Реклама...

BetBoom
    


 
   главная люди и авиация асы первой мировой зарубежные страны
   Франческо Баракка
       
Страна: Италия
Годы жизни: 1888-1918

Мало кому известно, что вздыбленный конь, увенчивающий капоты знаменитых «Феррари", впервые появился на борту самолета Франческо Баракка -лучшего итальянского аса первой мировой войны, о боевой карьере которого мы и расскажем.

***

Он родился 9 мая 1888 г. в Луго ди Романье близ Равены. Будучи младшим сыном в семье крупных землевладельцев Энрико и Паолы Баракка, юноша должен был унаследовать родительское поместье, но выбрал военную карьеру и в ноябре 1907 г. поступил в офицерскую кавалерийскую школу (Scuola Militare), находившуюся в Модене.

19 сентября 1909 двадцатилетний лейтенант (Sottotenente) получил назначение в 11-й Королевский Пьемонтский кавалерийский полк. Первое знакомство Баракки с авиацией произошло в 1912 г., когда он в числе других военных наблюдателей впервые увидел аэропланы на маневрах французской армии. Впечатление «от полетов механических птиц» оказалось столь сильным, что уже 25 апреля он стал одним из четырех младших офицеров, зачисленных в летную школу города Реймса.

Вскоре Франческо совершил свой первый полет на двухместном «Анрио» с 36-сильным двигателем, а 9 июля ему был вручен диплом гражданского летчика №1037. После этого итальянское командование перевело молодого авиатора в авиационный батальон (Battaglione Aviatori). Его карьера складывалась вполне удачно: уже 3 октября ему присвоили звание старшего лейтенанта (Tenente), a 8 декабря он получил диплом военного летчика. Полтора года интенсивных полетов не прошли даром: командование поручило подающему надежды авиатору выбор самолетов, которые предполагалось принять на вооружение зарождающейся авиации Италии.

Хотя Италия была связана соглашениями с тройственным союзом, но у правительства хватило духа проявить сдержанность летом 1914 г. Это было весьма мудрое решение, так как вскоре германская ставка на «блицкриг» потерпела крах, что и подтолкнуло итальянское руководство ко вступлению в войну (23 мая 1915 г.), но уже на стороне Антанты.

Старший лейтенант Баракка встретил эту новость в Париже в той же должности, которая уже не устраивала его. Очень скоро он добился отправки на фронт и 26 июля начал воевать в составе 8-й эскадрильи, отправившись в тот день в разведывательный полет на двухместном биплане «Ньюпор»Х. Вскоре после этого его командировали в составе небольшой группы пилотов для организации ПВО в Удине. Часть получила громкое название эскадрилья бипланов «Ньюпор» (Squadriglia Biplani Nieuport), хотя фактически она представляла из себя только одно звено (Sezione). Эта группа получила на вооружение 6 первых одноместных «18-метровых» «Ньюпоров» Итальянской армии, причем самый первый из них (серийный номер N1383) достался Баракке.

7 сентября Франческо провел свой первый воздушный бой, но заевший пулемет позволил австрийцу уйти. 13 сентября пришло сообщение об австрийском самолете, замеченном над Кодроипо, и Баракка взлетел на перехват. Он быстро настиг противника и, сблизившись с ним на 50 м, открыл огонь. Но после первых же выстрелов пулемет снова заклинило. Покинув место схватки, Баракка попытался исправить оружие, но его усилия оказались тщетными, и пришлось возвращаться домой. Впрочем, проблемы с оружием были не только у него: в том же бою отказал пулемет и у командира 1-го отряда 8-й эскадрильи, которому также не позволил ему открыть счет победам. 1 апреля 1916 г. он получил новый «Ньюпор»Х1, а через неделю, 7 апреля, его пути пересеклись с австрийским разведчиком «Бранденбург"С1. Подобравшись к противнику сзади-снизу, Франческа открыл огонь. На этот раз пулемет не подвел - длинная очередь разбила двигатель неприятельского аэроплана, и тот пошел на вынужденную. Баракка сел рядом со своей жертвой и взял в плен экипаж, австрийский летнаб был тяжело ранен и вскоре умер в госпитале, а летчик отделался легким испугом.

Это была первая подтвержденная победа итальянской авиации , за которую Баракка был награжден «Серебряной Медалью за Воинскую Доблесть».

В конце апреля 1916 г. итальянская авиация подверглась реорганизации. Боевые части были перенумерованы, в частности 8-я эскадрилья стала 70-й, будучи первой чисто истребительной частью итальянских ВВС.

16 мая около 04:00 утра летчики были разбужены грохотом разрывов - 14 австрийских самолетов бомбили Удину. Баракка, предполагая, что противник будет возвращаться на свой ближайший аэродром, решил перехватить вражескую группу. Расчет оказался верным: внезапно из утренней мглы вынырнул двухместный «австрияк». Его стрелок тут же открыл огонь. Но было поздно: пулеметная очередь, выпущенная в упор итальянским летчиком, разбила мотор «Бранденбурга», и тот, прочертив дымным шлейфом синеву небосвода, врезался в землю. В то утро 70-я эскадрилья объявила о четырех победах, но жертва Баракки упала за линией фронта и была засчитана только год спустя, когда в австрийской прессе прошла информация о потерях в этом налете.

26 июня Франческо был произведен в капитаны (Capitano) и назначен командиром звена. 23 августа вместе с капитаном Фалко Руффо ди Калабрия (20 побед) и старшим лейтенантом Лучано Оливари заставил приземлиться австрийский разведчик - это была его третья победа, но она, как и вторая, была засчитана только в следующем году. Однако эта победа не проходит по австро-венгерскому списку потерь - пришлось вернуться с неистраченным боекомплектом.

Через месяц итальянские летчики узнали из попавшей к ним венской газеты «Рейх пост» австрийскую версию этого боя: «Обер-лейтенант Хассен Рица Эффенди Пилер из состава Flik 4 и его наблюдатель обер-лейтенант Роман Флорер были атакованы тремя итальянскими самолетами, одного из которых наблюдатель сбил из своего «Маузера». «Вранье!» - возмущался Баракка, -«Я сброшу сообщение на аэродром Флорера, что буду рад познакомиться с ним на высоте 2000 м. Я все еще живой, и для его же блага лучше нам больше не встречаться».

Гораздо меньше повезло экипажу «Лохнера», который встретила 16 сентября все та же тройка. Первым попытался атаковать Баракка, он подошел на 50 м, но пулемет, в который уж раз, отказал, что, однако, не спасло разведчика - очередь Руффо сразила пилота, а наблюдатель посчитал за лучшее посадить горящий самолет и сдаться в плен. 25 ноября Франческо стал асом, одержав пятую победу. На этот раз его добычей оказался «Бранденбург«. Командование высоко оценило успехи молодого офицера, наградив его «Серебряной» и «Бронзовой Медалью за Воинскую Доблесть».

После этого на его самолете появилось изображение вздыбленного вороного коня -в память о полке, где он начал свою военную карьеру. Очень быстро она стала известна по обе стороны фронта.

Начало нового 1917 г. Баракка отметил очередной победой, в заявке на которую было указано, что вражеский самолет «последний раз замечен планирующим к неприятельским линиям». Правда, и об этой
победе нет упоминаний в австрийских документах.

Первый день Нового года также запомнился другому асу - австрийскому летчику, лейтенанту Готтфриду фон Банфильду (9 побед), который вылетел на поплавковом истребителе «Бранденбург»СС. По его словам, над морем он был атакован «Ньюпором», летчик которого оказался очень искусным. Противники кружили почти час, после чего решили мирно разойтись и на прощанье помахали друг другу. Только тогда Банфильд рассмотрел эмблему, красовавшуюся на вражеском самолете, - это был вороной конь...

Утром 11 февраля Баракка завтракал, когда звуки сирены заставили его забыть о спагетти и устремиться к своему «скакуну». Запуская мотор, он получил приказ перехватить пару австрийских разведчиков. Обоих беглецов удалось настичь уже на подходе к линии фронта. После первой же атаки ведомый задымил и вскоре врезался в землю, но ведущий успел уйти под защиту зенитных орудий. Король Италии Виктор Эммануэль III, посещавший фронт, оказался свидетелем этого боя. Восхищенный монарх на следующий же день приехал на аэродром и вручил летчику третью «Серебряную Медаль».

16 апреля в эскадрилью доставили первые «Ньюпоры»ХVII, закупленные во Франции, один из которых достался асу. Спустя десять дней, 26 апреля, он опробовал новый истребитель, свалив двухместный разведчик. За этой победой последовала очередная награда - «Рыцарский Крест Военного Ордена Савой». В представлении говорилось «...летчик исключительных качеств, уже трижды награждался за воинскую доблесть. Он полностью сосредоточил все сбои усилия на успешном ведении войны в воздухе. 26 апреля 1917 г. в яростном и ожесточенном бою сбил очередной неприятельский самолет с блистательным умением и бесстрашием. Это уже его 8-я победа».

1 мая отряд Баракки вошел в состав формирующейся 91-й эскадрильи. 10 мая он впервые сбил истребитель противника, им оказался «Бранденбург«О1 из состава Flik 41J. Вскоре после этого в 91-ю эскадрилью прибыли новейшие французские истребители «СПАД»\Л1, которыми начали заменять «Ньюпоры», и уже 13 мая новоиспеченный кавалер рыцарского ордена открыл итальянский счет побед этого знаменитого французского истребителя. Атака на встречном курсе группы австрийских разведчиков закончилась для экипажа ведущего «Бранденбурга» печально.

Встреча с Франческо оказалась роковой и для австрийского аса, фельдфебеля Юлиуса Буса (5 побед); его наблюдатель вынужден был, спасаясь из огня, охватившего кабину, выпрыгнуть из самолета на высоте 3000 м. Это была 11-я победа Баракки.

В июне он стал командиром эскадрильи, которая под его руководством стала известна как «Эскадрилья асов" (Squadriglia degli Assi}: помимо него, в ее составе было еще не менее 12 мастеров воздушного боя. Подобно знаменитому «Красному барону» Рихтгофену, Баракка предоставил своим летчикам полную свободу выбора способов ведения боевых действий: в одиночку или в составе группы. Но воздушные бои были не единственным видом боевой деятельности эскадрильи. В июле 1917 г., поддерживая войска, наступавшие в районе реки Изонцы, эскадрилья была привлечена к нанесению штурмовых ударов по передовым позициям австрийцев, с которых никак не удавалось сбить оборонявшихся. В последующие недели этот вид деятельности стал едва ли не основным для летного состава.

7 июля счет Баракки достиг 14 побед, но после приземления, когда самолет заправляли, готовя к новому вылету, закуривший механик, не глядя, швырнул не потушенную спичку, пролетевшую рядом с бензиновой бочкой. Погода была жаркой, и пары топлива мгновенно воспламенились, а спустя несколько секунд огонь охватил и перкалевый биплан... Только 31 июля, получив новую машину, Баракка сбил еще один «Бранденбург»С1, а 3 августа, действуя в паре с лейтенантом Флавио Торелло Барачини (21 победа), отправил на землю другого.

18 августа началось новое наступление, которое впоследствии было названо «11-я битва на Изонцо». В ходе этого сражения 91-я эскадрилья встретилась с Flik 41J под командованием лучшего австрийского аса - гауптмана Годвина Брумовского (35 побед). На следующий день после начала операции пули Баракки зажгли вражеский разведчик, а 1 сентября раненый австрийский летчик с трудом сумел дотянуть на своем «Бранденбурге» до линии фронта. 6 сентября вместе с лейтенантом Сабелли (5 побед), Франческо сбил еще один разведчик.

21 августа в эскадрилью на новом SVA-5 прилетел летчик-испытатель фирмы «Ансальдо» Гуидо Гуиди. Баракка вместе со своими коллегами облетал новый самолет и составил заключение, которое поставило крест на его применении в качестве истребителя, после чего аэроплан благополучно переквалифицировали в разряд дальних разведчиков и легких бомбардировщиков.

В сентябре Франческо стал майором (Maggiore), а месяц спустя в эскадрилье появились первые истребители «СПАД»ХIII, и 21-го Баракка впервые вылетел на новом самолете. Обнаружив тройку «Бранденбургов», прикрываемую шестью истребителями, он прорвался через их заслон и в стремительной схватке сбил два немецких разведчика. Это был его первый дубль и, соответственно, 20-я и 21-я победы.

24 октября началось очередное (12-е) итальянское наступление на многострадальной реке, но на этот раз оно встретило контрудар объединенной австро-германской группировки. На земле и в воздухе разгорелись ожесточенные бои. 25 октября Франческо записал в своем дневнике : «На фронте большая активность, я пять раз дрался с немцами. В 11:00 сбил австрийский «Альбатрос» над Сан Марко вместе с Майором Пиччио (24 победы). Вечером мой SPAD был подбит в воздушном бою, перебит лонжерон. Два моих пилота погибли... мы сбили 6 самолетов..,»

На следующий день Баракка сжег еще двух немецких разведчиков, один из них вместе с Джулиано Парвисом (9 побед). Наземное сражение закончилось поражением союзников, их войска понесли большие потери и были вынуждены начать отступление. Авиация также оказалась потрепанной - 91-я эскадрилья потеряла почти все самолеты и нескольких летчиков, а потому была отведена в тыл для отдыха и пополнения.

Час мести пришел 6 ноября - в тот день пара Баракка - Парвис в двух боях сбила три самолета. В 10:30 утра они встретили два австрийских «Альбатроса» и пошли в атаку. Первым закончил свою работу Парвис - его противник после короткого боя сел с остановившимся двигателем и сдался в плен (эту победу признали австрийцы, но почему-то не засчитали итальянцы). Противником Баракки в этом бою был обер-лейтенант Рудольф Сциписси-Соколл фон Ниджес эт'Рено (5 побед). Он оказался опытным соперником, но не смог уйти от своей судьбы. Самолеты кружили уже на бреющем, когда меткая очередь итальянского аса поставила в этой схватке финальную точку. Раненный в спину австрийский летчик сумел перетянуть через линию фронта, но умер сразу после посадки.

Через полчаса та же самая пара снова пошла в бой - на этот раз она атаковала двух немецких разведчиков и сбила одного из них. Немецкий летчик был убит, а его наблюдатель тяжело ранен и умер в госпитале. На следующее утро Баракка и Парвис совместными усилиями прекратили карьеру экипажа еще одного «Бранденбурга». Очередная победа была одержана 15 ноября. А 23-го, вылетев вместе с лейтенантом Гастоном Новелли (8 побед), они сбили немецкий «Альбатрос»; его летчику удалось посадить машину на итальянском берегу реки, сжечь ее и уйти от погони, но при попытке перейти через линию фронта его все же настигла пуля.

В конце ноября 91 -я эскадрилья в полном составе была перевооружена истребителями «СПАД»Х111 с более мощными 220-сильными двигателями и вооружением из двух пулеметов. Уже 7 декабря (по другим данным 12-го) Баракка увеличил на нем свой счет еще на одного разведчика (итальянская авиация одержала в тот день три победы, но австрийцы потеряли только один самолет. - Прим. авт.). Так Баракка завершил свою работу в 1917 г., на его счету уже было 30 побед, которые он одержал в 63 боях. За эти успехи он заплатил двумя серьезно поврежденными самолетами.

В начале 1918 г. Франческо участвовал в испытаниях опытного истребителя «Ансальдо-Балилла»А-1, после чего находился в отпуске. В марте 1918 г., во время торжественной церемонии в знаменитой опере Ла Скала, он получил из рук короля высшую военную награду - золотую медаль «За Воинскую Доблесть».
В марте отпуск Баракки закончился, и он вернулся в свою эскадрилью. Первую победу после возвращения он одержал 3 мая в паре с сержантом Гуидо Нардини (6 побед). Барражируя над линией фронта, они увидели одинокий «Альбатрос» и быстро отправили его вниз.

В июне началось последнее австрийское наступление первой мировой и активность авиации снова увеличилась. 15 июня Баракка сбил очередной «Бранденбург», а затем в паре с лейтенантом Альберто уничтожил и «Альбатрос».

Вечером 19 июня в 91-ю эскадрилью пришла заявка от пехоты на штурмовку неприятельских траншей. Выполнять задание пошел сам комэск. Баракка взлетел в 18:30 в паре с только что прибывшим на фронт лейтенантом Франко Оснаго. Во время штурмовки оба истребителя попали под плотный зенитный огонь и разделились; позже ведомый увидел пылающий самолет, штопорящий к земле.

Место гибели аса долго не могли найти, только после отступления австрийских войск поиски увенчались успехом. Были обнаружены обгоревшие обломки «СПАДа», а в четырех метрах от них - обугленное тело летчика. Но свою смерть Баракка встретил еще в воздухе, так как одна из пуль попала ему в лоб...

По официальной австрийской версии лучший итальянский ас был сбит в воздушном бою с «Фениксом»С I, в экипаже которого был летчик цугфюрер Макс Кауэр и летнаб обер-лейтенант Арнольд Барвиг. Но это вызвало протест с итальянской стороны, и уже 3 июля 1918г. для ее опровержения было выпущено сообщение, в котором утверждалось, что Баракка был сбит огнем из траншей.

А вставший на дыбы черный конь - личная эмблема аса - обрела свою вторую жизнь 23 мая 1923 г., когда мать пилота, Паола Баракка, передала ее автогонщику Энцо Феррари, успешно выступившему за команду фирмы «Альфа Ромео». Тот добавил к ней желтый геральдический щит с герба города Модены и национальный триколор. С 1929 г, эмблема стала официальным символом команды «Скудериа Феррари», продолжавшей представлять фирму «Альфа Ромео». 9 июля 1932 г. в ходе «24-часового марафона в Спа» (Бельгия) ее машины заняли два первых места. В этот день на их капотах появилось изображение черного вставшего на дыбы жеребца. Ас 1947 г. эмблема стала неотъемлемой частью красных машин фирмы «Феррари». Но итальянская авиация также не забыла своего героя, и во время второй мировой войны его эмблема стала эмблемой 4-го Stormo (авиаполка).

СПИСОК ПОБЕД АСА

дата противник эскадрилья и самолет аса примечания
1 07.04.16 Brandenburg C.I 1 Sq Caccia Nieuport 11  
2 16.05.16 Lohner B.VII 70 Sq  
3 23.08.16 Brandenburg C.I в паре
4 16.09.16 Lloyd C.III в группе (1/3)
5 25.11.16 Brandenburg C.I Nieuport 11 ? 17  
6 01.01.17 Brandenburg C.I  
7 11.02.17 Brandenburg C.I Nieuport 17 в группе (1/4)
8 26.04.17 Brandenburg C.I в паре
9 01.05.17 Brandenburg C.I 91 Sq  
10 10.05.17 Brandenburg D.I Spad 7  
11 13.05.17 Brandenburg C.I  
12 20.05.17 Brandenburg C.I  
13 03.06.17 Brandenburg C.I  
14 07.07.17 Brandenburg C.I  
15 31.07.17 Brandenburg C.I  
16 03.08.17 Brandenburg C.I в паре
17 19.08.17 Brandenburg C.I  
18 01.09.17 Brandenburg C.I  
19 06.09.17 Brandenburg C.I в паре
20 22.10.17 DFW C.V Spad 13  
21 DFW C.V  
22 25.10.17 Brandenburg C.I в паре
23 26.10.17 DFW C.V Spad 7 в паре
24 DFW C.V в паре
25 06.11.17 Albatros D.III Spad 7 ? 13  
26 DFW C.V в паре
27 07.11.17 DFW C.V в паре
28 15.11.17 DFW C.V  
29 23.11.17 Albatros D.III  
30 07.12.17 Brandenburg C.I Spad 13  
31 03.05.18 Brandenburg C.I в паре
32 22.05.18 Albatros D.III  
33 15.06.18 Brandenburg C.I  
34 Albatros D.III  

«Ньюпор» Х (сер. номер Ni383 (по другим данным Ni387), 8-я эскадрилья, пилот - Баракка, район Удины, осень 1915 г.

 

Текст (с) Сергей Алексеев



Уголок неба. 2007 


 

  Реклама:




            
Rambler's Top100 Rambler's Top100