Уголок неба ¦ Шербэнеску Александру

Реклама...

    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой румыния
    Шербэнеску Александру
       
Годы жизни: 1912-1944

Трагедия румынской авиации остается одной из самых малоизученных страниц воздушной войны в небе Второй Мировой. Авиация небольшой страны, начиная с 1939 года, последовательно сражалась с советской, американской и германской авиацией. Особенно тяжелые потери румыны понесли в 1944 году после начала массированного наступления советских войск и активизации американских налетов на Плоешти. Именно тогда был выбит цвет истребительной авиации. Вообще мало кто из румынских асов пережили эту страшную войну. Еще меньше известно о них любителям авиации. А ведь среди них были действительно выдающие личности как, например, Александру Шербэнеску.

ТОдин из самых результативных асов Румынских Королевских ВВС во Второй Мировой войне. Он родился в 1912 году. В 1933 году он поступил в пехотное училище и после его окончания был направлен в 3-й горный батальон, который в тот момент дислоцировался возле Брашова. Однако молодого офицера влекло небо и в 1939 году он оканчивает курсы воздушных наблюдателей. А после начала операции "Барбаросса" по его собственной просьбе его переквалифицируют в истребители, направив в летную школу возле Рошиорий де Веде (Rosiorii de Vede). Только 22 августа 1942 года Шербэнеску был зачислен в состав 7-й истребительной группы (Grupul 7 Vinatoare). Первым его истребителем стал знаменитый Ме-109Е. Боевой дебют Александру состоялся 2 сентября 1942 года. А буквально через три недели на его счет пошел и первый сбитый самолет противника - это был "Як" (без указания типа!) и второй такой был сбит им через четыре дня.


Шербенэску и Грециану

Особенно тяжело пришлось румынам после того как в ноябре 1942 года советские войска под Сталинградом перешли в наступление. В тот момент 7-я группа базировалась на полевом аэродроме возле села Карповка. Перед лицом грозной опасности - советских танков - Шербэнеску грамотно организовал оборону аэродрома (сказался пехотный опыт!). Причем в его распоряжении были более чем скромные возможности: несколько зенитных орудий, рота охраны и собственно сами истребители. Причем последние Александру использовал весьма эффективно, сдерживая в течение двух дней атаки советских войск. Он использовал 20-мм орудия Bf-109 как противотанковые точки, развернув самолеты, предварительно поставленные на пустые бочки, в сторону атаки. Это единственный случай дуэли самолет-танк на земле!

23 ноября румыны все-таки эвакуировали 13 Bf 109E, еще три самолета были сбиты при попытке взлететь под огнем противника. В каждый одноместный самолет поместилось по два, а то и три человека! Например, в самолете Шербэнеску нашлось место для двух механиков. Следующими местами базирования последовательно были аэродромы в станицах Морозовская и Тациновская. Однако Красная Армия наступала и румынские части откатывались все дальше и дальше на запад.

О победах в этот период известно очень немного. Так, 20 января 1943 года Шербэнеску сбил советский "Харрикейн" около г. Кудриев. В конце февраля Смешанная группа (собранная из остатков 5-й бомбардировочной и 7-й истребительной) находилось в очень плохом состоянии: люди устали, большинство самолетов нуждалось в капитальном ремонте. Поэтому командование приняло решение возвратить ее в Румынию. А 6 марта Шербэнеску получил звание капитана. Группа получила и новую матчасть - это были новенькие "Густавы". Переобучение было быстрым и 29 марта Группу прикомандировали к немецкой эскадре JG 3 "Udet" и Шербэнеску стал командовать 57-й эскадрильей. До 1 июня, когда группу передали в состав Королевских Румынских ВВС, Шербэнеску записал на свой счет четыре сбитых самолета (2 Як-7 и 2 Ла-5).

26 июня Шербэнеску в составе патруля из четырех самолетов патрулировал в районе Кирпичево-Румянки. Внезапно они были атакованы 20- 22 "Спитфайрами" (так было заявлено румынами). В разгоревшемся бою Cpt. av. Шербэнеску, Adj. Мученика (Mucenica) и Adj. Кирвэсэуца (Chirvasauta) сбили по одной вражеской машине. Adj. av. Лауренциу Катана ("aurentiu Catana), сбив два советских истребителя, таранил третий. Все посчитали что он погиб, но к радости товарищей после войны он... вернулся. Оказалось, что в последний момент ему удалось воспользоваться парашютом и благополучно приземлившись он попал в плен.

13 июля звено лучших румынских летчиков (Шербэнеску, Милу и Муценика) прикрывали румынские бомбардировщики Ju-88. Над линией фронта они были атакованы 10 советскими истребителями. Шербэнеску атаковал (правда, неудачно) летчика, севшего на хвост Милу. Однако этому советскому летчику удалось уйти, хотя не повезло другому, которого сбил Александру. После удачной атаки румын нашел тот истребитель, по которому промазал и расстрелял его.

Только за два дня (17 и 18 июля) Шербэнеску сбил шесть самолетов. Его победы продолжались и в августе. 17 августа его наградили Железным Крестом, а 30 числа того же месяца его грудь украсил орден "Mihai Viteazu" (высшая румынская военная награда). Вместе с ним такой чести удостоились Cpt. av. Constantin Cantacuzino, "t. av. Teodor Greceanu, Slt. Ion Dicezare и Of. echip. Ioan Milu. Это были лучшие асы Румынии и их общий счет достигал 100 сбитых советских самолета!

10 октября во время очередного вылета на прикрытие своих бомбардировщиков, четверка истребителей (кроме Шербэнеску еще Мурешан, Никоара и Някшу (Muresan, Nicoara, Neacsu) были внезапно атакованы большой группой советских истребителей. Мурешан был сбит сразу, Никоара "приземлился" в холодное Азовское море и вскоре был спасен германским буксиром. Самолет же Шербэнеску получил многочисленные пробоины и летчик с трудом смог дотянуть до позиций 4-й горной дивизии, где и совершил вынужденную посадку. Уже к вечеру он объявился на своем родном аэродроме. Советские политруки поспешили объявить 7-ю истребительную группу уничтоженной полностью. Однако на следующий день румынский летчик появился над ближайшим советским аэродромом и сбросил вымпел с посланием, где кроме всего прочего было записано, что группа все еще в строю.

23 октября изрядно потрепанную 7-ю группу заменили 9-й, однако Шербэнеску и еще несколько наиболее результативных летчиков решили остаться. Вскоре (13 февраля 1944 года) Шербэнеску стал командиром группы. Однако общее положение на фронте было неутешительным: Советская Армия вела бои уже на территории Румынии: Немалую роль в боях продолжала играть авиация. Так, 22 мая во время эскортирования 12 бомбардировщиков Шербэнеску пришел на помощь атакованным большим количеством Яков и "Аэрокобр" паре Попеску с ведомым. В этом бою Александру заявил о двух сбитых "Аэрокобрах", которые стали его 39-й и 40-й победой в войне.

11 июня на счет Шербэнеску пошел и первый американский самолет: это был бомбардировщик В-17. Следом пошли и еще два "Мустанга" (31 июля и 11 августа).

26 июля 1944 года 16 Bf 109 из состава 9-й группы (Шербэнеску и Кантакузино были в Бухаресте) перехватили большую группу (98 машин) американцев. В тяжелейшем бою румыны заявили об 11 сбитых "Лайтингах", но и сами потеряли семь пилотов. Потери были очень тяжелыми, ведь погиб известный ас Cpt.av. Popescu (Попеску) (12 побед), а Adj. Mucenica (Мученика) (24 победы) получил настолько тяжелые ранения, что остаток войны провел на госпитальной койке. В другой раз, 8 августа 1944 года, американцы сбили Иона Милу (32 победы). Он тоже был ранен и больше в строй не вернулся.

Десять дней спустя, всего за пять дней до перемирия, 18 августа 1944 года Александру поднялся в воздух последний раз. В этот день он в составе группы из 25 истребителей атаковал американские "Мустанги" и "Лайтинги". В какой-то момент все услышали последние слова своего командира: "Я сбит:".

Шербэнеску ушел на пике своей славы. Он имел 50 подтвержденных побед и много предположительных. Он был вторым в табеле о рангах после принца Константина Кантакузино (60 побед).

После гибели Шербэнеску все румынские истребители были выведены с фронта: начались переговоры с союзниками, которые окончились 23 августа 1944 года, когда страна вышла из союза с Германией.

Bf.109E, пилот - л-т Шербанеску, 1942 год.

 

 

(с) М.Жирохов



Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100