Реклама...

    


 
главная многоцелевые
   Ми-9
       
Разработчик: ОКБ Миля
Страна: СССР
Первый полет: 1977
Тип: Воздушный командный пункт
  ЛТХ     Доп. информация
   


"Салонные" варианты Ми-8 долго оставались "в тени" и это объясняется их особой секретностью. Даже сейчас, когда большинство из вертолетов-салонов "первой волны" давно списаны, состав их оборудования не разглашается.

Выпуск штабных вертолетов Ми-8С (с круглыми иллюминаторами) и Ми-8ПС (с квадратными окнами для ВВС и МГА, их было в этом "подвиде" Ми-8 большинство) был начат уже в 1969 году. Вертолеты эти шли по спецзаказам и действительно были "персональными". Ими пользовались Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев, Министр обороны Устинов, Главком ВВС Кутахов и другие видные руководители государства, промышленности и вооруженных сил. Строились эти машины в подвариантах Ми-8ПС-7, -9 и -11, где цифра означала число мест для "спецпассажиров". Последние "салоны" строились на базе Ми-8АП, но вместо форсированных ТВ2-117Ф поставили ТВ2-117Г с графитовыми подшипниками. Но не это, и не высококлассный интерьер был главной особенностью "салонов", хотя он, по мнению автора, был очень удачным в эстетическом плане.

Все эти машины несли мощные комплексы правительственной связи, имеющие засекречивающую аппаратуру и выходы на ретрансляционные каналы - через наземные радио- и проводные телефонные ВЧ-станции, самолеты-ретрансляторы Ил-18, а затем Ил-86ВКП и спутники.

С самого появления вертолетов в СССР прорабатывалась идея его использования в качестве "летающего штаба" для сухопутных войск, морской пехоты и фронтовой авиации.

Неприхотливость в базировании и мобильность делали вертолеты привлекательным средством обеспечения деятельности командно-штабных органов, предоставляя тем возможности выхода из-под удара в случае угрозы и оперативных скрытных перемещений при руководстве войсками. Очевидным образом при любом варианте начала боевых действий противник первым делом постарался бы вывести из строя командные пункты и сеть боевого управления, "обезглавив" войска. Не менее важным являлось сохранение надежной связи, как для информирования командных органов о положении, так и для поддержания руководства войсками. Идея "летающего штаба" появилась едва ли не сразу с появлением достаточно вместительных вертолетов, обещая повышение боевой устойчивости командного звена и совершенствование управления войсками. Используя специально оборудованный вертолет, штабная группа могла самым скорым образом покинуть угрожаемое место, сохраняя возможности боевого управления с воздуха или переместившись на запасной КП либо расположившись на любой подходящей площадке. При ведении наступательной операции вертолетный командный пункт позволял группе управления сопровождать продвижение войск, перебазируюсь вслед за боевыми порядками вплоть до всей оперативно-тактической глубины.

Выгодой вертолетных летающих КП перед аналогичными пунктами управления с использованием самолетов, применявшихся еще в годы Второй мировой войны, были столь же очевидны, сколько и практичны: вертолету не требовались аэродромы, соответственно, он был в меньшей степени уязвим, вертолетная площадка могла находиться буквально при всяком КП любого уровня, такой же обширной могла быть сеть возможных мест пребывания штабной группы, от тылов и вплоть до прибытия непосредственно в боевые порядки войск. Преимуществом воздушного КП становилась скрытность перемещений группы руководства - перемещающийся по воздуху вертолет было куда труднее отследить, чем колонну штабных машин, к тому же и в полете сохранялась непрерывность управления. Будучи резервной компонентой системы управления войсками, воздушные КП являлись достаточно совершенной формой ее организации, существенно повышая шансы сохранения контроля за обстановкой в угрожаемый период и обмена информацией в ходе развития ситуации.

Оборудование вертолетных КП мощными средствами обычной радиотелефонии, быстродействующей и засекречивающей связи позволяло также использовать их в качестве ретрансляторов при управлении войсками, повышая дальность и надежность передачи сведений. В нужный момент, скажем, перед нанесением ядерного удара или переходом в наступление, требующих интенсивного обмена данными и прохождения команд, подъем в воздух этих машин позволял развернуть дополнительные каналы связи и обеспечить передачу необходимого и закрытого для противника потока информации.

Первыми машинами этого назначения были воздушные КП на базе Ми-4, однако более вместительный Ми-8 много лучше подходил для использования в роли воздушного пункта управления, позволяя разместить необходимое оборудование и операторов. Появились также ВКП на основе Ми-6, более тяжелые и обеспечивавшие боевое управление на уровне общевойсковой или воздушной армии. Потребность в машинах такого класса была достаточно насущной, и, не дожидаясь разработки специализированных машин, первые ВКП на базе Ми-8 оборудовались в начале 70-х годов силами самих военных на предприятиях Минобороны. В войсках они именовались Ми-8ВКП или Ми-8ВзПУ (воздушный пункт управления), иногда их звали Ми-8БУС (боевого управления и связи). При их оснащении нашла применение аппаратура, опробованная на Ми-6ВКП. Переоборудование сводилось к установке на борт вертолета набора средств связи и ретрансляции различных диапазонов, а также соответствующего антенного оборудования. Переделка не затрагивала конструкции вертолета, сводилась к установке "этажерок" с креплением блоков связной аппаратуры и несложным монтажам тросовых и штыревых антенн, что и позволяло обойтись своими силами. Поскольку предполагалось, что работать радиостанции будут по отдельности, электромагнитная совместимость с возможным неблагоприятным взаимным влиянием не учитывалась.

В грузовой кабине устанавливался большой планшет для отслеживания оперативной обстановки, справа по борту оборудовались три закрытых и довольно тесноватых отсека с рабочими местами операторов, еще один оператор размещался за перегородкой в задней части кабины. В комплект аппаратуры входили радиостанция Р-111 KB-диапазона для связи с сухопутными войсками, ретранслирующие радиорелейные станции KB-диапазона Р-130 или Р-140 и станции УКВ-диапазона Р-409, радиотелефонию обеспечивали станции Р-802 ДМ/М-диапазона и дециметровые Р-831 и Р-847. Для уплотнения каналов использовалась аппаратура, позволявшая организовать несколько линий связи на одной волне. Оборудование было разнотипным, частью выполненным на лампах и откровенно устарелым, немало весящим и требовавшим присутствия операторов безо всякой автоматизации и прочих новаций. Часть его размещалась на внешней подвеске в контейнерах под фермами. К примеру, радиостанция Р-802 с двумя десятками фиксированных каналов имела почтенный возраст, представляла собой сооружение размером с объемистый чемодан и к этому времени служила уже на самолетах "Аэрофлота". К тому же набор средств связи был не вполне соответствующим предназначению ВКП дивизионного уровня.

В 1977 году милевское ОКБ подготовило "авторскую версию" воздушного командного пункта Ми-8ИВ с аппаратурой "Иволга", позже получившего собственное название Ми-9. Он предназначался для командного звена мотострелковых, танковых или авиационных дивизий. Задний отсек и хвостовая балка Ми-9 были аналогичны не Ми-8Т, а Ми-8П, т.е. пассажирскому варианту вертолета. Задний отсек имеет укороченные створки. В задней части створок выполнен проем для прохода в салон, закрытый дверью. Дверь состояла из створки (сверху) и трапа (снизу). На хвостовой балке и створках заднего отсека были установлены 3 антенны. Топливный бак и шасси на вертолете Ми-9 аналогичны тем, что установлены на Ми-8Т. На бортах Ми-9 располагались закрытые выпуклыми крышками выводы кабелей радиостанций. Они использовались для разворачивания наземного командного пункта. На нижней поверхности хвостовой балки над дверью заднего отсека на вертолетах Ми-8ВзПУ (Ми-9) устанавливалась фара.

В состав оборудования вошли KB-радиостанция Р-856МБ, УКВ-радиостанция Р-802ВЯ и Р-832М "Эвкалипт" для связи с наземными войсками, радиорелейная станция Р-405М, два коротковолновых радиоприемника Р-886Б, а также пара специализированных радиостанций Р-111 связи с сухопутными войсками УКВ-и КВ- диапазона. Вертолет комплектовался вспомогательной силовой установкой АИ-8, обеспечивавшей работу аппаратуры на земле. АИ-8 выполнялась отдельным агрегатом и закатывалась на борт на своей тележке. Другим отличием были внешние топливные баки увеличенной емкости, за счет чего общий запас топлива увеличился до 2615 л. На борту могло работать до шести операторов с индивидуальными планшетами, кабина оснащалась кондиционером. Для удобства доступа в кабину в задних створках была оборудована входная дверь по типу пассажирских машин. Антенное оборудование по сравнению с предыдущим ВКП, буквально утыканным смонтированными "на живую нитку" штырями и стойками, было скомпоновано более рациональным образом и органично вписано в конструкцию. Для работы станции Р-826 предназначались две гребневых антенны под брюхом вертолета. Станция Р-111 могла работать на наземную антенну либо штыревую, выпускаемую в полете и в нерабочем состоянии убираемую под фюзеляж электромеханизмом. Тем самым командирский Ми-9 выглядел практически не отличающимся от обычного вертолета, способствуя скрытности машины спецназначения (разве что шторки на окнах отличали ВКП от соседних вертолетов).

В 1987 году появился новый ВКП, разработанный на базе Ми-8МТ и получивший наименование Ми-19. Он предназначался для руководства дивизионного уровня и оснащался новым автоматизированным комплексом связи. В составе оборудования появилась цифровая ЭВМ, позволяющая в автоматизированном режиме производить настройку и перестройку каналов связи всей дивизионной сети с обеспечением скрытности и защиты от помех. Отдельная модификация Ми-19Р со своим комплексом аппаратуры предназначалась для командиров ракетных дивизий - рода войск, где требовалось обеспечить в том числе и передачу команд при работе с ядерными зарядами.

Некоторые Ми-8Т оснащались мощной радиостанцией Р-392, обеспечивавшей беспоисковую бесподстроечную связь с наземными пунктами, имея шесть фиксированных каналов связи с определенными абонентами.



 Модификации :
 Ми-8ВКП (Ми-8ВзПУ)

 воздушный командный пункт, оборудованный непосредственно в войсках из Ми-8Т. Переоборудовано в начале 70-х годов несколько вертолётов.

 Ми-9 (Ми-8ИВ)

 серийный командный пункт. Выпускался в 1977-1987 годах.

 Ми-19

 командный пункт для командиров мотострелковых и танковых дивизий на базе Ми-8МТ. Выпускался с 1987 года.

 Ми-19Р  командный пункт для командиров ракетных дивизий.



 ЛТХ:
Модификация   Ми-9
Диаметр главного винта, м   21.29
Диаметр хвостового винта, м   3.91
Длина,м   18.424
Высота ,м   4.755
Масса, кг  
  пустого   7100
  нормальная взлетная   11100
  максимальная взлетная   13000
Внутренние топливо, кг   1450 + 1420
Тип двигателя   2 ГТД Климов ТВ3-117МТ
Мощность, кВт   2 х 1454
Максимальная скорость, км/ч   250
Крейсерская скорость, км/ч   240
Практическая дальность, км   950
Дальность действия, км   495
Практический потолок, м   5000
Статический потолок, м   1760
Экипаж, чел   2-3
Полезная нагрузка:   до 20 пассажиров


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Ми-9 ВВС РФ (c) Максим Брянский
 Ми-9 ВВС РФ (c) Иван Савицкий
 Ми-9 ДОСААФ (c) Дмитрий Аксенов
 Ми-9 ВВС Украины (c) Виктор Самойлов
 Ми-9 ВВС ГДР (c) CBR
 Ми-9 ВВС Чехии (c) Radim Spalek
 Погрузка ВСУ АИ-8 на Ми-9
 Салон Ми-9
 Салон Ми-9
 Дополнительная аппаратура на борту Ми-9
 Кабина Ми-9 (c) Игорь Бубин

  Схемы:

 Расположение оборудования
 Ми-9

  Вариант окраски:

 Ми-9 ВВС ГДР

 



 

Список источников:

Авиация и Время 2015-05-06. Сергей Дроздов. Нестареющая "восьмерка"
История Авиации 28. Сергей Бурдин. Специальные "Восьмерки"
Полигон. В.Р. Михеев. Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля
Полигон. Вадим Михеев. Ми-8. 40 лет : Полет нормальный
Яуза. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Незаменимый Ми-8. Полвека в строю
Вадим Михеев. Ми-8 - 40 лет в строю
Вадим Михеев. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет
Е.И.Ружицкий. Вертолеты
HPM 2000-11. Jaroslav Spacek. Mi-9 letajici velitelske stanoviste
L+K 2011-10. Tomas Sousek. Mi-8P alias Mi-9 Ivolga


Уголок неба. 2020  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: