главная люди и авиация асы второй мировой польша
    Урбанович Витольд
       
Годы жизни: 1908-1996

Родился 30 марта 1908 года в селе Ольшанка недалеко от Августова. В 1930 году начал обучение в летной школе в Деблине, которую окончил 15 августа 1932 года (это был шестой выпуск). Первоначально был распределен в 1-й авиаполк в Варшаве, в эскадрилью ночных бомбардировщиков. однако пробыл он здесь недолго и в следующем году был переведен в Школу Высшего Пилотажа в Грудзиаде. После этого летал как пилот - истребитель в 113-й и 111-й истребительных эскадрильях. По некоторым сведениям его первым сбитым самолетом стал советский разведчик пересекший польскую границу в августе 1936 года. В конце 1936 года был переведен на инструкторскую должность в Деблине. Многие известные впоследствии польские асы начинали свое восхождение в небо именно с помощью Витольда.

В сентябре 1939 года Урбанович возглавлял группу курсантов, которые отправились в Румынию, чтобы получить новую матчасть (заказанные и оплаченные истребители MS.406 и Hurricane). Такой сложный путь был избран из-за того, что все польские порты были блокированы Кригсмарине. Однако германский блицкриг развивался слишком быстро и польские летчики не успели получить новые самолеты. Урюанович решил вернуться в страну, чтобы бороться с врагами. Однако по пути он попал в плен (в разных источниках говорится разное: либо к немцам либо к нашим). Как бы то ни было, но в плену он пробыл всего три дня и однажды ночью смог сбежать и уже нелегально пересечь старую польско-румынскую границу. Здесь он присоединился к своим воспитанникам. Вместе с ними же он и эвакуировался во Францию. Стоит отметить, что это было единственное подразделение ВВС, которые эвакуировалось вместе с командиром.

Франция тоже не выстояла долго и в начале 1940 года Урбанович записывается в RAF в 601 Squadron. В составе этих ВВС он принял самое непосредственное участие в развернувшейся "Битве за Британию". С 4 августа он воюет в составе 145 Squadron. Здесь он одерживает свои две победы в воздухе. 21 августа он переходит в 303-ю (польскую) эскадрилью "Варшавская имени Тадеуша Костюшко" и начинает летать в составе звена "А".

6 сентября 1940 года в 8:45 в воздух поднялись девять "Харрикейнов" этой эскадрильи, чтобы принять участие в одном из самых драматических воздушных боев подразделения. Поляки летели тремя звеньями: Келлет+Карубин+Вунче; Краснодебски+Урбанович+Ферик; Форбес+Франтишек+Роговски. Их пути пересеклись с большой группой германских бомбардировщиков под прикрытием истребителей. Союзники в этом бою заявили о 5 сбитых Bf-109, одном До-17 и одном Не-111. Однако потери оказались слишком высоки: оба командира звена (Краснодебски и Келлет), а также с-нт Карубин были вынуждены воспользоваться парашютами, а Форбес и Франтишек вернулись на поврежденных машинах. "Нетронутым" остался только Урбанович и некоторые исследователи склонны приписывать именно ему победу над известным германским асом Йоахимом Шличтингом - командиром III.\JG.27 (на Bf-109E (W.Nr.1380)). Согласно его воспоминаниям (которые стали и официальной версией Люфтваффе) он после отказа оружия стал выходить из боя, когда был атакован пятеркой "спитфайров", которые его сбили. Пилот смог воспользоваться парашютом и попал в плен. Стоит сказать, что Шличтинг имел пять побед в Испании и три во Второй Мировой.

Так как майор Здислав Краснодебски и его английский напарник (а стоит сказать, что в "иностранных" эскадрильях Королевских ВВС был именно такой порядок) Келлет на какое-то время выбыли из строя, то английское командование стало перед проблемой передачи командования. Выбор пал на Урбановича (прежде всего из-за его хорошего знания английского). Витольд стал самым молодым командиром эскадрильи на Британских островах, причем продолжая числиться лейтенантом польских ВВС!

В полдень 15 сентября 1940 года во время второго в этот день боевого вылета Урбанович сбивает сразу два Дорнье-17. Всего же в этот день летчики его эскадрильи претендуют на 16 сбитых самолетов противника. Через три дня удачливый польский пилот получает из рук генерала Сикорского (командующего всеми польскими вооруженными силами в Британии) высший польский военный орден. 27 сентября эскадрилья отметилась в двух воздушных боях, причем Урбанович пополняет свой боевой счет сразу на четыре самолета.

21 октября Витольд передает командование Здиславу Хеннебергу, а его переводят на штабную работу в командование 11-й Fighter Group. С 15 апреля по 1 июня 1941 года он возглавлял сформированное 1-е Польское Авиационное Крыло. Однако характер у Витольда был вспыльчивый и он подолгу не задерживается на одном месте.

Генерал Сикорский после нескольких неприятных инцидентов решает убрать Урбановича с глаз долой и назначает его помощником военного атташе польского посольства в Вашингтоне.

Однако дипломатическая работа (вернее постоянные приемы и вечеринки) не в характере летчика - истребителя и в сентябре 1943 года Урбанович отправляется на другой край земли - он записывается добровольцем в USAF. А конкретнее: вливается в состав 14-й Воздушной Армии под командованием знаменитого Ченнолта, сражающейся в Бирме.

23 октября 1943 года он поступает в распоряжение командира 75-й истребительной группы, которая по праву считается наследницей знаменитых "Летающих тигров". Правда, к тому моменту только несколько знаменитых летчиков летало под знаменами американских ВВС - большинство не переносило какие- либо проявления дисциплины. Здесь он официально добивается двух побед, но согласно его воспоминаниям количество неподтвержденных гораздо больше. Вот как он например описывает один из боев (кстати, в этом вылете его ведомым был знаменитый майор "Текс" Хилл: "Мы были над Гонконгом. Прямо над центром города нас атаковала пара "Зеке". Я сделал удачный разворот и один из вражеских самолетов попал в прицел. Но японский летчик оказался весьма подготовленным и стал выделывать акробатические трюки, не давая мне сделать удачную очередь. Кроме потрясающего мастерства в его распоряжении была фантастическая маневренность его машины. Текс разбирался где-то со своим "косоглазым" и я остался в одиночестве. Один из нас должен был умереть. Я предпочитал, чтобы это был он. Что касается меня, то несколько минут боя растянулись на часы. Мы дрались над городом и я видел гуляющих по улицам людей, которые с интересом вглядывались в небо. Рикши остановили свое движение и пассажиры тоже присоединились к созерцанию необычного зрелища.

Однако мы сражались не на жизнь, а на смерть и с примерно 50 метров я нажал на гашетку. Но пулеметы молчали! Я нажимал гашетку снова и снова, но результат был аналогичный. Следуя за врагом, я ничего не мог сделать! Скорей всего японский пилот думал, что это последние мгновения его жизни. И он потерял терпение. Он не знал, что у меня отказало оружие, он знал только что его смерть прямо за его спиной. У него сработал инстинкт наземного животного: он нырнул вниз и выпустил шасси, видимо готовясь к посадке. Он должно быть сошел с ума: на большой скорости его самолет столкнулся с землей и взорвался:"

Однако 15 декабря 1943 года поляк закончил свой китайский тур и вернулся в Великобританию. После короткого "штабного" периода он был снова откомандирован в США на дипломатическую службу.

После демобилизации в 1946 году вернулся в Польшу, но тут его ждал нерадостный прием (впрочем, как и всех сражавшихся во Второй Мировой войне не с Красной Армией): вскоре он был арестован органами безопасности и провел в заключении долгие десять лет. После освобождения в 1956 году смог эмигрировать в США (Хотя по другим данным он был выслан из Польши в том же 1946 году).

Умер 17 августа 1996 года в возрасте 88-ми лет.


Список побед аса:  

Дата самолет Подразделение Сбитый предположительно
18.08.1940 Hurricane Mk. I 145 squadron Bf-110  
12.08.1940 Hurricane Mk. I 145 squadron Ju-88  
06.09.1940 Hurricane Mk. I 303 dywizjon Bf-109  
07.09.1940 Hurricane Mk. I 303 dywizjon Do-215  
07.09.1940 Hurricane Mk. I 303 dywizjon   Bf-109
15.09.1940 Hurricane Mk. I 303 dywizjon Do-215  
15.09.1940 Hurricane Mk. I 303 dywizjon Do-215  
26.09.1940 Hurricane Mk. I 303 dywizjon He-111  
27.09.1940 Hurricane Mk. I 303 dywizjon Bf-109  
27.09.1940 Hurricane Mk. I 303 dywizjon Bf-110  
27.09.1940 Hurricane Mk. I 303 dywizjon Ju-88  
27.09.1940 Hurricane Mk. I 303 dywizjon Ju-88  
30.09.1940 Hurricane Mk. I 303 dywizjon Bf-109  
30.09.1940 Hurricane Mk. I 303 dywizjon Bf-109  
30.09.1940 Hurricane Mk. I 303 dywizjon Bf-109  
30.09.1940 Hurricane Mk. I 303 dywizjon Do-215  
11.12.1943 P-40N 75 Fighter Squadron Ki-43  
11.12.1943 P-40N 75 Fighter Squadron Ki-43  
Всего
17
1

Харрикейн Mk.I P3901, 303-я аэ, пилот - В. Урбанович, сентябрь 1940 г.

 

(с) М. Жирохов, 2005



Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100