Уголок неба ¦ Федоров Виктор Георгиевич

Реклама...

Кредит плюс экофинанс.
    


 
   главная люди и авиация асы первой мировой россия
   Федоров Виктор Георгиевич
       
Годы жизни: 1885-1918

Виктор Федоров родился 11 ноября 1885 года в городе Верном (Алма - Ата). Отец - Георгий Петрович надворный советник (преподавал русскую словесность), его мать - Анна Федоровна, сибирская казачка, занималась воспитанием детей, которых в семье было девять - 8 сыновей и 1 дочь. Затем семья Федоровых переехала в Ташкент.

Вскоре Виктор поступил учиться на юридический факультет Харьковского университета, но был отчислен за принадлежность к организации социал - демократов. Он вернулся в Ташкент, где в 1906 году был арестован и отправлен в Казалинск, где должен был состояться суд. По дороге Виктор бежал и в 1908 году был вынужден эмигрировать из России во Францию.

С началом Первой Мировой войны записался в Иностранный Легион - на фронт, был пулеметчиком, за отвагу получил чин капрала. 23 февраля 1915 года он был тяжело ранен. После выздоровления добился перевода в авиацию ( в то время профессия летчика по физическим данным стояла намного ниже даже пехотинца!). Пройдя 4-х месячный курс обучения в Дижоне, был определен в тыловую транспортную часть.

Лишь в начале 1916 года, когда развернулись особенно ожесточенные бои под Верденом, Федоров добился перевода на фронт - в знаменитую эскадрилью "Аистов". Там, летая на двухместном "Кодроне", 21 февраля он одержал свою первую победу . Находясь в составе этой авиагруппы, в период битвы под Верденом в 1916 году за 16 дней в 9 боях Федоров сбил 8 немецких аэропланов, за что получил высшие награды французской армии. Немцы, назвав его "русским воздушным казаком Вердена", начали долгую и безуспешную охоту за ним.

"Сержант Федоров - пилот, полный отваги и смелости, никогда не упускает случая атаковать немецкие аэропланы..." - так начинался приказ маршала Жоффра о награждении Военной медалью Виктора Федорова, - "14 марта 1916 года атаковал в одиночку 4 самолета противника. Три обратил в бегство, 4-й посадил на своей территории (это его третья победа). Самолет Федорова получил 17 пуль. 19 марта в первом полете атаковал три самолета, во втором - четыре. Оба раза заставил неприятеля обратиться в бегство. 21 марта сбил неприятельский аэроплан, упавший в наших линиях".

Федоров становится одним из наиболее популярных авиаторов Франции, получив 3-х дневный отпуск, он едет в Париж. Вернувшись на фронт продолжает счет своих побед. 1 апреля им сбит еще один самолет, но и его машина получила тяжелые повреждения. Федоров с трудом посадил израненный, почти неуправляемый самолет. На следующий день в бою с тремя "Фоккерами" он сбивает еще одного, но получает пулю в ногу и попадает в госпиталь.

Русский патриот, он всей душой стремился на Родину, говорил: "Теперь, после выздоровления - только в Россию. Очень уже здесь "выслужился", - все военные награды французской армии получил в две недели. А у меня также безумное желание послужить России, - там и умереть страшно не будет. Мне и здесь не страшно, Но ведь не свой - чужой я для них. И никогда своим не буду. А в России ушел бы весь в разрушительную работу - бить и бить немца".

Федоров и во Франции оставался истинно русским человеком, отчаянно тосковавшим по родине. По воспоминаниям Э.И.Меоса он был "... славный малый, очень спокойный, чертовски отважный, среднего роста красивый брюнет с твердым взглядом черных глаз, человек большой культуры. При первом же знакомстве производил сильнейшее впечатление - голос у него был великолепный, с таким только в опере петь. Помню, когда мы стояли в богатом замке на Сомме, он уходил далеко в сад и пел русские песни. Да как пел ! Слезы на глаза навертывались..."

Но в Россию ему путь пока еще закрыт, его прошлые политические дела не позволяют вернуться на Родину. После выздоровления он отправляется с французской миссией в Румынию. Там Виктор одерживает очередную победу, за что был представлен к Ордену Святого Владимира. Лишь, в январе 1917 года, его наконец то, отправляют в Одессу, обучать русских летчиков высшему пилотажу и тактическим приемам воздушного боя. В конце мая 1917 года Федоров получает назначение в 9-й корпусный отряд, который входил в истребительную группу Е.Н.Крутеня. Вскоре после этого в сводке боевых действий появилось сообщение: "15 июня 1917 года летчик Федоров атаковал в районе Сморгонь - Крепо немецкий самолет и прогнал его, потом атаковал другого противника и победил его - с большим снижением он быстро полетел к своим окопам". В составе 9-го отряда Федоров одержал одну официальную победу и вскоре был переведен в Севастопольскую авиашколу, где пробыл тоже недолго.

Вскоре он вернулся во Францию и противник снова стал узнавать его в бою по особому почерку. В одной из схваток Виктор сбил двухместный аэроплан. 28 июля 1918 года был опубликован приказ о награждении Федорова орденом Почетного Легиона. В августе он был снова ранен в бою, но через три недели вернулся в строй. 9 октября 1918 года, бросившись на помощь бомбардировщикам, сражавшимся с неприятелем, "сбил один из истребителей, упавший в пламени". 10 октября, атакованный тремя "фоккерами" и раненый во время боя, тем не менее сумел вернуться на свой аэродром на самолете со множеством пробоин. В ноябре, вернувшись из госпиталя, выполнил несколько полетов.

7 ноября 1918 года Виктор Федоров, вылетев на "свободную охоту", недалеко от линии фронта встретил группу из нескольких десятков бомбардировщиков противника, конвоируемых истребителями. Других французских самолетов в воздухе не было и несмотря на то, что атака столь сильного противника в одиночку была равносильна самоубийству, он решил атаковать ! В первый же момент Федоров сбил бомбардировщик, за ним второй. Строй армады разрушился и Федорова атаковали со всех сторон юркие "фоккеры"... Упал на землю еще один вражеский самолет...

Легенды, сложенные об этом бое, утверждают, что было сбито Федоровым 4, даже 6 самолетов противника... Но разве способен один человек уничтожить такую армаду ? Следом за немцами падает на вражескую территорию в дыму и огне легендарный русский летчик - "воздушный казак Вердена"...

В тот же день германские парламентеры отправились к маршалу Фошу для переговоров о перемирии. До конца Первой мировой войны оставалось всего 4 дня...

На счету русского летчика Виктора Федорова числилось 11 официальных побед, а общее число сбитых им вражеских аэропланов (с учетом не засчитанных), приближалось к 20. Долгое время считалось, что Виктор Федоров погиб в том бою. Однако это было не так.

Сумев посадить израненную машину он, при попытке перейти линию фронта, был взят в плен. Поскольку никаких документов при нем не было обнаружено немцы отправили его в лагерь как шпиона. Там он провел несколько кошмарных месяцев, пока его все же не освобождают. Однако, во Францию он вернулся с подорванным здоровьем и скоро умирает.

Победы аса
Победы на разведчике Caudron G.4 в составе эскадрилий C42 и N23
дата самолет противника*1 подтверждение*2 место боя / падения наблюдатель
1*3 21.2.16 2-местный "Альбатрос" из FA67 разбился сев. Forêt de Parroy SLt Gauthier
2 14.3.16 самолет противника из KG6/32 разбился Cernay Sol Lanero
3 21.3.16 2-местный самолет из неизв. части сгорел западнее Douaumont Sol Lanero
4 30.3.16 самолет противника из FA7 разбился Moranville Sol Lanero
- 31.3.16 самолет противника из неизв. части не было ? Sgt Bonnetète
- самолет противника из неизв. части не было ? Sgt Bonnetète
Победы на истребителе Spad XIII в составе эскадрильи Spa89
дата самолет противника*1 подтверждение*2 место боя / падения  
5*4 19.9.18 2-местный самолет из FA36 разбился Belrupt
6 9.10.18 скаут из Jasta 68 сгорел Damvillers

   *1. Тип самолета указан по французским данным, а часть - согласно списку германских потерь. К сожалению, в этом списке только летчики, а не самолеты, поэтому он заведомо не полон. К тому же далеко не по каждому случаю известны место боя и даже номер части. По этой причине приведенная в данной колонке информация может рассматриваться только как гипотеза, тем более что в каждом случае на победу есть еще по крайней мере один претендент.
   *2. По французским данным.
   *3. Победа одержана совместно с тремя другими экипажами 42-й эскадрильи. На одном из самолетов летел командир эскадрильи капитан Тено [Thenault] с наблюдателем лейтенантом Юманном [Humann]. Вторую машину пилотировал аджюдан (прапорщик) Дюран [Adjudant Duran], имена еще одного летчика и двух наблюдателей не известны.
   *4. Совместно с пилотами 89-й эскадрильи аджюданом Эмилем Ренье [Émile Régnier], сержантом Ланом [Lasnes] и капралом Аваром [Havard], американским летчиком из 23-й сержантом Альфредом Стенли [Alfred H.Stanley] и 2-м лейтенантом Фрэнком Люком младшим [Frank Luke Jr.] из 27-й американской. Всего 6 участников.




Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100