главная люди и авиация асы второй мировой чехословакия
    Франтишек Йозеф
       
Годы жизни: 1913-1940

Йозеф Франтишек (Josef Frantisek). Всего побед - 17 (плюс одна не подтвержденная). Первая победа: 02.09.1940 года. Самолет : Hurricane. Погиб в воздушном бою 08.10.1940 года. Награжден Медалью за летные боевые заслуги с почетной лентой.

Йозеф Франтишек родился в небольшой деревне около Простейоша (Чехословакия) 7 октября 1913 года. Вступил в ВВС в 1934 году. После окончания летной школы в Простейове был направлен в 2-й полк "Dr. Edvard Benes", который базировался на Оломуц. Ему пришлось летать в 5-м разведывательном звене на Аэро А-11 и "etov S-328. Тут впервые проявились его способности летчика-пилотажника.
В этом подразделении у него появились и проблемы с начальством, так как он не придерживался никаких уставов и требований.

После многочисленных комиссии Франтишека переквалифицировали в летчики-истребители и отправили в июне 1938 года в 4-й полк. Здесь он попал под командование чехословацкого предвоенного "короля воздуха" - л-та Франтишека Новака. Летать пришлось на истребителях Авиа В-534.
В ходе событий 1938 года эскадрилью перебросили под Прагу для ПВО столицы, но Чехословакия была просто сдана Западом Гитлеру.

29 июля 1939 года Франтишек перебрался в соседнюю Польшу, откуда намеревался переправиться во Францию, на западный фронт. Для этого он вступил в польские ВВС и стал инструктором в школе по подготовке летнабов для разведывательных самолетов. Тут он освоил PotezXXV, Breguet XIX, PWS 26, RWD 8, RWD 14 Czapla, "ublin R XIII.
Уже 2 сентября 1939 года Деблин стал целью для германских бомбардировок. 

7 сентября 1939 года Франтишек и еще несколько чешских офицеров были переведены в состав подразделения Збигнева Осуховского, который располагал 15 RWD 8 и PWS 25. 16 сентября эта авиачасть была передана под командование армейских частей, оборонявших Луцк. В период 18-22 сентября польские летчики выполнили несколько десятков разведывательных и связных полетов.

22 сентября шесть оставшихся самолетов перелетели в Румынию, причем три из них пилотировали чехи. Уже 3 октября 1939 года Франтишек на борту транспорта "Dacia" отправился в Бейрут. Однако в Марсель они попали только 20 октября 1940 года.

Франтишек остался в составе польских частей, сражавшихся в французских ВВС. Однако он остался в тылу, облетывая самолеты после капитального ремонта. Французский период вообще полон загадок: некоторые исследователи говорили о том, что он на какое-то время возвращался в Чехию, чтобы оградить свою семью от Гестапо. Некоторые вообще говорят о 10-11 сбитых самолетах на его счету в этот период. Однако все эти утверждения не выдерживают никакой критики.

18 июня 1940 года Франтишек переправился вместе с многими поляками в Англию. Вскоре он стал летать в составе 303-й (польской) аэ. В ее составе он и принял активное участие в развернувшейся "Битве за Британию".

Франтишек одержал свою первую победу 2 сентября 1940 года, когда сбил "мессер". Однако и его "харрикейн" был поврежден и при посадке полностью сгорел. Уже 15 сентября Франтишек сбил еще один Bf 110.

А потом пошло. В период с 2 по 30 сентября его счет возрос на 17 сбитых самолетов противника ( и еще один предположительно). В этот момент его опережали только два англичанина F/"t. A.A. McKellar и W/O E.S. "ock, каждый из которых имел по 20 побед (правда, ни один из них не пережил "Битвы за Британию").

Столь большое количество побед во многом определяется ка кни странно отсутствием дисциплина: дело в том, что чешский пилот практически всегда действовал в отрыве от основной групп (дело в том, что англичане предпочитали оборонительную тактику ведения боя). Его считали одиноким волком.

Вскоре Франтишек стал лучшим пилотом польского подразделения (не учитывая того что он был чехом).

Однако 8 октября 1940 года в аварии один из лучших пилотов Второй Мировой погиб. В тот день подразделение выполняло рутинные патрульные вылеты вдоль восточного побережья. В 9:40 "Харрикейн" аса R4175 (RF-R) разбился недалеко от Каддингтон Вэй. Тело пилота нашли рядом возле самолета. Причины неизвестны до сих пор: некоторые исследователи склоняются к мысли о том, что пилот просто устал и не смог справиться с управлением, другие говорят о том, что выполняя высший пилотаж недалеко от земли его самолет потерял управление. Как нам кажется тут были оба фактора вместе.

Его польские друзья похоронили его на польском военном кладбище в Нортхолте 10 октября 1940 года.

Франтишек со своими 17 победами стал вторым в списке чешских асов после Карела Мирослава Куттельвачера с 20-ю.


Список побед Франтишека:

02.09.1940 Bf 109E 
03.09.1940 Bf 109E в донесении обозначен как He 113
05.09.1940 Ju 88 
05.09.1940 Bf 109E 
06.09.1940 Bf 109E WNr 1138 из 3./JG52, Oblt Waller 
09.09.1940 Bf 109E-4 WNr 1617 из 7./JG27, Uffz Karl Born
09.09.1940 He 111H-2 WNr 5548 A1+DS из III/KG53,
11.09.1940 2 Bf 109E 
11.09.1940 He 111 
15.09.1940 Bf 110 
18.09.1940 Bf 109 
26.09.1940 He 111 
26.09.1940 He 111 
27.09.1940 He 111 
27.09.1940 Bf 110D-0 WNr 3147 "1+B" из 15./"G1, 
30.09.1940 Bf 109E-1 WNr 3895 из 6./JG27, "t Herbert Schmidt
30.09.1940 Bf 109E предположительно 



Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100