Уголок неба ¦ Добран Ион

Реклама...

Материалы для швейного statexpro.ru и обувного производства.
    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой румыния
    Добран Ион
       
Годы жизни: р.1919

Родился 5 февраля 1919 года в городе Валени Подгория. Окончил среднюю школу в Бухаресте, военный лицей в Тургу Мурес и наконец 10 мая 1941 года летную школу в Бухаресте. До октября 1941 года находился на курсах истребителей в Гимбав. Затем был направлен в 48-ю эскадрилью 9-й истребительной группы, вооруженной IAR-80. После первого рейда американцев эта группа переключилась на задачи ПВО. В марте 1943 года устаревшие истребители сменили на Me-109G. В августе началась плановая замена 7-й ИАГ на 9-ю. В первой фазе, 10 пилотов прибыли на фронт, а столько же отправилось в тыл на отдых. Добран был в числе первых.

Его первый боевой вылет произошел 15 августа. Тогда же ему пришлось выдержать с ведомым бой против восьми Яков. Ночи проходили неспокойно в постоянных налетах По-2. Свою первую победу одержал 6 сентября 1943 года. Это был Ил-2 из группы, атаковавшей аэродром базирования группы. Еще один советский самолет пошел на счет Добрана 25 сентября. Тогда он эскортировал "штуки". Во время атаки Яков очередью из пушки румын отстрелил часть крыла противника. 23 октября 9-я группа окончательно заменила на фронте 7-ю. Однако 14 пилотов продолжили свою войну. Это были лучшие румынские асы: Шэрбанеску, Канакузино, Греценау, Мученица и другие.

Его первая победа в новом 1944 году отмечена 26 февраля, когда он вылетел на патрулирование ведомым у Шэрбанеску. Это был его третий вылет. Около Кривого Рога они перехватили шесть Яков. Шэрбанеску неудачно атаковал одного, однако его добил Добран. Тем времен Шэрбанеску атаковал другого и в этот раз не промахнулся. В марте он получил очередное воинское звание - "лейтенант", а в апреле 9-ю группу вернули в Румынию. Здесь им приходилось попеременно вести бои как с американцами, так и с ВВС РККА. Так, 11 апреля его жертвой стал Як-7. А через шесть дней в ожесточенном бою с 30 Ил-2 с прикрытием Добран заявил об одном "предположительно сбитом" "штурмовике".

11 мая стал одним из самых напряженных в карьере пилота. В своем первом вылете в этот день шестерка "густавов" была атакована несколькими Ла-5-ми. Советские летчики атаковали с пикирования и поэтому Добран не смог сразу дать точную очередь и противник ушел. Во время второго вылета снова не обошлось без атаки Ла-5. Однако сейчас румын был наготове и смог завалить одного. Вскоре он обнаружил группу Пе-2, но оружие заклинило и пришлось выйти из боя. Запомнился ему также день 30 мая. На этот раз его ведущим был Канатакузино. В этот раз им пришлось сражаться с восемью "аэрокобрами". Согласно записям в дневнике румына летчики этих истребителей оказались настоящими асами, но все обошлось. В четвертом вылете в этот день они перехватили 12 Ил-2 под эскортом восьми Яков. В напряженном бою Добран смог сбить один "штурмовик".

6 июня 9-я группа впервые встретилась в бою с американцами. Л-т Добран играл в бридж с Мученица, Сенчеа и Симионеску, когда поступил сигнал тревоги. Они быстро смогли взлететь. Однако в спешке Добран взлетел без ведомого и в результате оказался сам перед лицом американской армады. Сначала он увидел возле себя четыре моноплана, однако решил что это "густавы" 56-й аэ. Приглядевшись ближе Добран все же определил, что это "мустанги". Они летели как на параде. Добран сделал разворот вправо и открыл огонь по ближайшему, который мгновенно окутался дымом. Остальные испарились. Подойти к бомбардировщикам не удалось, так как стрелки открыли массированный огонь с дальней дистанции.

Следующая победа была одержана асом 26 июля, в "черный день" румынской авиации. Шэрбанеску и Кантакузино находились в этот момент в столице. Оператор радарной станции определил, что около 20 бомбардировщиков появились около Борграда и по всей видимости они идут без эскорта. Это была фатальная ошибка, так как "крепости" были надежно прикрыты. В итоге румынские пилоты хотя и сбили 11 Р-38, но и сами потеряли 7 самолетов. Однако гораздо важнее был факт что потеряли и шестерых пилотов. Причем только Добран в этот день оказался не задетым.

Еще более тяжелые потери оказались 18 августа. В этот день Добран снова был ведомым у Шэрбанеску. Однако он не смог уберечь известного аса, когда его сбил пилот американского "мустанга". Впоследствии высказывалось предположение, что у Шэрбанеску отказало радио и он не услышал предупреждение ведомого (которое прекрасно слышали с земли). 20 августа Добран вылетел на патрулирование уже вместе с Кантакузино. Совместными усилиями им удалось сбить Як. После того 23 августа Румыния вышла из войны, немецкие бомбардировщики стали бомбить Бухарест. Тогда 7-я и 9-я группы переключились на борьбу со своими бывшими союзниками. 25-го числа в прицел Добрана попал Не-111. Это была его последняя победа в воздухе.

В сентябре 9-я группа воевала в Трансильвании, поддерживая румынскую армию. Так 15-го числа во время атаки венгерского аэродрома возле Клужа Добран уничтожил на земле Re-2000.

Добран воевал до самого конца войны в Чехословакии. 9 мая 1945 года он выполнил два последних вылета в войне. Он эскортировал IAR-39, который разбрасывал листовки с призывом к немецким солдатам сдаваться. Всего за войну л-т Добран совершил 340 боевых вылета, участвовал в 64 воздушных боях и претендует на 10 побед в воздухе и одну на земле. Он был сбит три раза. 13 марта 1946 года получил звание капитана, а 7 июня 1950 - майора. В 1952 году во время очередной чистки личного состава он был уволен из рядов вооруженных сил. Работал на фабрике "Timpuri Noi". Но в 1954 году ему повезло и он смог попасть в гражданскую авиацию. В 1963 году он ушел на пенсию из авиакомпании TAROM . О дальнейшей судьбе данных нет.
 

Список побед Иона Добрана

 

N Дата Сбитый
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
06.09.1943
26.02.1944
11.04.1944
17.04.1944
20.05.1944
30.05.1944
06.06.1944
11.06.1944
26.07.1944
20.08.1944
25.08.1944
Ил-2
Як
Як-7
Ил-2
Як
Ил-2
P-51
B-24
вражеский самолет
Як
He 111


Bf.109G-6, пилот - Ион Добран, август 1944 г.

 

 


(с) М. Жирохов



Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100