Уголок неба ¦ Акаматсу Саадаки "Тамея"

Реклама...

    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой япония
    Акаматсу Саадаки "Тамея"
       
Годы жизни: 1910-1988

"Скандалист, эксцентричный и вспыльчивый человек", - так охарактеризовал Сабуро Сакаи своего коллегу Садааки Акаматcу. Тамея (или Темен - это имя предпочитал пилот вместо нареченного Саддаки) Акаматсу являлся одним из самых результативных летчиков морской авиации Японии, чье имя остается легендарным до сих пор.

Акаматцу родился в префектуре Кочи в июле 1910 г., он пошел добровольцем в военно-морской флот в июне 1928 г. и после двух лет обучения в летной школе в марте 1932 г. стал летчиком-истребителем морской авиации. Все летчики, прошедшие курс обучения до начала войны, отличались превосходной подготовкой и огромной самоуверенностью - они считали себя "королями воздуха". Привитый в мирные годы инстинкт победителя помог Акаматцу остаться в живых в военное время

Лейтенант Саадаки"Тамея" Акаматсу был, пожалуй, одной из самых экстраординарных личностей в японских ВВС. Являясь офицером императорских войск, он, тем не менее, презирал дисциплину и был явным нарушителем всех неписанных традиций японского флота. Воин-одиночка, Акаматсу представлял собой вопиющее исключение среди пилотов Японии, свято подчиняющихся самурайским правилам. Постоянная заноза для командования, он много раз был разжалован и в течение многих лет службы так и остался лейтенантом.

Любитель выпивки и красивых женщин, Тамея часто отсутствовал на предполетных инструктажах, предпочитая проводить время в ближайшем кабаке или публичном доме. Все приказы ему передавались с посыльным, и незадолго до вылета он появлялся на аэродроме в каком-нибудь старом автомобиле, громко сигналя о своем прибытии. Нередко его можно было видеть на стоянке истребителя с бутылкой сакэ в руках, к которой он время от времени прикладывался.

Необузданный нрав Акаматсу и все его грехи на земле покрывались каким-то невероятным искусством управления боевым самолетом в воздухе. Из-за этого ценного качества командование сквозь пальцы смотрело на все дисциплинарные проступки своего пилота.

Основным типом истребителя, на котором летал Акаматсу, был Мицубиси J2M "Райден". Самолет создавался в качестве перехватчика, и маневренностью машины пожертвовали в пользу ее большей горизонтальной скорости и скороподъемности. В бою с одномоторными истребителями противника этот самолет был труден в управлении - гораздо лучше он подходил для выполнения своей основной задачи - борьбы с бомбардировщиками.


J2M2 Raiden лейтенанта Тамеи Акаматсу, 1945 год

Пилотируя "Райден", Акаматсу не только одержал много побед над американскими тяжелыми машинами, но и сбил, по некоторым данным, не менее десятка "Хеллкэтов" и "Мустангов". Самолюбие не позволяло ему отступать в бою с истребителями противника, а отчаянная храбрость и меткость стрельбы позволили ему остаться в живых после этих поединков. За годы войны в список аса было занесено около 50 побед, а после капитуляции Японии Акаматсу ушел из армии и занялся торговыми операциями.

Акаматсу за свою карьеру летчика морской авиации налетал более 8000 часов. В пьяном виде ас говорил о 350 сбитых самолетов, в трезвом - о 220. Никто не верил ни пьяному, ни трезвому Акаматцу. В его летной книжке имелись отметки лишь о девяти сбитых за время войны на Тихом океане "Хэллкетах", нескольких "Мустангах", одном "Либерейторе" и семи В-29 (один достоверно и шесть предположительно). Более-менее уверенно можно говорить о 30 сбитых Акаматцу самолетах. Аса сбивали неоднократно, однако дуракам и пьяницам везет не только в России - за войну Акаматцу не получил ни одной царапины.

Человек с таким характером и такой биографией не мог не стать легендой еще при жизни. Акаматцу очень любил порассказывать байки о своих подвигах за ящиком - другим сакэ. Чего стоит история о том, как он вскочил в кабину "Зеро в кимоно и деревянных сабо! Сабуро Сакаи хорошо знал Акаматцу: "Не верти глупым историям - это все чепуха!"

Послевоенные годы стали для летчика-алкоголика большим испытаниям. Старые боевые друзья скинулись и купили ему небольшой самолетик Пайпер. На этой машине ветеран многочисленных воздушных сражений вел поиск косяков рыбы в интересах компании Кочи Фишери, не оставляя при этом своего хобби - дружбы с бутылкой. Постепенно ас спивался, все больше друзей и знакомых отворачивались от него, начались проблемы со здоровьем. Относительный покой пилот обрел в качестве хозяина небольшого кафе в городе Кочи. Садааки Акаматцу скончался от пневмонии 22 февраля 1988 г. в состоянии полной депрессии.
 


A6M5  энсина Тамеи Акаматсу, 302 авиагруппа, аэродром Атцуги, февраль 1945 года




 



Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100