главная люди и авиация асы первой мировой россия
   Прокофьев-Северский Александр Николаевич
       
Годы жизни: 1894-

Александр Прокофьев - Северский родился 24 Мая 1894 года в Тифлисе (Грузия), в семье потомственных дворян. Предки его были военными, и только отец изменил этой традиции, посвятив свою жизнь искусству и став известным в Петербурге певцом оперетты, режиссером и владельцем театра (Северский - его сценический псевдоним). Сыну он решил дать военное образование. Александр был зачислен в Морской кадетский корпус. После в звании юнкера, во 2-м Балтийском экипаже, плавал на канонерской лодке "Бобр". В Декабре 1914 года получил чин мичмана.

Но карьера моряка молодого человека мало интересовала. Он мечтал стать военным летчиком. Интерес к авиации пробудился в нем с юношеских лет под влиянием отца, который к тому же являлся одним из первых летчиков - любителей. Вскоре Александру представилась возможность осуществить мечту. В 1914 - 1915 гг. в России при Военно - морском флоте начали создавать авиационные группы, предназначенные для морской разведки и совместных действий с кораблями. Среди молодых моряков, направленных в авиационную школу для подготовки летчиков морской авиации был и мичман Северский.

Летать он учился в офицерской школе авиации Отдела воздушного флота в Севастополе на биплане "Фарман-4". Всего после шести с половиной минут полетов с инструктором, 1 Мая 1915 года Александр совершил свой первый самостоятельный полет. Однако характер он имел горячий и свободолюбивый. И вот за умышленное неисполнение приказания был отчислен...

Доучивался уже на Балтике, на станциях морской авиации. 2 Июля 1915 года сдал экзамен и получил звание "Морской летчик" (пилотский диплом N:337). Летная служба Александра началась на базе гидросамолетов Кильконда (остров Эзель у входа в Рижский залив, командир отряда Лейтенант В. Литвинов). Выполнял разведывательные полеты на двухместной "летающей лодке" FBA французского производства. 6 Июля 1915 года при посадке самолета, на котором Прокофьев - Северский летал на разведку и бомбардировку немецких кораблей, внезапно взорвалась имевшаяся на борту 10-фунтовая бомба. Летчик был тяжело ранен, а механик самолета Блинов (который держал на коленях ту самую бомбу), погиб. Опасаясь гангрены, врачи хотели почти полностью ампутировать Александру изувеченную взрывом правую ногу, но, вняв просьбам летчика, не желавшего расставаться с мыслью о полетах, решили пойти на риск и ограничились ампутацией ноги чуть ниже колена.

После операции он начал усиленно тренироваться ходить сначала на костылях, а потом без костылей, с деревянным протезом ноги. Сильная воля, вера в себя и хорошая спортивная подготовка сделали чудо: со временем он смог не только отлично летать, но и научился играть в гольф, бадминтон, кататься на коньках, танцевать, плавать на большие расстояния.

В начале 1916 года Северский приступил к службе на петербургском заводе 1-го Российского товарищества воздухоплавания в качестве наблюдателя за постройкой и испытанием гидросамолетов, предназначенных для авиации Балтийского моря. В этот период начал пробуждаться его конструкторский талант. Первые технические идеи были направлены на улучшение боевых качеств гидросамолетов. Он предлагал усилить вооружение "летающих лодок", высказывался за подвижную установку пулеметов, применение бронеплит для защиты экипажа.

Но изобретательская деятельность не давала ему полного удовлетворения. Северский был убежден, что, несмотря на протез, он может и должен летать. Чтобы доказать это, он без разрешения выполнил полет на новом типе самолета. За нарушение дисциплины Александр был арестован, и его спасло только вмешательство Императора Николая II, прослышавшего про этот необычный случай. В знак восхищения перед отвагой и волей пилота - инвалида царь специальным решением простил дисциплинарный проступок и разрешил Северскому вернуться к летной службе.

Весной 1916 года в составе большой группы "летающих лодок" Александр отправился из Петрограда на фронт. Впервые машины ушли туда своим ходом прямо с завода. Северского назначили на 2-ю станцию авиации Балтийского моря. В Августе 1916 года на М-9 он участвовал в ночном налете на базу немецкой гидроавиации (озеро Ангерн в районе Риги). На обратном пути тройку "лодок" атаковали немцы. Бой продолжался более часа. Два самолета противника были подбиты. В машине Северского на аэродроме насчитали 14 пробоин.

Осенью 1916 года командующий флотом Балтийского моря наградил Прокофьева - Северского почетным Георгиевским оружием за спасение жизни командира в бою. Тогда в схватке с большим числом немецких гидросамолетов он заставил один из них снизиться, а остальные прекратили преследование двух российских "лодок" (на одной из которых заело пулемет) и повернули назад.

С началом активной летной работы тяга к конструкторской деятельности не угасла. В перерывах между полетами Александр занимался усовершенствованием самолета, стараясь сделать его максимально удобным для пилотирования. Чтобы уменьшить нагрузку на протез при управлении он разработал конструкцию балансирного руля направления, а затем и балансирных элеронов, сконструировал регулируемые педали, позволявшие изменять расстояние между сидением летчика и блоком управления в кабине. Большой заслугой Северского явилось создание им зимой 1916 - 1917 гг. лыжного шасси для "летающих лодок" Григоровича, что позволило использовать гидроавиацию на Балтике и в зимние месяцы, когда вода покрывалась льдом.

Весной 1917 года Александр ехал по улицам Петрограда на мотоцикле. Неожиданно его сбил грузовик, раздробил протез и сильно ушиб здоровую ногу. Но после лечения он вновь вернулся на фронт, служил в составе истребительной морской авиации, летая на "Ньюпоре" ( рисунок слева ). В одном из воздушных боев его ранило в руку, но он продолжал атаковать и сбил немецкий "Альбатрос". За этот бой Александр получил чин Лейтенанта.

Часть, где служил А. Н. Прокофьев - Северский , базировалась на сухопутном аэродроме острова Эзель. 29 Сентября 1917 года немцы высадили там десант. Два дня самолеты атаковали с воздуха неприятеля. Вечером 1 Октября, когда снаряды с немецких кораблей стали рваться на аэродроме, Александр и еще два летчика сумели под градом осколков подняться в воздух и взяли курс на материк. Внезапно на машине Северского отказал мотор, пилот приземлился на занятой противником территории. Он уничтожил самолет, сняв с него вооружение. С пулеметом, пешком (!) добрался до своих.

К моменту Октябрьской революции 1917 года Александр Прокофьев - Северский был одним из самых известных летчиков - асов в России. Он налетал 1600 часов, участвовал в 57 воздушных боях, одержал 13 побед, имел множество боевых наград, в том числе почетное Золотое оружие и орден Святого Георгия, врученный лично главой Временного правительства - А.Керенским. Был награжден специальной наградой за ценные изобретения в области морской авиации. Он обладал званием командующего истребительной авиацией Балтийского флота, имел должность технического консультанта при Адмиралтействе. А было ему, в ту пору, всего - то 23 года !

В Сентябре 1917 года Северскому предложили место помощника атташе по делам Военно - морского флота в русском посольстве в США. Тогда он отказался от этого предложения, оставшись, по просьбе командования, на фронте. Но после захвата власти большевиками, и последовавшего за тем разложения в авиации и на флоте решил воспользоваться этой возможностью, чтобы навсегда покинуть страну.




 




Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100