Реклама...

    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой польша
     Дамш Йержи
       
Годы жизни: 1911-1987

Родился 6 сентября 1911 года в Лодзе в зажиточной семье (отец работал в банке, ветеран трех войн). Закончил частную школу  - Gimnazjum Humanistycznego im. A. Zimowskiego. Занимался водными видами спорта, хорошо играл на фортепьяно. В 1934 году записался в Варшавский аэроклуб и вскоре получил летную лицензию класса "А". Летом 1935 года записался курсы подготовки к воинской службе в Луцке. Потом летал на гражданских машинах.

По окончании учебы в 1936 году поступил в Szkoły Podchorążych Rezerwy Lotnictwa в Деблине. После ее окончания был поставлен в резерв и имел право совершать тренировочные вылеты в составе 1-го полка - 20 часов в год. До начала войны летал на Потезах, Бреге XIX, RWD-8, PWS-26 и "Карасях").

Весной 1937 года начал работать в Варшавском Политехе, а с осени - в Instytucie Technicznym Lotnictwa. 6 сентября 1939 года получил приказ на эвакуацию и через Варшаву и Львов перебрался к границе Румынии. В Черновцах получил необходимые документы и перебрался в Югославию, а оттуда в Грецию. В столице страны сел на пассажирский лайнер "Варшава", который шел в Марсель.

Во Франции получил направление в Centrum Wyszkolenia Lotnictwa в Лион - Брон. Из-за нехватки самолетов боевые вылеты не осуществлял. В мае был переброшен на Base Aerienne Tolouse Francasalle. После завершении французской кампании в числе прочих польских летчиков был эвакуирован из Тулузы на юг. Оттуда переправлен в Оран, потом Касабланка - Гибралтар - Ливерпуль.

Сначала обучался в  Blackpool английскому языку после чего был направлен в Air Transport Auxiliary (ATA). Его заданием была перегонка самолетов на фронт. Весной 1941 года написал рапорт о зачислении в состав эскадрильи ночных истребителей -  307 Dywizjonu Myśliwskiego Nocnego "Lwowskich Puchaczy". С июля начал обучение в 60 OTU. Первый вылет совершил в ночь с 22 на 23 июля на учебном "Магистре", потом был "Мастер" и "Дефиант". 9 сентября закончил курс переподготовки и был направлен на фронт. В эскадре стал летать на "Бофайтерах" и первый боевой вылет совершил в конце ноября 1941 года.

Вместе со знакомым по институту Витольдом Сильвестром они составили экипаж. Первую победу мог одержать в ночь с 4 на 5 августа 1942 года, однако наземный контроллер выдал неправильную высоту немецкого бомбардировщика и экипаж промахнулся.

С 19 по 31 марта 1943 года Дамш временно выполнял функции командира эвена "В" (после гибели майора Михаловского).

С июля 1943 года основным заданием стало патрулирование Атлантики. 10 сентября 1943 года в подобном вылете группа столкнулась с Bf-110, один из которых сбил Дамш. Причем в бою был поврежден один двигатель и садиться пришлось на одном.

25 сентября над Бискайским заливом ему удалось сбить Ju-88, а еще один повредить. С ноября 1943 по март 1944 года боевых вылетов он не осуществлял, ограничиваясь тренировочными для поддержания формы. К концу февраля 1944 года на его счету было 110 боевых вылета (из которых 28 - дневных). 

С 17 октября 1945 года возглавлял звено "А" эскадры, потом командовал всей эскадрой в звании Уин Коммандера (имея звание польского капитана). За войну получил Srebrny Krzyż Virtuti Militari (nr 8412) и три Krzyż Walecznych.

14 ноября 1947 года был демобилизован и в числе многих польских летчиков уехал в Аргентину. Тут основал транспортную фирму, однако тяжелая экономическая обстановка не позволила развиться этому бизнесу. Получив после банкротства свою часть Йержи основал небольшую мастерскую по ремонту двигателей. В 1952 году продав бизнес уехал в Парагвай. Работал инженером в карьере по добыче гипса. Однако там что то не заладилось и он опять вернулся в Аргентину и стал работать в компании "Iggam".

Затем уехал в США.Вместе со своим бывшим навигатором стал работать в "Hofman Laboratory". Сменил несколько работ.

В ноябре 1975 смог вернуться в Польшу. Его огромный опыт оказался востребованный и ему сразу предложили работу в Instytucie Techniki Cieplnej na Politechnice Warszawskiej.

Умер 22 июня 1987 года в Сопоте.
 

Список побед аса

 
Дата Самолет Подразделение Сбитые предположительно поврежден
10.09.1943 Mosquito Mk. II 307 dywizjon   Bf-110  
25.09.1943 Mosquito Mk. II 307 dywizjon Ju-88    
25.09.1943 Mosquito Mk. II 307 dywizjon     Ju-88
   
Всего
1 1 1



(с) М. Жирохов, 2005

 



Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100