Уголок неба ¦ Микоян, Гуревич Е-155МП

Реклама...

    


 
главная экспериментальные
   Е-155МП
       
Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1975
Тип: Экспериментальный истребитель-перехватчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1966 г. ОКБ А.И.Микояна приступило к разработке проекта двухместного многоцелевого самолета Е-155М с крылом изменяемой геометрии и двумя турбореактивными двигателями РД36-41М конструкции ОКБ-36 МАП (главный конструктор П.А.Колесов). Основой для него стал проект перехватчика Е-158 (1965 г.), являвшегося развитием Е-155П (МиГ-25П) с крылом изменяемой геометрии и двигателями РД-19М. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24 мая 1968 г. Е-155М создавался в трех основных вариантах: истребителя-перехватчика Е-155МП в составе авиационных всевысотного комплекса перехвата воздушных целей С-155М, фронтового разведчика-бомбардировщика Е-155МФ и самолета-разведчика Е-155МР.

Основу системы управления вооружением перехватчика Е-155МП впервые в мире должны была составить РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР) "Заслон", которая могла обеспечить обнаружение воздушных целей всех типов на значительных дальностях во всем диапазоне высот и скоростей полета, в т.ч. маловысотных целей, совершающих полет на фоне земли. Пространственное сканирование луча в этой РЛС осуществлялось электронным способом, что позволило обеспечить обзор широкого телесного угла и отказаться от механических приводов антенны с их малым быстродействием, решить проблему сопровождения и атаки большого количества целей без ограничений по углам.

Аванпроект Е-155МП (518-21) был подготовлен в 1968 г. Постановлением предусматривался срок предъявления самолета на государственные совместные испытания в 4-м квартале 1971 г., однако дальнейшие исследования по теме выявили необходимость пересмотра схемы самолета: при существующей компоновке скороподъемность и практический потолок перехватчика оказывались ниже заданных, а его конструкция - перетяжеленной. В 1969 г. началась разработка модифицированного проекта Е-155МП (изд.518-22). В 1971 г. для него была окончательно утверждена схема с фиксированным трапециевидным крылом, конформной подвеской ракет К-33 под фюзеляжем и двухместной кабиной экипажа (летчик и оператор) по схеме "тандем". В качестве силовой установки были выбраны двигатели Д-30Ф-6 конструкции Пермского МКБ (главный конструктор П.А.Соловьев).

Одним из новых требований, предъявленных к перехватчику, стала возможность ведения полуавтономных боевых действий в условиях отсутствия сплошного радиолокационного поля ПВО на крайнем Севере и Дальнем Востоке страны. Учет новых требований привел в 1972 г. к разработке эскизного проекта истребителя-перехватчика Е-155МП (изд.83).

Постройка первого опытного экземпляра самолета Е-155МП (изд.83/1, бортовой N831) была завершена опытным производством ММЗ им. А.И.Микояна к 1975 г. Машина уже оснащалась штатными двигателями Д-30Ф-6. Первоначально на самолете было установлено крыло от МиГ-25РБ (без отклоняемыз носков, с острой передней кромкой и без наплывов), замененное в ходе испытаний новым крылом с корневыми наплывами, отклоняемыми носками, зависающими элеронами и закрылками. Дифференциальный стабилизатор со стреловидной осью вращения имел "нож" по задней кромке, отогнутый вверх на 5 град. Подфюзеляжные гребни имели увеличенную на 1.2 м2 (по сравнению с МиГ-25) площадь. Тормозные щитки - створки основных опор шасси, выполненных по оригинальной двухколесной тележечной схеме, отклонялись в плоскости, находящейся под углом 40 град. к плоскости симметрии самолета. Крыльевые баки к топливной системе не подключались.

На самолете установлен комплекс навигации "Полет-1И" и система автоматического управления САУ-155УП. Вместо штатных РЛС "Заслон" и теплопеленгатора стояли их габаритно-весовые макеты. В обеих кабинах устанавливались катапультные кресла КМ-1М.

Первый вылет на самолете N831 выполнил 16 сентября 1975 г. летчик-испытатель А.В.Федотов. Весной 1976 г. на самолете вылетели все летчики ММЗ им. А.И.Микояна (Б.А.Орлов, А.Г.Фастовец, П.М.Остапенко, В.Е.Меницкий). Первым штурманом-оператором был назначен В.С.Зайцев.

Постройка второго экземпляра Е-155МП (изд.83/2, бортовой N832) на ММЗ им. А.И.Микояна завершилась в начале 1976 г. В отличие от первого прототипа самолет N832 уже оснащался полным комплектом оборудования, в частности РЛС "Заслон" и теплопеленгатором. На нем были также применены подфюзеляжные гребни меньшей площади. Первый вылет выполнил 22 апреля 1976 г., А.В.Федотов. Самолеты N831 и 832 принимали участие в этапе А Совместных государственных испытаний.



 ЛТХ:
Модификация   Е-155МП
Размах крыла, м.   13.46
Длина самолета, м   22.69
Высота самолета, м   5.15
Площадь крыла, м2   59.80
Масса, кг:  
  пустого самолета   20800
  нормальная взлетная   40600
  максимальная взлетная   46000
Тип двигателя   2 ТРДДФ Д-30Ф-6
Максимальная тяга, кН  
  бесфорсажная   2 х 91.00
  форсажная   2 х 152.00
Максимальная скорость, км/ч:  
  на высоте 17500 м   3000 (М=2.82)
  на малой высоте   1500
Практическая дальность, км:   2150
Практический потолок, м   20000
Макс. эксплуатационная перегрузка   5
Экипаж, чел   2
Вооружение:   одна 23-мм пушка ГШ-6-23М (260 патронов)
  боевая нагрузка - 3000 кг


 Доп. информация :


 Фотографии:

 Е-155МП
 Е-155МП
 Е-155МП

 



 

Список источников:

Крылья России. История и самолеты ОКБ "МиГ"
Крылья Родины. Владимир Ильин. "Английская гончая" с красными звездами
PKL. Wiktor Druszliakow. MiG-31
Aerofax. Yefim Gordon. MiG-25 'Foxbat', MiG-31 'Foxhound'


Уголок неба. 2004 



 

  Реклама: