Уголок неба ¦ Цорнер Пауль

Реклама...

    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой германия
   Цорнер Пауль
       
Годы жизни: 1920-2001

Пауль Цорнер (Paul Zorner) родился в 1920 г. в небольшой деревне Робен (Roben) в Верхней Силезии. С детских лет он мечтал стать летчиком, но скромные финансовые возможности его семьи не позволяли ему посещать авиаклуб. В свободное от занятий в гимназии время Пауль работал, помогая родителям. В начале 1938 г. Цорнер сдал выпускные экзамены в гимназии, которые были обязательным условием для поступления в военную авиашколу. Затем в течение шести месяцев он работал в "Имперской службе труда" (Reicharbeitdienst, сокр. RAD).

В октябре 1938 г. Цорнер был призван на военную службу, и в марте 1939 г. был направлен в военную авиашколу в берлинском пригороде Гатов. Первоначально он проходил подготовку в качестве летчика-истребителя, но в ноябре 1939 г. был переведен в школу многомоторных самолетов. К марту 1940 г. Цорнер освоил уже 11 типов самолетов и был оставлен в школе в качестве инструктора.

В марте 1941 г. Цорнер был направлен во вновь сформированную KGzbV1042 в качестве пилота транспортного Ju-52.

С 21 июня 1941 г. группа в составе 4-го воздушного флота действовала на Восточном фронте.

Цорнер вспоминал: "В составе транспортной эскадрильи Ju-52 я летал на Украине ' до октября 1941 г. В это время создавалась ночная истребительная авиация и повсюду для нее искали добровольцев. В газетах постоянно писали о ночных истребителях, и я вспоминаю статью о Вильгельме Бейере (Wilhelm Beier), который тогда был награжден Рыцарским Крестом2. Ночные вылеты были как раз для меня - у меня был достаточный летный опыт, я имел много часов налета и мог летать "вслепую". В октябре 1941 г. я был переведен в школу в Шлейссхейме около Мюнхена, где сначала летал днем на Не-51, Аг-96 и Bf-110, а в январе 1942 г. уже начал обучение в качестве ночного истребителя. Планировалось, что наша подготовка займет долгое время, но из-за нехватки пилотов в боевых эскадрах она была сокращена до 4-х месяцев, и уже в мае 1942 г. я был "готов". Меня поразило, что, несмотря на то, что много пилотов имели лишь небольшой опыт ночных полетов, большая часть нашей подготовки велась днем - из 72 часов, которые я налетал во время учебы, на ночные полеты приходилось только 16,5 часа. Между тем, это было приятное время, я дважды получал отпуск, проведя дома четыре недели".

После завершения подготовки Цорнер был направлен в состав II./NJG2, которой командовал тогда гауптман Гельмут Лент. 2 декабря 1942 г. Цорнер был переведен в NJG3 и назначен командиром 2./NJG3. В это время он летал и на Do-217 и на Bf-110. Если английские бомбардировщики находились над Северным морем, то Цорнер вылетал на "Дорнье", а если над сушей, то на "Мессершмитте".

Свою первую победу Цорнер одержал в январе 1943 г., а в ночь с 24 на 25 июля 1943 г. во время налета на Гамбург - уже 10. Две свои следующие победы Цорнер одержал в ночь с 17 на 18 августа во время налета английских бомбардировщиков на Пеенемюнде. Сначала в 00.43 он сбил "Ланкастер" командира 57 Sqdn. RAF Хаскилла (Haskill), а затем в 00.55 - "Ланкастер" лейтенанта Шаттлеворта (Shuttlewortn) из 426 Sqdn. RCAF. Никто из экипажей обоих бомбардировщиков не спасся.

В ночь с 20 на 21 декабря из 647 "Ланкастеров" и "Галифаксов", атаковавших Франкфурт, немецким ночным истребителям удалось сбить 41, при этом один "Галифакс" был на счету Цорнера. В ночь с 23 на 24 декабря 1943 г. 379 "Ланкастеров" совершили налет на Берлин. В ту ночь Цорнер сбил сразу 3 бомбардировщика, это были его 17-19 победы. Всего англичане потеряли тогда 16 самолетов.

Свою 20 победу Цорнер одержал 3 января 1944 г., сбив в 03.10 во время очередного налета на Берлин еще один "Ланкастер". В ночь с 5 на 6 января во время налета 358 бомбардировщиков на Штеттин Цорнер сбил 2 "Галифакса". В ночь с 20 на 21 января англичане снова атаковали Берлин и Цорнер записал на свой счет еще 2 "Галифакса".

В ночь с 19 на 20 февраля 1944 г. в налете на Лейпциг участвовало 823 самолета - 561 "Ланкастер", 255 "Галифаксов" и 7 "Москито". В ту ночь ночные истребители Люфтваффе добились большого успеха, сбив 78 бомбардировщиков, т.е. 9,5% от их общего числа, при этом самые большие потери понесли эскадрильи "Галифаксов", которые потеряли 34 самолета (13,3%). В течение 30 минут Цорнер сбил сразу 4 бомбардировщика - "Ланкастер" и 3 "Галифакса", это были его 27 - 30 победы.

Вечером 24 февраля 734 бомбардировщика совершили налет на завод шарикоподшипников в Швейнфурте. Они атаковали двумя "волнами": сначала 392 бомбардировщика, а спустя 2 часа -еще 342. Тогда англичане потеряли 33 самолета, 5 из которых были на счету Цорнера. Сбив в районе Штутгарта сразу 5 "Ланкастеров", он довел общее число своих побед до 35.

15 марта 1944 г. бывший командир III./NJG5 майор Вальтер Борхерс (Walter Borchers) занял должность командира NJG5, и на следующий день гауптман Цорнер был назначен командиром III./NJG5.

В ночь с 22 на 23 марта во время налета 816 английских бомбардировщиков на Франкфурт Цорнер одержал две свои следующие победы. Вечером 24 марта 811 бомбардировщиков совершили налет на Берлин, потеряв при этом 72 самолета (8,9%) -44 "Ланкастера" и 28 "Галифаксов". Сбив в 22.53 "Ланкастер", Цорнер одержал свою 38 победу, однако досталась она ему нелегко. Он трижды атаковал бомбардировщик из "Schrage Musik" и дважды - классическим способом "снизу вверх", стреляя из носовых пушек с дистанции 100 метров. В ночь с 26 на 27 марта во время налета 683 английских бомбардировщиков на Эссен Цорнер сбил еще три "Ланкастера".

В ночь с 20 на 21 апреля юго-восточнее Антверпена Цорнер смог перехватить и сбить один "Москито", одержав свою 42 победу. В ночь с 22 на 23 апреля из 577 бомбардировщиков, участвовавших в налете на Дюссельдорф, англичане потеряли 29. Один из них, сбитый в районе Ахена, был на счету Цорнера. В ночь с 27 на 28 апреля во время налета англичан на Нюрнберг он сбил еще 3 бомбардировщика.

17 сентября 1944 г. майор Цорнер был награжден Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту (Nr.588).

21 октября майор Цорнер был назначен командиром II./NJG100, а бывший командир II./NJG100 гауптман Ульрих фон Мейен занял должность командира III./NJG5 вместо Цорнера.

Все это время в качестве радиооператора с Цорнером летал Генрих Вильке (Heinrich Wilke)1. 6 декабря 1944 г. Вильке был награжден Рыцарским Крестом, став одним из пяти радиооператоров ночной истребительной авиации, получивших эту награду.

Свою последнюю, 59 победу майор Цорнер одержал в январе 1945 г. Он выполнил 272 боевых вылета, из них 110 как ночной истребитель.

8 мая 1945 г. в районе Карлсбада, Чехословакия, Цорнер сдался в плен американцам, но уже 10 мая был ими передан советским войскам. Цорнер провел в плену в СССР почти 5 лет и был освобожден только в январе 1950 г.



Bf.110 майора Пауля Цорнера




Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100