Уголок неба ¦ Йоахин Гарсия Морато

Реклама...

Крупнейший поставщик материалов statexpro.ru для швейного производства.
    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой испания
    Йоахин Гарсия Морато
       
Годы жизни: 1904-1939

Холодным утром 18 февраля 1937 года с аэродрома Талавера поднялась итальянско-испанская эскадрилья истребителей для прикрытия нескольких бомбардировщиков Ju-52\3m. Когда они набрали высоту летчики "Юнкерсов" смогли увидеть камуфлированные "фиаты" CR.32. Три из них несли эмблему в виде белого круга, куда были вписаны три летящие птицы и надписью "Vista, suerre y al toro". Это была эмблема "Голубого патруля"- группы из трех лучших испанских летчиков-истребителей под командованием капитана Гарсия Морато. Истребители привычно заняли место повыше эскортируемых трехмоторников и вся группа направилась вглубь республиканской территории. В тот момент положение авиации мятежников было критическим. К моменту восстания в составе ВВС Испании числилось всего 214 самолетов.

Однако начавшиеся осенью 1936 года массовые поставки самолетов из СССР и сочувствующей Франции привели к тому, что к началу 1937 года небольшим ВВС мятежников (поддерживаемых только десятком итальянских машин (о Легионе "Кондор" в тот момент и не мечтали) противостояли около тысячи вполне современных самолетов. Дело дошло до того, что командующий итальянскими авиационными силами в Испании генерал Валле после катастрофических потерь категорически запретил своим летчикам пересекать линию фронта. В таких условиях франкистские бомбардировщики, отправлявшиеся на бомбардировку правительственных объектов, оказывались легкой добычей республиканских истребителей.

Линия фронта позади.

Однако вернемся в то февральское утро. Тяжелогруженные "Юнкерсы" под эскортом медленно приближались к линии фронта, которая была затянута клубами дыма. Итальянский командир отдал приказ и "фиаты" стали разворачиваться домой. Он четко выполнял приказ и считал, что доведение бомберов до линии фронта является достаточно "боевым" заданием. Но Гарсия Морато и двое его ведомых (Сальвадор и Бермудес де Кастро) остались рядом и продолжили миссию. Таким образом, впервые Морато просто проигнорировал приказ вышестоящего начальства.

Вскоре выше на тысячу футов на семь часов появилось двенадцать, двадцать четыре, нет ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ вражеских истребителей! Это были новенькие "чатос" с красными полосами на фюзеляже. Часть самолетов была из состава эскадрильи Лакаллье. Трое против тридцати шести!

Однако храбрые испанцы смело ринулись в бой. Республиканские летчики, рассчитывавшие на легкую победу, растерялись и это дало несколько драгоценных минут для нападавших. С первой же очереди Морато поразил ближайший истребитель, который дымя ушел к земле. Однако времени для подтверждения победы нет - три истребителя волчком крутятся вокруг тяжелых бомбардировщиков, которые уже встали на боевой курс и не могут маневрировать. Еще один "чато" оказался в прицеле Морато - еще очередь и снова попадание. Однако недолго испанцы вели бой в одиночестве. Пятерка итальянцев, не успевшая уйти далеко, заметив завязавшуюся схватку, без всякого приказа, ринулись на помощь испанским товарищам. Не прошло и мгновения и все итальянцы оказались втянуты в маневренный бой. После того, как пять республиканских самолетов были сбиты, пилоты "чатос" стали беспорядочно выходить из боя. Как писал в своих мемуарах американец Фрэнк Тинкер, который в составе эскадрильи Лакаллье участвовал в свалке, в ходе боя были сбиты три американца из его эскадрильи (Лейдер, Аллисон и Дахль) и два летчика из другого подразделения.

Первый вылет.

Йоахин Гарсия Морато, который за этот бой был награжден высшим испанским военным орденом - Cruz "aureada de San Fernando (Крестом святого Фердинанда), был профессиональным солдатом. Родился он в 1904 году. Андалуссец в свои неполные двадцать лет записался в армию и был направлен в пехоту. Однако он хотел летать и в апреле 1925 года он записался на летные курсы в одном из частных аэроклубов. 6 августа этого же года Морато получает гражданскую летную лицензию. Однако ему этого было мало и он подтверждает свою квалификацию и получает диплом военного летчика (правда, на тот момент только бомбардировщика), пройдя курс обучения на Авро 504. Его направляют в бомбардировочную эскадрилью, вооруженную de Havilland DH.9, которая базировалась в его родном городе - Мелилье.

Воевать он начал уже в двадцатые годы, когда эскадрилья была вовлечена в боевые действия в Марокко, где Испания вела непрерывную войну с местными племенами. Война была достаточно напряженной, и Морато был дважды сбит, однако каждый раз ему удавалось благополучно приземлиться. Вскоре молодого, подающего надежды, пилота по его собственному желанию направляют в истребительную эскадрилью, вооруженную Бристолями. На этих самолетах он налетал примерно 100 часов. Следующее место службы: эскадрилья гидропланов в Мар Чике, а вскоре и разведывательная эскадрилья в Хетафе.

Тогда же впервые обнаружился талант Морато как пилотажника. И в 1929 году ему было предложено место инструктора по летному делу в летной школе в Алькала де Энарес. Гарсия с радостью согласился и занимался обучением молодых пилотов целых шесть лет. Здесь он неустанно повышает свою квалификацию. Именно здесь Морато осваивает полеты на многомоторных самолетах, в 1930 получает специальность радиотелеграфиста, а через два года - и авиационного механика.

Важным этапом в становлении его как летчика становится участие в многочисленных авиационных кубках, причем большинство он выигрывает. Все свои победы он одерживает на пилотажном самолете Consolidated Fleet 2. В 1934 году он в составе отряда из лучших испанских летчиков участвует в подавлении восстания шахтеров в Астурии. Об этом не любят вспоминать современные испанские историки, однако факт остается фактом. Принимает активное участие популярный летчик и в деятельности аэроклуба в Мадриде, а в 1935 по его инициативе была основана авиационная секция Генерального Директората Безопасности движения.

Когда в июле 1936 года в стране вспыхнуло восстание, Морато находился на отдыхе в Англии. Сразу же через Францию он добирается в Бургос, а оттуда в Кордобу. Тридцатидвухлетний летчик без колебаний стал под знамена мятежников. Таким образом, он начинает свою карьеру летчика- истребителя. Стоит сказать, что на тот момент основным истребителем испанских ВВС был старенький Ньюпор 52, который долгое время производился в Испании компанией Испано - Сьюза в Гвадалахаре по французской лицензии. В составе ВВС числилось также пять новеньких "Фьюри" и десяток антикварных Мартинсайдов. Все Мартинсайды, "фьюри" и 28 Ньюпоров оказались в руках республиканцев. Националисты располагали всего СЕМЬЮ Ньюпорами, которые и стали основой их истребительного парка. К тому же уровень подготовки большинства испанских летчиков оставлял желать много лучшего.

Морато получил один из этих Ньюпоров и сразу же включился в боевую деятельность. Уже 3 августа во время выполнения разведывательного полета возле Кордобы он наткнулся на пару легких бомбардировщиков Брэге XIX, которые сопровождал одиночный республиканский Ньюпор. После внезапной атаки летчики бомбардировщиков поспешно сбросили свой смертоносный груз и развернулись домой. Летчик "ньюпора" даже не пытался вступить в бой. Хотя ни одного самолета сбито не было, однако Морато одержал важную "победу" в психологической войне. Дело в том, что население Кордобы сильно страдало от налетов республиканских Брэге, однако после этого случая республиканцы старались лишний раз не рисковать ценной авиатехников и свели бомбежки к минимуму. А через девять дней, 12 августа, Гарсия одержал свою первую победу в воздухе, когда сбил один из трех "Уайлдибистов", которые бомбили Антекуэру.

Гарсия Морато участвовал в прикрытии "Юнкерсов" и сам частенько садился за штурвал таких самолетов. Очень его старенькому Ньюпору противостояли гораздо более современные истребители французского производства, в большом количестве появившиеся у республиканцев: Nieuport 46, Bleriot-Spad S. 510, Dewoitine D-371.

Правда, такое положение в воздухе продолжалось совсем недолго и вскоре испанцу в числе нескольких лучших летчиков националистов удалось сделать несколько вылетов на Хейнкеле Не-51. Несмотря на то, что испанские летчики в основном не одержали на этих истребителях много побед и вообще недолюбливали его, Морато показал себя и в кабине "Хейнкеля". Так, 18 августа он в одиночку сбивает Потэз 54 и Ньюпор 52. Еще один Ньюпор стал его жертвой 2 сентября. С прибытием новеньких итальянских "фиатов" CR. 32, Морато получает новый истребитель. С этого момента название "фиат" и имя Морато стали неразрывно связаны.

Удачная карьера.

Морато нашел, что "фиат" является идеальным истребителем для испанского неба. Его мощный двигатель и вооружение из крупнокалиберных пулеметов делали его опасным противником для всех типов республиканских самолетов. Гарсия стал одним из первых испанцев, освоившим этот новый тип самолета. За ним был закреплен самолет с заводским номером 115 и тактическим обозначением 3-51. На этом биплане он и прошел всю войну. Испанец довольно быстро освоил этот самолет и уже 11 сентября он одерживает свою пятую победу, став асом в истребительной авиации националистов. Еще три победы были занесены на его счет до конца месяца. Когда войска Франко начали наступление на Мадрид, Морато обеспечивал воздушное прикрытие Южной армии. Здесь же впервые ему пришлось столкнуться с новейшими советскими истребителями И-15 и И-16. Хотя "чато" и "моски" значительно превосходили "фиаты" и "хейнкели" по всем показателям, франкисты научились сражаться и побеждать. В частности летчики "фиатов" использовали маневренность своих самолетов и мощное вооружение: крупнокалиберные пули оставляли мало шансов при попадании. Научился сбивать их и Морато: только в ноябре его жертвами стали три И-15 и Потэз 54.

В декабре успехи испанских асов позволяют командованию подумать об организации независимого истребительного подразделения из одних испанцев (а стоит напомнить, что трое лучших испанских летчиков-истребителей летали в составе итальянского подразделения). Сказано - сделано из трех летчиков организовали знаменитый "Голубой патруль", зоной ответственности которого стал юг страны. Основной задачей в тот момент было прикрытие Брэге.

Кордоба явилась целью для непрерывных атак СБ (или как их называли в Испании "катюшек") , причем у националистов в тот момент не было истребителей, способных на равных сражаться с этими бомбардировщики. Гарсия Морато загорелся мыслью обезопасить город от этих налетов. После нескольких дней изучения он обнаружил, что "Катюшки" приходят каждый день в одно и то же время и самое главное на той же самой высоте. Поэтому однажды утром 3 января 1937 года он поднялся на своем 3-51 и занял высоту в 5000 метров в ожидании "утреннего" налета. Бомберы не заставили себя долго ждать: как только Морато увидел внизу два силуэта, он спикировал со стороны солнца и дал длинную очередь.

Черный масляный дым окутал самолет, который по спирали ушел к земле. Не заставил себя ждать и вторая "катюшка", которую испанец расстрелял с 350 метров. Так, на истребителе, характеристики которого были заведомо ниже СБ, Гарсии удалось одержать замечательные победы. Еще об одном бое (14 июля 1937 года) Морато вспоминал так: " Я вылетел на своем счастливом 3-51 на разведку вдоль линии фронта. Мы были втроем и небо вокруг было пустынно. Однако вскоре я заметил группу из пятидесяти вражеских истребителей и бомбардировщиков, которые направлялись к нам. Несмотря на то, что нас было мало, нельзя было допустить такой массированной атаки. После небольшого замешательства я атаковал ближайший "ройос" (так националисты называли Р-Зет) и пока истребители прикрытия разбирались что к чему расстрелял и второй. Пока подошли истребители мы были далеко от места боя".

Дело происходило над Махадаонда Вильяфранко дель Кастильо и по возвращении франкисты заявили о 5 сбитых "Папагайо", из которых 2 пошли на счет Гарсия Морато. На самом деле были потеряны только 2 Р-Зета. А республиканским истребителям, согласно данным республиканского командования, помешала густая дымка, из-за которой они разминулись с Р- Зетами на 10 минут.

Весьма примечательным оказался и бой на следующий день. В 16:30 в районе Навалькарнеро 4 И-16 (ведущий- Александр Минаев) вступили в бой с 18 "фиатами" из группы 2-G-3 во главе с Гарсия Морато.

Борис Смирнов в своей книге приводит описание этого боя: "С первых минут воздушный бой принял угрожающий для нас характер. "Фиаты" теснили нас со всех сторон. В конце концов противнику удалось разрознить эскадрилью. Впервые минаевцы дрались в одиночку, еле успевая стряхивать с себя наседающие "Фиаты".

Ведомым у Минаева был Николай Иванов. Много позже, тренируя прибывших в Испанию летчиков, Николай основной упор делал на отработке перехода на вертикаль и наборе высоты. Тогда никто из новых летчиков не мог с ним в этом сравниться. А в этом бою Минаев так стремительно пошел вверх, что даже такой мастер, как Иванов, не смог удержаться за ним.

Морато заявил о двух победах, и если одна из них не подтверждается, то вторая оказалась правдой. На И-16 пока еще не было бронеспинок, и грудь Александра Минаева оказалась пробита 3 пулями. Его самолет упал на республиканской территории. На тот момент Минаев имел на своем счету 4 победы.

В сентябре 1937 года, Морато, к тому моменту одержавшего 27 побед, направляют на стажировку в Италию. Оттуда он возвращается только в декабре. И сразу же включается в бои.

После операций на Хараме Гарсия получил повышение: он стал майором и командование над "Blue Group" ("Голубая Группа"). Это было подразделение из 13 испанских истребителей. Вскоре после получения нового звания Морато снова стал участвовать в боевых вылетах.

Основной задачей было прикрытие бомбардировщиков. Огонь республиканской артиллерии был очень силен и шапки разрывов значительно ухудшали видимость в районе столкновения. К тому же бомбардировщики атаковали три "раты" (И-16). Однако после того как Морато с тремя подчиненными попыталась атаковать их, республиканские летчики предпочли скрыться в облаках. Преследуя их четверка "фиатов", вынырнув из облачности, внезапно оказалась прямо в середине группы из пятнадцати "чатос".

Завязался отчаянный бой. Морато удалось зайти в хвост одному из И-15. Он в предвкушении победы нажал на спуск, но ничего не произошло! Он нажал снова - но все было зря: пулеметы отказали. Испанцу ничего не оставалось как с пикированием выйти из боя.

Вскоре однако боевого пилота командование перевело на должность начальника штаба ВВС. При этом Гарсия вытребовал себе разрешение на боевые вылеты на любом типе самолетов, состоявших на вооружении националистов. Так, ему удалось попробовать в бою Не-70, Не-111. А 27 июня 1938 года он облетал новенький Не-112. Следом были освоены "мессершмитты" и Дорнье До.17.

Несмотря на высокую должность Морато активно участвует в боях. Так. 24 декабря 1938 года он одерживает свои самые известные победы в войне. Его подразделение в 20 км от Балагуэры атаковала эскадрилью Р-5. В итоге было сбито девять таких самолетов, причем три пошли на счет Морато. По данным республиканцев, из девяти заявленных националистами самолетов, три вернулись на свои аэродромы. Причем потери составили три члена экипажа убитыми, 8 ранеными и двое попали в плен. Свою последнюю победу одержал 19 января 1940 года - тогда им был сбит очередной И-15.

В марте 1939 года гражданская война в Испании закончилась победой генерала Франко. К этому моменту на счету Морато числилось 40 воздушных побед и 1012 часов, проведенных в воздухе. За войну он сделал 511 вылет и участвовал в 56 воздушных боях.

Трагический конец.

4 апреля 1939 года, через три дня после официального окончания войны, на аэродроме Гриньон документалисты начали съемку документального фильма о войне. Главным действующим лицом был Морато, который целый день выполнял различные фигуры пилотажа перед камерой. Лень клонился к вечеру, когда ас вылетел в последний раз в своей жизни. Во время выполнения нескольких обычных фигур двигатель его "счастливого" 3-51 обрезало.

Времени и высоты для парашютирования просто не хватало.. Столб пламени и дыма, поднявшийся над обломками истребителями, стал погребальным для лучшего аса испанской войны.

Уже после войны его посмертно наградили практически всеми известными военными наградами и даже дали титул Графа Харамского. Интересна судьба эмблемы "голубого патруля". Летящие птицы стали эмблемой Ala de Caza Nо 11 (11-го истребительного Крыла) испанских ВВС, которое базируется на аэродроме Морин де ла Фронтера. В данный момент летчики летают на F-18. Однако по планам командования эта часть станет первой, перевооруженной на новые "Еврофайтеры". Так что история "Голубого патруля" продолжается.



Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100