Уголок неба ¦ Lockheed XH-51

Реклама...

    


 
главная экспериментальные
   XH-51
       
Разработчик: Lockheed
Страна: США
Первый полет: 1962
Тип: Экспериментальный вертолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Попытки установления мировых рекордов скорости для вертолетов были предприняты и известной самолетостроительной фирмой "Локхид". После серьезных исследований здесь был создан экспериментальный вертолет CL-595 (ХН-51А) с жестким несущим винтом. Разработка машины финансировалась армией и флотом США. Трехлопастный несущий винт диаметром 11,6 м имел только осевые шарниры, как у воздушного винта изменяемого шага, был снабжен стабилизирующим устройством в виде гироскопа. Вертолет ХН-51А отличался хорошими аэродинамическими обводами, его полозковое шасси убиралось в полете.

29 сентября 1962 года на этом вертолете с ГТД мощностью 500 л.с. летчик-испытатель Доналд Сегнер достиг скорости 299 км/ч при взлетной массе вертолета 1590 кг. Через два года, в ноябре 1964, на втором экспериментальном вертолете ХН-51А с четырехлопастным несущим винтом была достигнута скорость 323 км/ч. После установки на вертолет крыла размахом 5,2 м и дополнительного ТРД с тягой 1170 км скорость увеличилась до 389,5 км/ч. Летные испытания винтокрыла ХН-51А были продолжены в 1965 году: в мае достигнута скорость 416 км/ч, в сентябре - 423 км/ч на высоте 3660 м. Все эти достижения не регистрировались как мировые рекорды.

В последующих испытаниях в 1966-1968 гг. вертолет показал высокую маневренность, на нем выполнялись такие фигуры высшего пилотажа, как бочки, петли Нестерова и длительный полет в перевернутом положении. Все это свидетельствовало о больших возможностях жесткого несущего винта. При скорости полета 417 км/ч достигалась максимальная перегрузка 2,8 д, а при скорости 463 км/ч - 2 д. В июле 1967 года в полете была достигнута максимальная скорость 485 км/ч. Об этом сообщалось, как о новом мировом рекорде, однако официально эта скорость, видимо, не регистрировалась, так как ее нет в таблицах FAI.

Дальнейшая разработка вертолетов с жестким несущим винтом была фирмой "Локхид" прекращена. Результаты исследований экспериментальных винтокрылов ХН-51А использовались для начавшейся в 1963 году разработки усовершенствованного боевого винтокрыла АН-56 "Шайен" с жестким несущим винтом, большим крылом и толкающим воздушным винтом. Летные испытания винтокрыло, к которым приступили в 1968 году, показали, что это сложная машина, имеющая много проблем. В дальнейшем армия США отказалась от этой весьма амбициозной программы, так как ее выполнение было связано с большим техническим риском. Отказ от программы, на которую было израсходовано более $400 млн., рассматривался как "оглушительный провал". Несмотря на высокие расчетные характеристики винтокрылов "Шайен", на них не было установлено ни одного мирового рекорда.





 ЛТХ:
Модификация   XH-51   XH-51A
Диаметр несущего винта, м   10.67   10.67
Длина, м   12.40   10.41
Высота, м   2.50   4.88
Ширина, м    
Масса, кг    
  пустого самолета   1265   1400
  максимальная взлетная   1864   2005
Тип двигателя    
   основной   1 ТВД Pratt & Whitney Canada PT6B-9
   дополнительный     1 ТРД Pratt & Whitney J60-P-2
Мощность, кВт + Тяга, кгс   1 х 410   1 х 410 + 1 х 1170
Максимальная скорость , км/ч   280   487
Крейсерская скорость , км/ч   257   370
Практическая дальность, км   418   440
Практический потолок, м   4876   6200
Экипаж, чел   2   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 X-51
 X-51
 X-51A

 



 

Список источников:

Авиация и Космонавтика. Евгений Ружицкий. История Вертолетных рекордов
АвиаПорт.ru. Эволюция скоростных вертолетов
Максим Старостин. Все вертолеты мира. Lockheed XH-51A Compound

Michael J. Taylor. The Illustrated Encyclopedia of Helicopters


Уголок неба. 2010 



 

  Реклама: