится в "маршальский", тогда еще 19-й, иап (176 гиап), на должность комэска три. Здесь на Ла-5ФН он сбил 2 Ме-109, а после перевооружения на Ла-7 вновь сделал почин: 24 июня 1944 г. сбил ФВ-190. В июльских боях им было уничтожено ещё 3 истребителя противника. В начале сентября его эскадрилья, ведомая замкомполка гвардии капитаном И. Кожедубом, была направлена в Прибалтику для борьбы с неприятельскими "охотниками". За короткий период их группа сбила 12 вражеских истребителей, расчистив воздух от любителей молниеносных атак, а эфир - от победных криков "Хорридо!". В боях был потерян самолет, сбитый огнем зенитной артиллерии. Баклан невысоко оценивал тактику немецких асов: "Охотники" отнюдь не дураки: когда им невыгодно, они боя не принимают, а просто уходят. Их собственные атаки всегда бывали скоротечными: обстреляют - и деру".  

Позднее Баклан сражался на Дальнем Востоке, летал над Хинганом, прикрывая свои войска и штурмуя японские войска. Гвардии майор Баклан за войну совершил более 700 боевых вылетов, сбил лично 22 и в группе 23 самолета противника. После войны командовал полком. В 1952 г. окончил ВВА. Летал на МиГ-15, МиГ-17. С 1963 г. полковник Баклан в отставке. Работал в управлении связи. Жил в Пскове.  

Автор книги "Небо, прошитое трассами" (М.: Воениздат, 1985).  

Умер в 1989 г (по другим данным - 20 мая 1985 года).  

СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ПОБЕД

 
Вид Дата Тип сбитого Часть
1. личная ??.07.41 Ме-109  
*   ??.08.41 Хш-126  
*   07.09.41 Ме-109  
*   10.09.41 Ю-87  
*   07.02.42 Ю-88  
* тройкой 22.03.42 Ю-88  
* тройкой 22.03.42 Ю-88  
* тройкой 22.03.42 Ю-88  
* тройкой 22.03.42 Ю-88  
* тройкой 22.03.42 Ме-109  
* личная 22.06.42 Ме-109  
*   02.07.42 Ме-109  
*   26.07.42 Ме-109  
*   18.09.42 Ме-109  
*   21.09.42 Ме-109  
*   09.03.43 Ю-88  
*   15.04.44 Ме-109  
*   16.04.44 Ме-109  
*   07.07.44 Ме-109  
*   20.07.44 ФВ-190  
*   21.07.44 ФВ-190  
*   12.08.44 ФВ-190  
*   23.09.44 ФВ-190  

 



(с) М.Жирохов, 2003-09-14



Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100