Реклама...

    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой канада
     Берлинг Джордж
       
Годы жизни: 1921-1942

Родился Джордж Берлинг 6 декабря 1921 году в небольшом канадском городке Верден, находящемся недалеко от Монреаля (провинция Квебек). Его родители были обычными добропорядочными обывателями и возлагали на своего сына соответствующие надежды. Он хотел, чтобы его "чадо" преуспело на поприще коммерции, мать же видела его доктором однако Джорджа, как и многих мальчишек сызмальства потянуло в небо.

Когда ему было девять лет, он первый раз сумел подняться в воздух в качестве пассажира и с тех пор все свободное время проводил на летном поле Ла Салль. Иногда Джордж даже прогуливал занятия в школе ради зрелища взлетающих аэропланов. Из книг он читал только те, что были как-то связаны с авиацией и особенно интересовался опытом боевого применения аэропланов в Первой Мировой войне.

После получения пилотской лицензии, Джордж отправился на запад, в Ванкувер, надеясь получить коммерческую лицензию, чтобы присоединиться к Американскому Добровольческому Корпусу в Китае, который воевал с японцами.

Пытаясь записаться в Американский Добровольческий Корпус, Берлинг нелегально перешел через границу но был схвачен и некоторое время провел в тюрьме, после чего был выслан обратно в Канаду. К тому времени уже разразилась Вторая Мировая война и он в числе первых идет на вербовочный пункт и получает отказ. Тогда Джордж решил записаться в финские ВВС, воевавшие против РККА, о чем и подал прошение в посольство Финляндии. Финны, поскольку Берлингу было только 18 лет, послали запрос о согласии его родителям которые, естественно, ответили отказом и на этом финская авантюра с треском рухнула. Но эти неудачи не поколебали его стремления стать военным летчиком.

Собрав все документы, Джордж переплывает Атлантику, и на этот раз его без проволочек зачисляют в Королевские ВВС (RAF). Поначалу Берлинг был зачислен в обычную летную школу но вскоре, после прохождения тестирования, в ходе которого выяснилось, что он неплохо пилотирует, его направили в специальную школу для освоения истребителя "Спитфайр". Его учителем был Джинджер Лэси, известный ас (30 побед), прославившийся тем, что сбил Не111, сбросивший бомбы на Букингемский Дворец.

Джинджер Лэси предлагал ему остаться в школе инструктором, что автоматически влекло за собой получение офицерского звания, но Джордж, грезивший будущими битвами, с возмущением отказался, после чего его определили рядовым пилотом в 403-ю истребительную эскадрилью.

Вскоре Берлинга перевели в 41 -ю эскадрилью, где проблемы с командованием начались снова. Не улучшила отношений с начальством и одержанная Джоржем 1 мая первая победа. строптивого канадца отправили "с глаз долой" на средиземноморскую крепость.

9 июня 1942 года с палубы британского авианосца "Игл" стартовали 32 "Спитфайpa" V, один из которых пилотировал сержант Берлинг. Предполетный инструктаж трудно было назвать обстоятельным летчикам сообщили лишь примерный курс и расстояние до острова.

Джордж прибыл на Мальту в самый разгар битвы за остров. Днем и ночью Люфтваффе и Реджиа Аэронаутика предпринимали попытки подавить оборону острова с воздуха и сломить сопротивление его защитников. 12 июня 1942 г Берлинг впервые вылетел в составе звена из четырех "Спитфайров" на перехват пятерки Bf109. Из боя он вернулся с одной "вероятной" победой так так как никто не видел, как упал сбитый им немец.

Последний бой Берлинга над Мальтой был как никогда захватывающим. Он вел восемь "Спитфайров" на перехват такого же количества Ju88, которых прикрывали около 50 истребителей. Отдав приказ пятерке связать боем истребители, он с двумя ведомыми атаковал строй бомбардировщиков и сразу смог сбить один Ju88. Однако экипаж "Юнкерса" не остался в долгу и одна из пуль, выпущенных немецкими стрелками, попала ему в руку. Выходя из атаки, Джордж обстрелял оказавшийся перед ним Bf109 и тот пошел вниз, но подобравшаяся снизу пара "мессеров" снова наделала дырок в хвосте и в консолях его "Спитфайра".

Спикировав почти до самой воды, Джорджу удалось скинуть со своего хвоста немцев, а при выходе из пикирования он заметил ниже себя еще один Bf109 и сбил его. Но теперь сразу несколько немецких истребителей принялись поливать его свинцовыми очередями. Осколки разорвавшегося в кабине снаряда зацепили ногу, остальные 20-мм "гостинцы" разбили управление и подожгли двигатель. Развернувшись в сторону Мальты, Джордж решил тянуть сколько сможет, но "мессеры" не собирались упускать такую добычу и спустя несколько мгновений Берлинг на высоте около 1000 футов (300 м) вывалился из своего разваливающегося истребителя. У него еще хватило сил и времени, чтобы раскрыть парашют и в воздухе сбросить ботинки. К счастью спасательное снаряжение осталось целым - жилет и лодка надулись без проблем. Последнее, что помнил Джордж, это то, как он смог забраться в свою лодку.

Его нашли некоторое время спустя после боя. Он плавал в луже крови в своей надувной лодочке и что-то бормотал насчет Библии, которую ему подарила мать, и которую он всегда брал с собой в полет. По результатам боя 14 октября счет канадца вырос до 29 побед, в добавление к которым имелось еще девять поврежденных.

После окончательного излечения Берлинга направили домой. Как национальный герой он должен был разъезжать по городам и агитировать население покупать облигации военного займа. Оратор из него оказался никудышный, кроме того, он хотел летать и поэтому начал тихо звереть от этой работы. Одному из вездесущих репортёров он так и сказал:

"Если меня снова заставят делать это, то я пошлю их всех к чёрту, или буду брать комиссионные за каждую проданную облигацию". По окончании эпопеи с облигациями Джорджа возвращают в Англию и определяют инструктором по воздушной стрельбе в 61-ю часть учебно-боевой подготовки (61 OTU). Увы, насколько хорош был Берлинг как боевой пилот, настолько бездарным он оказался учителем. Его всё время тянуло на фронт, и он непрерывно писал рапорты о переводе в дей- ствующую часть. Наконец командование сдалось, и 1 сентября 1943 г. Джорджа переводят в 403-ю эскадрилью, в которой он начал свой боевой путь весной 1942-го. В конце концов, Джорджу дали почётную отставку и в самом конце 1944 г. отправили домой. Он хотел записаться в американские ВВС, но безрезультатно.

Дома всё оказалось ещё хуже. Коммерческие авиакомпании все как один отказали ему в приёме на работу, и несколько лет кавалер высшей военной награды Британской империи "Крест Виктории" вынужден был зарабатывать на жизнь, работая уличным торговцем в Монреале.

Однако с окончанием Второй Мировой на планете не стало спокойнее и вскоре образовался очаг напряженности на Ближнем Востоке, где с одной стороны возникло независимое государство Израиль, а с другой Египет, лидеры которого тут же решили "скинуть евреев в море". Известие о начале конфликта тут же заставило Джорджа бросить свой "бизнес". Денег на дорогу было немного, но еврейская община Монреаля экипировала его по полной программе и в мае 1948 года он уже был в Риме, где полулегально собралась группа пилотов из разных стран (в которую вошли и несколько бывших асов Люфтваффе!), решивших вступить в зарождавши- еся ВВС Израиля.

21 мая Джордж поднял с одного из римских аэродромов израильский транспортный Нордуин "Норсеман". При наборе высоты загорелся двигатель и самолёт, не набравший скорости и высоты, рухнул на железнодорожные пути. В обломках фюзеляжа пылавших в огромной луже бензина не уцелел никто. Обстоятельства катастрофы были достаточно туманны и многие исследователи не исключают диверсию арабов, но за давностью лет эта версия так и не получила неопровержимых доказательств, хотя и не может быть опровергнута. Существует и такая версия: аварию подстроили евреи-ортодоксы. Дело в том, что буквально перед отлетом в Израиль канадец заявил: "Если бы арабы заплатили мне 1600 долларов (напомним, что согласно контракта, заключенного Берлингом с правительством Израиля он должен был получать 600 долларов в месяц),то я воевал бы за них".

А Джорджа Берлинга похоронили в Риме на следующий день со всеми воинскими почестями при огромном стечении народа, пришедшего отдать свой последний долг этому канадскому летчику.

В годы своей юности и в начале летной карьеры он мечтал об известности и всеобщем внимании, желая получить, а затем и упрочить свою славу аса. Берлинг не был обычным человеком. В своих мемуарах современники часто описывают его такими эпитетами как мятежник, безответственный ас, кровожадный, неприветливый, невнимательный, невежливый...

Во многом они были правы, но Джордж Берлинг был прежде всего Пилотом от Бога, влюбленным в небо, а его 32 победы свидетельствуют о том, что он внес свой достойный вклад в разгром ВВС стран "Оси" во Второй Мировой войне.

Спитфайр МК IX 403 -й истребительной эскадрильи ВВС Великобритании, аэродром Хэткорн, сентябрь 1943 г.




Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:




             Rambler's Top100 Rambler's Top100