главная экспериментальные
   XP-80R Shooting Star
       
Разработчик: Lockheed
Страна: США
Первый полет: 1947
Тип: Рекордный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Когда 11 ноября 1945 г. английский истребитель Глостер "Метеор" Мк.4 установил новый мировой рекорд скорости в 970 км/ч, армейские ВВС США тут же проявили интерес к возможности побития этого рекорда на доработанном Р-80А. Уже первые проработки показали, что Р-80А вполне может достигнуть у земли скорости 985 км/ч. При условии некоторых незначительных доработок (вроде обрезания законцовок крыла, впрыска воды в двигатель для его форсирования и т.п.) скорость может достигнуть 1016 км/ч.

Генерал ВВС Арнольд выделил 75000 долл. для реализации этого проекта. Были выделены два Р-80А - на один планировалось поставить двигатель с системой форсирования впрыском воды, на другой - специально доработанный двигатель по рекомендациям специалистов Локхида.

В начале 1946 г. начались пробные скоростные полеты майора Чилстрома на доработанном Р-80А. С самолета сняли пулеметы, установив вместо них водяной бак для системы форсирования двигателя. Все швы на поверхности самолета были залиты специальной шпаклевкой, отпалированы и закрашены. Полеты Чилстрома проводились под наблюдением комиссаров ФАИ на случай установления мирового рекорда, но это оказалось не так просто -максимальная скорость Р-80А оказалась только 954 км/ч. Стало ясно, что только "косметическими" мерами ограничиться не удастся. Дело осложнялось тем, что англичане улучшили свой рекорд, подняв планку до 985 км/ч. К тому же появился и другой конкурент - другой американский истребитель Р-84 "Тандерджет" фирмы Рипаблик. Уже в первых же полетах на Мюрок он показал скорость 960 км/ч, став официально самым быстрым американским самолетом.

В результате руководство американских армейских ВВС потребовало от обеих фирм к октябрю 1946 г. побить мировой рекорд.

ХР-84 "Тандерджет" сошел с рекордной гонки - полеты в октябре показали, что на его двигателе Дженерал-электрик J35 неудовлетворительно работала система форсирования впрыском воды. Оставался теперь только "Шутинг стар", специально доработанный вариант которого получил обозначение XP-80R.

Доработкой рекордного самолета руководил лично Келли Джонсон. Самолет получил специальные скоростные воздухозаборники с минимально возможным воздушным сопротивлением (практически заподлицо с фюзеляжем). Законцовки крыла подрезали, переднюю кромку сделали более острой. Был также установлен новый более мощный двигатель J33-A-17, а фонарь кабины пилоты заметно понижен.

Но предварительные полеты в начале октября оказались разочаровывающими - хотя первоначально была показана скорость 992 км/ч, проведенные дополнительные расчеты снизили эту цифру до 960 км/ч. В результате официально запланированный на 5 октября полет на побитие рекорда был отменен.

"Келли" Джонсон был вынужден снова исследовать аэродинамику самолета. Оказалось, что проблема заключается в воздухозаборниках, которые хоть и имели минимальное воздушное сопротивление, но оказались неоптимальными для обеспечения полной тяги двигателю. В результате в течение последующих девяти месяцев воздухозаборники вновь были переделаны, одновременно самолет получил более мощные двигатели J33-A-23.

Наконец, 19 июня 1947 г. на Мюроке все, включая погоду, было готово к установлению мирового рекорда. Место в кабине XP-80R занял полковник Бойд. Ведя самолет между красными дымами, обозначавших мерную базу, в четырех проходах Бойд показал среднюю скорость 998 км/ч, вернув через четверть века рекорд скорости США.

 


 ЛТХ:
Модификация   XP-80R
Размах крыла, м   11.28
Длина, м   10.51
Высота, м   3.43
Площадь крыла, м2   22.07
Взлетная масса, кг   5468
Тип двигателя   1 ТРД Allison J-33-A-21
Тяга нефорсированная, кгс   1 х 2304
Максимальная скорость, км/ч   1004
Практическая дальность, км   1682
Практический потолок, м   13720
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :

 Фотографии:

 Рекордная "переделка" P-80B - XP-80R
 XP-80R
 XP-80R
 XP-80R

 



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика. Андрей Фирсов. Локхид Р-80 "Шутинг Стар"
USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. Lockheed XP-80R Shooting Star
Aerofax. Jay Miller. Lockheed Martin's Skunk Works
Rene J. Francillon. Lockheed Aircraft since 1913
Squadron/Signal. Aircraft Number 40. Larry Davis. P-80 Shooting Star In Action


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:



Rambler's Top100 Rambler's Top100