Реклама...

    


 
главная многоцелевые
   Ми-6ВКП
       
Разработчик: ОКБ Миля
Страна: СССР
Первый полет: 1972
Тип: Воздушный командный пункт
  ЛТХ     Доп. информация
   


Идея использования вертолета в качестве "летающего штаба" появилась в Советском Союзе вместе с первыми такими аппаратами, еще экспериментальными, сразу после окончания Великой Отечественной войны, но была реализована только в 1961 г., когда на базе серийного транспортного вертолета Ми-4 сделали специальную модификацию Ми-4ВКП √ "воздушный командный пункт".

Однако этот вертолет с одним поршневым двигателем АШ-82В взлетной мощностью 1700 л.с. быстро перестал удовлетворять требованиям времени. В 1957 г. совершил свой первый полет гораздо более мощный винтокрылый гигант Ми-6 √ в то время он действительно был самым большим, тяжелым и мощным вертолетом в мире. Его серийный выпуск начался в 1959 г. в Ростове-на-Дону, а затем и в Москве, но там он продолжался недолго, поскольку авиазавод ╧ 23 передали ракетчикам.

Два турбовальных двигателя Д-25В мощностью по 5500 л.с. позволяли ему взлетать с весом до 42,5 тонны, поднимать 10 тонн груза и развивать скорость до 300 км/ч √ Ми-6 тогда был, наверное, еще и самым быстрым вертолетом в мире, по крайней мере, среди серийных.

Объем его грузовой кабины был целых 80 кубометров, что позволяло разместить в ней не только груз, но и что-то другое. На базе этой классической машины, служившей более полувека в авиации нашей страны и за ее пределами, было сделано множество специальных модификаций, в том числе и воздушные командные пункты.

Хотя скорость в таком варианте несколько снизилась из-за добавочного аэродинамического сопротивления, создаваемого новыми антеннами, а взлет и посадку в обычных условиях рекомендовалось выполнять по-самолетному с разбегом и пробегом, воздушный командный пункт армейского уровня Ми-6А ВКП  (Ми-6ВКП) оказался машиной чрезвычайно полезной и востребованной, способной в сложной обстановке гораздо на большее, чем предполагали разработчики и было записано в руководстве по его летной эксплуатации.

Первым воздушным командным пунктом на базе вертолета Ми-6 был Ми-6А ВКП (изд. 50А ВКП) строевой, воздушный командный пункт армейского уровня. Создан по инициативе Министерства обороны СССР в связи с необходимостью повышения устойчивости боевого управления большими массами войск в условиях маневренной войны. Проект и доработка серийного вертолета выполнены АРЗ-535 МО СССР (г. Конотоп, Украинская ССР). Проектные работы велись в Отделе руководства оборудованием (ОРО) завода под руководством майора Д.М. Мельникова, ведущими специалистами по группам были В.М. Морозов, В.Ф. Косенков и капитан Е.И. Марфенков.

Вертолет предназначался для решения следующих задач:

  • обеспечения выхода из-под удара КП армии, его мобильности и способности передвигаться вслед за частями с целью непрерывного управления ее частями и соединениями;
  • оперативного создания дополнительных (ранее не выявленных противником) каналов связи, работающих из другой географической точки и на других частотах;
  • оперативного создания дополнительных каналов связи (в том числе со Ставкой верховного главнокомандования) перед нанесением удара с применением тактического ядерного оружия, когда интенсивность радиообмена резко возрастает на короткое время (это связано как с получением подтверждения на применение ТЯО от вышестоящего штаба, так и с необходимостью своевременного информирования большого числа своих подразделений, что делается заблаговременно для принятия ими мер защиты от поражающих факторов ТЯО, но так, чтобы противник не успел приготовиться к этому).

Кроме того, вертолет ВКП рассматривался как "запасной штаб" на случай, если основной наземный командный пункт армии будет выявлен и уничтожен противником. Потому существовали термины ВКП, ВПУ и ВзПУ. Воздушный командный пункт предназначался для работы только с земли √ он прибывал на место назначения, развертывал при необходимости дополнительные антенны или подключался к существующим, включал аппаратуру и приступал к передаче и приему сообщений.

Основные отличия:

  • демонтировано все оборудование для погрузки, перевозки, разгрузки и десантирования личного состава, техники, грузов, раненых;
  • грузовая рампа заблокирована в закрытом положении;
  • грузовая кабина была разделена на два отсека перегородкой (в переднем находилась спецаппаратура связи и ее операторы, в заднем √ офицеры группы управления штаба армии) и получила декоративную отделку для создания комфортных условий работы в ней;
  • в салоне установлены дополнительные средства связи, включающие радиостанции, аппаратуру уплотнения каналов и засекречивания связи √ ЗАС (см. таблицу Ми-6А ВКП, Ми-22 и Ми-27 РЭО, а также справку ╧ 2 по системам ниже);
  • изменена электросистема вертолета для питания спецаппаратуры;
  • обеспечено подключение спецаппаратуры вертолета к наземным источникам питания для работы на земле;
  • на фюзеляже и хвостовой балке установлены дополнительные антенны;
  • в комплект оборудования включены дополнительные выносные антенны, которые развертываются на земле;
  • обеспечено питание спецаппаратуры от штатной вспомогательной силовой установки АИ-8 вертолета на земле;
  • в экипаж включены операторы спецаппаратуры (два офицера и три прапорщика), также имеются места для офицеров группы боевого управления;
  • вместо правого внешнего топливного бака установлен керосиновый обогреватель КО-50 для поддержания нормальной температуры в салонах и в зонах установки спецаппаратуры в зимних условиях.

Головной вертолет был переоборудован силами АРЗ-535. Он прошел заводские и Государственные испытания при участии специалистов ОКБ Миля, институтов МАП и МО СССР с положительной оценкой. На производстве АРЗ-535 МО СССР во второй половине 70-х гг. в этот вариант переоборудовано 36 готовых (новых, не бывших в эксплуатации) вертолетов Ми-6А выпуска Ростовского вертолетного завода. В эксплуатации была освоена и работа средств связи в воздухе √ несмотря на то, что бортовые (встроенные) антенны имели существенно меньшие размеры и не было возможно подключить внешние источники питания, дальность связи на высоте часто оказывалась больше, т.к. не было помех от рельефа.

Вертолеты Ми-6А ВКП эксплуатировались в отдельных вертолетных полках боевого обеспечения и управления и связи ВВС СССР (ОВП БИУ) до конца 90-х гг.

Некоторые образцы специальной аппаратуры, установленные на вертолетах Ми-6ВКП:

  • Р-111, КВ-радиостанция из комплекта оборудования вертолета Ми-6А ВКП (установлено 3 комплекта) и Ми-22 (на последнем √ 3 полукомплекта). На вертолете Ми-9 работает на выдвижную штыревую или наземную антенны. Обеспечивает связь с сухопутными войсками в диапазоне 20-52 МГц.
  • Р-130, радиорелейная КВ-радиостанция из комплекта оборудования вертолета Ми-6А ВКП. Дублирует станцию Р-140 при работе в воздухе.
  • Р-140, КВ радиостанция из комплекта оборудования вертолета Ми-6А ВКП. Работает только на земле на выносную антенну. Излучаемая мощность 1000 Вт. Питание √ от АБ-8Т-230. Имеет приемник Р-155.
  • Р-409, радиорелейная УКВ радиостанция из комплекта оборудования вертолета Ми-6А ВКП и Ми-22 (на последнем √ 3 полукомплекта). На земле работает на выносную антенну, в воздухе √ на встроенную. Имеет аппаратуру уплотнения каналов П-303 и П-317.
  • Р-802ВЯ, радиостанция из комплекта оборудования вертолета Ми-6А ВКП (установлено 2 комплекта) и Ми-22 (на последнем √ 1 комплект?). Обеспечивает связь в воздухе в метровом и ДМВ диапазонах.
  • Р-831М1, радиостанция из комплекта оборудования вертолета Ми-6А ВКП (установлено 2 комплекта) и Ми-22 (на последнем √ 1 комплект?). Обеспечивает связь в воздухе в метровом и ДМВ диапазонах.
  • Р-847, КВ радиостанция из комплекта оборудования самолетов Ту-22, Ту-22М2, Су-24. Устанавливается также на вертолете Ми-6А ВКП. Имеет приемник Р-876.
  • П-303, аппаратура уплотнения каналов связи для Р-409 (уплотняет один канал до шести). Устанавливается на вертолетах Ми-6А ВКП и Ми-6АЯ (Ми-22).
  • П-317, аппаратура уплотнения каналов связи для Р-409 (уплотняет один канал связи в телефонном режиме телеграфным каналом при сохранении основного канала ТЛФ). Устанавливается на вертолетах Ми-6А ВКП и Ми-6АЯ (Ми-22).






 ЛТХ:
Модификация   Ми-6ВКП
Диаметр несущего винта, м   35.00
Диаметр рулевого винта, м   6.30
Длина,м   33.17
Высота ,м   9.86
Ширина, м   15.30
Масса, кг  
  пустого   34580
  максимальная взлетная   44500
Топливо, кг   6315 + 1750 (1 ПТБ)
Тип двигателя   2 ГТД ПНПП Авиадвигатель (Соловьев) Д-25В (ТВ-2БМ)
Мощность, кВт   2 х 4100
Максимальная скорость, км/ч   280
Крейсерская скорость, км/ч   250
Перегоночная дальность, км   1270
Практическая дальность, км   600
Скороподъемность, м/мин   310
Практический потолок, м   4000
Статический потолок, м   2500
Экипаж, чел   6 + 5 операторов связи
Полезная нагрузка:   до 40 пассажиров


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Ми-6ВПК (c) Павел Галактионов
 Ми-6ВПК (c) Максим Гольбрайхт
 Ми-6ВПК (c) Сергей Рябцев
 Ми-6ВПК (c) Денис Апальков
 Ми-6ВПК
 Ми-6ВПК
 Второй салон Ми-6ВПК, в котором работала группа боевого управления √ офицеры штаба армии (c) Сергей Мороз
  Стойка с дополнительными радиостанциями в первом салоне Ми-6ВПК (c) Сергей Мороз

  Схемы:

 Ми-6ВПК

 



 

Список источников:

Авиация и Время. Владимир Михеев. Русский размер
Наука и Техника. Сергей Мороз. Штаб фронта уходит в небо: воздушные командные пункты Миль Ми-6А ВКП, Ми-6АЯ (Ми-22) и Ми-27
АвиО 1997-06. Игорь Приходченко. Воздушные командные пункты на базе вертолета Ми-6
Авиация и Время. Ростислав Мараев, Александр Котлобовский. От рассвета до заката
Крылья Родины. Николай Якубович. "Геркулес" из Сокольников: О вертолете Ми-6
Е.И.Ружицкий. Вертолеты
Вадим Михеев. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет


Уголок неба. 2020  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: