Уголок неба ¦ Миль Ми-8ПП

Реклама...

    


 
главная многоцелевые
   Ми-8ПП
       
Разработчик: ОКБ Миля
Страна: СССР
Первый полет: 1971
Тип: Вертолет - постановщик помех
  ЛТХ     Доп. информация
   


Если воздушные КП должны были обеспечивать действия своих войск, то вертолеты радиоэлектронной борьбы должны были осложнять и нарушать деятельность противника. Наиболее обширное семейство специальных модификаций Ми-8 имело задачей в самом буквальном смысле создание помех вражеским системам связи, ПВО и прочим радиотехническим средствам. Насыщенность современных армий разнообразными электронными системами, без которых уже не мыслилась деятельность войск и управление ими, в свою очередь, ставила на повестку дня необходимость эффективного противодействия и срыва работы подобных средств противника. Для этого требовался целый комплекс мер: по сформировавшимся представлениям, РЭБ включает в себя разведку радиоизлучений в широком диапазоне частот, несущих информацию о функционировании радиотехнических средств и систем, а также установление дислокации объектов разведки с последующей организацией их радиоэлектронного подавления вплоть до их физического уничтожения. Основными направлениями РЭБ стали радиотехническая разведка, радиоразведка и подавление связи для срыва управления войсками, а также нарушение деятельности средств ПВО противника.

Последняя задача имела целью обеспечение действий своей авиации в условиях противодействия ПВО, будучи совершенно необходимой, но и крайне непростой в реализации. Для срыва работы зенитных систем требовалась предварительная пеленгация их излучения, выявление расположения и определение параметров работы, необходимых для организации ответных помех, притом с мгновенным быстродействием, препятствующим разного рода попыткам уклониться от воздействия помех. Техника противника не стояла на месте, в практику вошли разнообразные способы преодолеть воздействие помеховых систем, от перестройки частоты до встречного воздействия на средства РЭБ.

Наиболее действенным представлялось сопровождение групп своей авиации носителями помехового оборудования для их прикрытия с воздуха в ходе прорыва барьера ПВО и защиты в зоне действия зенитных средств. Противником при этом выступали прежде всего РЛС обнаружения и наведения зенитных ракетных комплексов. Первые специализированные постановщики помех на самолетах появились в составе ВВС еще в 50-е годы, дополняя бортовые станции РЭБ самих боевых самолетов. Машина постановки помех несла комплект СПС (самолетных помеховых станций), более мощных и специализированных по сравнению с бортовыми станциями, обеспечивая достаточно эффективное противодействие ПВО. Вертолет в качестве "платформы" для размещения средств РЭБ имел ряд преимуществ, обладая удовлетворительной грузоподъемностью и вместимостью для размещения целого набора помеховых станций, иные из которых были довольно громоздкими изделиями. Комплект станций позволял перекрыть сразу широкую полосу требуемого диапазона разнотипными помехами, надежно подавляя работу радиотехнических систем ПВО. Присутствие на борту операторов, управлявших помеховым оборудованием, позволяло организовать работу более эффективно, а при необходимости произвести требуемую наладку и ремонт. Мобильность вертолетов делала возможным их малозаметное размещение вблизи намеченных участков и своевременное привлечение к обеспечению действий ударной группы, к тому же вертолеты были менее уязвимы за счет той же скрытности базирования и рассредоточения и действий на малых высотах, где они могли укрываться за складками местности. Кроме того, вертолеты были в несколько раз дешевле специализированных самолетов того же назначения, число которых во фронтовой авиации оставалось крайне ограниченным.

Первая модификация вертолета радиоэлектронной борьбы на базе Ми-8Т появилась в 1971 году. Вертолет Ми-8СМВ предназначался для групповой защиты самолетов от поражения их ракетами ЗРК "Хок" путем подавления РЛС подсвета целей и радиолокационных головок самонаводящихся ракет шумовыми помехами. Основной в западных армиях ЗРК "Хок" был опасным противником, обладая весьма высокими возможностями и позволяя поражать воздушные цели, летящие на сверзвуке на высотах от предельно малых и до 18 км. Для борьбы с ним предназначалась бортовая станция СПС-88 "Смальта-В", обеспечивавшая постановку прицельной ответной помехи из зоны вне досягаемости зенитного ракетного оружия. Аппаратура являлась секретной и для неизбежного упоминания в служебной переписке носила открытое название ЛО-01 (как говорили, с индексом ЛО от слова "ловушка"). Однако узкий круг допущенных даже открытое название толком не знал, путая букву и цифру в наименовании и называя изделие сугубо цифровым индексом Л001.

Аппаратура была построена по ретрансляционной схеме на основе многолучевой линзовой антенны, реализовавшей уводящую мощную помеху ответного типа. Обнаружив излучение РЛС противника, станция автоматически производила обработку сигналов и устанавливала направление на источник, отвечая шумовой частотно-модулированной помехой. Противник вводился в заблуждение относительно местоположения передатчика помех, помеховый сигнал направлялся из вынесенной точки в отдалении, куда ракета долететь не могла и уходила на самоликвидацию либо падала на землю. Эффективность действия достигалась за счет формирования направленных узкополосных помех, излучавшихся в одном или нескольких заданных секторах. Станция отличалась высокими характеристиками подавления при наименьших энергетических затратах, однако весила под тонну.

Для энергообеспечения аппаратуры вертолет был оснащен более мощными электрогенераторами, а систему переменного тока сообразно потребностям аппаратуры сделали трехфазной (вместо прежней однофазной). С аппаратурой "Смальты" управлялся один оператор, рабочее место которого находилось в отсеке грузовой кабины, отделенном от высоковольтных блоков станции. Внешне Ми-8СМВ почти не отличался от обычной транспортной машины, имея две пары небольших антенных устройств с излучающими рупорами-пирамидками, прикрытых пластиковыми обтекателями, выступающими прямоугольниками по бортам. С боков они были окаймлены дюралевыми козырьками, защищавшими находившиеся рядом окна от проникновения внутрь грузовой кабины высокочастотного излучения. Впоследствии появились и другие модификации вертолетной СПС-88 с расширенными возможностями, последней из которых стала СПС-88ПГ "Карма", вертолеты с которой именовались Ми-8СМВ-ПГ и сдавались уже в 2001 году.

"Смальта" еще с использованием опытного образца прошла испытания при боевых действиях на Ближнем Востоке в 70-е годы, показав отменные результаты. Как указывалось в докладе разработчиков, сопровождавших опытную боевую службу, "при работе по ЗРК "Хок" полностью исключались эффективные пуски ракет по самолетам". Создатели станции рассказывали, как воочию наблюдали срыв наведения при включении в работу своего изделия: сбитая с толку ракета начинала метаться, вихляя по курсу и высоте, сходила с траектории, теряя направление на самолет, и врезалась в землю.

При достаточно высокой эффективности сложное оборудование вертолетной "Смальты" не дотягивало до требуемого уровня надежности: налет на отказ аппаратуры к концу 70-х годов составлял в среднем 35,4 часа, тогда как у самолетных станций аналогичного назначения эта характеристика равнялась 60-70 часам. Особенности работы СПС-88 с направленным излучением требовали крайне тщательного выдерживания режима полета, избегая каких-либо маневров. Узкая диаграмма направленности антенн обуславливала необходимость удержания объекта подавления в створе со всем вниманием к точности пилотирования, чтобы помеховое излучение не "промахивалось" и надежно глушило РЛС противника. Для этого летчику надлежало сохранять курс в пределах 2 град. , воздерживаясь от малейших кренов - наклон вертолета всего в полтора градуса был уже на пределе допустимого. Поскольку работа аппаратуры сопровождалась мощным высокочастотным излучением, небезопасным для здоровья, летчикам при включении станции запрещалось не только выходить в грузовую кабину с "фонящим" оборудованием, но и открывать дверь и блистеры.

Следующей машиной этого назначения стал Ми-8ПП с комплексом "Поле", служивший для постановки помех наземным РЛС обнаружения, наведения и целеуказания. Его оборудование позволяло также использовать вертолет в целях ведения радиотехнической разведки, выявляя местонахождения и типы излучающих средств противника. Эти данные использовались при вскрытии системы управления, группировки ВВС и ПВО и организации их электронного подавления.

После выполнения доработок появился более совершенный вариант Ми-8ППА с расширенным набором оборудования. В него входили два комплекта станций активных помех "Азалия" СПС-63 (ЛО-24) и комплект СПС-66 (ЛО-27) литера "В", а также три спаренных станции СПС-5М2 "Фасоль" разных частотных литеров. Новейшая на то время станция "Азалия" предназначалась для подавления РЛС системы управления войсками. В ней использовались ранее не применявшиеся режимы работы РЭБ с созданием скользящих шумовых помех. Основными прежде используемыми способами на имевшихся самолетах РЭБ фронтовой и дальней авиации было противодействие системам противника прицельными шумовыми и заградительными помехами, однако те требовали весьма громоздкой аппаратуры и высоких энергетических затрат. "Азалия" отличалась переходом к методике подавления узкополосными помехами, быстро перестраиваемыми в широком частотном диапазоне. Противнику трудно было уклониться от помех, даже меняя рабочие частоты (отсюда и название "скользящих" помех вслед за меняющимися импульсами подавляемой системы). Достоинством была также высокая спектральная плотность мощности излучаемой помехи в текущей полосе, благо не требовалось "разбрасываться" энергией по всему диапазону.

Основными объектами подавления "Азалии" при обеспечении боевых действий фронтовой авиации назначались вражеские РЛС дальнего обнаружения, наведения и целеуказания. Дополнявшие их станции СПС-5М2 "Фасоль" использовались для создания заградительных прямошумовых помех РЛС дальнего обнаружения и наведения в диапазоне метровых волн, маскируя самолет на экранах РЛС засветкой в одном или нескольких секторах обзора. Они не были автоматическими и включались оператором при наличии заранее разведанных вражеских объектов.

Перекрываемый частотный диапазон "Азалии" был шире аналогичных самолетных станций, а мощность помех по полосам спектра без малого вдвое превосходила их. При этом "Азалия" весила всего 185 кг, вчетверо меньше самолетного "Букета", и потребляла в 2,5 раза меньше электроэнергии. Благодаря этому на вертолете удалось "с запасом" разместить несколько комплектов аппаратуры, воздействуя на РЛС противника излучением сразу нескольких передатчиков помех. Антенны "Азалии" размещались по бортам вертолета под объемистыми обтекателями-"ящиками". Наиболее приметной чертой Ми-8ППА был набор из целой дюжины крестообразных антенн станций "Фасоль" на рамах по бокам задней части фюзеляжа, выглядевших настоящей мельницей. Работа станций сопровождалась большим выделением тепла, что потребовало оснащения машины мощной системой жидкостного охлаждения, использовавшей специальный синтетический антифриз. Под брюхом вертолета монтировались шесть радиаторов, охлаждаемых наружным воздухом. Монтаж объемистых радиаторов заставил переделать входную стремянку, крепившуюся у проема двери в грузовую кабину.

Благодаря хорошей отработанности оборудования Ми-8ППА станции имели неплохие характеристики надежности. Так, по данным 1978 года, показатели налета на одну неисправность для станций СПС-63 составляли 96,5 часов, для СПС-66 - 127 часов. "Фасоль" к этому времени и вовсе принадлежала к наиболее доведенным образцам в своем классе и по надежности вдвое превосходила прочие системы. Одним из важнейших способов достижения высокой безотказности назначалось выполнение периодических тренировок лампового оборудования (физкультурный термин "тренировка", подобно понятию "зарядка", используется в электротехнике применительно к необходимости регулярного опробования подтоком на проверочных стендах).

На базе более мощного Ми-8МТ был создан целый ряд специализированных вертолетов РЭБ. На основе "Азалии" были разработаны станции "Бизон" и "Просека", использовавшие фазированные антенные решетки, цифровую аппаратуру анализа и управления. Они имели назначением подавление РЛС дальнего радиолокационного обнаружения, обеспечивая также срыв наведения высокоточного управляемого оружия. Помеховое оборудование позволяло вносить нарушения по каналам передачи телевизионного сигнала от головок управляемых бомб и ракет, а также с борта беспилотных разведчиков, срывая их связь с пунктом управления. С использованием этих станций были выпущены вертолеты Ми-8МТП и Ми-8МТПБ.

На вертолете Ми-8МТШ и его вариантах использовалась станция "Шахта", на Ми-8МТИ (имеющем собственное наименование Ми-13) - станция "Икебана". Ввиду специфичной деятельности машин этого назначения, подпадающих под государственную тайну, состав их оборудования и характеристики не обнародовались. Единственным исключением явилась информация о самом наличии таких вертолетов, предоставленная при подготовке Договора об ограничении обычных вооружений в Европе в 1990 году. В материалах Договора стороны обязывались указать имеющуюся на вооружении технику, и в числе прочих были названы также вертолеты радиоэлектронной борьбы Ми-8МТПИ, Ми-8МТПШ, Ми-8МТД, Ми-8МТС, Ми-8МТР1, Ми-8МТР2, Ми-8МТУ, Ми-8МТШ1, Ми-8МТШ2, Ми-8МТШЗ и Ми-8МТ-1С.

За рубеж поставлялись соответствующие им модификации Ми-17П (аналог Ми-8МТП), Ми-17ПИ (Ми-8МТПИ), Ми-17ПГ и другие. Поскольку коммерческие предложения невозможно представить без представления продукта, производивший их Казанский вертолетный завод обнародовал информационный листок с кратким перечнем комплектации этих машин. Заказчик мог рассчитывать на следующие исполнения: Ми-17П оснащался помеховыми станциями "изделие 1", "изделие 2" и "изделие 3". Первая станция работала в диапазоне F с частотами 7-10 см, создавая направленные помехи в секторах 30* по азимуту и 12“ по углу места. Вторая станция с аналогичными секторами излучения создавала помехи в диапазоне D (15-30 см). Третья станция излучала помехи в диапазоне В (60-100 см) с секторами 120’ по азимуту и 30“ по углу места. Максимальное время непрерывной работы станций составляло не менее четырех часов. Вертолет также нес аппаратуру радиотехнической разведки, способную обнаруживать радары, работающие в диапазонах F и D в секторах 180“ по курсу и 30“ по углу места.

Вертолет Ми-17ПИ оснащался одной помеховой станцией, способной подавлять сразу до восьми объектов и работающей в диапазоне D с секторами излучения 30“ на 1Г. Помеховая станция вертолета Ми-17ПГ работала в диапазонах Н и I (от 3 до 5 см), подавляя до восьми целей в секторах 25’ на 12“. Преимуществом ее аппаратуры была возможность противодействия не только радарам с импульсным режимом работы (как все предыдущие типы станций), но и с непрерывным и квази-непрерывным излучением.

К такой же секретной технике относились вертолеты ближней тактической разведки Ми-8Р (Ми-8ГР), появившиеся на вооружении в середине 70-х годов. В некоторых источниках о них говорится как о вертолетах визуальной и фоторазведки, но это неверно: машины предназначались для ведения радиотехнической разведки и прослушивания средств связи противника. В составе аппаратуры имелась станция Р-947 с режимом "Прослушивание", другим отличием по оборудованию была установка более точного ДИСС-15 вместо обычного ДИВ-1 на "тэшках". В грузовой кабине по правому борту находились рабочие места двух операторов в своем отсеке, запиравшемся на ключ, куда категорически запрещался доступ посторонним. Сами операторы-офицеры придавались из вышестоящего штаба.

Вертолет оборудовался выпускаемым антенным блоком 1-АЗ в створках грузолюка. В убранном положении блок с округлым обтекателем вписывался в обводы створок, мало выдаваясь, однако при его выпуске под вертолетом повисала объемистая конструкция почти двухметрового размера. Летчиками разведчик был не особенно любим: громоздкое устройство сказывалось на управляемости и скорости, а расход топлива был выше на 11-12%. При выпуске антенны нарушалась центровка вертолета. По мере вырабатывания топлива вертолет, как хромой, качался на правый борт, поэтому приходилось часто пользоваться триммером, а ручку управления удерживать отданной влево.

При отказе устройства уборки антенного блока сесть было невозможно - в лучшем случае дорогостоящий блок был бы раздавлен, а то и сам вертолет бы перевернулся.

Для предотвращения аварийных случаев с Ми-8Р в подобных ситуациях рядом со стоянками в части предписывалось оборудовать яму двухметровой глубины, куда при посадке помещался бы обтекатель антенного блока. Яму надлежало окаймить деревянным настилом, достаточно прочным, чтобы сам вертолет не проваливался. На крайний случай предусматривался аварийный сброс блока с помощью взрывных пироболтов.

Специализированный вертолет Ми-8МТЯ предназначался для ведения радиоразведки и нарушения связи в каналах управления войсками. Его "противником" выступали линии связи в звене от батальона и роты до взводного опорного пункта, что предусматривало использование в непосредственной близости от линии боевого соприкосновения. Соответственно возможному огневому противодействию предусматривалась установка броневой защиты кабины экипажа и бортового оператора, а также штатного вооружения из двух пулеметов ПКТ - переднего в кабине летчиков и заднего в установке на створке грузо-люка. Штатное оборудование РЭБ комплекса "Ястреб" включало станцию Р-949БВ, которая обеспечивала прослушивание (в ручном режиме) и подавление КВ, УКВ, радиорелейной, сетевой мобильной и спутниковой телефонной связи. Приемо-передающие антенные системы направленного действия монтировались по правому и левому бортам, под днищем вертолета находилась штыревая выпускная антенна круговой направленности.

Вертолеты Ми-8МТЯ были выпущены в крайне ограниченном количестве всего четырех штук, что объяснялось специфичностью характера задач (или, напротив, недооценкой возможностей "слухачей"). Эти машины, в отличие от постановщиков помех, поступали не в "рэбовские" части, а оставались в непосредственном армейском подчинении. Летчиками они были любимы за хорошие летные качества - аппаратура, в отличие от постановщиков, была компактной и нетяжелой, и вертолет сохранял транспортные возможности (позволяя в случае надобности слетать за припасами или по другим надобностям). В неудобном положении находился разве что оператор, запертый в своей кабинке (которую за тесноту так и звали "броне-туалетом"). В боевой обстановке при поражении машины выбраться ему было трудновато, к тому же рядом загораживала проход бочка топливного бака, поэтому операторы предпочитали летать с настежь распахнутой дверцей своего отсека.

В дальнейшем аппаратуру комплекса "Алтаец" заменили на новую комплекса "Атлет" с приемо-передатчиком с цифровой перестройкой частоты и более мощными усилителями помехового сигнала. У оператора появилась возможность самостоятельного ведения радиообмена с командными пунктами управления и получения задач в воздухе. Переоборудованные вертолеты получили название Ми-8МТЯ-2.

Другими модификациями военного назначения были вертолеты-ретрансляторы, появившиеся в 1975 году и имевшие назначением повышение дальности и надежности связи (к примеру, при действиях в горных условиях, где возвышенности затрудняют прохождение сигналов), тогда же на испытания был выведен опытный воздушный передающий пункт телевизионной связи. Впоследствии на вооружение поступил вертолет Ми-8ТАРК (Ми-8ТГ) с бортовым комплексом телевизионной разведки и корректировки. ТАРК сочетал выгоды непосредственного визуального наблюдения и объективность воздушного фотографирования, обладая высокой наглядностью и быстродействием за счет возможности передачи изображения вышестоящим штабам в текущем масштабе времени. Наблюдение "живой" картинки имело преимущество перед статичной фотографией, позволяя выделять подвижные объекты и фиксировать изменения в обстановке.

Оборудование телевизионного разведчика включало телекамеры с переменным полем зрения, устанавливавшиеся над открываемым обзорным люком в грузовой кабине и оснащенные оптическими головками, трансляционную аппаратуру в подвесных контейнерах, и систему дистанционного управления с постом наведения ПНС-3. Одна из телекамер служила для получения мелкомасштабного изображения при съемке с малых высот (не менее 200 м), другая - для крупномасштабной съемке с высот не менее 1000 м. Изображение выводилось на экран пульта ВКС-121, с которым работал дополнявший штатный экипаж оператор (чтобы иметь возможность визуально следить за окрестностями, он занимал место борттехника в кабине, а тот продолжал полет стоя в дверном проеме и следя за своим хозяйством). Особое внимание при эксплуатации телевизионной системы следовало уделять содержанию оптики в чистоте - пыль, грязь и разбивавшаяся мошка сказывались на качестве изображения.

Ми-8ВД служил для выполнения радиационной разведки, для чего оснащался дозиметрической аппаратурой (Д -дозиметрический). Помимо оценки уровня заражения местности дистанционными средствами, вертолет обеспечивал взятие проб грунта посадочным способом. Специализированные вертолеты радиационной разведки на базе "эмтэш-ки" именовались Ми-8МТС и Ми-8МТТ. В составе оборудования обычных транспортных "восьмерок" также имелись дозиметры, позволявшие оценивать состояние местности.

Разведчик на базе Ми-8МТ получил наименование Ми-8МТА, вариант созданного в 1984 году аэрофоторазведчика -Ми-8МТФ. Помимо специализированных вертолетов-разведчиков, для воздушного фотографирования могли привлекаться обычные "восьмерки". Фотоаппарат для перспективной аэрофотосъемки монтировался в боковом иллюминаторе. Другим вариантом монтажа фотооборудования была установка аппарата в люке задней створки.

В 1987 году появился вертолет Ми-8МТФ (второй с таким названием) с оборудованием для постановки дымовых завес для маскировки боевых порядков войск и других объектов, в том числе и от управляемого высокоточного оружия.



 Модификации :
Ми-8МТД  постановщик помех.
Ми-8МТИ  постановщик помех.
Ми-8МТЛ  разведчик с возможностью одновременного применения тепловизионной разведки и радиоперехвата с точным определением координат цели.
Ми-8МТП  постановщик помех на базе Ми-8МТ с комплексом "Пелена".
Ми-8МТПБ  постановщик помех с аппаратурой "Бизон".
Ми-8МТПИ  постановщик помех на на базе Ми-8МТ с комплексом РЭБ "Икебана".
Ми-8МТПР-1   постановщик помех на базе Ми-8МТВ-5-1. От серийных Ми-8МТВ-5-1, модификация отличается отсутствием рампы и бронеплит на кабине экипажа, зауженной левой сдвижной дверью и отсутствием части иллюминаторов, дополнительной антенной на хвостовой балке. Вертолёт оборудован комплексом РЭБ "Рычаг-АВ".
Ми-8МТПС  постановщик помех со станцией "Смальта-М.
Ми-8МТПШ  постановщик помех.
Ми-8МТР1  постановщик помех с аппаратурой "Рычаг-БВ1".
Ми-8МТР2  постановщик помех , модификация Ми-8МТР1.
Ми-8МТС  вертолёты радиационной разведки. Разработан в 1986 году.
Ми-8МТС  постановщик помех.
Ми-8МТФ  аэрофоторазведчик. Разработан в 1984 году.
Ми-8МТФ (II)  постановщик дымовых завес. Разработан в 1987 году.
Ми-8МТШ1 (Ми-8МТШ2, Ми-8МТШ3)  постановщик помех с системой "Шахта".
Ми-8МТЮ  Предназначен для обнаружения спускаемых аппаратов, малоразмерных надводных целей, в носу антенна РЛС. Используется Украинскими ВВС.
Ми-8МТЯ  вертолет РЭБ и радиотехнической разведки с аппаратурой "Яхта". Предназначен для подавления радиоэлектронных объектов КВ, УКВ радиосвязи из зон барражирования и по самостоятельным маршрутам.
Ми-8МТ-1С  постановщик помех.
Ми-8ПП  вертолёт РЭБ (радиоэлектронной борьбы), созданный в 1974 г. По некоторым источникам оборудован комплексом "Поле", но в 70-80 гг. комплексы РЭБ принято было именовать названиями растений, возможно, этот вариант просто путают с ранними версиями Ми-8ППА. Предназначался для постановки помех наземным РЛС обнаружения, наведения и целеуказания. Размещённые на вертолёте станции подавления позволяли также использовать Ми-8ПП в качестве радиоразведчика. Вертолёт легко отличить по контейнерам и крестообразными дипольными антеннами по бокам фюзеляжа.
Ми-8ППА  вертолёт РЭБ, оснащённый станциями "Азалия" и "Фасоль", по некоторым источникам - доработанная в 1980-1982 гг. версия Ми-8ПП.
Ми-8СМВ  первая модификация вертолёта Ми-8, в качестве вертолёта РЭБ. Модификация Ми-8СМВб созданная в 1971 году, предназначалась для защиты фронтовой авиации от поражения зенитно-ракетными комплексами противника. В грузовой кабине был установлен вертолётный вариант комплекса радиоэлектронной борьбы "Смальта-В" ("Смальта-3") с пультом управления, а на борту фюзеляжа смонтированы приёмопередающие антенны.
Ми-8ТАКР  вертолёт с комплексом телевизионного наблюдения.
Ми-13  постановщик помех
Ми-17ПИ  эспортный постановщик помех, вариант Ми-8МТПИ.
Ми-17ПП  эспортный постановщик помех, вариант Ми-8МТПБ для Венгрии.
Ми-17ППА  эспортный постановщик помех, вариант Ми-8ППА.
Ми-17ПГ  эспортный постановщик помех, вариант Ми-8МТПБ для Болгарии.
Ми-17Z-2  постановщик помех. Разработан в Чехословакии.



 ЛТХ:
Модификация   Ми-8ПП
Диаметр главного винта, м   21.30
Диаметр хвостового винта, м   3.91
Длина,м   18.42
Высота ,м   5.34
Масса, кг  
  пустого   7200
  нормальная взлетная   11100
  максимальная взлетная   13000
Тип двигателя   2 ГТД Климов ТВ3-117МТ
Мощность, кВт   2 х 1454
Максимальная скорость, км/ч   250
Крейсерская скорость, км/ч   230
Практическая дальность, км   500
Скороподъемность, м/мин   540
Практический потолок, м   5000
Статический потолок, м   1760
Экипаж, чел   3-4


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Ми-8СМВ (c) Максим Хусаинов
 Ми-8СМВ (c) Максим Максимов
 Ми-8ПП (c) Максим Максимов
 Ми-8ПП (c) Александр Пак
 Ми-8ППА (c) Иван Савицкий
 Комплекс "Азалия" на Ми-8ППА (c) Максим Брянский
 Ми-8МТИ (c) Erik RostovSpotter
 Ми-8МТИ (c) Иван Савицкий
 Ми-8МТПБ (c) Антон Павлов
 Ми-8МТПБ (c) Денис Котляр
 Ми-8МТПС (c) Максим Брянский
 Ми-8МТПР-1 (c) Максим Брянский
 Ми-8МТШ-3 (c) Вячеслав Бабаевский
 Ми-8МТШ-3
 Ми-8МТШ-3 (c) Вадим
 Ми-8МТПИ
 Ми-8МТПИ (c) Сергей Бурдин
 Ми-8СМВ-ПГ (c) Максим Брянский
 Ми-8МТЯ
 Ми-8МТЯ (c) Денис Котляр
 Ми-17ПП ВВС Венгрии
 Ми-17Z-2
 Ми-17Z-2

  Схемы:

 Ми-8ППА
 Варианты вертолета
 Схема расположения оборудования
 Схема размещения антенн на вертолете

  Вариант окраски:

 Ми-8ППА (c) В.Мильяченко
 Ми-8МТШ (c) В.Мильяченко

 



 

Список источников:

Авиация и Время 2015-05-06. Сергей Дроздов. Нестареющая "восьмерка"
История Авиации 25. Сергей Бурдин. Специальные "Восьмерки"
Полигон. В.Р. Михеев. Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля
Полигон. Вадим Михеев. Ми-8. 40 лет : Полет нормальный
Яуза. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Незаменимый Ми-8. Полвека в строю
Мир Авиации 2003-03. В.Морозов. Воздушные рабочие войны
Вадим Михеев. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет
Вадим Михеев. Ми-8 - 40 лет в строю
Е.И.Ружицкий. Вертолеты
Russianplanes.net. Ми-8ПП(СМВ/ППА)
Air Fan 1991-03. Herman J. Sixma. Theo W. van Geffen. Hip H hongrois


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: