Уголок неба ¦ Марсейль Ганс-Иоахим

Реклама...

    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой германия
   Марсейль Ганс-Иоахим
       
Годы жизни: 1919-1942

Ганс-Иоахим Марсейль (Hans-Joachim Marseille). Всего побед - 158 (7 - "Битва за Англию",  151 - Северная Африка). Первый бой : "Битва за Англию", июль 1940 год. Всего вылетов: 382. Награжден Рыцарским Крестом с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами. Погиб: 30.09.1942 года.

До прибытия в Северную Африку Марсейль сбил семь вражеских самолетов (из них все - британские истребители), но и сам четыре раза покидал поврежденную машину. Командир его эскадрильи периода "Битвы за Англию", Иоганнес Штейнхофф, за неподчинение приказу вывел Марсеиля из состава 4-й эскадрильи JG 52. Следующей частою немецкого аса стала группа I/JG27, руководитель которой, опытный наставник Эд Нойман, сумел разглядеть заложенные в Марсейле большие способности и снисходительно отнесся к его ошибкам. В итоге Марсейль оказался вместе со своим новым подразделением в Северной Африке и вскоре обеспечил себе почетное место в ряду ведущих немецких экспертов.

О подвигах Марсейля мы не можем узнать из первых рук: никаких записей о себе летчик не оставил. Однако многие из тех, кто видел его в полете и был свидетелем его выдающейся стрельбы, пережили войну, и на основе их воспоминаний можно по крупицам воссоздать вполне исчерпывающую картину его приемов ведения боя. С самого начала Марсейль показал себя выдающимся мастером воздушной акробатики. Хотя высший пилотаж, как таковой, не столь уж важен для летчика-истребителя, но он дает последнему больше уверенности в себе, позволяет ему лучше познать и ощутить машину, а также предоставляет пилоту возможность действовать с максимальной отдачей, независимо от сложившейся ситуации.

Военная карьера Марсейля в пустыне началась не совсем удачно: через несколько дней после прибытия он был сбит в бою с "Харрикейном", который пилотировал французский летчик. Постепенно, однако, Mapсейль проложил дорогу к успеху. Чистое небо и практически неограниченная видимость сильно затрудняли внезапную атаку. Большинство сражений заканчивались, как правило, водоворотом воздушных поединков на средних и малых высотах, при которых редко удавалось избежать стрельбы с упреждением. Поэтому Марсейль пришел к выводу, что необходимо научиться стрелять под любыми углами атаки. И он начал репетировать с товарищами учебные поединки, изыскивая наилучшие возможности ведения огня по противнику. Согласно тактическим наставлениям, немецким пилотам-истребителям рекомендовалось в бою придерживаться максимальной мощности двигателя, чтобы затруднить врагу прицеливание, а также чтобы быстро набирать скорость, потерянную во время крутых маневров. И в этом случае Марсейль проявил нестандартный подход к делу. Очень часто для того, чтобы занять выгодную позицию, он не только убирал газ, но и выпускал закрылки, чтобы уменьшить радиус виража самолета.

С каждым днем его творческая инициатива росла, и вскоре он начал свою теорию применять на практике. Одной из главных трудностей при стрельбе с упреждением была оценка точки прицеливания цели перед тем, как открывать огонь на поражение. Марсейль и здесь использовал свой метод, согласно которому он очень близко подходил к вражескому самолету, а затем нажимал на гашетку в тот момент, когда цель скрывалась под капотом двигателя его "Мессершмитта". Приобретя опыт, он еще более усовершенствовал свои приемы, и счет его побед уверенно пополз вверх. 22 февраля 1942 года Марсейль отметил свою 50-ю победу (43 за сорок недель), а 75-ю он одержал уже 5 июня (25 вражеских самолетов за пятнадцать недель). Затем, 18 июня, был сбит его 101-й самолет (26 за тринадцать дней). Таким образом, успехи Марсейля прогрессировали с каждым месяцем.

В этот период военных действий в пустыне истребители, а особенно истребители-бомбардировщики союзников, оказавшись в невыгодной позиции, стали уходить в оборонительный круг с целью взаимной защиты. Ранее, во время "Битвы за Англию", подобной тактики придерживались пилоты Bf 110. В кругу было проще отбивать атаки противника сзади, так как хвост каждого самолета прикрывался пушками и пулеметами следующего позади очередного истребителя. А специалистов по стрельбе со значительным упреждением было немного даже у немцев. Марсейль подошел к решению проблемы с типичной для него неординарностью. Его атака была разбита на несколько этапов: вначале он разгонялся на пикировании, затем горкой набирал высоту и приближался к оборонительному кругу в слепой зоне под крылом вражеского самолета; сократив дистанцию до 30 метров, давал короткую очередь из бортового оружия и уходил вверх и в сторону; использовав запас накопленной скорости, он поднимался высоко над кругом, а потом снова шел вниз, делая заход на этот раз сбоку сверху под небольшим углом упреждения величиной примерно 30 градусов; ослаблял усилие на ручке управления, ожидая момента, когда цель исчезнет под капотом двигателя, затем вновь короткая пулеметная очередь и уход вверх или вниз за пределы круга для подготовки к очередной атаке (см рис. 18). Эти маневры выполнялись настолько стремительно и уверенно, что очень часто немецкий истребитель сбивал несколько самолетов противника. Ведомый Марсейля даже не пытался следовать за ведущим в бою - он находился выше, наблюдая за ходом схватки и готовый вмешаться в поединок в случае необходимости. В его задачу входили также фиксирование и под счет всех побед.

Подобно большинству приемов воздушного боя, и этот метод внешне был очень прост. Трудность представляли лишь координация, оценка дистанции и точное прицеливание. Используя свою тактику, 6 июня 1942 года Марсейль всего за одиннадцать минут в(душного боя сбил шесть "Томахауков" из состава 5-й эскадрильи Южно-Африканских ВВС. Остальные пилоты его подразделения не сумели добиться таких результатов. Меткая стрельба Марсейля также заслуживает особого внимания. Анализ отчетов о воздушных боях, проведенный в Берлине, показал, что в лучшем случае Марсейль затрачивал на победу в среднем около пятнадцати снарядов. Многие из его ведомых рассказывали о том, что первые пули или снаряды немецкого аса прошивали вначале нос вражескою истребителя, а затем кабину летчика.

Окончательный результат Марсейля - 158 побед, из которых 151 была одержана в ходе боевых действий в африканских пустынях (101 Кертисс Р-40, 30 "Харрикейнов", 16 "Спитфайров" и четыре двухмоторных бомбардировщика).




Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100